№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Орехина Наталья Олеговна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: доцент Десятов Л.В. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА ЕКАТЕРИНБУРГА: ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ


УДК: 72.01

В статье выявлена значимость культовой архитектуры в городской среде. Представлены варианты проектных предложений строительства новых и восстановления утраченных культовых объектов Екатеринбурга, на основе которых определены критерии оценки возможности и уместности их появления в структуре сложившейся застройки.

Ключевые слова: культовая архитектура, городская среда, градостроительная ситуация, зрительное восприятие, доминанта


Человек не способен созерцать духовный мир, поэтому ему необходимы видимые образы, как бы раскрывающие представление о нем. В архитектуре такими объектами являются культовые здания и сооружения.

Культовая архитектура появилась в Екатеринбурге одновременно с его основанием. Вертикали колоколен служили пространственными ориентирами среди малоэтажной жилой застройки. Храмы, как правило, возводились на возвышенных частях рельефа либо служили акцентами перекрестков, или завершением улиц и проспектов, формировали площади.

В период XVIII-XX вв. в городе строились в основном православные и единоверческие храмы и часовни, а также «домовые» церкви при учебных и благотворительных заведениях. Помимо этого возводились лютеранская кирха и католический костел, а также существовали молельные дома старообрядцев, мусульман и евреев.

В советский период границы города расширились, появилась многоэтажная застройка, сформировалось несколько новых площадей и архитектурно-планировочных узлов. При этом пострадал исторический облик города. Происходило массовое закрытие культовых объектов, часть из которых была утрачена, а другая позже возвращена верующим.

Здания культовой архитектуры начинают восстанавливать по сохранившимся в архивах чертежам и фотографиям, но уже с применением современных строительных технологий, материалов и техники, которые позволяют реализовать проект быстро и качественно.

В связи с радикальным изменением городских пространств появляются проблемы при восстановлении и строительстве новых культовых сооружений в структуре уже сложившейся застройки исторической части Екатеринбурга. Учитывая интенсивность людских и транспортных потоков центра города, важными задачами при проектировании становится соблюдение требований, предъявляемых к общественным зданиям с массовым пребыванием людей: правильная организация подъездов к объекту, стоянки для автомобилей (как наземные, так и подземные), доступ к узлам коммуникаций и т.д.

Следует определить, насколько уместным будет появление религиозного сооружения в городской среде, какими архитектурными средствами возможно «вписать» его в измененную структуру города и какое значение будет иметь данный объект с точки зрения уже современной теории восприятия города (табл.1).

Таблица 1
Определение значимости культовой архитектуры в городской среде

ort1.jpg

Варианты проектных предложений строительства новых и восстановления утраченных культовых объектов Екатеринбурга предлагается изучить на примере построек таких религиозных конфессий как православие, католицизм, лютеранство и ислам.

Несмотря на общее для всех объектов культовой архитектуры символическое значение «дома Бога», существуют отличительные особенности и канонические традиции, присущие лишь определенной конфессии (табл.2).

Таблица 2
Особенности размещения и "канонические традиции" культовой архитектуры

ort2.jpg

Православный храм. В храмостроении отсутствует канон, описывающий, какой должна быть храмовая архитектура. В соответствии с СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов», эту роль «выполняет «каноническая традиция» – образцовые сооружения, принятые Церковью как отражающие средствами архитектуры богословское содержание храма».

Для восточного христианства традиционным является центрический тип храма. Структура плана может быть либо двухчастной (алтарь – храм), либо трехчастной (алтарь – средняя часть – притвор). Алтарь православного храма, согласно СП 31-103-99, ориентирован на восток, «с возможным смещением в пределах 30° в связи с градостроительными особенностями размещения участка». Глава храма должна быть обязательно увенчана крестом. Главным элементом культового объекта, позволяющим ему доминировать в пространстве, является вертикаль колокольни и средокрестие с различными вариантами объемно-конструктивного решения.

Утратив роль высотных доминант в пространстве, храмы сохраняют смысловую и визуальную выразительность, а также доминирующее положение за счет своих традиционных объемов и форм. В противопоставление стеклянным высоткам выступает красота древних форм. Создается некий контраст с окружающей застройкой: вечное / устойчивое – изменяющееся / движущееся.

В отличие от восточного христианства, придерживающегося «канонических традиций», в западном христианстве современные храмы являются результатом «экспериментов» с формой здания. Но и те, что были построены в традиционном европейском стиле, вносили некоторое своеобразие в застройку дореволюционного Екатеринбурга.

Католический храм (костел)
Главным смысловым предназначением католического храма является проведение Евхаристии, исходя из чего и формируется его архитектурно-планировочная организация.

Для западного христианства традиционным является вытянутый базиликальный храм. Большинство костелов выполнено в стиле готики и неоготики. Ориентация алтаря на местности может быть в любом направлении. Здание должно быть увенчано крестом.

