№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Козлов Александр Сергеевич

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Пучков М.В. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НАБЕРЕЖНОЙ


УДК: 72.01

Урбанизация, развитие городов и уплотнение городской застройки приводят к потребности совершенствовать и улучшать современное использование территории, применять новые, более рациональные, методы организации городского пространства берегов акваторий. В статье рассматриваются проблемы и возможные решения неполноценного использования береговой линии и акватории реки Исеть в городе Екатеринбурге.

Ключевые слова: береговые пространства, городская застройка


Расположение города на берегу моря, океана, реки – это создание канала связи с внешней территорией страны, обозначение границы и обеспечение безопасности от негативных влияний, возможность увеличения роли города и его развитие, приток дополнительных инвестиций.

Прибрежные территории наиболее ценны для использования их в градостроительных целях. При планировочном решении городов, расположенных на берегах крупных водоемов, стремятся приблизить к ним центральные части города и жилую застройку, создать набережные, которые служат украшением города, расположить у водоемов крупные озелененные участки. На берегах водоемов устраивают пляжи и сооружения для отдыха и спортивных занятий на воде [1, С. 313].

Акватория является катализатором развития города, дающим возможность для стабильного, полноценного роста (рис.1).

koz1.jpg

Рис.1. США, Нью Йорк. 6 мая 2010 года,
http://www.photo-finish.ru/2010/07/16/vidy-nyu-jorka-s-vysoty-ptichego-polyota/

Города часто располагаются по берегам рек, водохранилищ и морей. Эта тенденция не случайна: в древности реки и моря давали людям воду и пищу, необходимую для их существования. Двигаясь по, воде люди открывали новые земли, осваивали территории, путешествовали. Развитие торговли только увеличивало значение прибрежных городов, рос их потенциал и возможности.

В современных крупных городах, тянущихся километрами застройки вдоль рек, важность и потенциал прибрежных территории достиг огромных масштабов. Урбанизация и сгущение плотности застройки в центральных частях города приводят к потребности совершенствовать городскую среду и искать альтернативные решения потребления территории в прибрежных районах города. Колоссальному спросу на прибрежные территории способствует желание человека окружить себя всем необходимым. Люди стремятся сделать свою жизнь комфортней и проще. Водные пространства часто являются главным композиционным элементом городской застройки, поэтому все необходимое сосредоточено возле них – в городском центре. Так же желание оказаться на природе, воплощением которой акватории и являются, вызывает интерес в человеке к водной среде.

Во множестве стран Европы и Азии из-за нехватки земли людям приходится придумывать новые способы развития территории, один из них – намыв суши. Подобная практика увеличения городских территорий используется в Дании.

Дания – страна, располагающаяся на островах с ограниченными территориальными ресурсами. Но там намыв территории это не только увеличение площади суши. Видя большой спрос на прибрежные пространства и учитывая значимость акватории для людей, территории начали намываться с «резными» берегами для увеличения периметра береговой линии. Суша взаимодействует с водой, образуя лагуны и заливы, позволяет использовать как речной, так и автотранспорт для людей, поживающих на созданной территории. Такая политика увеличения суши благоприятно воздействовала на заселение и использование возведенных участков. Подобный прием удовлетворяет желанию человека в максимально короткие сроки оказаться за городом, на природе и отдохнуть от повседневных проблем, усложняя при этом среду, делая ее запоминающейся и интересней (рис. 2).

koz2.jpg

Рис. 2. Дания, Копенгаген.1 апреля 2011 года, http://maps  .google.ru/maps

В Объединенных Арабских Эмиратах в городе Дубаи подобный прием намыва островов был предназначен для увеличения статуса и привлечения туристов. Намыв территории осуществлялся с целью создания уникального пространства суши напротив центральной части города с конфигурацией плана в виде несколько километровой «пальмы». Тем самым территория, имеющая периметр береговой линии, значительно превышающий площадь, предоставляет большее количество участков для индивидуального строительства, на ценных прибрежных территориях непосредственно возле воды. Она находится практически в центральной части города, обеспечивая легкую доступность из «кипящего жизнью» крупного города на «лоно» природы.

