№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Шадрина Анна Геннадьевна

студентка ВКГТУ Научный руководитель: Е.В. Шамбасова Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева г. Усть-Каменогорск, Казахстан

НЕЛИНЕЙНОЕ РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ КАК КОНЦЕПЦИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО УЗЛА


УДК: 725

Рассматриваются особенности нелинейного развития архитектуры, описывается методика их анализа и порядок составления схемы, отражающей эти особенности. Раскрывается применение трехмерных моделей для выявления перспективных направлений в современной градостроительной реконструкции.

Ключевые слова: реконструкция, градостроительные узелы, нелинейное развитие, история архитектуры


Термин "нелинейная архитектура" был впервые введен в 1997 году Чарльзом Дженксом для обозначения нового течения, приходившего на смену постмодернизму. [1] Споры об актуальности и жизнеспособности "жидких" зданий ведутся по всему миру до сих пор, однако, такая архитектура уже заняла свое место в истории. Анализ закономерностей развития архитектуры ХХ–XXI веков в ее взаимодействии с другими областями человеческой деятельности показал, что термин "нелинейность" можно применить не только к какому-то конкретному стилевому течению, но и ко всему характеру развития архитектуры.

Действительно, если представить важнейшие события в период с 1900 по 2010 годы на одной оси, а историю архитектуры в форме стилевых направлений на другой (рис.1), то мы заметим определенные общие черты развития. Становится очевидно, что развитие происходит не равномерно, а скачкообразно. Такие "скачки" происходят в пиковые моменты для истории человечества – как правило, это наиболее крупные кризисы. [2] Принимая во внимание этот факт, мы заметим, что между узловыми точками, в которых происходят скачки, развитие происходит эволюционно, а в самих узловых точках – революционно.

Автор выделяет четыре таких узловых точки – 1930, 1960, 1980 гг. и настоящее время (временные промежутки даны с приблизительной точностью, окончательные даты еще предстоит выяснить в дальнейших исследованиях). Следует также обратить внимание на то, что временной промежуток между такими скачками сокращается с каждой узловой точкой, что подтверждают современные исследования по ускорению времени [3].

shad1.jpg

Рис. 1. Хронологическая схема развития стилей и событий ХХ–ХХI вв.

Однако каким же образом происходит взаимодействие общественных и творческих процессов? Как именно социальные и другие факторы влияют на развитие архитектурной мысли? Для того чтобы смоделировать такое взаимодействие, автор воспользовался фрактальными схемами, опубликованными С.А. Чеснаковым в 2009 году. [4] В этих схемах заложены следующие положения:

1) Выделение зон влияния на оси (глобальный и личностный уровень), объектов деятельности на основные компоненты ("Архитектура", "Общество") и зон деятельности на второстепенные - промежуточные компоненты ("заказ индивидуальный"). На самом деле: что определять, на какую ось – не имеет решительного значения, можно было бы разместить объекты на оси или зоны влияния как промежуточные компоненты.

2) Графическая модель, адекватно отображающая механизм взаимодействия. Адекватность заключается в графическом выражении связей абстрактных – социальных, политических и т.п. Чем более удачно подобрано графическое выражение процесса, тем точнее становится моделирование.

3) Механизм адаптации модели к изменяющимся во времени условиям. В данном примере автором предусмотрено "нулевое" положение модели, относительно которого происходит вращение "осей противопоставления" вокруг центра – человека.

4) Масштабирование модели. Сама суть исследования – фракталы в коммуникации – предполагает выход на уровни порядком ниже и порядком выше. Автором проработан вариант, когда первоначальная модель выступает элементарной частицей более крупной модели с позиции макропроцессов. Намечена также перспектива перехода модели в трехмерное состояние.

С использованием этих базовых принципов, заложенных в модели Чеснакова, автором была создана двухмерная схема, ставшая основой для комплексного метода, условно обозначенного как "метод узловых точек и фильтров" (рис.2). Он заключается, во-первых, в выявлении факторов, оказывающих принципиальное влияние на развитие архитектуры в "узловых точках", во-вторых, в трехмерном моделировании степени их влияния в тот или иной момент времени и, в-третьих, в получении срезов этой трехмерной модели для прогнозирования дальнейшего развития.

shad2.jpg

Рис. 2. Метод узловых точек и фильтров

Всякая прогрессивная архитектура, которая получила широкое применение в дальнейшем, так или иначе основывалась на универсальных принципах гармонии, радости, рациональном природопользовании, любви, изящества, неповторяемости, миролюбия и всеобщего творческого начала. Однако формы, которые принимает такая архитектура, зависят от конкретных факторов, которые повлияли на ее формирование и развитие.

