№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Дизайн


 Рогова Александра Сергеевна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Гарин Н. П. Уральская государственная архитектурно-художественная академия г. Екатеринбург, Россия

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ ИСТОРИИ УРАЛА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ


УДК: 62: 7,05 (470,5)

Статья рассматривает проблемы идентификации человека в культурной среде. Предлагает пути и принципы формирования модели пространственной концепции Уральского региона с целью выявления культурного потенциала территории.

Ключевые слова: территория, культура, бренд, регион, культурное наследие, идентификация, Урал


«Каждое чудо должно найти свое объяснение,
иначе оно просто невыносимо»
Карел Чапек

В январе 2008 года правительство РФ утвердило концепцию продвижения национальных и региональных брендов страны. Это особенно актуально в настоящее время, поскольку в условиях мировой культурной интеграции значительно возрастает роль отдельных регионов и городов каждой страны. Выявление территориальной индивидуальности претендует на формирование конкурентных преимуществ, самодостаточности и привлекательности региона для жителей, туристов, инвесторов [1]. А положительное изменение окружающей среды влияет на преобразование общества, совершенствование его образа жизни. 

Однако насколько не была бы «модной» и современной задача создание бренда территории и какие бы высокие цели она не предполагала, проблема позиционирования российских регионов и городов продолжает оставаться нерешенной. Большинство регионов не имеют ярко выраженный индивидуальный облик, несмотря на отличительные демографические, исторические, социальные и культурные особенности и ресурсы. Город как эпицентр местной культуры не раскрывает в необходимой степени свой «культурный потенциал», что соответствует недостаточному выявлению, осмыслению его исторического наследия. Так, по словам академика Д.С. Лихачева: «Сберечь культурную среду – задача не менее важная, чем сохранение окружающего нас растительного мира. Если природа необходима человеку, прежде всего, для его биологической жизни, то культурная среда – для жизни нравственной, для воспитания в нас «духовной оседлости», привязанности к родным местам» [2].

Реминисценция культуры и истории находит отражение в исследованиях современных проблем территории. Синергетическая деятельность ученых, историков, культурологов, литературоведов, искусствоведов, специалистов по продвижению, рекламистов, маркетологов позволяет определить основные аспекты по разработке бренда территории. Синтезатором междисциплинарных разработок может выступать дизайн, делая акцент на гуманизацию пространственной среды. Рассматривая культурную среду как объект дизайнерской деятельности, можно добиться повышения ее художественной выразительности и содержательности.

Таким образом, территория и культура – общие основополагающие моменты, в рамках которых проводится анализ ситуации, создавая границы для исследования. Конечно, масштабы территории могут быть выбраны различные, но главное при выборе объекта исследования – это необходимое существование общей сути, сущности территории. В. Л. Глазычев пишет: «переход к такому пониманию непременно означает, что от формальной интерпретации культуры как чего-то внешнего, к чему можно только приобщиться, мы делаем попытку передвинуться в сущностную интерпретацию культуры…». Такой подход, по словам В. Л. Глазычева, возможен при «самопознании культурного потенциала города» городским сообществом, через интуитивное понимание самого себя [3].

Действительно, неразделимо осознание местности без субъекта, проживающего на территории этой местности. Привязанность к родным местам очень сильна, возможно, осознанно или интуитивно каждый человек – приверженец определенной территории на нашей планете. Однако в границах одной территории может быть множество культур, необходимо учитывать меру условности, чтобы дойти до сути, самого главного, значимого. Этнические особенности территории, могут активно влиять на культурную специфику и направленность территории. В такой ситуации осознание самого себя будет отличаться приверженностью к определенным этническим традициям.

Определение этноса было предложено Львом Гумилёвым в его пассионарной теории «этногенеза». В ней этнос «...рассматривается как природная общность, несводимая ни к каким другим типам объединения людей» [4]. Таким образом, природно-географический фактор также является важным для понимания территории.

Взяв Урал в качестве объекта исследования, предлагается рассмотреть взаимосвязь всех факторов, имеющих влияние на формирование концепции региона. Их можно разделить на культурно-исторические, природно-географические, историко-экономические и историко-политические. Региональный принцип в области сохранения культурного наследия, по словам архитектора Г.С. Заикина. является наиболее эффективным, так как включает в себя локальный уровень для решения проблемы, а именно – решение проблемы на уровне города или отдельных объектов, что помогает обеспечить «формирование целого на основе его гармоничных компонентов» [5].

В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению, реабилитации исторических фондов, акцентированию отличительных черт и, что немаловажно, определению культурной специфики и направленности региона. Особенности региона также сформировали особую культуру, или, можно сказать, особую философию Урала, возникшую из «каменных недр» уральской земли, суровой природы, взаимосвязи культурных традиций, выделяя самобытность уральского народа и особенность уральского самосознания [6].

Возможно, в какой-то степени – это пропаганда средств массовой информации о единстве уральского народа, о его целостности, мощи и величии. Глубоко в подсознании у нас укоренились нетленные фразы об «опорном крае державы». Но, возможно, существует некая генетическая программа, заложенная нашими предками, с самого рождения позволяющая осознавать приверженность к территории, дающая возможность самоидентификации, обеспечивающая хранение и передачу информации, выделяя ту самую особенность уральского самосознания.

