№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Урбанистика


 Новикова Раиса Петровна

соискатель в аспирантуре УралГАХА. Научный руководител: кандидат технических наук, доцент Г.Б. Захарова, Уральская государственная архитектурно-художественная академия г. Екатеринбург, Россия

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСОГД)


УДК: 004.9:71

Показаны основные цели и задачи системы Электронного Правительства, разработаны принципы взаимодействия ведомственных автоматизированных систем на основе межведомственного документооборота. Определены задачи построения и интеграции автоматизированной системы обеспечения градостроительной деятельности с другими системами, определяющими функционирование Электронного Правительства.

Ключевые слова: Электронное Правительство, информационные системы обеспечения, градостроительство


Правительством Российской Федерации 6 мая 2008 года Распоряжением .№ 632-р утверждена «Концепция формирования в Российской Федерации Электронного Правительства до 2010 года». Согласно данной концепции, под Электронным Правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Организации государственного сектора должны будут видоизменить свои взаимоотношения с гражданами, частными компаниями, служащими и другими государственными учреждениями. Основные цели создания Электронного Правительства:

• предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями;

• влияние на развитие экономики (частные компании, занимаясь электронной коммерцией, могут расширяться и выходить на новые мировые рынки);

• создание формы правления с бóльшим участием граждан. Автоматизация государственных служб, в конечном счете, может привести к возникновению «прямой демократии» и т.д.

Анализ положений Концепции по формированию Электронного Правительства показывает, что существует немалый перечень проблем, которые необходимо решить для его полномасштабного функционирования. Одной из таких проблем является создание автоматизированных ИСОГД и возможность получения информации из этой системы гражданами и организациями [1].

Градостроительным кодексом РФ (Федеральные законы от 29.12.2004 №190-ФЗ и 191-ФЗ ) установлено, что информационное обеспечение участников градостроительной деятельности осуществляется посредством ИСОГД, в том числе в автоматизированном варианте их исполнения. Из положений Градостроительного кодекса следует, что ИСОГД представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории Российской Федерации свод документированных сведений о развитии территорий, их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и др.

Целью введения ИСОГД является обеспечение органов государственной власти, местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Состав ИСОГД

ИСОГД включают в себя сведения:
- о документах территориального планирования субъектов РФ в части, касающейся территорий муниципальных образований;
- о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;
- о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;
- о документации по планировке территории;
- о природных и техногенных условиях на основании результатов инженерных изысканий;
- об изъятии и о резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- о геодезических и картографических материалах.

дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках – градостроительный план:

- результаты инженерных изысканий;
- проектную документацию и документы, подтверждающие её соответствие требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий;
- заключение государственной экспертизы проектной документации;
- разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
- разрешение органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования;
- подтверждение соответствия объекта проектной документации;
- акт приемки объекта капитального строительства;
- сведения о земельном участке и выданные ранее технические паспорта на объекты капитального строительства, планировочная организация земельного участка и иные документы и материалы;
- схему объекта с расположением сетей инженерно-технического обеспечения и планировочную организацию земельного участка.

иные документы и материалы:

- обязанность включения которых в ИСОГД может быть установлена нормами иных федеральных законов, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности утверждено Правительством РФ и введено в действие с 1 июля 2006 г, что зафиксировано в постановлении от 9 июня №363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», подписанном во исполнение статьи 57 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, ведение ИСОГД осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов в порядке, предусмотренном настоящим Положением. За ненадлежащее ведение

ИСОГД должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. ИСОГД должна осуществить сбор, документирование, хранение материалов в текстовой форме и в виде карт (схем) и предоставление этих сведений заинтересованным лицам.

Внедрение ИСОГД обеспечивает:

  • минимизацию затрат и времени на выполнение работ в сфере градостроительной деятельности путем предоставления возможности повторного использования материалов и результатов ранее выполненных работ;
  • обоснованность принимаемых решений и координацию действий участников градостроительной деятельности – органов власти, специализированных организаций, инвесторов, иных субъектов деловой активности, граждан – путем предоставления доступа к информации о существующем состоянии и планируемом развитии территории;
  •  «накопление» решений, принимаемых различными органами и организациями, в различное (от месяцев, до десятков лет) время, в отношении различных по назначению объектов градостроительной деятельности;
  •  взаимодействие органов власти при принятии градостроительных решений на основе электронных административных регламентов.