В основе двухмерной схемы заложены глобальные (субъект "общество") и личностные (субъект "человек") характеристики. Такой подход был продиктован гипотезой автора о том, что каждый архитектурный стиль призван решить либо определенную проблему глобального уровня (например, "устойчивая" архитектура и экологический кризис), либо проблему личностного уровня (например, неоклассика и психологическая потребность человека в стабильности и уверенности). Совмещая глобальный и личностный уровень, мы получаем комплексную схему, которая с добавлением соответствующих стилей дает нам инструмент моделирования. (рис.2)

Выделяют четыре основные глобальные проблемы современности (1-4 на рис.2): духовный кризис, экологический кризис, технологическое развитие и стремительный рост численности населения ("демографический взрыв") [2]. При моделировании были выделены также четыре промежуточных характеристики (5-8 на рис.2): рост количества идеологий (как следствие духовного кризиса и демографического взрыва); перенаселение/кризис рождаемости (соответственно в развивающихся и развитых странах); пренебрежение природой и исчерпание ресурсов. Общая схема построения двухмерной модели дана на рисунке 3.

shad3.jpg

Рис. 3. Построение двухмерной схемы

разработке проблем личностного уровня автор опирается на учение Силье о поведении человека в стрессовых ситуациях [5]. Силье разделяет людей на "черепах" и "скаковых лошадей". Для первых кризисные переломные ситуации являются некомфортными, для вторых становятся шансом проявить себя и сигналом для активизации творчества. Автор относит деятельность архитекторов - "скаковых лошадей" к перспективному направлению, а архитекторов - "черепах" к регрессивному направлению. На рисунке 2 центральным ядром являются: 9 – переосмысление: фрактальная архитектура, 10 – инновации: интерактивная архитектура, 11 – уверенность: неоклассика, 12 – покой: минимализм.

Зная психологические особенности поведения человека в период кризиса (центральный квадрат) и глобальные проблемы, которые встанут перед человечеством в дальнейшем, можно сделать предположения по поводу архитектуры будущего. Делая срез на уровне 2010 года (рис. 2) мы видим, что верхними, наиболее перспективными направлениями являются нелинейное, устойчивое и бионическое, причем устойчивое находится на основной оси, а нелинейное и бионическое – на производных. На личностном уровне также выделяются интерактивная и фрактальная архитектура. На основе этих трех направлений автор предлагает три пространственные модели для перспективной реконструкции градостроительного узла г. Усть-Каменогорска (рис. 4).

shad4.jpg

Рис. 4. Три аспекта интерактивной, устойчивой и фрактальной моделей

Принцип интерактивности, предполагающий создание на территории градостроительного узла среду тесно связанных друг с другом объемов, отвечает требованиям постоянно меняющейся среды города будущего. Уже сейчас появляются первые разработки в области создания оболочек, способных реагировать на изменения окружающей среды

Принцип фрактальности задает единый принцип организации среды, обеспечивает проработку внутреннего и внешнего пространств зданий на разных уровнях. По принципу фрактальности также возможна организация соподчинения транспортно-пешеходных связей: к примеру, стоянки и сеть обслуживания включаются в сеть дорог местного движения, а эти дороги включаются в сеть автодорог скоростного движения со своей системой обслуживания в соответствующем масштабе.

В принцип устойчивости (от англ. "sustainability") закладывается отношение к городу как к части природной окружающей среды. Город больше не противопоставляется ей, а становится ее логичным продолжением. Это означает выход на новый, гораздо более эффективный уровень использования ресурсов и гарантирует целостность природной среды.

Используя наиболее актуальные решения каждой из трех моделей, мы сможем создать проектное предложение, отвечающее всем трем принципам, а значит, и потребностям, которые возникнут в недалеком будущем у города. Схема моделирования факторов (рис.2) с последующим составлением сетки требований (рис.4) универсальна, ее можно применить для решения широкого спектра задач: при проектировании небольших объемов, реконструкции зданий, градостроительных узлов, планировке города и т.п. Это означает, что сама концепция отвечает принципу фрактальности.


Библиография

  1. Дженкс Ч. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / Ч. Дженкс: пер. Добрицыной И.А. –  М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  2.  Сидорина Т.Ю. Философия кризиса: учеб. пособие / Т.Ю. Сидорина. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 449 с.
  3. Капица С.П. Об ускорении исторического времени: Образовательная библиотека [Электронный ресурс] / С.П. Капица // Vivos Loco. 2004. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST/KAPTIME.HTM (дата обращения: 22.03.2010)
  4. Чеснаков С.А., Десятов Л.В. Применение фракталов для исследования процессов коммуникаций в архитектуре [Электронный ресурс] / С.А. Чеснаков, Л.В. Десятов // Архитектон: известия вузов. 2009. – №2 – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2009_1/ta1 (дата обращения: 14.12.2009)
  5. Силье Г. Стресс без дистресса / Г.Силье. – М.: Прогресс, 1982 – 287 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017