В некоторых странах суши так мало, что намыв территории не решает всех существующих проблем. Острая нехватка земли и высокие цены на жилье в центральных частях города заставляют прибегать людей к радикальным способам создания своего быта.

Так, например, голландские города стоят на каналах, реках, морских заливах. Практически вся городская земля – это суша, отвоеванная у моря. Каналы были основой дренажной системы, с помощью которой осушались болота. Потом берега «подсыпались», отметки «дневной» поверхности поднимались выше уровня воды и превращались в улицы и площади города (рис. 3) [3].

koz3.jpg

Рис. 3. Голландия, Амстердам. 2 апреля 2011 года, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/484

Жилье на набережной и плавучие дома распространены по всему миру. За тысячи километров от каналов Голландии, на главном канале города Бангкока можно увидеть схожие мотивы «жизни на воде». Земельные участки здесь стоят не меньше, чем в просвещенной Европе, однако здешняя застройка далеко не такая респектабельная. Вплотную друг к другу затиснуты буддийские храмы, лачуги, современные жилые дома, сараи. Дома в Бангкоке на каналах двух типов. Одни размещены прямо на железобетонных береговых конструкциях вместо публичной набережной и нависают над водой. Другие стоят на сваях перед причальной стенкой. В обоих случаях, частная жизнь обитателей домов вынесена «на воду» и вполне открыта для обозрения [3].

В городах обладающих большими территориальными ресурсами береговые линии окаймляют в набережные, а водное пространство не так активно используется. Но все равно на прибрежную зону возлагают множество задач и функций города. Набережная служит для придания берегу правильной формы, для его укрепления, предохраняя от подтопления и размыва, особенно в условиях значительных колебаний уровня рек, протекающих через город. Кроме того, набережная защищает водоемы от загрязнения линевыми водами.

В современных городах набережные имеют густую сетку мостов, многочисленные грузовые причалы и инженерные промышленные сооружения. Транспортные проблемы крупных городов вынуждают использовать прибрежные территории и даже акватории для строительства многоярусных транспортных эстакад (рис. 4)

koz4.jpg

Рис. 4. Япония, Токио. 16 ноября 2010 года,
http://clip.dn.ua/tokio-i-ego-dostoprimechatelnosti/?page=9

Задача набережной сложная и разносторонняя, поэтому комплексное решение всех вопросов, связанных с ее созданием и эксплуатацией, имеет особо большое значение [2, С. 4].

Набережные – это объемно-планировочные комплексы у водоемов, занимающие значительные городские территории. Они непосредственно связаны и с городской застройкой, и с акваторией. Комплекс набережной включает общественные сооружения, естественный или искусственно создаваемый прибрежный ландшафт, а также подземные и надземные инженерные сооружения, коммуникации и оборудование [2, С. 4-5].

Городская территория вдоль берега крупных водоемов может делиться на следующие функциональные зоны:

1. На набережных, используемых как рекреация, создают парки, скверы, спортивные комплексы, для поддержания благоприятной экологической обстановки в городской среде.

2. Транспортное использование набережной необходимо для обеспечения доступа к общественно-деловой или промышленной функциональной зоне, расположенной у береговой линии.

3. Жилые набережные направлены на обеспечения связи акватории с жилой застройкой, что благоприятно воздействует на психологическое и физическое здоровье человека.

Классификации набережной также характеризуются ее конфигурацией и площадью взаимодействия с акваторией:

1. Компактная организация пространства набережной обуславливается воздействием на водоем территории, площадь которой значительно превышает длину береговой линии, и задает береговому пространству определенную функциональную направленность.

