№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


Серебренникова Татьяна Андреевна

аспирант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор А.А. Раевский. 
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург , Россия, e-mail: tanya_ra_87@mail.ru

АРХИТЕКТУРА КАК ИНФОПРОСТРАНСТВО. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ


УДК: 72.01

В статье рассматриваются вопросы формообразования в архитектуре. Предложена модель инфопространства как механизма формирования современного подхода к архитектурному проектированию, а также интегральные принципы формообразования.

Ключевые слова: архитектурное пространство, инфопространство, интерфейс, интегральные принципы, синергетические принципы, динамика формы


Информационный взрыв и развитие научно-технического прогресса вывели многие страны на новый современный уровень существования. Но архитектура как информационное пространство не нашла своего дальнейшего развития. Степень развития архитектурного формообразования не соответствует времени и сложившимся факторам окружающей среды.

В этой революционной среде информационного общества, информационной культуры, проявления активного изучения космоса, архитектура стремится к пересмотру и перестройке новых рамок ценностей, приоритетов и принципов формообразования, научных познаний, навыков, инструментов и средств проектирования. Парадигма ведет к глобальным изменениям и появлению новых концепций, терминов и понятий в архитектурных словарях: виртуальность, интерактивность, интерфейс, бионика, гипер, гибрид, оболочка, мембрана, параметр, морфинг, скрипт, самостоятельные генерации, органика и т.д.

По мере вступления архитектуры в информационную эру приоритет в проектировании перешел от объекта к процессу его создания: важным стало не столько то, что проектируется, сколько то, как это происходит. Процесс проектирования и задействованные в нем технологии оказались не менее существенны, чем результат. Творческий и созидательный потенциал орудий и средств производства, возникших за последние годы, открыл для архитектуры совершенно новые возможности, которые еще ждут своего осмысления как в эстетическом, так и в экономическом плане [1].

В области архитектуры одним из видимых проявлений информатизации является выделение из архитектурного пространства информационного пространства и усложнение его структуры как отражения окружающей среды и факторов бытийных процессов.

Архитектурное пространство – материально существующее и обеспечивающее процессы жизнедеятельности человека. Данное понятие включает организацию внешней и внутренней среды. Выделение инфопространства в отдельную категорию архитектурного пространства на сегодняшний день является требованием времени. Здесь инфопространство несет совершенно новый, ультрасовременный характер, отражающий эволюцию мировых процессов - оно выступает в качестве аппарата исследователя архитектурного пространства.

Архитектура как инфопространство это структурная модель, лежащая в основе механизма формирования современного подхода к архитектурному проектированию, основанного на аналитической систематизации факторов и оптимальном использовании все возрастающих возможностей современных цифровых технологий.

Отметим черты концепции «архитектура как информационное пространство»:

Во-первых, происходит модификация в манипулятивную сторону, т.е. нарастает мотивация моделирования самого инструмента моделирования. Происходит изменение наполненности формообразующего аппарата, замена информативного поля и смещение устоявшихся принципов и методов проектирования.

Во-вторых, повышается степень символизации в сфере восприятия информационного пространства. В зависимости от усложнения и развития структуры инфопространства символизация приобретает новый характер, отличающийся от предыдущего.

В-третьих, происходят смещение акцентов и модификация феномена «архитектуры» в сторону ее большей материализации в виртуальную, нереальную архитектуру, поскольку распространяется уверенность во всемогуществе науки и технического прогресса.

В-четвертых, происходит переоценка ценностей, делаются попытки вписать в общий изменившийся контекст и приспособить к новым условиям жизни «старые» архитектурные объекты, адаптировать информационное пространство в зависимости от контекста. Таким образом, становится актуальным понятия – адаптация, адаптивные жилища, трансформация, мобильность и др.

