№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Лесник Екатерина Леонидовна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Лемегов А.В. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно - художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УРБАНИЗИРОВАННЫХ СТРУКТУР И ВОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ


УДК: 711.123

Ограниченные возможности территориального развития многих стран являются сегодня серьезной проблемой. Часть прибрежных территорий уходит под воду, а перед островными государствами стоит угроза исчезновения. Именно освоение водного пространства рассматривается как способ решения таких серьезных вопросов.

Ключевые слова: подводный город, водный город, город на воде, город у воды


Исторически сложилась, что человек организовывает свои поселения вблизи воды, вода является неотъемлемым условием в формировании городской среды. Это, безусловно, объясняется тем, что жизнь без воды на земле невозможна. Водная стихия привлекает человека, и он старается как можно теснее связать свое пространство с водой, тем самым организуя искусственные акватории, гидропарки и т.д. Именно такая природная доминанта, как вода, притягивает к себе основные общественно-административные центры поселений. Присутствие человека у воды может быть мотивировано только постоянной деятельностью – хозяйственной, культурной, спортивной, туристической, промышленной.

В водной стихии зародилась жизнь, там и сейчас обитает большинство живых существ нашей планеты. Сегодня более актуальной становится мысль, что «…наша прекрасная земля представляет собой только место краткого отдыха на пути между океаном, где мы родились, и звездным океаном, куда мы направим свои дерзания…» []

Интерес людей к водному пространству непрерывно растет, растет желание узнать его и овладеть им. Еще в глубочайшей древности различные цивилизации почитали водную стихию как божество. Чтобы приобрести его благоволение и покровительство, люди строили города и храмы, расположенные на морском побережье [1].

Но на сегодняшний день особо стоит отметить ситуацию, сложившеюся в мире. Эта ситуация связана с тем, что часть прибрежных территорий уходит под воду, а перед островными государствами стоит угроза исчезновения. В настоящий момент из 194 независимых государств мира 47 являются островными. Во многих таких государствах плотность населения из-за малой территории сопоставима с плотностью в многомиллионных агломерациях. Освоение водных пространств может позволить ряду стран (Японии, Монако, Исландии, Кубе, Индонезии, Мадагаскару, Сингапуру и др.) открыть новые возможности для решения экологических проблем и проблем функциональной организации городского пространства, а также нехватки территорий и перенаселенности.

Так, территория Республики Кирибати постепенно уходит под воду, и президент данной республики призвал граждан страны готовиться ко всеобщему переселению. Сегодня мы можем наблюдать и трагически сложившеюся ситуацию в Японии. Территория этого островного государства ставит перед человечеством вопрос об исчезновении такой исключительной нации [4].

Наступает период, когда люди приступили к созданием «морской нации». Будущий морской народ будет жить в морских городах. Вполне естественно, что в градостроительной науке утверждается новое понятие – это так называемое морское градостроительство. Его цели не ограничиваются только заселением водной поверхности, потому что это не подготовит человека к слиянию с морской средой. Речь идет о создании единой стратегии, которая позволит людям воспринимать водное пространство как новую территорию, поле деятельности, доступное всем. Слияние человека с водной средой может осуществляться при условии, что он сможет в ней жить. Необходимо овладеть и морскими глубинами, так как это обеспечит присутствие людей в недрах водной среды. До сих пор это было необходимо, когда мы пытались добывать нефть в море и изучать фауну и флору морского пространства. Но освоение водных пространств требует больших затрат, таких как решение сложных инженерных, конструктивных вопросов, и конечно, правильного градостроительства [1]

В настоящее время идет активное освоение водных систем. Об этом говорят такие знаменитые урбанизированные образования как рукотворный архипелаг искусственных островов в Объединенных Арабских Эмиратах, а также искусственный остров Трежер-Айленд в Сан-Франциско, построенный еще в 1939 году. Но не стоит забывать и о тех возможных проблемах, которые могут возникнуть при столь серьезных изменениях, происходящих в водах прибрежных территорий. К таким негативным последствиям может относиться изменение природного баланса и загрязнение водного пространства [6].

Можно выделить несколько типов объемно-планировочных взаимодействий воды и урбанизированных структур. Данное деление осуществляется исходя из степени проникновения воды в «город», либо из степени поглощения водного пространства урбанизированной структурой.

Вследствие полного поглощения урбанизированной структуры водным пространством образуется подводный город. Такая структура наиболее фантастична, однако, в настоящее время можно встретить немало примеров, в которых человеческая деятельность осуществляется под водой, при этом требуется и планировочная организация такой среды. К таким подводным структурам можно отнести подводные океанографические исследовательские станции. В Объединенных Арабских Эмиратах много примеров жилищ, а так же крупных общественных центров, которые частично проникают в водное пространство, тем самым дают человеку возможность проникнуть в загадочный мир моря [5].

Возможность жизни человеческого сообщества под водой связана со сложной организацией и специальной подготовкой. Одновременно с этим необходимо контролировать использование и развитие водных пространств, проводить водную политику, согласованную в общемировом масштабе.

Первые опыты по строительству постоянных жилищ под водой будут зависеть от природных богатств конкретной водной среды и от ее глубины. Вероятно, жилища будут расположены недалеко от берега и на сравнительно небольшой глубине. Удаление от берега и вглубь воды будет происходить постепенно [2].

