№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 30 - Приложение Июль 2010

Архитектура


 Томская Мария Станиславовна

магистрант МАРХИ Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Метленков Н.Ф. Московский Архитектурный институт (государственная академия), г. Москва, Россия

О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


УДК: 378.1

В статье рассматриваются проблемы конкурентоспособности современного российского архитектурного образования в сравнении с высшим архитектурным образованием Италии в свете Болонской декларации, которую подписала в 2003 году Россия и которая ориентирована на реорганизацию системы образования в стране с целью вывести ее на современный европейский уровень. Рассматриваются условия мобильности, свободы, личной инициативы студентов и качества образования.

Ключевые слова: высшее архитектурное образование, конкурентоспособность, качество образования.


К сожалению, сегодняшняя обстановка в области образования такова, что российские вузы занимают далеко не лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве. Необходимость в реорганизации российского образования очевидна. Во-первых, государственное образование должно быть фундаментом, на котором будет базироваться все дальнейшее развитие страны. Следует подчеркнуть, что практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в них огромные финансовые средства. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики, так как государства стали осознавать, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие. В нашей стране нынешняя ситуация такова, что многие молодые люди, получившие высшее образование в российских вузах, решаются на «доучивание» [2] за рубежом, чтобы сгладить создавшийся разрыв и выйти на мировой уровень высшего образования. Во-вторых, образование, обеспечивающее сложнейший процесс развития личности, не может не реагировать на происходящие события в обществе [3]. Поэтому считается, что образование может помочь обществу сформировать у молодежи гуманную модель поведения.

Исследователь Б.С. Гершунский в своей работе: «Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века» подчеркивает, что «кризис образования», возникший в российских вузах, не может быть приравнен к абсолютному упадку образования. Ведь российская высшая школа объективно занимала одну из ведущих позиций, она обладает рядом достоинств, которые необходимо сохранять. Суть мирового кризиса видится, прежде всего, в ориентации сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение» [4, с. 131]) в прошлое: «направленности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее» [4, с. 101].

Да, в российской системе образования необходимы изменения, но любые вопросы перемен должны четко и чутко рассматриваться в условиях культурной микросреды. Так, при подписании России в 2003 году Болонской декларации представители разных вузов восприняли это по-разному, но что для всех было очевидно, так это необходимость адаптации пунктов декларации к существующей системе образования в России.

К основным целям стратегии реформирования высшего образования были отнесены:

  • принятие системы сопоставимых документов о высшем образовании, в том числе введение единой формы приложения к диплому для выпускников, что способствует выравниванию неравенства и мобильности студентов для обмена опытом и приобретения нового;
  • переход к двухуровневой (бакалавр, магистр) системе высшего образования. Причем продолжительность обучения на первом цикле должна быть не меньше трех и не больше четырех лет. А обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через один-два года обучения после получения звания бакалавра) и/или к докторской степени (в общей сложности через семь-восемь лет);
  • внедрение европейской системы зачетных единиц трудоемкости дисциплин (European Credit Transfer System – ECTS) в качестве единого средства общения, также способствующего академической мобильности студентов и свободному доступу ко всем образовательным услугам. Сложно предположить, как будет работать такая система в России, но в Италии, несмотря на принятую ей декларацию и стремление к унификации, отдельные университеты и факультеты интерпретируют европейскую систему кредитов (ECTS) по-разному, что нередко вызывает необходимость во внешней аккредитации образовательных программ, в частности; привлечении экспертов из Национального комитета оценки системы образования (CNVSU, Comitato Nazionale per la Valutazione del Sistema Universitario);
  • содействие мобильности путем преодоления препятствий для осуществления свободного передвижения. Учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения разнообразного образования и приобрестения практического опыта в различных мировых школах.

Свобода выбора образования, стратегии собственной карьеры, страны учебы или работы должны стать нормой в настоящем и будущем.

Европейская система образования в каждой стране (Франция, Испания, Германия, Италия) имеет свои особенности. И европейскую систему образования, которая вступила в силу в 1999 году, с подписания Болонской декларации, предлагается рассмотреть на примере системы высшего образования Италии.

Система высшего образования Италии имеет структуру бинарной системы, состоящей из двух главных секторов: университетского и неуниверситетского. В настоящее время университетский сектор этой страны состоит из 89 университетов и институтов: 58 государственных университетов, 17 частных университетов, 2 университета для иностранных граждан, 6 высших школ Италии, специализирующихся на аспирантском обучении, 6 дистанционных университетов.

Неуниверситетский сектор включает в себя четыре типологических образовательных учреждения со своими институтами. Высшая школа дизайна: политехнические институты, академия изобразительного искусства, институты прикладного искусства, консерватории, национальные академии; высшее образовательные учреждения языкового посредничества, лингвистические школы; определенные сферы деятельности: архивирование, дипломатика, реставрация, военные учебные заведения [5].

В Италии высшее образовании представлено большим количеством университетов, и известная итальянская газета «La Repubblica» [6] совместно с институтом социально-экономических исследований «Censis» выпускает «Большой путеводитель по университетам», на страницах которого ежегодно публикуется рейтинг итальянских университетов. Так, согласно его данным, среди архитектурных вузов признанными считаются:

  • Университет Венеции (Istituto universitario di architettura di Venezia) [7];
  • Миланский университет (Politecnico di Milano) [8];
  • Рим III (Universita degli studi «Roma Tre») [9];
  • Университет в Риме «La Sapienza» (Universita' di Roma – «La Sapienza») [10].

