№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


Акатьева Анна Олеговна

старший преподаватель кафедры архитектурного проектирования,
ФГБОУ ВПО "Казанский государственный архитектурно-строительный университет",
г. Казань, Республика Татарстан, Россия, e-mail: akatyeva@gmail.com

КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


УДК: 72.009

Статья посвящена вопросам современного развития архитектурной коммуникации. На основе проведенных исследований автором выявлены три коммуникационных круга практикующего архитектора: "команда архитектора","участники проектно-строительного процесса" и "условно заинтересованные". Для описания контекста проведения коммуникации введено понятие "сцена" профессиональной коммуникации архитектора и выделено 3 основных типа "сцен" презентации архитектурного проекта и сопутствующей коммуникации.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, архитектурная практика, презентация проекта, статус архитектора


В процессе разработки любого проекта архитектор вступает в коммуникацию с различными специалистами, а также непрофессионалами. Чем крупнее и значимей проект находится в разработке, тем больше количество участников и сложнее процесс коммуникации между ними (рис.1). В рамках диссертации "Архитектурная презентация как средство коммуникации в архитектурной деятельности" автором проведено исследование презентационной и коммуникационной деятельности архитектора. В данной статье описана методика прикладного исследования, направленного на выявление основных тенденций в коммуникации архитектора, выявление коммуникационных кругов практикующего архитектора и типов "сцен", на которых реализуется профессиональная коммуникация специалиста.

ak1.jpg

Рис.1

Методика исследования. В основу исследования положен метод детального изучения множественных частных случаев (detailed case study) [1] и анализ собственного практического опыта автора. Методом изучения частных случаев собраны и проанализированы персональные интервью (2008-2011 гг.), проведенные автором в следующих группах:
- 15 американских архитекторов (директора или управляющие архитектурными фирмами штата Мериленд и Округа Колумбия, США);
- представители французской, швейцарской, итальянской и английской архитектурных фирм, имеющих представительства в г. Москве и г. Казани;
- 5 практикующих архитекторов г. Казани, занимающих руководящие должности;
- 4 архитектора, выполняющие административные функции.

Автором также проанализирован процесс коммуникации при разработке архитектурных мегапроектов, разработанных в составе Научно-производственной лаборатории ГУП Республики Татарстан "Головная территориальная изыскательская научно-производственная фирма "Татинвестгражданпроект" в период 2007-2011 гг., в том числе:
- "Универсиада-2013";
- "Возрождение культурного наследия Республики Татарстан: Великий Болгар и Остров-град Свияжск";
- территория развития "Зеленый дол";
- проект комплексного развития акватории реки Казанки в г. Казани.

Общие наблюдения. В результате исследования были сделаны следующие заключения:
- у архитекторов-руководителей коммуникационная деятельность превалирует над проектной (презентации и коммуникацией в среднем занимает в среднем 50% времени, 5-7 % времени архитектор-руководитель занимается вопросами связи с общественности и рекламой);
- непосредственную коммуникацию архитектора осуществляет с заказчиком, согласующими органами или администрацией, средствами опосредованной презентации являются публикации в СМИ и на сайте;
- архитекторы развивают и популяризируют свою деятельность посредством участия в конкурсах, выставках и организации лекций;
- наиболее часто употребляемыми средствами представления архитектурных проектов являются брошюра и планшет, реже – макет; презентация в виде слайд-шоу используется регулярно в половине случаев, в крупных фирмах используются презентационные видео-ролики;
- более 60% архитекторов отмечают проблему недостатка навыков подготовки и проведения презентации и коммуникации на ранних этапах профессиональной деятельности сотрудников.

Среди основных тенденций современной архитектурной коммуникации автор выделяет следующие:
- рост числа и разнообразия видов участников профессиональной коммуникации, в том числе представителей власти, общественных организаций и международных агентов;
- активная интеграция электронных средств коммуникации (Интернет, сотовая связь) в процесс коммуникации;
- появление посредников между архитектором (project manager) и другими у частниками процесса проектирования и строительства;
- интенсификация коммуникации и высокий уровень ответственности участников за ее соответствующее исполнение;
- увеличение публичности коммуникативных процессов.

Коммуникационные круги. Автором выделено несколько кругов коммуникации, в которых архитектор осуществляет свою деятельность: команда архитектора, другие заинтересованные участники проектно-строительного процесса и “условно заинтересованные”.

Архитектурная команда – первый и ближайший круг, внутри которого взаимодействует архитектор. Современная тенденция демонстрирует процесс роста архитектурных фирм и интеграции их в структуру проектно-строительный компаний, осуществляющих не только проектирование, но и строительство, а иногда инвестирование, лизинг и эксплуатации объектов. Особенностью коммуникации в такой большой команде является необходимость четкого координирования и распределения обязанностей внутри команды, постоянный обмен новой информацией и формирование корпоративного духа. Развитие презентационных и коммуникационных навыков сотрудников становится важным направлением стратегии развития в таких фирмах: сотрудники участвуют в специальных тренингах и семинарах, а также учатся представлять свои работы у мастеров.

Однако международные мега-концерны это не единственная и не самая традиционная форма организация архитектурной команды. По данным Американского бюро статистики, средний размер американской архитектурной фирмы – это 2-3 сотрудника, довольно распространены фирмы с 15-20 сотрудниками [2]. Форма небольшой архитектурной мастерской является наиболее традиционной и характерной для архитектурной профессии. Обычно коммуникация внутри такой группы происходит в менее формальном режиме, чем в крупной организации. Архитекторы учатся представлять свою работу у старших коллег или самостоятельно в процессе включения в коммуникацию с внешними участниками архитектурной деятельности.

