№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Антюфеева Ольга Алексеевна

аспирант ВолГАСУ.
Научный руководитель:
доктор архитектуры, профессор Г.А. Птичникова,
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»,
г. Волгоград, Россия

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПОЗИИИ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ


УДК: 719:711.424.6

В статье рассматриваются вопросы сохранения архитектурно-археологических памятников методом музеефикации. Принципы и приемы пространственной организации музейных комплексов раскрываются на примере международного научно-экспериментального проекта музейно-археологического и культурного центра римско-византийского искусства «Медиана» в городе Ниш (Сербия).

Ключевые слова: археологические памятники, архитектурное наследие, музей, римско-византийская культура, Ниш (город), Сербия


Роль историко-культурного наследия во все времена была значима. В культурологическом аспекте памятники являются средствами определения и осознания каждым поколением и каждым человеком своего места в историческом процессе. Архитектурно-археологические памятники создают ощущение подлинности пространства, которое погружает посетителя во временные слои ушедших эпох и одновременно создают понимание того, что он находится в неразрывной связи с казалось бы исчезнувшей культурой. К архитектурно-археологическим памятникам относятся остатки произведений архитектурного и градостроительного искусства, раскрываемые в процессе археологических раскопок и обладающие значительным информационным и эстетическим потенциалом благодаря минимуму позднейших строительных наслоений [1].

С целью определения приемов пространственной организации музейных комплексов архитектурно-археологических памятников был выполнен научно-экспериментальный проект, посвященный формированию музейно-археологического и культурного центра римско-византийского искусства в Сербии. Проект разрабатывался в рамках международного сотрудничества университета Ниша (г. Ниш, Сербия) и Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета (г. Волгоград, Россия) под руководством профессора, д. арх. Г.А Птичниковой, научного консультанта профессора, к. и. н. В.В. Серебряной (Россия) и профессора, PhD Чадомира Васича (Сербия). Из многочисленных городов Сербии, сохранивших памятники архитектурного наследия, наибольший интерес представляет город Ниш, являющийся родиной римского императора Константина Великого. Константин – личность историческая и легендарная одновременно, именно он сделал христианство господствующей религией.

ant1.jpg

Рис. 1. Общий вид на комплекс «Медиана» в городе Ниш (Сербия)

Основой для разработки проекта был выбран археологический комплекс под названием Медиана (рис. 1). На расстоянии трех римских миль (около 4,5 км) от города Ниша, который в те времена носил имя Наисус и был значительным административным, военным и культурным центром обширной территории, к IV в. сформировалось целое предместье («предградье»). Медиана развивалась по обе стороны от римской дороги, связывающей Наисус с Софией и далее с Константинополем (рис. 2).

ant2.jpg

Рис. 2. План размещения археологических памятников «Медиана» в городе Ниш, Сербия.
1- вилла с перистилем;
2- термы;
3 – ремесленнический центр;
4 – зернохранилище (хорреум); вилла с октагоном;
6 – северные ворота; 6а – западные ворота;
7 – капище;
8 – объект F;
9-12 – объекты A- D;
13 – объект E;
14 – вилла Рустика;
15 – вилла с оградой;
16 – объект J;
17 – водонапорная башня;
18 – античный некрополь 1;
19 – средневековый некрополь;
20 - античный некрополь 2;
21 – викус (поселок)
.

Одной из самых характерных черт ранневизантийской культуры является единство в ней античных и восточных элементов. На территории предместья расположены многие объекты, относящиеся в к. III – н. V вв.: – античная вилла с перистилем (рис. 3), термы (рис.4), баптистерий, виллы Рустика А и В, хорреум, водонапорная башня, ремесленнический центр по производству военного оборудования, некрополи и другие объекты.

ant3.jpg ant4.jpg
Рис. 3. Вилла с перистилем. План Рис.4. Термы. План

 

ant5.jpg ant6.jpg
Рис 5. «Рыбы». Керамика Рис. 6. Мозаика «Голова Медузы
Горгоны», вилла Рустика

По оценкам некоторых исследователей, общая площадь предместья приближается к 40 гектарам [2]. Исследование этого выдающего памятника началось совсем недавно – начиная с 1930-х гг., поэтому одна часть территории раскопана и открыта для обозрения, но многие объекты пока не исследованы [3]. В музее «Медиана» находятся уникальные находки – многочисленные мозаики, скульптура, предметы быта (рис. 5, 6). В настоящее время территория «Медианы» имеет статус археологического памятника и подлежит охране государством (рис. 7, 8).

ant7.jpg ant8.jpg
Рис.7. Современный музей «Медиана» Рис.8. Остатки виллы с перистилем

 

Идея разработки совместного международного проекта по сохранению памятника мирового значения «Медиана» возникла во время посещения делегацией студентов и преподавателей Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета Сербии и знакомства с историко-культурным наследием страны. В процессе разработки проекта Музейно-археологического и культурного центра римско-византийского искусства в городе Ниш в Сербии были сформулированы общие принципы архитектурно-пространственной организации археологических памятников.

