№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Плаксина Татьяна Валерьевна

Магистрант УралГАХА. Научные руководители: кандидат архитектуры, доцент Бурцев А.Г.; кандидат архитектуры, доцент Десятов Л.В.; кандидат архитектуры, профессор Конева Е.В.; кандидат архитектуры, доцент Тарасова И.В. Уральская государственная архитектурно-художественная академия, г. Екатеринбург, Россия

АРХИТЕКТУРА КЫНОВСКОГО ЗАВОДА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ


УДК: 72.01

В статье рассматриваются проблемы малоизученности промышленной архитектуры Урала и сохранения индустриального наследия региона на примере Кыновского завода графа Строганова.

Ключевые слова: промышленная архитектура, индустриальное наследие, Кыновской завод


Индустриальное наследие Урала составляет основу архитектурного своеобразия региона, целую эпоху в истории зодчества нашей страны. На территории Уральского региона до сих пор сохранились объекты промышленного зодчества XIX столетия в состоянии, подлежащем изучению и восстановлению. Но должного отношения к ним со стороны архитектурного, общественного и политического сообществ не наблюдается.

По мнению большинства искусствоведов и архитекторов, мы знаем все об архитектурном наследии нашей страны, в частности, о промышленной архитектуре Урала. Между тем, архитектуроведческая деятельность, направленная на изучение индустриального наследия, началась лишь с середины XX века. Основоположником этой работы можно считать Н.С. Алферова, собравшего наиболее полные сведения о заводах Урала и составившего биографии нескольких наиболее выдающихся промышленных архитекторов XIX столетия. На сегодняшний день информация о большей части заводов Урала, возведенных в период с конца XVIII по начало XIX веков, отсутствует, имена зодчих, создававших эту архитектуру, также не известны.

Заброшенных и погибающих объектов индустриального наследия в нашем регионе множество. В связи с необходимостью восполнения пробелов истории промышленной архитектуры Урала, выбрав один из множества малоизученных заводов, возможно наглядно представить бедственное положение промышленного наследия сегодня и богатство, красоту и историческую ценность, заложенную в нем зодчими и инженерами XIX столетия.

Одним из таких объектов является Кыновской железоделательный завод графа Строганова. Кыновской завод был основан в 1760 году Николаем Григорьевичем Строгановым. Согласно архивным документам за 1895 год, в которых дано наиболее полное описание завода, «Кыновской чугуноплавильный и железоделательный завод находится в Пермской губернии, в Кунгурском уезде на речке Кын, впадающей с левой стороны в реку Чусовую. Отстоит от губернского города Перми в 212 ½ верстах. Принадлежит графу С.А. Строганову на праве полной собственности совместно с заводскою дачею под наименованием Кыновского округа, составляет часть Пермского майоратного имения графа» [1].

«Площадь Кыновской дачи составляет 108000 кв. десятины. Число жителей в заводском селении составляет: мужского полу – 1353 чел., женского – 1395 чел. Всего 2748 чел» [2].

Завод был построен за два года и в 1762 году выпустил первую продукцию.

«В описании завода 1799 года на нем значились следующие объекты: домна, заводская плотина, одна меховая фабрика, лесопильная мельница о двух рамах. Все производственные корпуса, кроме доменной печи – деревянные» [1].

С 1820 по 1840 годы завод подвергается полной реконструкции. Все деревянные корпуса сносятся, и на их месте возводятся каменные заводские постройки. Доменное производство переносится к верхней плотине, расположенной на полторы версты выше существовавшей.

К 1840 году завод приобретает абсолютно новый облик – благодаря реконструкции, в Кыне создается один из лучших индустриальных ансамблей Урала XIX века. В том же, 1840 году, были произведены обмеры всех заводских построек. Согласно обмерному альбому чертежей, на заводской территории находились: катальная и кричная фабрики, фурмовая с доменной печью, пильная и мукомольная мельницы, паровая машина, припасовый и хлебный магазины, господские обывательские строения, заводская контора, плотины, часовня и церковь [3].