Информация функционирует в виде сложной нелинейной многомерной сети, она динамична и неустойчива, может изменяться в пространстве. Таким образом, следует привести информационную среду в некую целостность, которая предполагает зависимость элементов пространства от насыщенности информации. Выделение и объединение наиболее характерных факторов влияния на формообразование позволит систематизировать информацию в отдельные «платы»-интерфейсы.

ser1.jpg

Рис.1. Пространственно-временная модель взаимодействия архитектуры и информации

Архитектура представляет собой создание границ в пространстве. Границы, в свою очередь, являются техзаданием, некой системой ограничений. Эти ограничения создают интерфейсы. Информационные системы передвигаются, взаимодействуют друг с другом путем «скриптов». Термин «скрипт» является обозначением программы, которая автоматизирует некоторую задачу, которую без сценария пользователь делал бы вручную, используя интерфейс программы. В свою очередь, интерфе́йс – это совокупность средств, методов и правил взаимодействия между элементами системы. Интерфейсы являются основой взаимодействия всех современных информационных систем. Если интерфейс не изменяется (стабилен, стандартизирован), это даёт возможность модифицировать сам объект, не перестраивая принципы его взаимодействия с другими объектами [2]. Наличие и использование интерфейса предполагает коммуникацию, функцию обмена сигналами или посыла сигнала от одной стороны к другой [3].

Каждая стадия проекта отражает определенный «интерфейс» – интегральный принцип (и наоборот). Термин «интегральный принцип» обозначает систему суммирования информации между несколькими системами. К поиску и созданию архитектурной формы можно подходить, основываясь на данных принципах и систематизируя их в единую концепцию. Объединив предпроектный и проектный анализ в создании концептуального решения объекта или градостроительного решения, можно выделить три принципа формообразования и вытекающие факторы влияния, предмет преемственности и рабочие параметры.

Синергетический принцип средовой трансляции основывается на проблематизации месторасположения объекта (экономические, природно-экологические и т.д.), на преобладании исторического наследия и т.д. Принцип направлен на выявление потенциала и возможных перспектив развития, в нем заложена программа дальнейшего моделирования формы.

Принцип функционально-градостроительной преемственности направлен на анализ структуры городского пространства, функциональные особенности среды и ландшафта и т.д. Данный принцип несет более прикладной характер, и результатом являются всевозможные анализы и схематическое моделирование градостроительных решений и отдельно взятых элементов.

Принципу архитектурно-композиционной преемственности характерны исследования в области эмоционально-визуального восприятия, взаимодействия объектов со средой, стилистические особенности и т.д. Результатом являются вариации возможных композиционных структур и решение взаимодействий как эмоциональных с человеком, так и с окружающими процессами среды.

ser2.jpg

Рис.2. Интегральные принципы формообразования в архитектуре

Параметрическое проектирование требует использования специального программного обеспечения, которое учитывает физические и конструктивные особенности, влияющие на объект, эмоциональное восприятие пространства, постоянный процесс обновления формы и т.д.

Арсенал средств формообразования в архитектуре изменяется под воздействием социального и научно-технического прогресса, новых потребностей и возможностей человека; техника позволяет подойти к достаточно гибким и сложным приемам образования архитектурных форм. Более того, могут активно создаваться и изменяться пространственные условия для разных элементов структуры. Подобная взаимозаменяемость обусловлена известными на сегодняшний день и достаточно широко изучаемыми принципами адаптации, динамизма, приспособления и постоянного обновления.

Динамика формы – условное «движение» формы в архитектуре, достигаемое строем пропорций, соотношением частей, спокойным или стремительным темпом «роста». В современной архитектуре понятие динамики формы подчас тождественно мобильности формы и означает ее физические изменения во времени в широком диапазоне превращений – от постепенного наращивания статичных форм до их подвижности, способности менять состояния [4].

Приемы создания новых композиционных поисков в архитектуре, характеризующие принципы адаптации (мобильность, модульность, трансформация, экологичность):
- сдвижка элементов-модулей формы в нескольких плоскостях;
- наложение пространственных модулей и оболочек;
- смещение в плоскостях; -поворот как отдельных модулей, так и всей структуры;
- изменение пропорций модулей относительно других элементов структуры;
- искажение и деформация привычных форм.

Анализируя проектные опыты зарубежных стран, можно выделить основные направления в архитектурном формообразовании, которые наиболее четко отражают принципы динамики:
- горизонтальная динамичная структура;
- центричная вертикальная динамичная структура;
- хаотичная разноплановая динамичная структура.

ser3.jpg

Рис. 3. Отражение принципов динамики в архитектурном формообразовании

В данных направлениях не столько важны стилистические приемы, сколько важны структурные особенности и взаимосвязи функциональных элементов и важность всей структуры в городской системе относительно других компонентов среды.

