№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


Лемытская Дарья Евгеньевна

аспирант СФУ, 
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор А.В. Слабуха,
Институт архитектуры и дизайна  
ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", 
Красноярск, Россия, e-mail: dar6499@yandex.ru

 Харлантов Тимур Владимирович

магистрант СФУ Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор А.В. Слабуха, Институт архитектуры и дизайна ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет", г. Красноярск, Россия

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ 1930-1950-Х ГОДОВ (На примере исторических городов Красноярского края)


УДК: 712.3

В статье описывается опыт применения малых архитектурных форм в жилой застройке городов Красноярского края. Временные рамки исследования – 1930-1950 годы.

Ключевые слова: малые архитектурные формы, жилая застройка, города Красноярского края, благоустройство сибирских городов


В современном городе остро стоит вопрос о создании благоприятной среды для полноценной жизни человека, поэтому благоустройство городской среды является первоочередной градостроительной проблемой. К сожалению, в современном градостроительстве не всегда присутствует комплексный подход, включающий в себя благоустройство жилых и общественных пространств.

Актуальность данной проблемы, вопросы улучшения качества городской среды и повышения общего архитектурного, культурного облика города заставляет нас обратиться к проектному опыту в СССР.

Цель настоящего исследования – выявить типологию малых архитектурных форм в период 1930-50 гг., произвести их систематизацию, проанализировать малые архитектурные формы на примере городов Абакана, Красноярска и Черногорска.

Впервые вопрос о направленной градостроительной политике в области благоустройства городов был поставлен в 1921 г., когда проходил Первый съезд по оздоровлению населенных мест. Всеми участниками съезда признавалась необходимость разработки специального градостроительного законодательства, главным содержанием которого являлось оздоровление населенных мест, приведение их в надлежащее санитарное состояние, их рациональная перепланировка.

С данного законодательства берет начало общий градостроительный подход как неразрывная система планировки города, его архитектурного облика и благоустройства. Развитие промышленности шло ускоренными темпами, вследствие этого осваивались новые территории, планировались новые города. Вновь выстроенную городскую среду нужно было сделать эстетически привлекательной для человека.

По заданию Главного управления по художественной промышленности Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР для наполнения городской среды были разработаны архитектурными мастерскими типовые проекты малых архитектурных форм с рекомендациями по благоустройству и озеленению городов. Проекты использовались по всей стране, типология объектов была широко представлена, что помогало создавать разнообразие и внести индивидуальность в архитектурную среду городов с малыми затратами.

Альбомы типовых проектов рассылались по городам, где по чертежам на местном производстве изготавливались элементы малых архитектурных форм. Работы по благоустройству и озеленению городов велись с активным привлечением местных жителей. Устраивались субботники, участие в которых было добровольно-обязательным, на субботниках велись работы по высадке деревьев, разбивке клумб, озеленению городских территорий, благоустройству города малыми архитектурными формами. Часто устраивались социалистические соревнования на лучший парк, сквер района, лучший жилой двор, оценивалось благоустройство и озеленение территории. Победителей соревнований можно встретить и в настоящее время, на некоторых домах сохранились доски почета с надписью: «Дом образцового порядка».

Необходимо отметить, что строительство жилых домов проходило комплексно (кварталами) с одновременным выполнением всех работ по благоустройству и озеленению [1].

lem1.jpg

Рис.1. Благоустройство квартала г. Абакан, фото 1960-е гг. Источник: институт «Абакангражданпроект».

Современная практика градостроительства показывает, какую существенную роль в формировании архитектуры города играет широкое разнообразие малых архитектурных форм различного назначения. Рассмотрим типологию малых архитектурных форм, применяемых в советских городах в 1930-50-х годах.

Все малые архитектурные формы можно поделить на элементы для общественных и жилых пространств, на отдельно стоящие и элементы при архитектурных объектах (зданиях). Также существует классификация форм по материалам. В настоящем исследовании мы рассматриваем отдельно стоящие малые архитектурные формы, применяемые для общественных и жилых пространств.

Малые архитектурные формы разнообразны по видам и типам, могут быть разделены по своему функциональному назначению на несколько групп:

1. павильоны и киоски различного назначения;
2. фонтаны и декоративные бассейны;
3. ограды, парапеты, сходы и наружные лестницы, подпорные стенки и откосы;
4. элементы освещения – светильники и фонари;
5. скульптуры, вазоны, урны, скамьи;
6. рекламные установки, витрины;
7. элементы мощения и решетки ливневых канализаций;
8. перголы и разнообразные навесы от дождя и солнца.

1. Киоски и павильоны делятся по функциональному назначению на торговые, справочные, газетно-журнальные, расположенные на остановках общественного транспорта, телефонные будки [2].

2. Фонтаны и бассейны – существенные элементы декоративно-художественного убранства города, часто включающие в свою композицию декоративную скульптуру.

