№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Кривошеин Евгений Николаевич

аспирант УралГАХА Научный руководитель: кандидат техническийх наук Шауфлер В.Г. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия" г. Екатеринбург, Россия

АКТУАЛЬНАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ВНЕШНЕЙ РЕКЛАМЫ


УДК: 72

 статье приводиться сравнительный анализ методики регулирования внешней рекламы Западной Европы и России. Определяется острая необходимость в разработке формализованной методике регулирования объектов внешней рекламы.

Ключевые слова: рекламные объекты, методика регулирования рекламы, городское пространство


“Весь Союз пишет перьями СОЮЗ” и “Кто куда, а я в Сберкассу” – вот практически и все рекламные плакаты, которые мог увидеть городской житель советского времени, выйдя из дома на улицу. Не прошло и 20 лет, как улицы, площади, центры, жилые районы, парки и пешеходные зоны покрылись “плотным слоем” рекламных объектов, за которым, порой, не угадывается ни архитектура, ни городское пространство. Доминирование внешней рекламы в го-родской среде – символ сегодняшнего времени, проблема актуального этапа развития градостроительной науки и уровня социально-экономических отношений в городе.

Для ответа на вопрос, каким образом регулируется внешняя реклама в российских и западных городах в контексте архитектурно-пространственной задачи, был проведён сравнительный анализ существующей практики в Западной Европе и России, а также представлен анализ практики размещения рекламных объектов в городской среде на примере Муниципального образования город Екатеринбург.

Прежде всего, необходимо понять, что подразумевается под определением «объект внешней рекламы» в Западной Европе на примере существующих определений в Федеративной Республике Германия. Под этим понятием подразумеваются все размещенные и видимые в общественном пространстве сооружения и конструкции, служащие цели передачи в общественную среду информации о товарах, услугах, ценах и видах профессиональной деятельности. Сюда, в первую очередь, относятся: щиты, тексты, росписи, световые и электронные панели, а также предназначенные для установки выше перечисленных объектов конструкции (столбы, колонны, доски, площадки и т.п.).

К понятию объект внешней рекламы не относятся объекты и конструкции, установленные на период политических выборов, временные рекламные объекты и конструкции, установленные на строительных площадках, информационная реклама и декорации в витринах, рекламные щиты в точках продажи газет и журналов.

Обращаясь к западноевропейскому опыту регулирования рекламы, можно констатировать наличие значимого инструментария в области общественного права, позволяющего городским чиновникам оценивать намерения рекламодателей и ограничивать плотность рекламы в городском пространстве. К такому инструментарию относятся, в первую очередь, планы и проекты градостроительных регламентов, которые после их утверждения в городских парламентах становятся своего рода муниципальными законами. Разработка подобных проектов – задача архитектурно-градостроительная. Если архитектор, автор проекта, принимает решение об ограничении площади рекламных объектов в том или ином городском пространстве, то после утверждения соответствующего плана градостроительных регламентов в парламенте ни одно ведомство не имеет права разрешить в обозначенной территории большую рекламную площадь. Сами же объекты внешней рекламы, если они не размещены непосредственно на месте предоставления рекламируемых услуг, считаются отдельными «промышленными предприятиями». Из этого следует, например, что в жилых районах города, где промышленное производство недопустимо, автоматически недопустимо и размещение внешней рекламы [1,2].

Российская практика регулирования внешней рекламы, в свою очередь, также подразделяется на область частного и общественного права. С юридической точки зрения имеют место быть два подхода к вопросу согласования рекламных объектов в городе: частноправовой и общественно-правовой. В первом случае речь идёт о взаимоотнощениях между рекламодателем и владельцем объекта, где эта реклама может быть размешена (например, здание или сооружение), во втором – о взаимоотношениях между рекламодателем и муниципальным учреждением, выдающими разрешение на размещение рекламы в городе, независимо от отношений собственности.

Для получения разъяснений, чем же является «рекламная конструкция» в России, нам необходимо обратиться к действующему Федеральному закону № 38 «О рекламе» от 13.03.2006, который определяет рекламную конструкцию как техническое средство стабильного территориального размещения, монтируемое и располагаемое на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, и используемое для распространения наружной рекламы. Все объекты, подходящие под данное определение, в обязательное форме должны получить разрешение по предварительному согласованию в уполномоченных учреждениях.

