№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Безирганова Яна Игоревна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Дектерев С.А. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ГОРОДКОВ СЕВЕРНЫХ СТРАН


УДК: 72.0

В статье рассматриваются градостроительные и объемно-планировочные особенности формирования зарубежных студенческих городков в северных регионах (в частности, Канады и стран Скандинавии) с целью использования этого опыта при создании кампусных моделей в нашей стране. Изучаются и сравниваются основные показатели комфортности и доступности жилья для студентов в северном климате.

Ключевые слова: студенческий городок, кампус, университетский городок, планировочная организация


Архитектура университетских городков лучше всего подходит для воплощения новейших научных и философских идей. Научно-образовательные центры играют важную роль в жизни страны, определяя её будущее развитие. Кроме того, они влияют на интеллектуальные силы общества, представляя собой ещё одну ветвь власти, и крайне актуальным становится облечь эти фокусные точки, сосредотачивающие в себе цвет науки и образования, в достойные формы.

Изучение зарубежного опыта важно для выявления идей, функциональных структур, которые могут быть применены в современной российской практике строительства таких городков. Сейчас наша страна также встает на этот путь и важно воплотить идею создания перспективных кампусных моделей в жизнь, учтя специфику русского климата, результаты социально-географических исследований и т.д.. Данный опыт и идеи, вынесенные из изучения зарубежного опыта, должны помочь, в частности, при строительстве Большого Евразийского Университета (кампуса УрФУ) [6], а также расширения и строительства университетских городков в других местах.

Современное преобразование учебного процесса в России должно отразиться в структуре реорганизующихся и строящихся вновь университетских городков и образовательных комплексов нашей страны. Наиболее полезным для использования в российских условиях будет опыт строительства университетских городков в климатических условиях, схожих по основным параметрам с климатом средней полосы и северных регионов нашей страны. При проектировании необходимо учитывать не только новые тенденции и новые веяния в архитектуре, но и региональные особенности, могущие сильно повлиять на создание структуры того или иного студгородка. Кроме этого, объединение исследовательской и образовательной деятельности обеспечивает практичность и конкурентные преимущества образовательных технологий и новых кадров по сравнению с традиционными университетами. Эти университеты формируют кадровый потенциал для инновационных областей в науке и бизнесе. При этом в таких многофункциональных университетах, за счет совместного гуманитарного и инженерно-технологического обучения, создаются универсальные компетенции [8].

Проблема строительства межвузовских и университетских студенческих городков в России заключается в слабой заинтересованности государства и крупных корпораций в обучении и подготовке новых кадров (они не спонсируют создание в рамках университетов собственных учебных лабораторий, исследовательских институтов, учебных центров и т.д.), а также нехватке опыта строительства. В большинстве российских университетов нет единой упорядоченной структуры городка, превращающей его в единое целое и дающей ему возможность продуктивно функционировать. Общежития и учебные корпуса существуют отдельно друг от друга, слабо развита инфраструктура. Инновации и результаты научных исследований приходят слишком поздно, мало развиты научно-теоретические и практические аспекты деятельности. Нехватка материальной базы порождает недостаточную практическую подготовку студентов. В состав городков не интегрированы составляющие научно-исследовательской деятельности, нет пространств для неформального общения преподавателей и студентов.

Зарубежный же опыт строительства и организации структуры университетских городков становится особенно актуален в связи с провозглашенными реформами высшего образования. Однако в планах создания федеральных университетов должны быть учтены не только принципы строительства иностранных кампусов, но и российские особенности, связанные с климатом, градостроительным положением, организацией учебного процесса и т.д.

Суровые ветровые и температурные условия, особенности выпадения осадков и недостаточное освещение на протяжении большей части года сильно меняют типичную архитектурно-планировочную организацию кампуса, заставляя архитекторов приспосабливаться к силам природы и делать условия проживания и обучения более комфортными. Примером для нас таким образом, могут стать кампусы университетов стран Скандинавии, студенческие городки в Канаде и северных штатах США.