Вопросы, связанные с явлением динамизма в городской системе, рассматриваются издавна. Доктор архитектуры М.Г. Бархин называет подобное явление движения в архитектуре – «мобильное» градостроительство: «Статика-приостановка качественного и количественного развития города, консервация его, и, наоборот, динамика – учет непрерывного процесса развития и потому учет возможности физического роста, увеличения организма города» [5].

Городские структуры, на сегодняшний день, требуют постоянного обновления, реконструкции и соответствия развитию технологий и усовершенствования существующих систем: функциональной, транспортно-пешеходной, экологии и ландшафта и т.д. Динамика уже ранее существующей городской ткани возможна за счет внедрения совершенно новых функциональных модулей (которые в свою очередь взаимозаменяемы в соответствии с течением времени), экологичных модулей (за счет которых поднимается уровень экологизации города) и транспортно-пешеходных связующих.

ser4.jpg

Рис.4. Отражение принципов динамики в градостроительстве. Экологический модуль в структуре города

Таким образом, подводя итог, интегральные принципы формообразования заложены в основу формирования архитектуры как единого объекта, так и структуры города в целом. Самоорганизация пространства или его обновление за счет вариативных решений динамичных модульных систем, непрерывного и интерактивного проектирования является необходимостью в сложившийся период времени. Случайное и хаотичное ли это построение, или заданные параметры в программе – здесь важен итог использования интегральных принципов и возможностей адаптации и динамики форм.

Сама архитектура объекта, его геометрическая форма и структура организации становятся носителями и трансляторами информации о происходивших метаморфозах, что может иметь особую актуальность при работе с исторической средой. Новое видение архитектуры имеет синергетический характер и происходит на фоне всепроникающего роста информационной культуры [4].

С помощью информационных технологий и вводимых параметров мы можем вычислить и проанализировать результат исследуемых концепций и определить наиболее рациональный вариант для дальнейшего изучения и внедрения в контекст. Вычислительная техника дает расширить круг инвариантов, сократить временной фактор и с минимальными «просчетами» получить более точный результат проектного решения.

Информатизация отразилась на архитектуре в виде новых методов проектирования, ориентированных на создание виртуальности, дискретности, интерактивности, адаптации пространства. Развитие современных технологий, усовершенствование вычислительной техники выводят нас на уровень цифрового моделирования (морфинг, метафоризация, визуальный отбор и т.д.) ультрасовременной архитектуры (интерактивная архитектура, виртуальная архитектура, адаптируемая архитектура).

Исходя из вышесказанного, информационный подход в архитектуре и взаимосвязь двух пространств (архитектурного и информационного) имеют место быть в современном проектировании. Методы проектирования, как альтернатива устоявшимся методам, подразумевают создание не архитектурной формы – целостной «в своем роде», подчиненной канонам проектирования, а ультрасовременного пространства, которое:
- взаимодействует со средой (интерактивность);
- обладает способностью комбинировать частицы, элементы самого пространства, в зависимости от изменяющихся условий (виртуальность, адаптивность);
- находится в постоянном движении (мобильность).

Таким образом, результат дальнейшего действия информационно-технического прогресса на архитектуру непредсказуем, но его можно предположить. Благодаря взаимодействию цифрового моделирования и «инфомодели», архитектурное проектирование выходит на совершенно новый уровень, где архитектор путем систематизации, генерирования параметров факторов контекста (среда, история, мобильность населения, социальные группы и т.д.) создает инфомодель путем использования интегральных принципов, которая закладывается в программу цифрового моделирования. Итогом подобного действия является создание модели ультрасовременной архитектуры.


Библиография

  1. Тамке М. Новые технологии и рождение формы [Электронный ресурс] / М. Тамке.– Режим доступа: http://labna.taba.ru/blog/f/article/557_Martin_Tamke_
    Novye_tehnologii_i_rozhdenie_formy.html
  2. Интерфейс  [Электронный ресурс] /  Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/Интерфейс  
  3. Пучков М.В. Архитектура в эпоху информационных технологий: монография / М.В. Пучков. – Екатеринбург: Архитектон, 2006. – 117с.:  ил.
  4. Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / А.В. Иконников. – М.: КомКнига, 2006.– 352с.
  5. Бархин М.Г. Архитектура и человек. Проблемы градостроительства будущего / М.Г. Бархин. – М.: Наука, 1979. – 240 с.: ил.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017