№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Панфилов Александр Владимирович

аспирант НГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор А.А. Гамалей ГОУ ВПО "Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия", г. Новосибирск, Россия

КЛАССИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МОБИЛЬНОГО ЖИЛИЩА ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ


УДК: 728.7

В статье описывается авторская классификационная система мобильного жилища. Предложенная системная классификационная модель построена на принципах комплексной оценки, как внутренних характеристик мобильного жилища, так и средовой составляющей сферы его применения.

Ключевые слова: классификация, классификационные признаки, мобильная архитектура


В настоящее время существует множество различных классификаций мобильного жилища: это и официально признанная классификация ГОСТ [1], и основная научно-теоретическая классификация Сапрыкиной Н.А.[2], и классификации, посвященные различным аспектам применения мобильного жилища [3-9 и др. авторы]. Однако, несмотря на всю грандиозность проделанной работы, каждая из них освещает какую-либо одну из сторон всего разнообразия мобильного жилища, при этом большинство рассматривает его исключительно в аспекте промышленного применения. На основании результатов исследования мобильного жилища для временного пребывания, описанных в авторских публикациях [10, 11], и учитывая объем показателей, являющихся жизненно необходимыми для полноценной классификации мобильного жилища и формировании комплекса их характеристик, предлагается внести некоторые изменения в систему их структурирования. Стандартно применяемые двунаправленные матричные системы представляются неполноценно отражающими всю совокупность регистрируемых факторов и характеристик, потому как это позволяет определять объект мобильного жилища на основании одной единственной пары классифицирующих элементов из всего их многообразия. При этом выбираются лишь наиболее очевидные показатели мобильного жилища, остальные либо не принимаются к вниманию, либо выносятся за рамки классификации. Это приводит к тому, что, имея множественные классификационные решения, мы не можем сложить единую картину мобильного жилища. Настоящая работа призвана попытаться объединить весь ранее проделанный титанический труд исследователей мобильного жилища в единый комплекс, равно как и создать новую, более четкую и всеобъемлющую структуру классификационного механизма.

Исходя из всего вышеперечисленного, предлагается к внедрению система классификационных признаков мобильного жилища, ориентированная на конечного потребителя будущих поколений мобильной архитектуры.

Классификационные признаки мобильного жилища:

1. Функция предназначения. Предлагается разделить всю совокупность объектов мобильной архитектуры на четыре группы, предназначенные для: проживания людей (основная, рассматриваемая в проводимом исследовании), размещения предприятий и служб общественного назначения, производственно-технического назначения, инженерного обеспечения.

2. Вместимость (производительность). Этот отличительный признак является количественной характеристикой функции предназначения и выявляет вариабельность как по степени комфортности проживания (для первой группы), так и относительную производственную мощность (для всех остальных групп).

3. Принцип мобильности. Показатель, дифференцирующий всю совокупность мобильного жилища на уровень готовности к дислокации и (или) способности адаптации к изменившимся внешним или внутренним условиям. В этом признаке выделяются: сборно-разборные, модульные (включая группу «караванов»), самоходные, трансформируемые и «мобильный интерьер» – объекты, способные адаптироваться к изменившимся условиям с сохранением месторасположения и внешних параметров.

4. Категория (уровень комфортности). Это весьма важный для классификации мобильного жилища фактор, поскольку согласно именно данного пункта классификации и будут строиться основные планировочные параметры и ценовые характеристики. Представляется вероятным, что на данном уровне классификации появится четкое подразделение мобильного жилища на объекты, предназначенные для индивидуального (частного) использования и мобильные объекты инвентарной принадлежности. Во втором случае уровень комфортности будет напрямую вытекать из степени значимости данного поселения (мобильной базы), это может быть обычная, повышенная и особая. В зависимости от установленной государством степени значимости поселения определяются категория обеспечения персонала и уровень комфорта. С первым случаем все несколько сложнее, поскольку в данном случае потребитель определяет необходимые лично ему параметры жилища. Здесь предлагается ввести многоуровневую систему категорий, совмещающую в себе не только уровень комфортности, но и вместимость, принцип мобильности, степень технического оснащения и другие параметры, позволяющие приблизить конечный продукт к заданным характеристикам.