Градостроительное положение завода являлось типичным для всех заводских построек такого типа в XIX столетии. В центре села находился пруд, ниже, по берегам реки, располагались здания завода. Главная улица поселка проходила по плотине и завершалась площадью, на которой располагались лавки, церковь и заводская контора. В связи со сложным рельефом местности жилые постройки располагались вокруг пруда и завода на склонах гор, террасами (рис.1).

pl1.jpg

Весь ансамбль завода размещался при трех плотинах: Верхней, или Григорьевской, Средней и Нижней, или Мельничной [1] (рис.2).

pl2.jpg

В середине XIX века при Верхней (Григорьевской) плотине (возведена в 1818-1819 годах) располагалось доменное производство и несколько «господских обывательских строений», как они обозначены на экспликации «геометрического плана» Кыновского завода (рис.3).

pl3.jpg

Доменный завод и основная часть заводских построек располагались друг от друга на значительном расстоянии, между ними находились «господские обывательские строения», располагавшиеся по правому и левому берегам пруда.

При Средней плотине размещалась основная часть завода, включавшая в себя Кричную и Катальную фабрики, здание паровой машины, припасовый и хлебный магазины, заводскую контору, различные «обывательские строения». Недалеко от завода, на площади, стояла заводская церковь (рис.4,5).

pl4.jpg

pl5.jpg

Нижняя (Мельничная) плотина находилась на незначительном расстоянии от Средней, у впадения реки Кын в реку Чусовую. Здесь располагались здания пильной фабрики.

Пильная фабрика – одна из интереснейших по архитектуре построек ансамбля Кыновского завода. Двухэтажное здание располагалось на сваях. Слева и справа от главного фасада спускались пандусы, сам фасад имел абсолютно симметричную композицию. Здание завершалось ротондообразной башней с флагштоком (рис.6).

pl6.jpg

Все заводские постройки, включая плотины, были сложены из камня и выполнены в лучших традициях классицизма, хотя внутренние конструкции зданий, в том числе перекрытия и лестницы, были деревянными. Здания завода не превышали высоту в два этажа, за исключением доменных печей, имели общую стилистику в украшении фасадов и простые лаконичные формы в плане. Некоторые здания венчались небольшими башенками, как, например, здания пильной и кричной фабрик. Многие фасады украшались рустовкой, большими окнами в форме полуциркульных арок или прямоугольными окнами с небольшими изящными наличниками.

Даже заводское оборудование было выполнено в классических формах. Стан кричного молота имел металлические завитушки и различные резные формы, украшающие конструкцию, а на паровой машине находились кованые ограждения с балясинами или балюстрады, мотивы которых повторялись в различных частях машины, включая даже паровой цилиндр (рис.7).

В 1862 г. (по другим данным – 1863 г.) в Кыне произошло наводнение. Вода промыла четыре заводские плотины, включая запасную. Большая часть заводских построек сильно пострадала.

Кыновской железоделательный завод графов Строгановых, проработав более 150 лет, был закрыт в 1911 году в связи с убыточностью производства [1].

В 30-х годах XX века Средняя плотина завода была разрушена, пруд спущен, в зданиях завода разместился гараж совхоза «Мир».

Сегодня от верхней и нижней частей завода ничего не сохранилось. На том месте, где находилась Григорьевская плотина, остались фрагменты устоев и каменная кладка береговых укреплений, река практически обмелела. Следы верхнего завода здесь можно отыскать с трудом и в том случае, если знать, где искать. О местоположении Нижней плотины может напомнить лишь мост через реку Кынок.

Наилучшим образом сохранилась часть завода, располагавшаяся при Средней плотине, здесь можно увидеть здания заводской чертежной, амбара (провиантского магазина), фрагменты плотины, корпус паровой машины, здания кузни и слесарной мастерской, караульную избу и здание пожарной (рис.8).