Протестантский храм / Лютеранская кирха
Здесь важен не столько культ храма, сколько община верующих. Здание представляет собой общественный многофункциональный комплекс, предназначенный для богослужений, учения и собраний.

В архитектуре лютеранского храма присутствуют традиции католицизма. Характерная черта архитектуры немецких церквей XVIII в. – традиционный двухбашенный фасад. Предпочтение отдается простоте, строгости и минимализму.

Мусульманская мечеть
Здание мечети играет большую социальную, политическую, образовательную и культурную роль, являясь центром общественной жизни мусульман, молитвенная функция здесь играет второстепенную роль.

В архитектурно-планировочном решении существует деление на 2 зала: мужской и женский. Ориентация мечети на местности определяется по михрабу, указывающему направление в сторону Мекки. Важными составляющими архитектуры мечети, отличающими их от христианских храмов, являются минарет и полумесяц на куполах.

Изучив основные особенности размещения и канонические традиции культовой архитектуры, необходимо исследовать проблемы, связанные со строительством и восстановлением на примере культовых построек Екатеринбурга.

Православные храмы
Существует несколько проектов восстановления собора во имя Св. Великомученицы Екатерины (рис.1) с незначительным изменением его расположения.

В настоящее время на площади Труда отсутствует архитектурная доминанта, появление которой могло бы организовать центральную часть Екатеринбурга. На территории «собраны» историко-культурные объекты, как бы объединяющие несколько эпох. Но общественное мнение относительно восстановления собора разделилось, превратив площадь Труда в «площадь раздора». В связи с этим был разработан альтернативный вариант, по которому фонтан «Каменный цветок» будет смещен к памятнику Татищева и де Геннина, территория озеленена, поставлены скамейки.

or1.jpg

Рис.1. Собор во имя Св. Великомученицы Екатерины, г. Екатеринбург

Максимилиановская церковь (Большой Златоуст) (рис.2), изначально построенная в качестве колокольни для расположенной когда-то напротив нее Свято-Духовской церкви (Малый Златоуст), восстанавливается на исторической территории – на перекрестке ул. Малышева и 8 Марта.

Считается, что «при исторических размерах восстановленный храм по-прежнему будет самой высокой храмовой постройкой в Екатеринбурге и окрестностях» [1]. Территория вокруг него будет благоустроена, здесь предполагается устроить исторический уголок.

Большой Златоуст расположен в центральной исторической части Екатеринбурга. Помимо сохранившихся в окружающей застройке двухэтажных особняков ХIХ в., в советский период здесь появились постройки констуктивизма, а в конце ХХ в. возведен многоэтажный торговый центр. Среди недостатков можно выделить соседство культового объекта с развлекательными учреждениями. Вокруг церкви организована площадь, за счет чего здание не кажется «зажатым» среди окружающей среды и достаточно хорошо просматривается с разных точек восприятия, являясь украшением перекрестка.

or2.jpg
Рис.2. Максимилиановская церков. (Большой Златоуст), г. Екатеринбург

В здании Успенского собора (рис.3), расположенного на территории бывшего Верх – Исетского поселка, долгое время располагался хлебозавод, в связи с чем в настоящее время оно требует длительной реставрации.

Территория, на которой находится собор, занимает выгодное местоположение: расположена недалеко от центральной части города и имеет хорошее транспортное сообщение с ним. В окружающей среде до сих пор «царит» заводская атмосфера Екатеринбурга XVIII – XIX вв. Несмотря на разнообразие жилой застройки района, крупный объем Успенского собора и сейчас виден издалека, доминируя в пространстве. Объект изначально имел узловое положение в застройке и со временем не утратил своей значимости.

Помимо восстановления собора, существует несколько проектов реконструкции и преобразования территории исследуемого участка. При реализации проектов культовый объект окажется на открытом пространстве, выделяясь на фоне современной административной и общественной застройки своими классическими формами и размером. Но пока ни один из проектов осуществлен не был.

or3.jpg

Рис.3. Успенский собор в Верх-Исетском районе, г. Екатеринбург

Восстанавливаемый храм во имя иконы Божией Матери «Казанская» (рис.4) расположен на территории бывшего Нижне-Исетского заводского поселка.

Продольная ось храма немного развернута и смещена в сторону Челябинского тракта. Границы территории храма окончательно не определены в связи с возможным продлением с северной ее стороны ул. Тружеников. В целом, проблем по восстановлению культового объекта на историческом месте не возникло.