Характер и приемы композиции фонтанов и декоративных бассейнов чрезвычайно многообразны. Представляется возможным выделить несколько их основных разновидностей:
1) струйные фонтаны, в которых вода в виде одной или многих струй или каскадов является главным элементом композиции;
2) скульптурные фонтаны, в композиции которых значительная роль принадлежит скульптурным или декоративно-архитектурным формам (чаши, раковины и т.п.);
3) декоративные бассейны различных форм и размеров с фонтанирующими струями или без них;
4) каскады;
5) плескательные бассейны для детей, устраиваемые в микрорайонах, детских парках и в спортивных зонах – они являются особым видом водных устройств, выполняющих как декоративные, так и утилитарные функции.

lem2.jpg

Рис.2. Плескательный бассейн в городском парке, г. Черногорск, фото 1960-х гг.

3. Ограждение (ограда) – помимо своего прямого назначения служит украшением усадьбы, здания, улицы, бульвара, сквера, сада, парка и, в конечном счете, самого города.

Ограды можно разделить на четыре основных типа:
1) ограды для индивидуального и малоэтажного жилья;
2) ограды для капитальных жилых и общественных зданий;
3) ограждения производственных территорий и мест общественного пользования;
4) ограждения уличных и дворовых зеленых насаждений (палисадников, газонов и аллей).

4. Элементы освещения включают в себя светильники и фонари. Светильники можно подразделить на две группы: общего и местного освещения.

5. Скульптура, вазоны, урны, скамьи. Скульптура делится по функциональному назначению на парковую или скульптуру как элемент малой архитектурной формы (фонтан, ограду). Парковая скульптура была частью пропаганды социалистического образа жизни, в парках появились статуи государственных деятелей, писателей, советских военачальников. В послевоенный период внешний вид скульптур несколько видоизменился: появились типы – фонтанчик, рыбка, лягушка, салютующие пионеры, девушка с веслом, женщина с ребенком. Скульптура ориентирована на античность – образы спортсменов, прославление культа здорового и атлетического тела.

Вазоны, урны и скамьи – элементы городского благоустройства, которые в своем стилистическом исполнении подчиняются определенному проектному замыслу, составляют единое целое с градостроительной композицией, являясь частью архитектурных ансамблей.

6. Рекламные установки, витрины – использовались для агитации, как выставочные стенды.

7. Мощения и решетки ливневых канализаций.

8. Перголы и различные навесы от дождя и солнца – являлись существенными элементами архитектурного облика городской застройки.

В регионах, в Сибири и, в частности, в городах Красноярского края – Абакане, Красноярске, Черногорске – малые архитектурные формы имели широкое применение.

1. В 1930-50-е годы в городах Красноярского края, как и по всей стране, использовали такие формы как киоски для продажи воды, табачных изделий, газет, книг. Располагались киоски вдоль магистральных дорог, вдоль тротуаров, аллей в садах, парках. Основным материалом, применяемым для изготовления киосков в этот период, было дерево, использовались тканевые навесы. В качестве отделки применялась окраска стен масляной краской, наносились узоры на витражные части, использовались декоративные металлические детали.

2. Фонтаны устраивались на территориях фабрик и заводов, клубов, домов культуры и спортивных сооружений, перед различными общественными зданиями. В условиях застройки жилых районов фонтанирующие бассейны различного назначения (декоративные и плескательные) применялись для внешнего благоустройства и убранства скверов жилых кварталов, общественных центров и парков города.

При выборе вида и приема композиции фонтанов существенное значение имел учет местных климатических условий. Соответственно, в городах Красноярского края, с продолжительным зимним и осенне-весенними периодами, художественная композиция фонтанов без водяных струй, каскадов и зеркала воды могла восприниматься в неполноценном виде. Поэтому именно из этих соображений в городах Красноярского края применялись фонтаны преимущественно такой архитектурной формы, которая организует пространство в любое время года.

lem3.jpg

Рис.3. Фонтан в жилом дворе, г. Красноярск. Фото авторов, 2011 г.

Проекты фонтанов для городов Красноярского края разрабатывались, как правило, для реализации в железобетоне, что не исключало возможности, в зависимости от конкретных условий и материалов, строить их из бетона или кирпича с последующим применением защиты в виде водонепроницаемой штукатурки.

Элементы архитектурно-художественного оформления частей фонтанов предусматривали профилированный бордюрный и бортовой камень как из естественного, так и искусственного камня, выкладку дна бассейна мозаикой террацо или керамическими плитками, установку отдельных декоративных деталей из цемента, керамики или чугунного литья и декоративную обработку форсунок из керамики, металла или литого чугуна [3].