Анализируя концепции подводных городов 60-х годов XX столетия, выделим два основных решения пространственного сооружения подводных городов. При первом часть элементов города погружена под воду, такие условия имеются на атоллах (рис.2). Второе решение предполагает полное погружение урбанизированной структуры под воду (рис.1).

Территория суши на нашей планете полностью изучена, и напротив, глубины мирового океана изучены менее чем на 50%. Такие подводные структуры могут дать большой толчок в развитии океанографии, исполняя роль подводных наукоградов [1].

Далее можно рассмотреть водный город. Такая урбанизированная структура предполагает полную автономию от урбанизированных структур на суше. Примером такой водной структуры могут служить природные островные государства (рис. 3).

Водный город может быть как статичной структурой, так и динамичной, примером тому являются многочисленные концепции 60-х годов и настоящего времени – это плавающие города (рис.5). К статичной структуре можно отнести искусственное образование на насыпи или на сваях, которое построено на мелководье (рис.4), а также существующие островные государства.

В качестве примера динамичной плавающей урбанизированной структуры можно привести плавающие острова Меймона, проект Жака и Эдит Ружери – Таласополис II. Френк Ллойд Райт в 1960-х годах и многие другие архитекторы 60-х годов ХХ века работали над созданием плавающего города. Архитектор Венсан Каллебо в XI веке создал свой проект плавающего города – «плавающие лилии», который назвал Lilypad. Сегодня создаются суперкорабли, которые представляют собой государство в океане. Одним из таких проектов является Freedom Ship, разработанный архитектором Норманом Никсаном [1].

Следующую степень проникновения урбанизированных структур в водное пространство можно рассмотреть на примере развития существующей территории вглубь водного пространства. При этом остается связь между территорией на суше и территорией на воде. Эта связь является как планировочной, так и функциональной. К этой структуре относится город на воде и город у воды.

Город на воде представляет собой самостоятельную часть существующей территории на суше, при этом выполняя свою роль и функцию. Тем самым появляется возможность территориального развития на ограниченных пространствах. К таким структурам можно отнести искусственные острова в ОАЭ, проект развития Токио архитектором Кензо Танге 1960 года; концептуальные предложения по освоению акватория г. Сочи архитекторов Андрея и Алексея Асадовых и множество других примеров освоения акватория прибрежных территорий. Город на воде собой может представлять как природное островное образование, которое планировочно связанно с градостроительной структурой на суше (рис.6), так и рукотворное образование (рис.7). Город на воде может быть плавающей структурой, но при этом должна обязательно сохраниться его связь с сушей (рис.8) [6].

Город у воды – это частичное отображение прибрежных городов, с той разницей, что обязательным условием является вынос территории, пространства на воду, которое имеет тесную планировочную и функциональную связь с урбанизированной структурой на суше. Такие примеры часто встречаются в курортных городах, примером являются многочисленные отели, часть территории которых выходит на воду, а также другие общественные здания и сооружения. Освоение акватория прибрежной части позволит немного смягчить рекреационную нагрузку на береговую линию. По аналогии с городом на воде, город у воды территориально может развиваться как на рукотворном образовании (рис.9), так и на плавающей основе, связанной с существующей территорией на суше (рис.10)

За исключением стихийного проникновения воды на сушу (затопления, подтопления и т.д.), есть примеры искусственного включения водного пространства в структуру города. Примером могут служить искусственные каналы, гидропарки и др. [3]

При освоении водных пространств появляются новые возможности для развития городских территорий, водное пространство может стать убежищем от техногенных и природных катастроф, использование водных пейзажей позволяет создать уникальную городскую визуальную среду, организованное освоение водных пространств городов облегчает изучение океана.

Но есть и отрицательные моменты, а именно: отсутствует решение по реконструкции уже сложившейся застройки, предлагается лишь экстенсивный путь развития городов. Существенным фактором является возникновение психологического дискомфорта, связанного с пребыванием в открытом водном пространстве. Появляется необходимость создания защиты от ветра, дождя, тумана, волн, солнечной радиации, возникает сложность инженерного обеспечения территории (обеспечение микроклимата, пресной водой, защита от радиации, выведение дождевых вод с территории и т.д.). Существует риск возникновения угрозы природного характера при строительстве городов далеко от материков, поскольку глубины океана изучены слабо. Население таких урбанизированных структур ограничены в передвижении (нет возможности в любой момент покинуть город, если он находится далеко от материка). Но все перечисленные сложности реализации преодолимы и решаемы.

Можно согласиться с тем, что при решении таких серьезных проблем как затопление территорий тонущих государств, а также при решении проблемы ограниченных возможностей территориального развития некоторых стран освоение водных пространств не является наиболее оптимальным решением на сегодняшний день. Сегодня многие из существующих решений являются футуристическими проектами, не привлекающими к себе серьезного внимания, но при рассмотрении более глобальных проблем, таких как повышение уровня мирового океана, освоение водных пространств, могут быть единственным сохранения территорий, подвергшихся воздействию водной стихии.

les1.jpg

les2.jpg


Библиография

  1. Велев П. Города будущего / Пер. с болгарского С.Д. Ланской, под редакцией проф., д-ра архит. А.Э. Гутнова. – М.: Стройиздат, 1985
  2. Рагон М. Города будущего / пер. с французского В.Г. Калита и Ж.С. Розенбаума, под редакцией Д.Б. Хазанова. – М.: Мир,1969
  3. Потаев Г.А. Аквапарк. Республика Беларусь: Энциклопедия: Т.2. – Минск.: БелЭн, 2006

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017