№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Перфилов Сергей Александрович

соискатель СГТУ Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Кудрявцев В.В. ГОУ ВПО "Саратовский государственный технический университет", г. Саратов, Россия

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИХРОМИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ САРАТОВА (На примере сравнения архитектурной среды Саратова и Нижнего Новгорода)


УДК: 72.01

Выявление региональных особенностей формирования полихромии архитектурной среды г. Саратова сделано на примере сравнения особенностей колористики Саратова и Нижнего Новгорода, с акцентированием внимания на цветовой символике.

Ключевые слова: полихромия, символика цвета, колористика архитектурных стилей, цветовая культура.


Изучение архитектуры городов, как и многих других сложных систем, всегда было структурно неравномерным. Наибольшее значение уделялось изучению планировочной структуры, функциональной составляющей, архитектурной форме. Изучение цвета занимало малозначительную роль. Вернее, отдельно существовало цветоведение как таковое, и оно развивалось, но, по сравнению с количеством трудов по изучению формы в архитектуре, изучение колористики именно городской среды было смехотворно малым.

До нас дошло лишь очень небольшое количество информации о колористике выдающихся архитектурных объектов. В первую очередь, это связано с тем, что цвет здания может сохраниться на долгий срок только в том случае, если это натуральный цвет материала, из которого оно построено. Если здание было окрашено, то цветность быстро терялась. Можно вспомнить отношение специалистов к цветности в древнегреческой архитектуре: "Долгое время бытовавшее отрицание древнегреческой архитектурной полихромии, видимо, связано с недолговечностью красок, вызванной более влажным климатом Греции, чем Египта" [1, С.19]. Сведений о полихромии рядовой застройки древних городов практически вообще не существует. Отсюда две проблемы, не позволяющие достоверно проанализировать колористику городов различных эпох.

Во-первых, до нас дошли сведения лишь о небольшом количестве выдающихся сооружений, да и то в очень ограниченном количестве.

Во-вторых, архитекторы логично допускали возможность изменения цвета здания в процессе эксплуатации, особенно если предполагалась окраска. Возможно, вследствии этого, не видели необходимости детально описывать колористику городов.

Возможна и ещё одна причина, по которой архитекторы и летописцы не видели необходимости уделять внимание цвету в городской среде. Парадокс кроется в том, что отсутствие информации по колористике городской среды может быть связано с огромным вниманием к цвету в целом ряде культур. Цвет в этих культурах имел преимущественно символическое значении, и этот символизм настолько пронизывал культурную среду практически во всех аспектах, что цветовое решение того или иного объекта (одежды, предметов обихода, зданий и т.д.), исходя из символических представлений о мире, казалось современникам абсолютно очевидным, не вызывающим сомнения и необходимости фиксации подобной информации.

Попробуем рассмотреть полихромию архитектурной среды Саратова более подробно. Для более наглядного выявления колористических особенностей используем метод сравнения некоторых особенностей цветовой среды двух городов – Саратова и Нижнего Новгорода.

В процессе изучения выяснилось, что недостаток информации о полихромии городской среды – это проблема, которая относится не только к древним городам, но и к более поздней архитектуре, вплоть до двадцатого века. Поэтому основой для анализа стали собранные автором материалы за последние годы, не очень большая часть документально сохранившейся информации и воспоминания старожилов, которые дают в большой степени приблизительное представление о колористике начала и середины двадцатого века.

Для начала рассмотрим соотношение цвета и архитектурного стиля в существующей саратовской архитектуре. Во-первых, необходимо отметить, что архитектурные сооружения разных стилей не располагаются в городской среде Саратова равномерно. Стилистическое зонирование связано с особенностями морфологии саратовской застройки.

Классицизм, за исключением "сталинского", сосредоточен, в основном, в одном месте – на улице Московской, главным образом в её начале и кварталах, прилегающих к ней, в районе застройки Саратова XVI–XVIII веков. Ввиду господства в застройке исторической части Саратова эклектики, многие здания, особенно относящиеся к рядовой застройке, в более поздний период подверглись декорированию лепными орнаментами и т.д. и тоже приобрели некоторые черты эклектичности. В качестве основных фоновых цветов можно выделить характерную для русского классицизма охристо-жёлтую гамму, наличие других оттенков присутствует, но не является определяющим. Акцентным рисующим цветом практически всегда был белый. Однако, начиная, примерно, с 2007 г., в саратовском классицизме начинает всё больше проявляться общая для современной саратовской колористики тенденция – нарастание доли розового цвета.