2. Линейная конфигурация набережной чаще встречается у линейных городов и имеет незначительную разницу своей протяженности с площадью территории, влияющей на ее пространство. Побережья линейного типа имеют определенную направленность и часто осуществляют одну функцию.

3. Групповое освоение акватории направлено на взаимодействии отдельных участков береговой линии, в связи с территориальным или функциональным дроблением.

В зависимости от горизонта меженных и высоких вод и высоты берега, набережные могут быть:

1. Одноярусные – эти набережные устраивают при высоте стенки до 5 – 5.5 м. Сооружения более высоких стенок с архитектурной точки зрения строить нецелесообразно.

2. Двухъярусные и многоярусные набережные устраивают, исходя из инженерных и экономических соображений, набережным следует придать ярусные очертания с вертикальными стенками или сочетанием стенки с откосом, озелененным или укрепленным камнем, имеющим уклон 1:1 – 1:1,5. [1, С. 315].

Сочетание верхней и нижней набережных создает замечательную игру контрастов сред, если им отведены разные функции. Например, верхняя набережная Сены сопряжена с широкой и шумной улицей, а нижняя превращается в сквер со скамейками, деревьями и различным покрытием.

Несмотря на разнообразие всех критериев формирования берегового пространства в городах, строительство набережных ведется с учетом следующих принципов:

1. Все для человека – максимальная доступность до акватории, создание комфортного и безопасного времяпрепровождения.

2. Функциональное использование прилегающей территории, организация взаимосвязи с другими функциональными зонами.

3. Согласованность с архитектурно-планировочным решением всего городского района.

4. Использование ландшафта при формировании берегового пространства, подчеркивая наиболее интересные природные достоинства территории.

5. Учет климатических и природных условий.

На базе этих принципов можно рассмотреть город Екатеринбург, имеющий в своей структуре природную ось – реку, береговая линия которой нуждается в разработке. Сложившаяся набережная города не отвечает требованиям и запросам городской среды, рост города и урбанизация территориально обогнали развитие береговой линии, которая в итоге осталась практически в первозданном виде за пределами городского центра.

Береговое пространство города имеет редкую сетку мостов, тем самым не справляясь с транспортными потоками. Проезд вдоль городского побережья мало осуществим, что тоже влияет на транспортную доступность. Широкую часть реки Исеть, лежащей выше плотины, возможно использовать для речного вида транспорта в теплое время года.

Береговая линия города не имеет ярко выраженной функциональной направленности, также имеет трудную доступность к отдельным ее участкам, что нарушает взаимосвязь между функциональными зонами города.

Набережная центральной части города несет маловыраженную рекреационную функцию, она кажется необжитой, плохо просматривается связь с другими участками набережной. Пешеходная зона делится мостами – транспортом, мешающим продвижению вдоль пространства реки.

Высота откосов набережной, лежащей ниже плотины, позволяет создать двухъярусные набережные, что благоприятно скажется на эстетической составляющей, придаст интересный образ береговой линии, и сделает возможным необходимое функциональное сочетание снасыщенной, центральной частью городской застройки.

Нужно учесть, что главная роль в оформлении набережных отводится их благоустройству. Озеленение набережных проводится с сохранением существующих взрослых деревьев и кустарников рядами, отдельными деревьями или группами свободных сочетаний с тем, чтобы насаждения не мешали обзору водоема, а обрамляли и подчеркивали открывающиеся перспективы на водную гладь[1, С. 316].


Библиография

  1. Горохов В. А. Зеленая природа города: учеб. пособие для вузов / В. А. Горохов. – М.: Стройиздат, 2003. – 528 с.: ил.
  2. Денисов М. Ф. Набережные / М. Ф. Денисов. – М.: Стройиздат, 1982. – 148 с.: ил.
  3. Высоковский А. Городские набережные[Электронный ресурс] / А. Высоковский // Как. – 2007.– №6. – Режим доступа: http://kak.ru/columns/urbanenvironment/a395/


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017