Проанализированные в приведенных схемах примеры: кампусы университетов Осло [3], Оттавы [2], Стокгольмского [4] и Брокского университетов позволяют нам выявить характерные типологические черты, присущие студенческим городкам в условиях Севера. Все рассматриваемые студгородки обладают хорошо развитой транспортной инфраструктурой, вне зависимости от того, находятся ли они в центре города или на его периферии. Развитая сеть автомобильных дорог, близость к линиям метро и ж/д путям не только сокращают время пребывания студентов на улице в длинные холодные периоды, но и обеспечивают дополнительную страховку на время чрезвычайных ситуаций, а также помогают сильнее связать все элементы структуры кампуса между собой (рис.1-4).

bez1.jpg

Рис.1. Анализ кампуса Брокского Университета в Онтарио, Канада

bez2.jpg

Рис.2. Анализ кампуса Фрескати Стокгольмского Университета, Швеция

bez3.jpg

Рис.3. Анализ кампуса Гаустад Университета Осло, Норвегия

bez4.jpg

Рис.4. Анализ кампуса Университета Оттавы, Канада

Численность студентов в городках обычно составляет от 10 до 50 тыс. чел, преподавателей – от 6 до 1 тыс.чел (рис.5).

bez5.jpg

Рис.5. Диаграмма: сравнительная численность студентов и преподавательского состава различных университетов

Кампус может состоять из нескольких частей – отдельных подкампусов, специализирующихся на той или иной области знаний или практических занятий и образующих самостоятельные структурные единицы, но неизменным остается близость всех их к крупным автомагистралям, линиям метро и т.д. Эти структурные единицы компактны, состоят из нескольких небольших кварталов, активно дополненных проездами, с множеством парковок для различных групп людей. Большинство кампусов старых европейских университетов (Стокгольмский, Копенгагенский, университеты в Уппсале и Осло) включены в структуру города, т.е. являются кампусами городского распределенного или городского локального типов, что затрудняет передвижение между различными частями и мешает развитию [6]. Но большинство новых (в основном, кампусы городов Канады) имеют крупные собственные участки за пределами города или в пригороде. Сравнительная диаграмма площадей кампусов главных университетов Канады и проектируемого кампуса УРФУ показывает, что территория, отведенная под его строительство, удовлетворяет требованиям крупного университета в северном климате (рис.6).

bez6.jpg

Рис.6. Диаграмма: сравнительный анализ площадей кампусов различных университетов

Другая особенность таких кампусов – объединение учебных корпусов, научно-исследовательских лабораторий, библиотек и архивов в общие образовательные центры. Хорошо заметно это на плане кампуса Университета в Оттаве, Канада [2]. Переходы между зданиями указаны стрелками (рис.7).

bez7.jpg

Рис.7. Кампус Университета Оттавы, Канада.
http://www.uottawa.ca/maps/CampusMap.pdf

Масштаб этих зданий крупнее, отдельные их части слиты или соединены между собой переходами и галереями. Такие комплексы помогают добиться большей интенсивности и непрерывности образовательного процесса, давая возможность соединять несколько разных по характеру активностей и минимизируя необходимость передвижений между разными корпусами. Учебные корпуса могут быть связаны переходами на несколько сотен метров, так что из одного конца кампуса на другой можно попасть, не выходя на улицу.

Часто несколько корпусов образуют замкнутый внутренний двор. Форма всех зданий в плане – максимально компактная или другим образом помогающая сократить теплопотери и повысить комфортность нахождения в них людей.

Для улучшения освещения применяются ориентированные здания; характерна преимущественная ориентация на юг и юго-восток.

Между крупными комплексами находятся спортплощадки или свободные озелененные пространства, такие, как в кампусе Университета в Упсале, Финляндия. Присутствие крупных озелененных территорий вокруг кампуса необязательно, но желательно – они не только улучшают экологическое состояние, но и играют ветрозащитную функцию: Кампус Стокгольмского Университета, Швеция (рис.8).

bez8.jpg bez9.jpg
Рис.8. Кампус Фрескати Стокгольмского Университета, Швеция.
http://www.su.se/polopoly_fs/1.475.1240906958!/image/
3363776375.jpg_gen/derivatives/article_565/3363776375.jpg  
Рис.9. Кампус Университета Оттавы,
Канада.
http://www.uottawa.ca/maps/
CampusMap.pdf  

 

Специфическая черта жилых зданий в этих кампусах – их блокированность. Они часто соединены торцами и образуют микрорайоны с замкнутыми внутренними дворами. В канадских примерах мы видим именно это – невысокие 3-5-этажные дома, представляющие в плане каре с двором, защищенным от ветра (рис.9).