"Сталинский" классицизм и ампир образуют крупные скопления, в основном за пределами исторической части города. Достаточно много зданий этого стиля можно найти и в центре, но скоплений они там практически не образуют и имеют точечный характер. Доля охристо-жёлтого цвета ещё более высока, чем в классицизме. Ввиду того, что достаточно большая часть застройки данного стиля находится за пределами исторической части Саратова, тенденция нарастания доли розового цвета гораздо менее очевидна.

Эклектика, как и во многих торговых городах – наиболее распространённый стиль в пределах исторической части Саратова. Связано это с тем, что наибольшим темпами Саратов территориально развивался именно во время господства эклектики. Здания этого стиля занимают целые кварталы. Цветовая палитра эклектики заметно богаче, чем у классицизма, но в целом тоже базируется на тёплой цветовой гамме. Отдельные здания, окрашенные в холодные оттенки, например в зелёный, скорее исключение чем правило. Можно отметить две наиболее распространённые базовые гаммы:
1. Охра и оттенки близкие к ней;
2. Красно-оранжевая гамма (цвет красного кирпича, сурик и т.д.) и оттенки близкие к ней. Насыщенного цвета в охристой гамме немного, а в красно-оранжевой значительно выше, чем в цветовой палитре классицизма. Акцентный цвет – белый или отсутствует совсем.

Арт деко – стиль практически отсутствующий в Саратове. При глубоком рассмотрении к этому стилю можно отнести разве что здание "Дома книги" на ул. Немецкой. Вряд ли по одному единственному зданию можно говорить о каких-либо закономерностях колористики стиля.

Модерн – по данным анкетирования, проводимого автором совместно со студентами пятого курса и дипломниками кафедры Дизайн архитектурной среды – наиболее привлекательный для жителей города. Можно говорить о том, что так называемый "чистый" модерн представлен минимальным количеством архитектурных объектов. В основном саратовский модерн представляет собой два направления эклектическую ветвь и классицистическую. Модерн рассредоточен в архитектурной среде Саратова в основном в виде отдельных зданий. Исключение составляют лишь небольшое число крупных комплексов, относящихся к классицистической ветви модерна. И если классицизм и эклектика в общем не нарушали характерную для данных стилей цветовую палитру, то с модерном ситуация несколько другая. Общепринятая для модерна холодноватая цветовая гамма не очень характерна для модерна саратовского. Основная же масса зданий имеет полихромию, характерную для саратовской архитектуры в целом – охристо-жёлтую и красно-оранжевую.

В Саратове, в основном, все постройки конструктивизма – жилые здания. И вновь полихромия аналогичная полихромии эклектики. Разница в том, что меньшее количество зданий имеет охристую окраску. Основная гамма – цвет красного кирпича и оттенки серого.

При сравнении Саратова и Нижнего Новгорода, двух поволжских городов, находящихся на достаточно небольшом расстоянии друг от друга, при наличии общего в колористике архитектурной среды проявились серьёзные различия полихромии. Во-первых, бросается в глаза разница в колористике деревянной архитектуры. Полихромия деревянной архитектуры Нижнего Новгорода в своей основе имеет тёплую гамму – от охристых оттенков до оранжево-коричневого, реже желтовато-зелёную (главным образом оттенки охры и сиены) и в общем ту же цветовую структуру, что как и каменно-кирпичная составляющая нижегородской архитектуры. Основную цветовую гамму деревянной архитектуры Саратова (в некоторых районах до 80-90%) составляет сине-зелёная. При этом отличия в колористике каменно-кирпичной составляющей архитектурной среды двух городов не так велики, хотя тоже очевидны. Почему же возникли такие различия? В данном случае можно предположить несколько причин, повлиявших на данную ситуацию.

Различие по времени основания города. Нижний Новгород был основан в 1221 г., Саратов – в 1590 г. В XIII - XII веках (особенно в лесных районах) основную городскую ткань составляла деревянная архитектура. В настоящее время в Нижнем Новгороде она представляет собой, в основном, двухэтажные здания и подсознательно воспринимается как городская архитектура. Формирование Саратова как города происходило в XVII-XVIII веках. В этот период городские здания главным образом строились из камня и кирпича. Деревянная архитектура появлялась в городской среде за счёт присоединения к городу окружающих его деревень в процессе роста его территории. В настоящее время в Саратове практически нет (за исключением единичных случаев) двух-трёх-этажных деревянных зданий. Почти вся деревянная архитектура одноэтажная и скорее воспринимается деревенской в черте города, нежели городской.