И на примере четырех вышеупомянутых университетов предлагается рассмотреть основные отличия европейского высшего образования от высшего архитектурного образования в России.

Обучение в высших образовательных учреждениях в Италии начинается с 18-19 лет и в дальнейшем не имеет возрастных ограничений, что позволяет поступать или продолжать образования в любом возрасте и в любое удобное время. В таком случае ответственност, с другой стороны, такое положение дел может расхолаживать. Так, например, если учащийся не уложился с экзаменами и дипломом в срок, то можете учиться еще столько, сколько потребуется. Девиз студента: «Не сдал – всегда пересдашь».

Еще одной особенностью является отсутствие вступительных экзаменов, но из-за этого итальянские вузы часто сталкиваются с проблемой переполнения.

Идея свободы и личной инициативы проявляется почти во всем. Так, в Римском университете La Sapienza в течение года бывает три сессии, и каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать (за исключением некоторых обязательных на каждом факультете), так как студенты имеют право на свой индивидуальный учебный план. Вследствие этого в итальянских вузах представлен более обширный спектр предметов, в отличие от российских. Студент сам решает, какую дисциплину он хочет изучать, но если уж выбрал, то от студента требуется полная самоотдача.

Очень важное отличие от нашей системы – это отсутствие экзаменационных билетов. Экзамены бывают письменные и устные. Каждый экзамен требует 99,9 % самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что студент должен знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших.

Как результат активной реформаторской политики центрального министерства, в Италии формируется единая система степеней и дипломов в соответствии с Болонской декларацией, которые даются студентам, дошедшим до окончания и сдавшим все экзамены.

  1. Первая университетская степень (Laurea) приравнивается к европейской степени бакалавра. Для ее получения необходимо окончить трехлетнюю образовательную программу и набрать 180 кредитов (ECTS). Эта программа предназначена для получения необходимого комплекса знаний по специальности и навыков для осуществления профессиональной деятельности.
  2. Вторая степень подразделяется на два типа, эквивалентных европейской степени магистра.
    • Одна из самых популярных — Laurea Specialistica (LS). Она присваивается по окончании академически ориентированной двухгодичной программы и соответствует 120 кредитам (ECTS) при условии написания квалификационной работы.
    • Другая степень — Diploma di Specializzazione di Primo Livello (DS1). Программа, предшествующая получению этой степени, профессионально ориентирована и предназначена для узкоквалифицированных специалистов. Хотя данная степень официально признается Министерством образования, университетов и науки.
    • Выпускники Laurea имеют возможность также получить степень Master Universitario di Primo Livello. Несмотря на схожее название, эта программа отличается от европейской магистратуры. Она рассчитана на один учебный год и соответствует всего 60 кредитам (ECTS). Целью данной программы является дополнительная профессиональная подготовка или переквалификация, а не получение академического образования.
  3. Третья ступень образовательного цикла представлена несколькими видами образовательных программ.
    • Dottorato di Ricerca — степень, эквивалентная европейской степени PhD. На нее могут поступать выпускники Laurea Specialistica, предполагающие заниматься научно-исследовательской деятельностью. Программа рассчитана на три года и включает написание диссертационной работы.
    • Corsi di Specializzazione di 2 Livello (DS2) предназначена для выпускников второй степени, специализирующихся в особых областях, например, медицине.
    • Третьей ступенью также считается Corsi di Master Universitario di 2 Livello (MU2). Она представляет собой программу дополнительного образования и не требует защиты диссертации.

 Таким образом, сильно дифференцированная система итальянских степеней одновременно соответствует европейским стандартам и отвечает требованиям современной экономической ситуации в Италии, способствуя развитию как академического образования и научно-исследовательской деятельности, так и профессионального, прикладного высшего образования. Но выработка такой общей системы в системе заняло немало времени, начиная с 1999 года и до настоящего времени. Так и система высшего образования в России со временем должна приобрести свой, по-новому звучащий облик, основанный на прошлом, но направленный в будущее!


Библиография

  1. Педагогика и психология. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pedagogics-book.ru/articles/1-1.html
  2. Российское образование в контексте международных показателей. 2004: сопоставительный доклад / М.Л. Агранович, А.В. Полетаев, А.В. Фатеева – М.: Аспект Пресс, 2005. – 43 с.
  3. Долженко О.В. Бесполезные мысли, или еще раз об образовании / О.В. Долженко // Философия образования для XXI века: сб. ст. – М.: Логос, 1992. – 93 c.
  4. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века / Б.С. Гершунский – Челябинск, 1993.
  5. Образование в Италии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://euro-ipoteka.ru/education/education-in-italy
  6. Сайт итальянской газеты «La Repubblica» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.repubblica.it/misc/guida/architettura/index.html
  7. Сайт итальянского университета в Венеции – Istituto universitario di architettura di Venezia [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iuav.it/homepage/
  8. Сайт итальянского университета в Милане – Politecnico di Milano [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.polimi.it/
  9. Сайт итальянского университета в Риме – Universita degli studi «Roma Tre» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uniroma3.it/en2/index.php
  10. Сайт итальянского университета в Риме – Universita' di Roma – «La Sapienza». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uniroma1.it/

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017