Отдельно приведены определения объектов внешней рекламы, которые не подлежат согласованию и получению разрешения. Под такими объектами подразумеваются конструкции, не являющиеся средством стабильного территориального размещения (примером может служить штендер при магазине, который экспонируется исключительно в рабочее время), а также конструкции, находящиеся внутри помещения, которые «работают» на внутреннее пространство. [3]

Из этого следует, что все объекты, попадающие под определение рекламной конструкции стабильного территориального размещения, подлежат согласованию в муниципальном учреждении и получении разрешения на установку и использование. В данном случае под муниципальным учреждением подразумевается Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом (ЕКУГИ), в чьем ведомстве существует отделение управления рекламы. Основной функцией управления является оформление разрешений и заключение договоров на установку наружной рекламы. К компетенции управления относятся также все вопросы, связанные с размещением наружной рекламы в городе, включая демонтаж незаконно установ-ленной рекламы.

Определив для себя, что нашему объекту необходимо получение разрешения, соблюдая законность, мы обращаемся в заявительной форме в ЕКУГИ. В свою очередь, необходимо выполнение нескольких условий, чтобы комитет мог принять решение о выдаче разрешения. Прежде всего, необходимо заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции между рекламодателем и собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. Собственником недвижимого имущества может являться как частное или юридическое лицо, так и муниципалитет. В зависимости от права собственности за-ключается договор с тем или иным представителем. Следующим этапом для получения разрешения является предоставление комплекта заявки для рассмотрения в ЕКУГИ. Пройдя необходимые согласования с уполномоченными органами, мы получаем официальное разрешение на установку рекламной конструкции. [4]

Таким образом происходит процедура получения разрешения на установку рекламного объекта(это частное право), но возникает справедливый вопрос: каким образом отрабатывается практическая сторона области общественного права?

По результатам проводимых неоднократно публичных слушаний о решении правил застройки и землепользования для города Екатеринбурга был сформирован муниципальный правовой акт – Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования города Екатеринбурга. Первая редакция утверждена решением Екатеринбургской думы в 2007 году, с учетом внесения поправок. Правила были переизданы в 2009 году, и к настоящему времени мы имеем последнюю редакцию от 2010 г. Данный муниципальный правовой акт состоит из двух неотъемлемых частей: первая часть – это письменное издание с описанием регламентов по определенным зонам и их «идеологией», вторая часть – это карты градостроительного зонирования территории, как в целом по городу, так и в разрезе каждого административного района. Исходя из территориальных зон, за таким названиями как центральная общественная коммерческая зона, жилые зоны, зоны специального назначений, производственно коммунальные, рекреационные, сельскохозяйственные, зоны развития, основные территории общего пользования приведены свои собственные регламенты – что разрешено размещать на данных территориях и в каких параметрах.

Механизм реализации идеи генерального плана заключается в следующем: существующее землепользование зафиксировано в правилах застройки и землепользования, как оно существовало до принятия акта, и все, что касается градостроительной реорганизации территории, по заявительному принципу рассматривается специальным комитетом. По результатам изучения заявки вносятся изменения в территориальные зоны, меняется регламент, примером может служить перевод из разряда сельскохозяйственных земель в земли застройки, соответственно меняются регламенты по измененным статусам [5].

На основании проведённого анализа можно сделать вывод о крайней необходимости в разработке практической методики оценки рекламных намерений и, как результат, разумного и обоснованного регулирования рекламы в городском пространстве, позволяющего формализовать и упростить процесс принятия решения муниципальными учреждениями.

Практическая методика оценки рекламных намерений для достижения статуса муниципального правового акта имеет вполне реальную возможность входа в состав уже имеющегося инструмента общественного права, а именно Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования города Екатеринбурга.


Библиография

  1. Werbung [Электронный ресурс] / Википедия: свободная энциклопедия – Режим доступа: http://de.wikipedia.org/wiki/Werbung  
  2. Конституция Федеративной Республики Германии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.werbung-schenken.de/gesetz.nsf/gg.htm  
  3. Федеральный закон о рекламе от 13.03.2006 №38 ФЗ – Введ. ГД ФС РФ 22.02.2006 [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании "Консультант Плюс" – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/advert/  
  4. Екатеринбургский комитет по управлению городским имуществом (ЕКУГИ) [Электронный ресурс] Официальный портал Екатеринбурга – Режим доступа: http://www.ekburg.ru/administration/administration-gorod/4/29/70/  
  5. Правила землепользования и застройки городского округа муниципального образования «Город Екатеринбург» [Электронный ресурс] Arch66.ru: уральский архитектурный пор-тал – Режим доступа:
    www.arch66.ru/cookbooks/7/52/

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017