Структуры из жилых ячеек, сгруппированные в виде квадрата, также присутствуют в кампусах университета в Броке (Канада) и Аалборгского университета в Дании (рис.10-11).

bez10.jpg bez11.jpg
Рис.10. Кампус Брокского Университета,
Канада.
http://www.physics.brocku.ca/images/Brock-map.gi  
Рис.11.Кампус Стокгольмского
Университета, Швеция.
http://www.su.se/english/about/campus/maps

 

В скандинавских кампусах жилые образования существуют либо отдельно от основных кампусов, либо в виде отдельных небольших вилл для преподавательского состава. Жилые корпуса для преподавателей менее масштабны, представляют собой более разрозненные сооружения в виде нескольких соединенных торцами секций или отдельных резиденций.

Основные типы жилья – отдельные резиденции, апартаменты и комнаты на одного или двух человек. Площадь таких комнат варьируется от 8 до 30 м2. Чаще всего такие крупные университеты имеют несколько кампусов и предлагают студентам жилье различной комфортности, но в любом случае на человека приходится не меньше 8-9 м2 жилой площади (рис.12).

bez12.jpg

Рис.12. Диаграмма: сравнительная характеристика жилой площади, приходящейся на одного студента в кампусах различных университетов

Что касается внешней стороны архитектуры зданий студенческих городков Канады и Скандинавии, то, помимо компактности и крупномасштабности, она обладает такими качествами как сдержанность и выразительность [1], что хорошо видно на примере Университета Торонто в Канаде [5] и Университета Осло в Норвегии [3] (рис.13-14). Крупные членения фасадов дополняются декоративными выступами, узкие окна создают особый ритм.

bez13.jpg bez14.jpg
Рис.13.Университет Торонто,
кампус Скарборо.
Здание администрации и факультета искусств.
http://farm4.static.flickr.com/3304/
4584211316_2193c91181.jpg
 
Рис.14.Университет Осло, кампус Блиндерн.
Здание новой библиотеки.
http://en.wikipedia.org/wiki/File:UiO_004.jpg

 

 Сплошное остекление фасадов в северном климате – не лучшее решение и его, как правило, избегают, отдавая предпочтение декоративным светоотражающим панелям.

Если мы обратим внимание на цвета фасадов, то предпочтение отдается теплым светлым тонам. При выборе цветового решения необходимо избегать мрачности и строгости, так как они создают не лучший психологический фон в и без того суровом климате. Большое внимание важно уделять цветовой гамме – она не должна быть серой и невзрачной, но стоит избегать и излишней яркости и крикливости цветов: Университет в Упсале, Финляндия (рис.15).

bez15.jpg

Рис.15. Кампус Университета в Уппсале, Швеция. 
http://www.uu.se/en/showpic.php?id=3537


Библиография

  1. Особенности архитектуры и проектирования в северных регионах [Электронный ресурс] // Строительный порта УрФО. – 2008. – URL:
    http://www.uralstroyportal.ru/articles/article1103.html
  2. Официальный сайт Университета Оттавы [Электронный ресурс]. – URL:
    http://www.ottawa.edu/
  3. Официальный сайт Университета Осло [Электронный ресурс]. – URL:
    http://www.uio.no
  4. Официальный сайт Стокгольмского Университета [Электронный ресурс]. – URL: www.su.se/english
  5. Официальный сайт Университета Торонто [Электронный ресурс]. – URL:
    www.utoronto.ca
  6. Пучков М.В. Анализ американского опыта кампусного строительства, исследование истории и структуры кампусных моделей для разработки эскизного проекта застройки УрФУ. Отчет о научно-исследоват.работе. / М.В.Пучков. – Екатеринбург, 2010. – 70 с.
  7. Пучков М.В. Медиаинформационные центры в современных университетских кампусах/ М.В.Пучков //Архитектон: известия вузов. – 2010.– №32 Режим доступа:
  8. Пучков М.В. «Образовательные оффшоры» и современные принципы развития университетских комплексов [Электронный ресурс] // Академический вестник УралНИИпроект РААСН – 2010. – №3. – URL:
    http://www.uniip.ru/index.php/juornal/arhiv/soderghanie/101-av3-2010/123...
    puchkov  
  9. Федосенко В.Б. Особенности строительного производства в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока / В.Б. Федосенко // Жилищное строительство. 2003. – № 8. – С. 4-5.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017