№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


Ходырева Анна Константиновна

магистрант УралГАХА
Научные руководители:
кандидат архитектуры, доцент  И.В. Тарасова;
кандидат архитектуры, доцент О.А. Шипицына.
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»,
г. Екатеринбург, Россия

ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЕКАТЕРИНБУРГА


УДК: 72.01

В статье рассматриваются промышленные территории Екатеринбурга, которые исторически были включены в его структуру, выявляется проблематика и обозначаются два основных направления интеграции (сохранение производственной функции и рефункционализация). Предлагается метод «размывания границ», позволяющий уйти от изолированности промышленных зон на планировочном уровне путем формирования на их границах общественных пространств, раскрытых одновременно для города и индустриальных территорий.

Ключевые слова: промышленные территории, перепрофилирование, интеграция, метод «размывания границ»


Промышленность на протяжении всей истории Екатеринбурга играла значительную роль, начиная с того, что явилась причиной образования города, сделала его производственным центром и сегодня занимает важное место в его экономике. В течение многих лет производственные предприятия оказывали серьезное влияние на формирование городской структуры и имели большое значение, как на функциональном, так и образно-символическом уровнях.

В настоящее время при проектировании городов основное внимание уделяется развитию жилых и общественных пространств, торговых зон, транспортной инфраструктуры. Наукоемкое и инновационное производство приходит на смену ресурсоемкой индустрии. Из промышленного центра город постепенно превращается в крупный административный. Вместе с тем, растут потребности горожан. Возникает необходимость развивать и совершенствовать административную структуру города, увеличивать жилой фонд, расширять и модифицировать транспортную сеть. Тем временем, технологии устаревают, промышленный фонд неизбежно ветшает, а большинство крупных предприятий сегодня представляет собой изолированные территории с невыразительной архитектурой послевоенного периода, окруженные серыми безликими заборами. Все это не соответствует новообретенной функции города, противоречит определению «город для человека».

Именно поэтому в настоящее время вопрос переосмысления роли индустриального наследия для Екатеринбурга особенно актуален. Необходимы новые принципы преобразования и развития индустриальных территорий города в условиях смены экономических и социальных приоритетов, развития инновационных процессов.

Промышленные территории Екатеринбурга обширны и разнообразны. На сегодняшний день они занимают около 30% всей площади города. Большинство из них сосредоточено в северной его части. Здесь индустриальная застройка наиболее плотная и обширная. Более компактные производственные зоны расположены в юго-западной части города. Также их концентрация наблюдается вдоль железнодорожных путей в восточной части. В центре же, как правило, располагаются отдельно стоящие промышленные здания (рис. 1).

hod1.jpg

Рис.1. Промышленные зоны Екатеринбурга

В зависимости от специализации, промышленные предприятия Екатеринбурга делятся на семь основных групп: тяжелое машиностроение и станкостроение, металлургия, производство металлоизделий, производство стройматериалов, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическая промышленность, пищевая промышленность (см. табл. 1, рис. 2).

hod2.jpg

Рис.2. Промышленные зоны Екатеринбурга. Типы производства

Таблица 1

hodt.jpg

Проблемы, связанные с настоящим состоянием промышленных зон, разные. По большей части, невыразительная архитектура, длинные безликие фасады корпусов и серые бетонные заборы, тянущиеся вдоль городских магистралей, создают напряженную визуальную среду и оказывают в целом негативное воздействие на людей, идущих пешком и едущих в общественном и личном транспорте [1]. Нередки и случаи, когда заборы скрывают уникальные индустриальные постройки.

Для крупных и средних промышленных территорий города наиболее остро стоит проблема их изолированности и резкого контраста, возникающего на границах с жилыми зонами. Явление жесткого разграничения и вычленения производственных площадей в городской застройке неизбежно присутствует практически на всех уровнях и не зависит от масштаба территории.