5. Уровень (степень) технического оснащения. Данный признак может иметь несколько различных точек рассмотрения. С одной стороны, он влияет на показатель уровня комфортности мобильного жилища, если речь идет о степени оснащения бытовыми приборами. С другой стороны, он отвечает за полноценность осуществления человеком своих функций, когда речь идет об экспедиционном жилище или жилище, предназначенном для особо-экстремальных условий эксплуатации.

6. Режим эксплуатации. Подразделяет мобильное жилище на сезонный и круглогодичный режимы использования.

7. Расчетное количество перемещений. Фактор, характеризующий один из основных признаков рассматриваемых объектов, а именно их мобильность. Согласно действующей на настоящий момент нормативной базе [1, п. 2.3.2], этот параметр ограничен 3 или 5 перемещениями для сборно-разборных зданий. Однако существуют объекты, потенциально относящиеся к мобильным зданиям, не имеющие никаких перемещений, за исключением доставки с завода к месту эксплуатации – лунные базы (программа «Сатурн-Аполлон»), станции «МИР», МКС и экспедиционная вахта в трудно доступном районе – когда расходы на возвращение объекта превосходят его стоимость. На другом конце данной классификационной ветви – системы «караванов» и «кемперов», количество перемещений которых практически неограниченно ничем, кроме как временем полного износа.

8. Пути сообщения пригодные для перемещения мобильного жилища. Под путями сообщения в данном случае понимаются: железные дороги, автодороги, водный и воздушный транспорт, бездорожье. При этом каждый из перечисленных видов путей сообщения имеет собственные ограничения по массе и габаритам. В связи с этим предлагается разделить всю совокупность мобильных зданий на пять групп: любые; любые, кроме воздушного транспорта; любые, кроме воздушного и железнодорожного транспорта; бездорожье и водный транспорт.

9. Степень транспортной мобильности. Данный признак определяется временем, необходимым для перевода мобильного здания из транспортного положения в эксплуатационное и обратно:
1 группа – «ноль» – мобильные здания, располагающие собственной ходовой частью и автономными системами инженерного обеспечения;
2 группа – до нескольких часов – легкосборные жилища, не требующие особых навыков при своем возведении и разборке;
3 группа – до одного дня – контейнерные или легко трансформируемые здания, рассчитанные для дислокации в специально оборудованных местах.

10. Степень структурной мобильности. Данный признак определяет степень, быстроту и простоту внесения необходимых изменений в жилище в процессе его эксплуатации, в зависимости от изменившихся внешних или внутренних условий. Дифференцируя данный признак, предлагается ввести следующие группы: не изменяемые:
I степень – изменения возможны только с полной заменой структурных элементов;
II степень – изменения возможны с заменой частей структурных элементов;
III степень – изменения возможны с заменой частей без затрагивания структурных элементов; адаптируемые и само-адаптирующиеся.

11. Географические характеристики региона, в границах которого будет происходить эксплуатация мобильного жилища. По этому признаку предлагается разделить мобильные здания на пять групп:
1 группа – для эксплуатации за пределами Российской Федерации, кроме полярных территорий и тропиков;
2 группа – для эксплуатации на всей территории России, кроме Арктики и зоны полупустынь;
3 группа – для эксплуатации в Арктике;
4 группа – для эксплуатации в зоне полупустынь;
5 группа – универсального использования, предназначена для формирования систем обеспечения жильем воинских (военизированных) частей, служб МЧС и спецподразделений;
6 группа – для эксплуатации в особо экстремальных условиях (подводные, воздушные, космические и т.п.).