Храм находится на пересечении въезда в город со стороны Челябинска и магистрального проезда из района Химмаш, переходящих в магистраль Щербакова-Белинского. Соответственно, место расположения Казанского храма приобрело более значимый характер. Среда исследуемой территории практически не изменилась и представляет собой, в основном, малоэтажную частную жилую застройку. В результате этого храм уже сейчас виден из многих точек восприятия, доминируя над застройкой и являясь пространственным ориентиром.

or4.jpg

Рис.4. Храм во имя Божией Матери "Казанская" в Нижне-Исетске, г. Екатеринбург

Католические храмы
Исторический участок территории утраченного римско-католического костела Св. Анны (рис.5а) в настоящее время представляет собой пустующий сквер, на котором размещены рекламные щиты (транспортное кольцо Малышева – Карла Либкнехта). В случае восстановления культовый объект можно рассматривать как появление значимой стилистической доминанты фактически на новом месте: возможной в качестве средового объекта, но не нужной как культовой.

or51.jpg

Рис.5а. Римско-католический костел Св. Анны, г. Екатеринбург

Под новый католический костел Св. Анны (рис.5б) было реконструировано одно из зданий, являвшегося до середины XX в. приходской собственностью. «В настоящее время ведутся ремонтно-восстановительные работы других зданий, где разместятся священники, сестры-монахини, воскресная школа, библиотека, комната для гостей и встреч с прихожанами. В перспективе здесь образуется своеобразный центр для верующих католиков» [2].

or52.jpg

Рис.5б. Комплекс приходских домов римско-католического прихода Св. Анны,
г. Екатеринбург

Здание расположено в посольском квартале, объемы зданий которого похожи на некую крепость, выстроенную в «кирпичном» стиле с мотивами готики, преобладающем в застройке территории в XIX в. На фоне этой застройки храм, хотя и выглядит «замурованным» среди нее, но, тем не менее, создает замкнутое пространство, достаточно комфортное с точки зрения функции культового сооружения для проведения обрядов.

Протестантские храмы
На месте утраченной евангелическо-лютеранской кирхи святых Петра и Павла (рис.6а) в советское время был построен жилой дом – "дом актеров". В результате чего, восстановление ее на исторической территории невозможно. И потому лютеранской общиной предполагается возведение нового здания лютеранской церкви уже на новом месте. Пока же для организации нового лютеранского центра – прихода святых Петра и Павла (рис.6б) была переоборудована квартира, расположенная на первом этаже современного жилого дома. Какие-либо характерные внешние элементы, отражающие расположение в данном помещении культового объекта, отсутствуют. Проходя мимо здания, можно предположить, что здесь, скорее всего, расположился очередной офис.

or61.jpg or62.jpg
Рис.6а. Кирха Св. Петра и Павла, г. Екатеринбург Рис. 6б. Приход Св.
Петра и Павла,
г. Екатеринбург
 

 

Мусульманские мечети
До революции в Екатеринбурге не было ни одной мечети, существовало лишь несколько молельных помещений, в которых совершалась общая молитва. На сегодняшний день в городе существует несколько небольших мечетей, являющихся уже современными культовыми постройками.

Первая городская мечеть «Маулид» (рис.7а) была построена на базе частного дома в Цыганском поселке. Выполняет функции соборной мечети. Здание представляет собой объект функционального назначения лишь с точки зрения культа, но не архитектуры.

Мечеть «Рамазан» в Нижнее-Исетском районе (рис.7б), на территории которой в дальнейшем предполагается возведение медресе. Находится вблизи Казанского храма, имеющего более выгодное местоположение. Но, тем не менее, мечеть также доминирует над малоэтажной частной застройкой.

Существует также проект строительства новой соборной мечети (рис.7в) на набережной в районе перекрёстка улиц Чапаева и Декабристов. Считается, что она замкнет «треугольник», включающий в себя также расположенные вблизи Свято-Троицкий Кафедральный собор и синагогу, образовав «Площадь согласия» (или «Площадь трех религий»). Участок расположен в центре города и имеет удобную транспортную развязку. Согласно проекту, будущая мечеть станет миниатюрой Тадж-Махала. Пока же на выделенном участке возведен лишь временный молельный дом [3].

or71.jpg or72.jpg or73.jpg
Рис.7а. Мечеть
"Маулид"
Рис.7б. Мечеть "Рамазан" в Нижне-
Исетском р-не, г. Екатеринбург
Рис.7в. Проект новой
соборной мечети

 

В результате определения значимости культовой архитектуры в городской среде предполагается составить каталог, включающий в себя исторические и современные фотографии культовых объектов Екатеринбурга и панорамы их среды, варианты проектных предложений их строительства и восстановления, развития окружающей территории.


Библиография

  1. УГМК. Режим доступа: http://www.ugmk.com/ru/press-center/index.php?id15=3837
  2. Римско-католический приход Св. Анны. Режим доступа: http://www.ekatcatholic.ru/Russian/index.html
  3. Соборная мечеть. Режим доступа: http://www.mechetekb.ru/

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017