Промышленные зоны, мало или вовсе не связанные с прилегающими территориями, сегодня «рваными лоскутами» вклиниваются в городскую ткань, нарушая ее целостность. Они являются частью города и, в то же время, существуют относительно автономно: функциональные и социальные связи с окружающей застройкой у них практически отсутствуют. Исключением является их включенность в транспортную инфраструктуру. Тем не менее, такое расположение промышленности приводит к многочисленным отрицательным последствиям, таким как ухудшение экологической обстановки, транспортные проблемы, территориальные препятствия развития, нарушение гармоничного восприятия архитектурного облика. В настоящее время, в связи с развитием и изменением роли Екатеринбурга, переходом от «города для производства» к «городу для человека» [2], проблемы только усугубляются, и решение их необходимо осуществлять на всех уровнях, начиная с городского планирования.

В стратегическом плане развития Екатеринбурга до 2020 г. о судьбе промышленных предприятий говорится общими словами. Вставая на путь «Екатеринбург — межрегиональный инновационно ориентированный промышленно-финансовый центр» [3, с. 113], администрация видит будущее города в развитии инновационных технологий и наукоемких отраслей производства, создании технопарков. Да, это вполне соответствует понятию «межрегиональный центр», и, кроме того, уже сегодня город имеет в своем составе основные объекты, без близкого расположения к которым развитие технопарковых структур невозможно.

Говоря о выносе отдельных производств за пределы городской черты, необходимо отметить, что переносить заводы предполагают в малые и средние города Свердловской области, где ощущается нехватка рабочих мест. Противники этого «переезда» считают, что Екатеринбург попросту «награждает» вредным производством малые города. Однако проблема заключается не только в желании или нежелании малых городов принимать «столичную» промышленность [4]. В большинстве своем предлагаемые для переезда корпуса и территории непригодны для размещения на них производственных предприятий, а возведение новых объектов требует внушительных инвестиций. Не менее значимым фактором против выноса промышленности, является то, что немалая часть жителей Екатеринбурга работает на городских предприятиях. Этот факт накладывает особый отпечаток на распорядок дня: для многих заводы – не только место работы, но и часть жизни. Вот почему перемещение предприятий может пагубно сказаться на комфортности жизни в целом и повлечет за собой транспортные проблемы и новые стрессовые ситуации.

Таким образом, становится понятно, что решение стратегического плана мало затрагивает архитектурно-композиционные аспекты преобразования и развития промышленных территорий, а простой вынос производства не решает проблем вообще. Можно предложить и другой подход к вопросу переосмысления роли индустриального наследия Екатеринбурга. Необходима концепция, которая поможет уйти от изолированности промышленных территорий и по-новому раскрыть их роль в составе различных инфраструктур города.

Строгое разделение города на промышленную и селитебную зоны, наблюдаемое на сегодняшний день в Екатеринбурге, лишает его структуру гибкости. Поэтому как никогда актуальным становится целенаправленный поиск возможных вариантов сближения, функциональной интеграции промышленных зон и жилых образований с целью создания единой среды, объединяющей все городские функции, востребованные городским жителем: работу, отдых, жилище, обслуживание, культуру.

Процесс переосмысления роли городских промышленных территорий является весьма трудоемким, требующим концентрации усилий множества специалистов и проведения комплекса мероприятий, связанных с оценкой экономической и функциональной эффективности, экологической безопасности и эстетических качеств. Используя накопленный опыт, можно определить два основных направления развития индустриальных образований: сохранение производственной функции и рефункционализация.

Сохранение может быть реализовано двумя методами. В тех случаях, когда производство функционирует нормально, не оказывает негативного влияния на окружающую среду, нет необходимости выносить его за пределы городской черты. Необходимо проводить работу по повышению архитектурно-эстетических качеств объектов. Во-первых, это корректировка генерального плана с проработкой благоустройства производственной территории в целях создания благоприятной и комфортной среды для удовлетворения потребностей работников предприятия. Во-вторых, реставрация фасадов (если архитектура здания представляет собой историческую ценность, является памятником архитектуры) или их реконструкция (с целью создания нового образа, гармонирующего с окружением, или более ярко характеризующего производственный процесс, специализацию предприятия).