Натуральный цвет материала, из которого построено здание, далеко не всегда воспринимался как наиболее эстетичный. Например, А.В.Ефимов пишет о цветовой традиции Египта: “Однако цвет естественного камня не удовлетворял строителей, что сегодня может показаться невероятным. Эстетические взгляды древних египтян требовали декоративной обработки поверхности. Еще более невероятным может показаться покрытие поверхности естественного камня краской. Красочный слой не мог защитить камень от разрушения, а значит, не служил его предохранению. Это была инерция традиции — перенесение цветовой символики, сложившейся в религии, науке и искусстве «глиняного мира»" [1, С.15]. Различная цветность характеризовала различное восприятие окружающего мира.

Для жителей города исторически ощущение безопасности и стабильности связано было с прочностью городских стен, зданий и материалов, из которых они сделаны. Для степного Саратова – это прежде всего кирпич и красно-оранжевые и охристые глины, залегающие на территории губернии, из которых этот кирпич изготавливался. Вторым фактором стабильности и безопасности было наличие достаточного количества пищи. Для России символом достатка пищи традиционно был хлеб. А уж для региона, который этот хлеб выращивает, тем более. Желтовато-охристые цвета созревшего зерна просто обязаны были стать символичными для Поволжья. Отсюда выглядят совершенно логичными наиболее популярные для кирпичной архитектуры Саратова охристые и красно-оранжевые оттенки. Кроме того, для степного Саратовского региона дерево не могло стать основным строительным материалом городской застройки. А для небольших деревень, особенно в правобережье, в окрестностях его могло хватить.

В отличие от городов, деревенскими жителями прочность стен не воспринималась как гарантия стабильности и безопасности. В военное время даже самый прочный деревенский дом мог быть легко разрушен или захвачен врагом, просто в силу малочисленности защитников и отсутствия мощных стен вокруг деревни. Ощущение продовольственной стабильности было, прежде всего, связано в поволжских деревнях не с наличием уже готового хлеба, как в городе, а с наличием условий, позволяющих вырастить урожай. Такими символами в засушливых районах Саратовской губернии становилась зелёная растительность и вода. Отсюда и возможные истоки сине-зелёной гаммы деревянных зданий. Кроме того, гораздо приятнее в летнюю жару, когда все вокруг высохло и пожелтело, оставить для себя прохладный синий или зелёный островок в этом выжженном мареве. Для более прохладного и влажного Нижегородского региона подобная символика не была настолько актуальной, и наличие воды не выглядело главной гарантией безбедной и сытой жизни.

То, что деревянные дома воспринимались в Саратове скорее как деревенская архитектура, чем как городская, косвенно подтверждается тем, что технические характеристики (этажность, конструкция, планировка), а также полихромия деревянных зданий в пределах городской территории Саратова и в деревнях на территории губернии аналогичны. Можно предположить, что жители таких домов, чаще всего приехавшие из деревень или потомки деревенских жителей, имея подсобный участок рядом с домом могли психологически противопоставлять себя жителям кирпичных многоэтажных домов.

Можно рассмотреть подобную двойственность полихромии в саратовской цветовой культуре и на примере живописи. Можно говорить о преимущественно тёплой, охристо-оранжево-коричневой гамме в произведениях художников саратовского академизма и реализма и более холодной синевато-зелёной цветовой палитре художников "саратовской школы" – Борисова-Мусатова, Уткина и т.д. Возможно, даже потеряв свой символический смысл, подобное разделение цветовой культуры региона на "тёплое" и "холодное" направления продолжает иметь место. Такое же деление можно проследить и среди художников Саратова второй половины XX в. – начала XXI вв. К "тёплому" направлению можно отнести таких художников как Н.Чечнева, А.Учаев, В.Фомичёв. К продолжателям колористической традиции "саратовской школы" можно отнести П.Маскаева, В.Мошникова, Г.Панфёрова и др.

