№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Орехова Ксения Валерьевна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Янковская Ю.С. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия" г. Екатеринбург, Россия

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ «ЗЕЛЁНОЙ» АРХИТЕКТУРЫ В РФ


УДК: 72.01

Статья посвящена проблемам несоответствия существующего экологического законодательства нашей страны и нормативной базы для строительства, а также отсутствия нормативной базы и стимулирующих мероприятий для проектирования «зеленой» архитектуры.

Ключевые слова: «зелёная» архитектура, строительные нормы, экологическое законодательство РФ, устойчивое развитие, LEED, BREEAM


Негативное влияние человеческой деятельности на окружающую среду начало вызывать ответную реакцию общества уже в 60-х гг. XX века.

Прогностическая работа группы ученых Массачусетского технологического института Дж. Форестера, Донеллы и Дениса Медоуз под названием «Пределы роста», выполненная в начале 70-х гг. XX века, уже носила неутешительный характер. В ней доказывалось, что сохранение существующего образа жизни человечества приведет к глобальной катастрофе, заключающейся в резком падении численности населения.

Спустя 20 лет ученые провели новое исследование, анализирующее произошедшие изменения в области защиты окружающей среды и рассматривающее возможности возвращения к устойчивому развитию. Это исследование было представлено на международной Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Оно носило более конкретный характер и указывало на более четкие границы возможного роста численности человечества и увеличения объемов производства. Работа выявила явный регресс в области экологизации образа жизни человечества – за 20 лет рост численности населения не сократился, использование источников сырья и энергии увеличилось вдвое, окружающая среда все больше страдает от загрязнения. «Человечество уже сейчас находится за пределами роста» [1, C. 81], использование ресурсов и накопление отходов производства превышает физически допустимые нормы, и так будет продолжаться до тех пор, пока человечество руководствуется политикой «всеобщего роста». Есть только один способ избежать катастрофы – переход к устойчивому развитию.

Это заявление обеспокоило мировую общественность. В различных странах начали вводиться законы, способствующие становлению устойчивого развития на их территории.

В Российской Федерации экологическое законодательство формируется, начиная с 1994 года. Основой для его формирования является Конституция РФ, в которой закрепляется право гражданина на благоприятную окружающую среду.

Первым документом, определяющим дальнейшее устойчивое развитие страны, стал указ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Далее последовал целый ряд законов и указов относительно концепции устойчивого развития Российской Федерации. В целом, все эти документы предусматривают экологически безопасное развитие всех отраслей деятельности в соответствии со следующими критериями: ресурсосбережение, разумное обращение с отходами производства, мониторинг состояния окружающей среды и т.д.

Также существует документ, регламентирующий разработку новых программных и прогнозных документов для правительства и норм и правил для всех отраслей деятельности, которые бы соответствовали концепции устойчивого развития. Кроме того, особо акцентируется внимание на том, что нормы должны соответствовать уровню технического прогресса в той или иной области.

Архитектура должна подчиняться действующему экологическому законодательству РФ. Результирующим продуктом в этом случае может стать устойчивая, либо «зеленая», архитектура. Для перехода к такой архитектуре необходима обновленная нормативная база. Со времени принятия первого указа, регламентирующего устойчивое развитие в нашей стране, прошло 15 лет. Что же изменилось в строительных нормативах за это время?

Рассматривая основные нормы для проектирования жилой и общественной архитектуры, можно заметить, что не произошло практически никаких изменений. Удовлетворяют ли существующие нормы и правила основным положениям концепции устойчивого развития на территории Российской Федерации? При детальном рассмотрении нормативной базы можно отметить следующее.

Конечно же, есть положительные моменты. Учитываются климатическое зонирование, требования по инсоляции, по звукоизоляции, по аэрации помещений. Учитывается влияние транспортных средств на окружающую среду. Существуют и противопожарные нормы, и нормы по обеспечению доступности маломобильных групп населения. Есть кое-какие нормы по благоустройству прилегающих к зданиям территорий.

Но отрицательных моментов гораздо больше. Почти все нормы технически устарели. В них до сих пор присутствуют требования, которые на сегодняшний день на фоне бурно развивающихся строительных технологий кажутся нелепыми. Это особенно касается норм пожарной безопасности по высотным зданиям.

В нормах не существует понятия психологического комфорта граждан, вследствие чего почти отсутствуют необходимые критерии для достижения этого комфорта. Общероссийских норм по благоустройству городских территорий практически нет, а существующий ТСН 30-307-200 «Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы» не оперирует понятием «видеоэкология» и направлен скорее на сохранение архитектурного наследия, нежели на создание комфортных условий для жителей города. По некоторым направлениям всероссийских норм попросту нет (например, по высотным зданиям, хотя даже в нашем городе уже имеется пример такой архитектуры).

В целом, концепции устойчивого развития соответствует только СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Этот документ «затрагивает часть общей задачи энергосбережения в зданиях» [2] на протяжении всего цикла их существования – от возведения до сноса. При выполнении этих норм за основу были взяты подобные нормы развитых зарубежных стран. Кроме энергосбережения, они также предусматривают достижения оптимальных параметров микроклимата внутри здания, а не допустимых (как это обычно бывает в других нормах). Нормы вводят классификацию зданий по энергетической эффективности и правила оценки этой энергетической эффективности.