Участники проектно-строительного процесса. Второй коммуникационный круг формируется из непосредственных участников проектирования и представителей заказчика. Коммуникация архитектора в этом кругу обеспечивает процесс реализации проектирования и строительства объекта в соответствии с первоначальным авторским замыслом. Среди участников коммуникации данного круга можно выделить следующих:
- инвестор;
- клиент (заказчик);
- генеральный проектировщик;
- подрядные организации;
- поставщики строительных материалов и услуг;
- согласующие органы (Управление архитектуры, Вневедомственная экспертиза); - потребитель.

Условно заинтересованные. Третий коммуникационный круг включает эпизодические коммуникации архитектора с теми, кто не принимает непосредственного участия в разработке проекта, но не безразличен к нему и желает повлиять на ход его развития, в том числе:
- общественность (взаимодействие архитектора и общественности – характерное явление при проектировании крупных градостроительных проектов или объектов, затрагивающих интересы определенных общественных групп);
- масс-медиа (необходимость вступать в коммуникацию с представителями СМИ у архитектора возникает при проектировании важных, в особенности скандальных, проектов на уровне города);
- администрация;
- архитектурная общественность, профессиональные организации и союзы. Коммуникационные круги архитектора включают как постоянных, так и эпизодических участников. Особенности коммуникации определяются условиями проектирования и спецификой конкретного архитектурного проекта [3,4].

"Сцена" архитектурной презентации и коммуникации. В процессе представления архитектурного объекта или осуществления профессиональной коммуникации архитектора важную роль играет место проведения презентации и осуществления коммуникации – сцена, на которой выступает архитектор. Пространство представления влияет на форму, организацию, жанр представления, использование презентационных материалов и технических средств.

Малая сцена архитектора. Коммуникация, проходящая в небольшом пространстве, определяет ограниченное количество участников и их непосредственный визуальный контакт. Степень официальности определятся не сколько количеством участников, сколько их социальной дистанцией. Время коммуникации варьируются от 15 мин до нескольких часов и часто происходит в форме отчета, дискуссии или обсуждения. Малой сценой архитектора может быть его собственный офис, мастерская, офис заказчика или чиновника.

Большая архитектурная сцена. В больших залах обычно происходят значимые события с большим количеством присутствующих и определенным сценарием происходящего. Доклад при этом может быть как кратким, со строгим регламентом 5-10 мин (градостроительный совет), так и длительным – 45 мин - 1 час (лекция). Особенностью большого презентационного пространства является существенная дистанция между докладчиком и аудиторией, что требует специальных средств трансляции звука и изображения. В архитектурной практике презентации в крупных аудиториях проходят в рамках следующих мероприятий: выставка архитектуры и дизайна, лекция, градостроительный совет, публичные слушания, научно-технический, проектный семинар и семинар по повышению квалификации.

Виртуальная архитектурная сцена. С развитием дистанционных средств коммуникации в XX-XXI веках активно формируется виртуальное пространство взаимодействия. Современные возможности Интернет позволяют архитекторам вести переговоры, делать презентации заказчикам и партнерам, которые находятся в других регионах и странах [5]. В архитектурной практике коммуникации в виртуальном пространстве проходят в рамках следующих мероприятий: сайт, форум, виртуальная выставка архитектуры и дизайна, он-лайн лекция, проектный семинар, skype-конференции.

В заключение, профессиональная коммуникация архитектора становится более сложным и интенсивным процессом, играющим важную роль в разработке и реализации архитектурного проекта, а также оказывающим существенное влияние на развитие архитектурной деятельности.

В результате исследования выявлен рост числа и разнообразия участников профессиональной коммуникации архитектора, активная интеграция электронных средств в процесс коммуникации; возникновение посредников между архитектором (project manager) и другими участниками процесса проектирования и строительства, а также вовлечение общественности в процесс разработки и реализации проекта.

Виртуальная сцена приобретает для архитектора важное значение в коммуникации с потенциальными клиентами, продвижении своих проектов и фирменной философии на глобальном уровне. Использование дистанционных инструментов существенно расширяет зону профессионального пространства каждого архитектора.

В связи с вышеописанными коммуникационными тенденциями вопрос о развитии навыков коммуникации и презентации у архитекторов становится одной из актуальных проблем современной архитектурной практики и теории.


Библиография

  1. Ragin C., Zaret D. Theory and Method in Comparative Research: Two Strategies // Social Forces. – North Caroline: University of North Caroline, 1983. – Vol. 61. – PP. 731-754.
  2. The American Institute of Architects. The Business of Architecture // The 2005-2006 AIA Firm Survay, – Washington: AIA pres., 2006. – PP. 21-38.
  3. Koren D. Architect's Essentials of Marketing. – New Jersey: John Wiley and Sons, 2005. – 280 p.
  4. Уланова М. Иностранные архитекторы в Москве [Электронный ресурс] / М. Уланова // Russian Realty. – 2005. – URL: http://www.russianrealty.ru/theme/index.phtml?ttid=100401&page=4  (дата обращения 03. 10.2008).
  5. Pressman A. Professional Practice 101: Business Strategies and Case Studies in Architecture. – New Jersey: John Wiley & Sons, 2006. – 406 p.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017