3. В жилом квартале, в жилой усадьбе, застроенной несколькими малоэтажными домами, хозяйственная деятельность отличалась от той, которая могла быть в индивидуальной застройке. Поэтому необходимость в особой охране двора отсутствовала, а наличие нормального благоустройства и озеленения делало высокую глухую ограду не только излишней, но и нежелательной. Подавляющее число общественных зданий и, прежде всего, школы, детские учреждения, больницы, также не нуждались в особой изолированности своего участка. Поэтому для ограждения этих групп зданий применялись невысокие решетчатые ограды. [4] Основными материалами являлись дерево, металл (сортовое железо, чугунное литьё), кирпич и бетон. [5; 6; 7]

В городах Красноярского края представлены все типы ограждений того периода. Превалируют ограждения упрощенного вида – квадратного сечения с простой венчающей частью, в кирпичном исполнении. Встречаются ограды в форме усеченной пирамиды, круглые в сечении; решетки между столбами из кованого металла, дерева.

4. Светильники общего освещения располагали на опорах, на тросах или на карнизах зданий. Светильники, расположенные на высоких опорах, применялись для освещения пространств общественного центра, больших дворов, игровых площадок или катков. Светильники, располагаемые по периметру двора, освещали проезды, тротуары, фасады зданий. [8; 9] В этом случае известное значение приобретала их связь с архитектурой жилых зданий, вблизи которых они находились.

lem4.jpg

Рис.4. Типовой проект светильника, 1950-е гг. Источник: институт «Красноярскгражданпроект»

Материалом для изготовления элементов освещения служили стальные трубы, чугунное литье, железобетон, дерево, мрамор, гранит. [10] В Красноярске выявлен новый тип светильников, который характеризуется такими качествами: материал столба – железобетон, двуглавое завершение – металлическая отливка.

5. Скульптура того времени в исторических городах Красноярского края носила камерный характер, располагалась в дворовых пространствах. Основная тема анималистическая, также представлены скульптуры пионеров, детей. Использование скульптуры в общественных пространствах носило пропагандистский характер: основные темы – спорт, атлеты, рабочие, вожди пролетариата. Материал исполнения для скульптур и вазонов – гипс, железобетон. Для изготовления скамей применяли железобетон, металл, дерево; для урн – дерево, железобетон, металл.

lem5.jpg

Рис.5. Типовой проект скамьи, 1950-е гг. Источник: институт «Красноярскгражданпроект»

6. В городах Красноярского края можно различить два типа рекламных установок того времени – тумбы рекламные отдельно стоящие, используемые для экспонирования афиш, газет, политинформации, и рекламные установки на фасадах зданий с той же функцией использования. Материал рекламных установок, витрин – железобетон, дерево, металл.

7. Среди элементов внешнего благоустройства, создающих художественный облик города, – покрытие дорог, декоративное замощение тротуаров, площадей, пешеходных зон и декоративные решетки ливневых канализаций. В городе Черногорске использовались чугунные декоративные резные решетки ливневой канализации.

8. Перголы и навесы применялись в парках и садах, на детских площадках. Материал изготовления дерево, реже металл.

Таким образом, в 1930-50-х годах в городах Красноярского края использовался широкий спектр типовых малых архитектурных форм. Малые архитектурные формы применялись с учетом климатических особенностей и специфики местных материалов. Самое ценное в советском опыте – комплексность застройки и благоустройства.

lem6.jpg

Рис.6. Благоустройство центра города Абакана. Фото 1960-х гг. Источник: институт «Абакангражданпроект»

В настоящее время застройка большинства микрорайонов, осуществляемая типовыми зданиями, сопровождается применением типовых малых архитектурных форм. Но часто не находится архитектурного и художественного единства между зданиями и малыми архитектурными формами. Опыт применения малых архитектурных форм в 1930-50-х гг. интересен и важен для современного его использования в условиях активно развивающихся городов в начале XXI века.


Библиография

  1. Советская архитектура. – М.: Гос. изд-во литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. – 62 с.
  2. Основы советского градостроительства. Том 4. – М.: Стройиздат, 1968. – 120 с.
  3. Киоски и фонтаны. – М.: Гос. архитектурное изд-во, 1949. – С. 3.
  4. Ограды. Проекты. – М.: Гос. архитектурное изд-во, 1946. – С. 3.
  5. Архитектурные металлические ограждения. – М.: Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1950. – С. 5.
  6. Малые формы архитектуры. – Вып. 1. – Новосибирск: Типография №1 Новосибирского облисполкома, 1946. – С. 3.
  7. Металлические архитектурные детали жилых и общественных зданий. – Киев: Изд-во Академии архитектуры Украинской ССР, 1953. – С. 3.
  8. Благоустройство территории жилой застройки. – М.: Изд-во литературы по строительству, 1969. – 181 стр.
  9. Планировка и благоустройство городов. – М.: Типография изд-ва Министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1962. – 473 с.
  10. Фонари для уличного и садово-паркового освещения. – М.: Гос. архитектурное изд-во, 1948. – С. 3.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017