Другой метод – это перепрофилирование. В условиях динамичного развития мегаполисов непрерывно меняются и совершенствуются требования к организации их инфраструктуры, ужесточаются нормы, регулирующие жизнедеятельность производственных предприятий, находящихся в городской застройке. Экологически вредные производства выносятся за ее черту, а порой и перемещаются в города-спутники. Крупные предприятия под воздействием экономических, социальных и производственных факторов сокращают объемы выпускаемой продукции [5]. Все это ведет к тому, что в границах промышленных зон Екатеринбурга освобождается все больше площадей и построек, которые на сегодняшний день либо не используются, либо сдаются в аренду. В этом случае на предприятиях с маленькой и средней площадью целесообразно провести смену специализации, то есть разместить более высокотехнологичное, компактное и экологически безвредное производство. Крупные же промышленные зоны представляют собой территории, обладающие потенциалом для формирования и развития на них технопарковых структур, что и предусматривается Стратегическим планом развития Екатеринбурга до 2020 года [3].

Вторым направлением развития является полная рефункционализация. Наряду с «дееспособным» производством, на территории Екатеринбурга существуют промышленные объекты и площадки, производственная деятельность на которых уже остановлена или близка к этому по причине ее нерентабельности. Здания либо сдаются в аренду, либо пустуют в ожидании нового наполнения, либо просто заброшены. В этом случае становится актуальной смена их функционального назначения. Жизнь мегаполисов ускоряет свои темпы, эволюционирует, и, соответственно, меняются идеологические системы и мировосприятие людей, меняется общественная психология. Как следствие этих процессов, происходит постоянный пересмотр систем ценностей и смысловых значений.

Переосмысление пространственной структуры заводов или отдельно стоящих промышленных объектов, их архитектуры, расположения в городской среде оказывает влияние в том числе и на формы досуга и поведения людей. Наибольшую ценность представляют территории городского центра, так как именно здесь наблюдается наиболее высокая концентрация деятельности административного и интеллектуального характера, культурно-бытового обслуживания. Это и определяет разнообразие возможного функционального наполнения индустриальных объектов, из которого можно выделить следующие направления переориентации: 1) административная, 2) торговая, 3) культурно-развлекательная, 4) музейная, 5) образовательная, 6) спортивная, 7) гостиничная и, наконец, 8) жилая функции [6, 7].

Существующие методы интеграции производственных зон и площадок в структуру города Екатеринбурга многоплановы и разнообразны, но далеко не каждый из них позволяет решить основную выявленную проблему – изолированность промышленных зон, их пространственное и визуальное «выпадение» из городской инфраструктуры на социальном уровне и уровне восприятия [8-12]. Подобное отсутствие связей резко ограничивает возможности дальнейшего развития города как «города для человека», скорее, наоборот, формирует среду с повышенными стрессовыми факторами. Следовательно, для того, чтобы избежать негативного влияния индустриальной застройки, работу с промышленными зонами необходимо производить комплексно, сразу в нескольких направлениях, подбирая для каждого типа объектов свой подход (рис. 3). Для этих целей предлагается метод «размывания границ», суть которого заключается в формировании на границах промышленных образований и жилых районов общественных пространств, которые раскрыты одновременно для города и промышленных зон и выполняют рекреационную функцию (рис. 4).

hod3.jpg

Рис.3. Направления интеграции

hod4.jpg

Рис.4. Метод "размывания границ"

Поскольку общее понятие интеграции подразумевает объединение каких-либо элементов в целое, процесс сближения и образование взаимосвязей, то принцип взаимопроникновения является основой метода «размывания границ».

Первый этап. Выбор промышленной территории и обозначение ее границ.

Второй этап. Комплексный анализ существующей градостроительной ситуации, причем необходимо рассматривать как внешнюю, так и внутреннюю структуру предприятий.

  • Анализ транспортно-пешеходной структуры (обозначить основные и второстепенные транспортные и пешеходные потоки).
  • Анализ функционального назначения окружающей и внутренней застройки (обозначить функциональную структуру прилегающих районов, определить принадлежность сооружений к административному, жилому или частному сектору – для окружения, а также дифференцировать сооружения производственной территории на административно-бытовые и хозяйственные).
  • Анализ природного окружения (выявить характер и интенсивность размещения таких природных объектов как зеленые насаждения, парковые зоны, водоемы, расположенные в непосредственной близости от промышленной территории).
  • Анализ визуальных качеств существующих границ (обозначить границы с высоким, удовлетворительным и низким уровнями качеств восприятия, определить участки с агрессивной, некомфортной визуальной средой).