Однако отдаленность от первоисточников и недостаточное освещение имеющегося наследия в современной культурной жизни Урала препятствуют осознанию уральского достояния, образуя пропасть между информационным будущим и историческим прошлым. Объединение современного сознания с местным культурным наследием позволяет идентифицировать человека в определенной культурной среде. Восполнение и восстановление культурных особенностей, процесс взаимного сближения и образование взаимосвязей ведут к созданию единого культурного пространства, интегрированного в нашу повседневную жизнь.

Реабилитация культурного наследия необходима для создания единой образно-художественной среды региона. Большое внимание должно уделяется построению целостной историко-культурной концепции региона, включая социальную историю Урала, историю культуры и промышленной направленности региона. Также создание единого культурного пространства, атмосферы, связывающей все историческое прошлое Урала, опирается на основополагающие аспекты воззрений уральцев, которые можно выделить при изучении, например, сказов П.П. Бажова, произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка и т.д.

Урал дает нам возможность создать целостный самодостаточный живой организм своего культурного наследия. Сделав однажды первый живительный «вдох», он запустит в движение сложную пульсирующую систему новой жизни, адаптированную к среде, принявшую особенности ее облика, обозначившую свою приверженность к территории. Энергетический сгусток местной культуры, сконцентрировавший в себе веками наслаивавшиеся эмоции, переживания, такие близкие и знакомые чувства, нашедшие в нас отражение и понимание. Он в каждом из нас как олицетворение вечности бытия, и мы в нем как частичка его мироздания. Его душа обязательно найдет свое воплощение, сдерживая себя лишь оболочкой материальной субстанции. Тогда сердце такого организма будет биться вечно, проявляя самодостаточность как источник регенерации, а наш интерес и любопытство будут неисчерпаемы. Разве, это чудо?

С другой стороны, правильно ли говорить об идентификации с городом (о которой говорилось ранее), о каком-то единстве с ним, или совершенно не важно, где и как человек родился и в каких условиях? Идентификация нас с городом, территорией происходит точно также как с самим собой, с семьей, окружением.

Чем шире и масштабнее пространство, тем сложнее осознание охвата, взаимосвязи, осуществление единства. Регион при своем осмыслении в последующей стадии может стать «…генерирующей структурно-функциональной системой социальной памяти и общественного сознания на основе исторических моделей региона, а также изысканий, исследований…», пишет профессор А.Э. Коротковский [5], описывая принцип формирования историко-культурной концепции региона. Но сухой подход в формирования концепции не найдет отклика в наших душах, а, следовательно, не будет значим для нас и наших потомков в будущем. Открытие чуда, которое неизбежно есть в каждом городе, регионе поможет раскрыть самые глубокие и значимые сгустки энергии места. Эти акценты определяются из исторических слоев формирования территории. «Наложение» всех исторически значимых пространственных моделей региона и последующее выявление закономерностей позволят расставить правильные акценты и обеспечить его успешное позиционирование. «Логические модели региона позволяют упорядочить социально-историческую информацию о памятных событиях и найти современные рациональные способы воплощения этой информации в условиях единого комплекса» [5]. Иначе новый образ города, «лишенный исторических связей, не обеспечит человеку в полной мере ощутить третье измерение своего бытия – время» [3].

Примечания

Реминисценция – (от лат. reminiscentio воспоминание). «Более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным; воспроизведение - спустя некое время после запоминания-того, что при непосредственном восприятии было как бы недоступно. Может наблюдаться при запоминании самого различного вербального и наглядного материала. Особенно часто проявляется при работе с большим объемом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие» [8].


Библиография

1 Важенина И.С. Имидж, бренд и репутация города / И.С. Важенина // Проблемы устойчивого развития городов: сб. ст. участников IV Междунар. научно-практической конференции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.advertology.ru/article47690.htm  

2 Мильчик М.И. Дмитрий Сергеевич Лихачев и актуальные проблемы культурного наследия. [Электронный ресурс] / М.И Мильчик // Кенозерье. – Режим доступа: http://www.kenozerje.17-71.com/milchik-lihabout.htm  

3 Глазычев В.Л. Введение: Культурный потенциал города [Электронный ресурс] /В.Л. Глазычев. // Городская среда, технологии развития. – Режим доступа: http://www.glazychev.ru/books/gorodskaya_sreda/gs_kult_potencial.htm.  

4 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. [Электронный ресурс]/ Л.Н. Гумилев. // KOOB.ru – Режим доступа: http://www.koob.ru/gumilev/yetnogenez_i_biosfera_zemli  

5 Коротковский А.Э. Заикин Г.С. Историко-архитектурные основы районной планировки. (концепция региона): учебю пособие / А.Э. Коротковский. – М.: Темплан, 1984.

6 Бобрихин А.А. Этническая идентичность и проблемы межнационального мира [Электронный ресурс] / А.А. Бобрихин // Народы Урала: исторический опыт, традиции и проблемы современности: мат. науч.-практ. конференции Екатеринбург 27 апреля 2009 .– Режим доступа:
http://www.somb.ru/downloads/fulltexts/method_guides/2009/2009conference_nations_of_ural.pdf  

7 Душа [Электронный ресурс] / Азбука веры – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/05/dusha.shtml  

8 Реминисценция [Электронный ресурс] // Национальная психологическая энциклопедия. – Режим доступа: http://vocabulary.ru


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017