12. Средняя трудоемкость полного комплекса подготовительных работ на месте эксплуатации. По этому отличительному признаку должен быть определен комплекс подготовительных работ на месте размещения того или иного вида мобильного здания: подготовка основания, необходимость устройства фундамента, необходимость прокладки инженерных сетей и установки дополнительных зданий инженерного обеспечения и т.д.

13. Средняя трудоемкость полного комплекса природовосстановительных работ на месте эксплуатации. По этому отличительному признаку должна быть определена степень воздействия на природу для каждого типа мобильных зданий, определен комплекс проводимых природовосстановительных работ и уровень необходимых трудозатрат.

14. Вариабельность компоновки (блокировки) мобильных зданий между собой. Признак обозначает саму возможность компоновки мобильных зданий и разграничивает их по типам и степени интеграции объединяемых объектов.

15. Степень экологической безопасности. Понятие экологичности не привязывается к одному качеству жилища (безвредности для окружающей среды). Функционирование жилища должно не только не давать отходов, нуждающихся в утилизации, но и наоборот, само поглощать различные отходы своего функционирования. Понятие экологического жилища связано также с экономным расходом ресурсов, материалов и труда, затраченных на его сооружение.

16. Показатель трансформационной эффективности. Данный показатель призван структурировать мобильные объекты по такому признаку как показатель (коэффициент) разницы между объемом мобильного жилища в транспортном и эксплутационном положении. Может изменяться от 0 (для не трансформируемых моноблочных зданий) до некого стремящегося к кратному коэффициентному показателю (х5 – при трансформации объекта с каждой стороны на равный объем).

17. Показатель автономности выражает автономность как самого мобильного здания, так и возможность автономности его эксплуатации. Степень автономности может быть выражена во временном или относительном значениях.

В ходе проведенного социологического исследования были выявлены наиболее важные с точки зрения потребителя классификационные характеристики (рис. 1а,б), что предоставило возможность сформировать принципиальную классификационную модель мобильного жилища для временного пребывания.

pan1.jpg

Для повышения наглядности механизма классификации при определении параметров мобильного жилища, учитывая практическую неизменность одной части параметров относительно другой, представляется возможным внедрить классификационную систему, основанную на базе изометрической структуры.

В основу разработанной структуры положены следующие принципы. В направлении изометрических осей выводятся внешние (средовые) основополагающие характеристики мобильного жилища, а именно: характеристика среды эксплуатации, характеристика среды перемещения (транспортирования, дислокации) и географические характеристики региона эксплуатации. Каждый из означенных параметров имеет ряд пограничных делений соответственно:

  • Среда эксплуатации (базирования) подразделяет всю массу объектов мобильного жилища на наземного, водного (включая группу подводного базирования), воздушного и внеатмосферного базирования. В данную группу также возможно включение такого параметра как «иное», подразумевая возможность появления в будущем новых неклассификационных форм, к примеру: городское мобильное жилище – относящееся к «наземному», однако имеющее значительные отличительные особенности.
  • Среда транспортировки (дислокации) включает в себя такие способы транспортировки как: наземное, водное (надводное и подводное), атмосферное, внеатмосферное (подразделяемое на орбитальное и планетарное), а также амфибии и универсальные. Последний параметр может включать в себя как несколько определенных, так и все перечисленные среды.
  • Географические характеристики региона эксплуатации. В структуру этого параметра включаются шесть групп, дифференцирующих возможную среду эксплуатации по степени экстремальности воздействия, как на человека, так и на само мобильное жилище.

Зона, получаемая в результате пересечения сфер вышеозначенных элементов, показывает допустимую область применения конкретной группы объектов мобильного жилища или некого конкретного, но все еще абстрактного объекта.