По результатам анализа составляется опорная схема промышленные зоны.

Третий этап. Оценка промышленной зоны по набору критериев: 1) функциональный состав (административные/общественные зоны, жилые/спальные кварталы, зоны частного жилья/локализованные – городская застройка; административно-бытовые, хозяйственные корпуса – промышленная застройка, здесь же обозначить функционирует ли производство в хозяйственных корпусах, расположенных по периметру индустриальной территории) (рис. 5), 2) насыщенность окружающих территорий природными элементами (низкая, высокая) (рис. 5), 3) интенсивность транспортных и пешеходных потоков (высокая, средняя, низкая, необходимость восстановления транспортных связей) (рис. 6), 4) визуальная комфортность границ (высокий, средний, низкий уровень визуальных качеств, агрессивная визуальная среда) (рис. 7).

hod5.jpg

Рис.5. Функциональный анализ

hod6.jpg

Рис.6. Анализ транспортно-пешеходной структуры

Четвертый этап. Определение участков для «врезки» рекреационной («пограничной») зоны, функционального насыщения этих территорий и разметка планировочной геометрии границ на основании данных опорной схемы с учетом показателей по обозначенным критериям (рис. 8). Для функционального наполнения формируемого пространства можно использовать различные павильоны, малые архитектурные формы, всевозможные элементы городского ландшафта с целью создания и дальнейшего развития социальной привлекательности пространства, улучшения его визуальных качеств (следуя базовым принципам видеоэкологии), гармоничного вплетения промышленных территорий в городскую ткань и максимальной их ориентации в сторону социокультурной жизни. Отдавая должное исторической значимости промышленности Екатеринбурга, оригинальным шагом может стать игровая, сюжетная организация данных территорий, выраженная в создании различных сценариев, закладываемых уже на стадии проектирования.

hod8.jpg

Рис.8. Применение методики формирования новых границ

Методика опробована на примере промышленной зоны, находящейся на границе районов Уралмаш и Эльмаш в городе Екатеринбурге. Обозначенная территория включает в себя такие крупные предприятия как Уральский завод тяжелого машиностроения (УРАЛМАШ), Машиностроительный завод имени М. И. Калинина (ЗИК), Уральский завод по ремонту тяжёлых машин, Завод горноспасательного оборудования (ГУП), завод Уралпластик. На аналитическом этапе было выявлено, что в непосредственной близости от границ промышленной зоны проходят магистрали городского значения и железнодорожные пути, которые пронзают территорию, разделяя ее на части. Это говорит о развитости внешней транспортной инфраструктуры. Кроме того, были выявлены тупиковые дороги, располагающиеся в самом «теле» промышленного участка, которые могут быть использованы для восстановления недостающих транспортных связей между жилым районом и центральной частью города и снижения нагрузок на основные магистрали. Окружение разнообразно по своему функциональному составу. К промышленной зоне прилегают как общественные, так и жилые участки, а на северо-западе наблюдается даже примыкание частного сектора к территории завода. Система озеленения развита плохо. Парковые зоны присутствуют лишь в двух местах и этого совершенно недостаточно. Визуальные характеристики границ также оставляют желать лучшего. В большинстве случаев наблюдаются низкие показатели комфортности среды, что обусловлено наличием заборов и общей серостью, вплоть до наличия участков, демонстрирующих агрессивную среду, вызывающую дискомфорт и оказывающую негативное подавляющее воздействие.

При формировании новых границ необходимо исправить сложившуюся ситуацию, учитывая все обозначенные выше показатели. В первую очередь, требуется обогатить природное окружение участка путем добавления парковых территорий. Озеленение целесообразно размещать в тех местах, где происходит контакт жилой и промышленной среды, чтобы снять лишнее напряжение и снизить негативное влияние производства на спальные районы. Общественные зоны предлагается развить, наполнить сценарием, включить в них уже не используемые промышленные корпуса и придать им новую функцию. Выявленная агрессивность среды на отдельных участках может быть снижена за счет комплексного размещения как природных, так и общественных элементов (с торгово-развлекательной, культурной функцией) и тематического насыщения для увеличения ее социальной привлекательности.