В результате, в Саратове сложился цветовой баланс, состоящий из тёплой полихромии кирпичной архитектуры, имеющей основную цветовую гамму от охристо-жёлтых до красно-оранжевых оттенков, и уравновешивающую её холодную сине-зелёную полихромию деревянной архитектуры. При отсутствии такого количества сине-зелёных деревянных зданий цветовая среда Нижнего Новгорода приобретает равновесие за счёт другого решения – гораздо большей, чем в Саратове, доли кирпичных зданий, имеющих холодные оттенки в окраске стен. Если сравнить центральную часть Нижнего Новгорода, особенно пешеходную зону, и центральную часть Саратова (ул. Московская и ул. Немецкая) –различие совершенно очевидно.

На примере архитектуры саратовского модерна, имеющего, главным образом, тёплую охристую и красно-оранжевую полихромию, можно сделать вывод о преимущественном значении местной колористической традиции над колористическими предпочтениями архитектурного стиля. Холодная цветовая гамма, характерная для архитектуры модерна, в саратовской архитектуре в целом не прижилась. Однако холодные оттенки синего и фиолетового во многих сооружениях присутствуют в декоре, в первую очередь в мозаике.

Ещё одно различие полихромии Саратова и Нижнего Новгорода, о котором можно говорить с достаточной очевидностью – цветность рисующего акцентного оттенка в кирпичной архитектуре и общая степень цветовой контрастности архитектурных сооружений. Более приглушенные и пастельные фоновые оттенки и, кроме традиционного белого, несколько разбелённый фоновый оттенок в качестве акцентного цвета в Нижнем Новгороде и более активный фон и практически исключительно белый акцент в Саратовской архитектуре (рис 1).

per1.jpg

Рис.1. Пример различий контрастности колористики и акцентных цветов (фото автора)

Особенно бросается в глаза минимальное использование, вплоть до полного отсутствия, в некоторых районах Нижнего Новгорода очень часто применяемого в саратовской архитектуре сочетания цвета красного кирпича в качестве фонового и белого в качестве акцента. В данном случае можно говорить о двух аспектах. Вследствие более сухого и солнечного климата Саратовской губернии, цветовая контрастность природного окружения здесь гораздо выше, чем в Нижегородской. При ярком солнечном освещении светлые пастельные оттенки выглядят более выцветшими и выбеленными, чем при мягком освещении более северного Нижнего Новгорода. Поэтому более активная цветность и большая контрастность архитектурной колористики Саратова выглядит вполне логичной. Любовь же к сочетанию цвета красного кирпича с белым может быть связана с европейским, в первую очередь немецким влиянием и любовью немцев к "сочетаниям кирпичной кладки и узоров из белого камня". Учитывая, что Саратовская губерния была центром немецкого Поволжья со столицей в нынешнем городе Энгельс, такое предположение выглядит вполне допустимым. Впрочем, национальные влияния на Саратовскую архитектуру, в том числе и полихромию, достаточно велики и сложно переплетены. Но это уже тема отдельного исследования, поскольку масштаб данной работы не позволяет подробно рассмотреть эту тему.

Завершая исследование, можно сделать несколько выводов:

1. Полихромия исторической части Саратова имеет свои характерные черты, часто не совпадающие с колористическими характеристиками других поволжских городов.

2. Очевидно проявляется двойственный характер полихромии кирпичной и деревянной архитектуры, организующей цветовое равновесие в архитектурной среде Саратова.

3. Формирование сине-зелёной цветовой гаммы деревянной архитектуры Саратова в большей степени связано с символическим и климатическим аспектами, чем с цветностью местных строительных материалов.

4. Символика, лежащая в основе формирования колористики кирпичной архитектуры Саратова, относится к символическим взглядам горожан, а деревянной архитектуры – к символическим взглядам деревенских жителей.

5. При формировании полихромии кирпичной архитектуры Саратова местная цветовая культура выглядит приоритетно по сравнению с цветовой гаммой, характерной для конкретного архитектурного стиля.


Библиография

  1. Ефимов А.В. Колористика города / А.В.Ефимов. – М.: Стройиздат, 1990.
  2. Иттен И. Искусство цвета / Иоханнес Иттен. – М.: Д.Аронов, 2001.
  3. Перфилов С.А., Кияйкина М.Ю. Особенности декора, цвета, фактуры Саратовского модерна / С.А.Перфилов, М.Ю. Кияйкина // Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре: мат. 66 Всерос. науч.-технич. конф. – Самара, 2009.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017