В полученной точке среды, обладающей определенным набором характеристик, появляется возможность описать сам объект, выявив в его структуре основные показатели с определением их конечных (внутренних) характеристик. Применительно к условиям настоящего исследования предлагается в качестве таковых принять: конструктивный тип, принцип мобильности и комплексный показатель комфортности:

  • Конструкционный тип (принципиальное конструктивное решение объекта) подразделяет всю массу объектов мобильного жилища на: сборно-разборное, модульное (ранее контейнерное), кластерное, трансформируемое.
  • В принцип мобильности включаются такие его модели как: непередвижное, передвижное (перевозимое), самопередвижное, адаптируемое и система мобильного интерьера.
  • В группу комплексного показателя комфортности входят такие понятия как: вместимость, уровень комфортабельности, уровень технического оснащения, экологичность и показатель автономности. (В целях увеличения наглядности в схемах был разделен на отдельные показатели).

Таким образом, при наложении этих двух систем мы можем получить полноценную картину структуры мобильного жилища. В целях закладки фундамента для проведения дальнейших исследований представляется возможным внести предложение заменить выявление определенных параметров в каждой ячейке внутреннего уровня на систему из трех планиметрических матриц, дающую возможность определения большего количества параметров. Однако выявление из всей массы подобной комплексной систем требует более углубленного исследования и на этапе проведения настоящего исследования может затруднить выявление основных классифицирующих параметров.

Проведенный ретроспективный анализ существующих объектов и проектных разработок мобильного жилища для временного пребывания (рис. 2) подтвердил возможность и целесообразность применения подобной системы в целях их классификации. Применение подобной матрицы для дальнейшей разработки и создания мобильного жилища позволяет максимально приблизить его к требованиям потребителя, упростить и систематизировать процесс составления заказов и технологических карт. Классификация, построенная на вышеописанных принципах, являясь по своей сути классификацией прагматического характера, в конечном счете, позволит выявить всю гамму требований, предъявляемых к мобильному жилищу как на уровне проектирования и производства, так и на уровне эксплуатации.

pan2.jpg


Библиография

  1. ГОСТ 22853-86. Здания мобильные (инвентарные). Общие технические условия . – Введ. 01.01.1987 – М.: Изд-во стандартов, 1986.
  2. Сапрыкина Н.А. Мобильное жилище для Севера / Н.А. Сапрыкина. – Л.: Стройиздат, 1986.
  3. Олейник П.П., Степанов И.В. Применение инвентарных зданий в строительстве / П.П. Олейник, И.В. Степанов. – М.: Стройиздат, 1977.
  4. Швецова И.В. Типологические принципы формирования системы мобильного жилища для районов нового промышленного освоения Сибири: автореф. дис …. канд. архитектуры / И.В. Швецова. – М., 1982.
  5. Израилев Е.М. Мобильная архитектура вчера, сегодня… послезавтра (и кое-что о капитальном строительстве) / Е.М. Израилев – СПб.: Стройиздат, 1997.
  6. Нейфах Л.С. Архитектура объемно блочных зданий контейнерного типа для Севера / Л.С. Нейфах. – Л.: Стройиздат, 1983.
  7. Сычевая В.А. Дизайн в организации досуга (Обзор) / В.А. Сычевая //Художественное конструирование за рубежом. – Вып. 4. – М.: ВНИИТЭ, 1975.
  8. Быстровозводимые здания и сооружения; под редакцией Ю.Н.Казакова. – СПб.: Гуманистика, 2004.
  9. Фаорова Л.Г. Некоторые вопросы прогнозирования мобильной жилой ячейки будущего. // Теория и практика планировки и застройки северных городов: сб. науч. тр. –Л.: ЛенЗНИИЭП, 1982.
  10. Панфилов А.В. Мобильное жилище. Анализ эволюции и направлений дальнейшего развития / А.В. Панфилов // Объединенный научный журнал – АПН. – Москва, 2008.– № 7 – С.58-62.
  11. Панфилов А.В. К вопросу о нормативной базе мобильной архитектуры / А.В. Панфилов // Вестник БГТУ им. Шухова – Белгород, 2008. – № 3. – С. 4-6.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017