Проблемы внедрения ИСОГД

  • Отсутствуют технические регламенты взаимодействия различных участников процесса создания и функционирования ИСОГД.
  • Создание ИСОГД в автоматизированном варианте требует значительных материальных и интеллектуальных ресурсов.
  • Следует отметить, что создание ИСОГД связано с внедрением межведомственной автоматизированной системы документооборота, соответственно с изменением регламента работы многих структур, которые занимаются теми или иными вопросами градостроительной деятельности, что вызывает их определенное сопротивление.

Создание ИСОГД позволит в ближайшем будущем разрешить многие проблемы градостроительного комплекса, изменит инвестиционную направленность проектов. В настоящее время инвестиции в строительство тормозятся затягиванием сроков работ, низкой производительностью труда специалистов, большим объемом ошибок, информационной неразберихой и высоким коррупционным потенциалом. Отсутствие автоматизированной системы ИСОГД при всех декларациях о создании Электронного Правительства является только профанацией в части вопросов землепользования, строительства, отслеживания экологической обстановки и т.д.

Ситуация в Свердловской области

В 2006 году Правительством области был принят закон №65-ОЗ "Внедрение современных информационных технологий в исполнительных органах государственной власти Свердловской области, обеспечение совместимости информационных систем и сетей исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на 2007 – 2009 годы». Однако в настоящее время не проводится полномасштабная работа по созданию автоматизированных систем градостроительной деятельности. В отдельных муниципальных образованиях (Екатеринбург, Нижний Тагил) некоторые мероприятия по автоматизации градостроительной деятельности проведены – это связано с решением вопросов земельных отношений, но в целом пока ни в одном муниципальном образовании не строится автоматизированная ИСОГД.

Для решения вопросов межведомственного взаимодействия при создании ИСОГД сделан только первый шаг – строится автоматизированная система документооборота на базе автоматизированной системы (АС) «Гран-Док». АС «Гран-Док» установлена в 21 исполнительном органе государственной власти и в 54 муниципальных образованиях.

Цели внедрения автоматизированной системы документооборота «Гран-Док»:

  • совершенствование и автоматизация документационного обеспечения управления органов государственной власти и муниципальных образований, построенного на единой основе;
  • создание электронной информационной базы документов органов государственной власти и муниципального образования, исключающей их утрату;
  • интеграция документационного обеспечения управления муниципальных образований и Федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ;
  • повышение согласованности принятия решений в органах местного самоуправления муниципального образования путем интеграции автоматизированной системы документооборота и делопроизводства (САДД «Док-МО») и других используемых систем;
  • предоставление возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов местного самоуправления за счет доступа к электронным информационным базам документов муниципального образования.

Этапы внедрения системы приведены на рис.1.

По данным компании «Гранит-Урал», работающей совместно с Правительством Свердловской области по внедрению системы «Гран-Док», 1-2 этапы завершены, 3 этап частично завершен.

Остается нерешенной самая важная проблема – организация межведомственного обмена документами.

nov1.jpg

Рис.1. Очередность внедрения корпоративной системы документооборота и делопроизводства в Свердловской области

Для решения указанной проблемы необходимо разработать и утвердить:

- положение об использовании системы электронного документооборота в деятельности органов государственной власти;
- регламент работы в единой автоматизированной системе электронного документооборота Свердловской области;
- регламент для работы системы документооборота муниципальных образований;
- регламент обмена документами между исполнительными органами государственной власти в рамках единой автоматизированной системы электронного документооборота.

Утверждение указанных выше положений и регламентов, а затем их последующая реализация позволит создать замкнутый цикл прохождения документов, как показано на рис. 2.

При разработке регламентов необходимо учитывать весь функционал работы с документами, необходима однозначная система индексов для идентификации документов, нужны выверенные классификаторы при работе с документами, причем, целесообразно их разделить на глобальные (неизменяемые) и локальные (частично изменяемые) для того, чтобы система была гибкой.

В регламенте целесообразно прописать все схемы взаимодействия при обмене документами, определить четкую последовательность действий тех людей, которые будут работать с документами, предусмотреть все возможные варианты нестыковок и представить способы их устранения. Работа над регламентом – это коллективный труд как тех, кто внедряет систему, так и тех, кто будет ее эксплуатировать.

Работа сложная, но при должной организации результаты незамедлительны.

При успешной реализации проекта по внедрению межведомственной системы документооборота в Свердловской области будут развиваться и автоматизированные системы градостроительной деятельности, так как межведомственный документооборот является важнейшей компонентой данной системы.

nov2.jpg

Рис. 2. Замкнутая схема работы с входящими документами


Библиография

1. Сурнин А.Ф. Проблемы внедрения ИСОГД в Российской Федерации/ А.Ф. Сурнин // Муниципальные информационные системы: достижения, проблемы, перспективы: сб. мат. конф. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ. – 2007. – С.171-181.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017