№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Дизайн


 Рассолова Евгения Юрьевна

аспирант МГТУ Научный руководитель: Т.В. Козлова, Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина г. Москва, Россия

ДИЗАЙН УКРАШЕНИЙ В КОСТЮМЕ XXI ВЕКА


УДК: 687.01

Статья посвящена проблемам ювелирного дизайна в контексте модных тенденций XXI века, а также необходимости изучения влияния инновационных технологий на функциональные возможности и формальные решения ювелирных изделий, которые являются важным элементом костюма. Выявлены и рассмотрены особенности концепции «носимой электроники» в украшениях (жидкокристаллические элементы, датчики и другие устройства), степень влияния технико-технологического аспекта изготовления изделия на образ и пластику современного костюма.

Ключевые слова: мода, украшения, костюм, технологии


На протяжении всей истории ювелирные украшения развивались в тесном контакте с костюмом, постоянно оказывая взаимное влияние. Ускоряющиеся темпы жизни в XXI веке приводят к тому, что мода становится все более мобильной. Современный костюм и в том числе его важные составляющие – украшения, приобретают способность быстро трансформироваться под влиянием постоянно меняющихся модных тенденций.

И в столь традиционный вид творчества как ювелирное искусство, обладающее высокой степенью преемственности, дизайнеры вносят невероятные новаторские идеи. Сегодня процесс создания ювелирных изделий развивается в поле взаимодействия художественного наследия «золотых дел» мастеров прошлого и футуристических концепций будущего.

Наиболее перспективным направлением в области проектирования костюма считается «умная одежда». Здесь разработки идут двумя путями:
- «умный текстиль» (англ. – intelligent textile, smart textile);
- «носимая электроника» (англ. – wearable electronics).

Первое направление дает пищу для творчества разработчикам одежды, а идеи второго активно используются в предметном дизайне, в том числе и при создании украшений.

Термин «носимая электроника» возник около десяти лет назад. Он относится к классу техники, включающему электронные устройства, носимые пользователем на себе или встроенные в одежду и аксессуары.

Первым украшением «носимой электроники» стали наручные часы, в которые были интегрированы электронные компоненты миниатюрных размеров. С начала массового выпуска в подобных часах помимо идентификации времени появились совершенно новые функциональные возможности: калькулятор, измеритель частоты импульса, дисплей телевизионного приемника, диктофон и даже компьютер с оперативной системой. Сегодня часы со встроенным и телефоном, видеокамерой, GPS-навигатором и МР3-плеером считаются уже вполне обыденной вещью.

Ведущие в области цифровых технологий компании всего мира привлекают ювелирных дизайнеров для создания high-tech украшений. Ключевыми «игроками» на рынке «носимой электроники» являются Philips Consumer Electronics, Textronics Inc., Nike. Конечные цели подобных проектов различны. Одни компании выпускают концептуальные модели, изготовленные в единичных экземплярах для демонстрации потенциальных возможностей конкретной технологии, другие же производят эксклюзивные и массовые изделия для рынка.

В 2006 году аргентинский дизайнер Мануэль Лопез Револь (Manuel Lopez Revol) разработал концепт Nokia Icon для именитого финского производителя мобильных телефонов – компании Nokia. Концептуальное устройство содержит браслет и кольцо для большого пальца. Встроенный в них OLED-дисплей подает сигнал о входящих звонках и SMS сообщениях. Обмен данными между браслетом и телефоном происходит при помощи беспроводной технологии Bluetooth.

Год спустя дизайнер Виктор Сото (Victor Soto) предложил концепт портативного устройства для управления плеером iPod, телефоном iPhone и другими устройствами компании Apple. Пульт управления, получивший название iRing, имеет форму кольца и носится на пальце. Кольцо снабжено крошечным жидкокристаллическим дисплеем в форме надкушенного яблока (логотип компании Apple), на котором отражается состояние телефона или плеера, и сенсорными кнопками управления. С помощью этого кольца можно регулировать громкость, управлять порядком воспроизведения музыкальных файлов. Кольцо взаимодействует с iPod и iPhone, по беспроводной связи Bluetooth, для зарядки его нужно поместить на специальную подставку.

В 2007 году лидирующая в области high-tech технологий компания Philips и известный уже более 100 лет производитель украшений фирма Swarovski объединили свои усилия для создания нескольких технологичных и вместе с тем внешне привлекательных аксессуаров «Active Crystals». Наушники для МР3-плееров и флэш-накопители в виде подвесок стали сочетанием высокофункционнальных технологий и дизайнерских инноваций. Эти изящные украшения выполнены из серебристого металла и инкрустированы цветными кристаллами – искусной имитацией ограненных драгоценные камней.

Каждый новый сезон на свет появляются фантастические по замыслу проекты часов от различных фирм. Обладая невероятными по дизайнерскому решению формами, они совмещают в себе ряд столь необходимых для современного потребителя функций:

- коммуникации и средства связи;
- аудио и видеосредства;
- идентификация личности;
- персональной навигации;
- обеспечения безопасности;
- мониторинга биологического состояния.

Абсолютно инновационный подход ко всей индустрии драгоценностей предлагает вышеупомянутая компания Philips и европейская фирма Stella, которая занимается созданием растяжимых электронных схем для использования их в медицине. Экспериментальные украшения будущего Skintile Electronic Sensing Jewelry крепятся прямо на теле, при этом они стимулируют биоактивность человека и его чувственность. Такой эффект достигается благодаря ряду встроенных электронных компонентов: источников энергии, сенсоров, датчиков и дисплеев. Революционный концепт открывает перспективное направление деятельности – переход от «умных вещей» к «чувствительным».

Приведенные в статье примеры ярко демонстрируют гармоничное присутствие инноваций в окружении человека, его костюме.

Они подтверждают тот факт, что, несмотря на существующие идеи трансгуманизма1 – «самого опасного в мире движения», по мнению Френсис Фукуяма , человек никогда не потеряет ощущения прекрасного.

Активно эксплуатируемая авторами научной фантастики тема технологической сингулярности3 порождает множество романов о киберчеловечестве будущего. Однако рассмотренная в статье динамика эстетического наполнения украшений является объективным основанием для критики трансгуманистических принципов, угрожающих исчезновением общечеловеческих ценностей.

Конечно, неоспорим факт огромного влияния технико-технологического аспекта изготовления украшений на пластику и образ современного костюма. И в условиях, когда одежда становится «умной», все его элементы быстро трансформируются в дизайнерской составляющей для наполнения их дополнительными, помимо декоративной, функциями. Однако следует заметить, что при этом не происходит уродования и негативного искажения художественного образа человека. Сегодня основная задача дизайнера состоит в том, чтобы органично вписать high-tech украшения в структуру костюма в целом.


1 Трансгумани́зм (англ. Transhumanism) — современное материалистическое  философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, на смену человеческому интеллекту придут новые формы разума: иные существа или небиологические устройства.
2 Фукуя́ма Фрэ́нсис Ёсихи́ро (англ. Yoshihiro Francis Fukuyama) — влиятельный американский философ, политический экономист и писатель.
3 Технологи́ческая сингуля́рность в футурологии — гипотетический взрывоподобный рост скорости научно-технического прогресса, предположительно следующий из создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами либо значительного увеличения возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий.

 


Библиография

Компоненты и технологии. – 2007. – №4

www.active-crystal.com

www.consumer.philips.com

www.yankodesign.com


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017