В самом хорошем состоянии находятся здания кузни и заводского амбара (провиантского магазина). Амбар – одно из наиболее сохранившихся зданий Кыновского завода. Он был возведен в 30-х годах XIX века и представлял собой одноэтажный корпус, протянувшийся вдоль реки. Сегодня, помимо ограждаемых конструкций и хорошо читаемых на них фасадных элементов, сохранилась оригинальная планировка интерьеров амбара первой половины XIX века с лестничными маршами, перегородками, перекрытиями, стропильными конструкциями и даже балясинами перил. Здание разделено на две части, каждая с отдельным входом, в каждой имеется лестничный марш, первые этажи разделены на несколько помещений перегородками. Стропильные конструкции крыши пребывают в достаточно хорошем состоянии, хотя сама кровля отсутствует (рис.9).

pl9.jpg

У здания кузни полностью сохранился восточный фасад со всеми декоративными элементами, на северном фасаде сохранилось окошко с родной резной решеткой. Внутри корпус разделен на пять отдельных помещений, каждое из которых имеет свой вход со стороны заводского фасада. В здании сохранилась уникальная деревянная стропильная ферма с треугольным типом решетки, возможно, последняя на Урале (рис.10).

Корпус паровой машины, здание слесарной мастерской и пожарной находятся в наиболее плачевном состоянии, от слесарной мастерской и пожарной сегодня сохранились только полуразрушенные стены. Кровлю корпуса паровой машины недавно покрыли листовым железом, для того чтобы защитить здание от дальнейшего разрушения. В целом этот объект лишь отдаленно напоминает корпус паровой машины Кыновского завода XIX века (рис.11).

pl11.jpg

pl11.jpg

Караульная изба расположена на краю заводской территории, здание предназначалось для расположения в нем сторожей. Изба представляет собой небольшой одноэтажный бревенчатый сруб, крытый двускатной стропильной кровлей. Здание имеет каменный фундамент, «цоколь сложен из местного серого камня и обшит досками». Караульная изба Кыновского завода – одно из немногих зданий подобного типа, сохранившихся на Урале (рис.12).

Сегодня здания Кыновского железоделательного завода графа Строганова фактически находятся под охраной государства и являются памятниками истории и архитектуры местного значения. Практически останки завода местные энтузиасты пытаются сохранить, ремонтируя кровлю памятников эпохи классицизма листовым железом, чтобы защитить внутренние деревянные конструкции постройки от природных осадков и дальнейшего разрушения.

В 2010 году село Кын было выбрано центром культуры Пермского Края, администрация края обеспечила село финансовой поддержкой, благодаря которой были открыты несколько памятников, проведен ряд культурных мероприятий, с целью повышения интереса туристов-сплавщиков к историческому и культурному наследию села. Но для профессионального восстановления памятников архитектуры требуются совершенно иные объемы финансирования.

Таким образом, один из лучших заводских ансамблей XIX века практически безвозвратно утерян для потомков. Имя архитектора, создававшего Кыновской завод, не известно. Десятки уральских заводов, являющихся индустриальным наследием нашего региона, пребывают в забвении, подвергаются разрушению и уничтожению.

Исходя из вышеизложенного, можно попытаться представить масштабы потерь всего Уральского региона в области знаний о промышленной архитектуре XVIII-XIX веков.

Отсутствие исторических данных о превалирующей части индустриального наследия страны влечет за собой равнодушное к нему отношение и, как следствие, утрату памятников промышленной архитектуры, составляющих целый пласт в исторической основе Уральского региона, без которого облик края потеряет свою полноценность и исторически заложенную в нем значимость.


Библиография

1. Гринкевич С.А. Кын – золотое донце / С. А. Гринкевич. [Текст]. – 557с. (неопубликованный документ)

2. ГАСО. Ф.179.Оп.1. Д.51

3. ГАСО. Ф.59.Оп.3. Д.2278

4. ГАСО. Ф.179.Оп.1. Д.153

5. ГАСО. Ф.179.Оп.1. Д.237

6. ГАСО. Ф.59.Оп.3. Д.2279

7. ГАСО. Ф.59.Оп.3. Д.2280

8. ГАСО. Ф.59.Оп.3. Д.2274

9. ГАСО. Ф.642.Оп.1. Д.2761

Источники иллюстраций Рисунки выполнены автором статьи Плаксиной Т.В. по архивным чертежам ГАСО Ф.59.Оп.3. Д.2279, Ф.59.Оп.3. Д.2280.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017