Таким образом, практически все используемые на данный момент строительные нормы противоречат действующему экологическому законодательству и не соответствуют концепции перехода РФ к устойчивому развитию.

Но не стоит думать, что дело только лишь в несоответствии норм и законодательства. Само Российское законодательство не создает никаких стимулирующих условий для преобразований, для развития «зеленой» архитектуры, в отличие от законодательства развитых зарубежных стран.

На сегодняшний день одной из поощрительных мер, используемых во многих странах, являются различные системы экологической сертификации «зеленой» архитектуры. Сертификация зданий и сооружений в соответствии с «зелеными стандартами» дает возможность владельцам зданий и сооружений повысить свою конкурентоспособность и продемонстрировать лидерство в экологическом проектировании. Данные системы сертификации широко применяются в Европе и Америке, т.к. там применение «зеленых технологий» считается престижным.

Система стандартов BREEAM (BRE Environmental Assessment Method) является наиболее известным в мире и широко используемым методом экологической экспертизы объектов недвижимости. Данный метод пользуется популярностью в странах Европы. Системы оценки различаются в зависимости от назначения строительства (торговля, промышленность, коммерческая недвижимость), а также национальных особенностей и местных строительных стандартов.

LEED (Leadership in Energy and Environmental Desighn), – лидерство в области дизайна энергетики и экологии. Это всемирно признанная система добровольной экологической сертификации недвижимости. Обеспечивает независимую оценку таких параметров, как подход к использованию участка, сокращение выбросов окиси углерода, ресурсосбережение, экология внутренних помещений и инновации в архитектуре [3].

Для различных типов зданий разработаны свои виды сертификации, разделенные по этапам работы над проектом. Система оказалась достаточно гибкой и на данный момент применяется в 41 стране мира.

В отличие от BREAM, LEED использует одну систему оценки для всех стран. LEED имеет хорошую техническую базу, но плохо учитывает экономику иностранных государств.

Если бы в Российской Федерации существовала программа государственной поддержки «зеленых» технологий, то было бы вполне возможным применять эти системы сертификации для еще большего стимулирующего эффекта.

Пока что все архитектурные объекты и проекты в нашей стране, имеющие сертификат LEED, выполнены либо для иностранных фирм-заказчиков (рис. 1), либо для привлечения внимания мировой общественности (рис. 2, 3).

ore1.jpg

Рис.1. Завод по производству железнодорожных подшипников концерна SKF (Швеция) в г. Тверь. Генеральный проектировщик: компания AECOM
 
http://ecorussia.info/ru/projects/zavod-po-proizvodstvu-zheleznodorozhnyh-podshipnikov-
kontserna-skf-leed-nc2-2-gold

ore2.jpg

Рис. 2. Офисное здание «Сочи-2014». Арх.: «РКВ Архитектур + Штэтэбау»
http://ecorussia.info/ru/projects/116

ore3.jpg

Рис. 3. Green Hotel – КОНДО отель «Гора «Сахарная Голова»».
http://ecorussia.info/ru/projects/zelenyy-kondo-otel-v-sochi---leed-gold

Подводя итог, можно отметить, что экологическое законодательство Российской Федерации не до конца продумано и в его структуру необходимо включать указания к разработке системы поощрительных мероприятий при проектировании «зеленой» архитектуры. Дополнительным стимулирующим методом тогда сможет стать система LEED, которая уже начинает применяться в нашей стране.

Конечно же необходимо привести в соответствие законодательной базе существующие нормы, так как их несоответствие оказывает негативное воздействие на проектирование не только «зеленой» архитектуры, но и любой другой (ввиду технической отсталости норм).

И еще одним немаловажным фактором, способствующим переходу РФ к концепции устойчивого развития, должно стать экологическое воспитание граждан.

При выполнении этих условий реализованных объектов «зеленой» архитектуры в нашей стране станет гораздо больше.


Библиография

  1. Медоуз Д.Л. За пределами роста / Д.Л. Медоуз // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. – 1995. – №5
  2. СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий. Приняты Постановлением Госстроя РФ № 113. – Введ. от 26.06.2003
  3. LEED.[Электронный ресурс] / Совет по экологическому строительству – Hежим доступа: http://www.rugbc.org/green-building/leed/  
  4. Указ от 4 февраля 1994г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». [Электронный ресурс] / Экологическое законодательство России. – Режим доступа: http://www.ecobez.narod.ru/ecolaw.html  
  5. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» № 174 – ФЗ от 19 июля 1995г. [Электронный ресурс] / Экологическое законодательство России. – Режим доступа: http://www.ecobez.narod.ru/ecolaw.html  
  6. Указ президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». [Электронный ресурс] / Экологическое законодательство России. – Режим доступа: http://www.ecobez.narod.ru/ecolaw.html  
  7. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 22 мая 1998г. [Электронный ресурс] / Экологическое законодательство России. – Режим доступа: http://www.ecobez.narod.ru/ecolaw.html  
  8. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7 – ФЗ от 20 декабря 2001 г. [Электронный ресурс] / Экологическое законодательство России. – Режим доступа: http://www.ecobez.narod.ru/ecolaw.html  
  9. Значение LEED. LEED и BREEAM. [Электронный ресурс] / EcoRussia.info – Режим доступа: http://ecorussia.info/ru/ecopedia/leed#paragraph_964  

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017