В целом, метод «размывания границ» подразумевает уход от их протяженности и линейности посредством дробления на более мелкие составляющие.

Отвечая на вопрос, в каком виде сегодня следует возвращать городу промышленные территории, в первую очередь, стоит задуматься о важности их роли в культурной, социальной и экономической жизни Екатеринбурга. Каждый объект уникален и поэтому требует индивидуального подхода.

Представленная методика позволяет выявить проблемные участки пограничных территорий и «реабилитировать» их архитектурно-планировочными методами. Установлено, что, в зависимости от окружения, функциональных составляющих прилегающих к промышленной зоне районов и развитости природно-ландшафтной организации, характер преобразования на каждом отдельно взятом участке может быть разным. Выбор геометрии границ и функционального наполнения формируемых «контактных» зон во многом определяется целым рядом факторов, в совокупности наиболее полно отвечающих требованиям современного общества.

Прогнозирование тенденций развития производственных образований – сложный процесс, который затрагивает все аспекты существования предприятий Но только в этом случае возможно вывести промышленную архитектуру на новый уровень, соответствующий тенденциям развития Екатеринбурга как мегаполиса и крупного административного центра. Будущее индустриальных территорий заключается в их гармонизации, в создании комфортной среды, многосторонне удовлетворяющей потребности жителей города, через органичное вплетение в структуру городской ткани.


Библиография

  1. Филин В.А. Видеоэкология: что для глаза хорошо, а что – плохо. / В.А. Филин – М.: Видеоэкология, 2006.
  2. Ушкин Д.И. Контактная среда: классификация типов [Электронный ресурс] / Д.И. Ушкин // Архитектон: известия вузовов, 2008. – №22. – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2008_22/k39 
  3. Стратегический план развития муниципального образования «город Екатеринбург» до 2020 года.
  4. Генплан Екатеринбурга как орудие борьбы за землю в центре [Электронный ресурс] : Урал паблисити монитор, 2010. – Режим доступа: http://www.upmonitor.ru/editorial/mainthemes/1082916010/222/print/ 
  5. Демидова Е.В. Промышленные территории в каркасе городской ткани: понятие, факторы локализации, тенденции развития [Электронный ресурс] / Е.В. Демидова // Проект Ахей, 2010. – Режим доступа: http://mmj.ru/economics.html?&article=998&cHash=2f31c6d3cb 
  6. Быстров П.Н. Функциональный аспект редевелопмента промышленных территорий [Электронный ресурс] / П.Н. Быстров // Известия КазГАСУ, 2008. – №1 (9). – Режим доступа: http://izvestija.kgasu.ru/files/1_2008/Bistrov_22_24.pdf .
  7. Путинцев П.А. К проблеме переосмысления индустриального наследия [Электронный ресурс] / П.А. Путинцев // Архитектон: известия вузов. – 2010. – №30 – Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2010_22/01.
  8. Чайко Д.С. Современные направления интеграции исторических производственных объектов в городскую среду : дис. … канд. архитектуры (18.00.02) / Д.С. Чайко – М.: МАРХИ 2007. – 194 с.: ил.
  9. Синицына Н.Н. Адаптация промышленных образований Екатеринбурга к современным изменениям городской среды: дис. … канд. архитектуры (18.00.01) / Н.Н. Синицына. – Екатеринбург, 2005. – 215 c.
  10. Шолнерчика И.Ю. Проблемы композиции в процессе рефункционализации промышленных зданий и сооружений конца XIX - начала XXI : дис. … канд. архитектуры (18.00.01) / И.Ю. Шолнерчика. – Екатеринбург, 2004. – 110 c.
  11. Вершинин В.И. Развитие архитектуры исторически сложившихся промышленных предприятий в городах Урала. В 2-х т. : дис. …канд. архитектуры (18.00.02) / В.И. Вершинин. – М., 1985. – Т. 1. 147 с.
  12. Снитко А.В. Формирование и развитие архитектуры текстильных предприятий г. Иванова и пути их реконструкции: дис. … канд. архитектуры (18.00.02) / А.В. Снитко – Иваново: Ивановская гос. арх.-строит. академия. 1999. – 208 с.: ил.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017