Рассмотрение способов презентации археологических объектов требует решения задач, определяемых в результате предварительного исследования памятника и прилегающих к нему участков. На стадии предпроектных исследований было проведено детальное изучение раскопанных объектов, также проводились изыскания в Музее «Медиана» и в Университете Ниша (рис. 9, 10). На этой основе было выполнено обоснование для разработки схемы охранных зон проектной территории, а также режимов деятельности. В результате, в проекте были установлены новые границы территории памятника с учетом вновь выявленных археологических объектов, определены охранные зоны и степень восстановительных вмешательств.

ant9.jpg ant10.jpg
Рис. 9. Студенты ВолгГАСУ в музее "Медина" 
 
Рис.10. Обмеры в раскопе

.

Следующим этапом стала разработка концепции экспонирования памятника и его приспособления для туристической презентации. Основываясь на методической основе сохранения и использования историко-культурного наследия – протяженной архитектурно-пространственной экспозиции, предложенной Г.В. Есауловым, в процессе проектирования были использованы приемы видового экспонирования [4]. Главным направлением при этом является устройство специальных зон осмотра, обозначение широких перспектив. Для этого предусматривается создание разнообразных террас, видовых площадок, смена точек восприятия и расположения зрителя, создание партеров, объединенных видовыми дорожками. Кроме того, непременным условием видового экспонирования является размещение информационных стендов, знаков, характеризующих ценность памятников.

Отправной точкой для разработки экспозиционного сценария проекта стало предположение ряда историков о том, что Медиана была местом рождения императора Константина Великого и его загородной дворцовой резиденцией. В этой связи были разработаны основные зоны территории комплекса и маршруты.

Центральным элементом всего комплекса в проекте является здание археологического музея. Особой чертой памятников археологии является их форма в виде «горизонтальных проекций», которая позволяет легко воспринимать планировочную структуру этих объектов. Поэтому в качестве современного приема экспонирования и сохранения самых интересных в научном отношении и выразительных с архитектурной точки археологических объектов – виллы с перистилем и терм – было решено сделать для этих памятников единое большепролетное покрытие.

В основу художественной концепции археологического музея положен образ символической рыбы, внутри которой находятся памятники (рис. 11, 12). Посетители как бы путешествуют во времени, перемещаясь по галереям-уровням во внутреннем пространстве музейного здания. Архитектурное сооружение окружено элементами благоустройства с озеленением и мощением, обеспечивается подсветкой из вмонтированных вдоль фасада в тротуарные покрытия светильников, что обеспечивает в вечернее время создание визуального образа плывущей рыбы.

ant11.jpg

Рис. 11. Музейно-археологический и культурный центр римско-византийского искусства в городе Ниш в Сербии. Здание археологического музея. Фото с макета

По всей длине сооружения предусмотрен фонарь верхнего света, обеспечивающий освещение центральной части экспозиции. Обходная пешеходная галерея шириной 6 метров подвешена к опорным конструкциям каркаса здания. Научный блок – это монолитное четырехэтажное каркасное сооружение. Вертикальные коммуникации обеспечены лифтами и эскалаторами. На верхнем этаже находится конференц-зал атриумного типа с открывающейся кровлей. Зал расположен на отметке 12-18 метров, что позволяет в ходе проведения научных конференций и театрально-музыкальных представлений использовать в качестве фона объем основного здания и окружающий ландшафт. Общая длина сооружения 370 метров, высота изменяется от 5 до 20 метров.

ant12.jpg

Рис. 12. Здание археологического музея. Вид сверху. Фото с макета

Градостроительное решение отвечает задаче экспозиционного показа целого загородного предместья, где раскрываются особенности римско-византийской культуры и быта (рис. 13, 14). Музейное здание окружено парком, в составе которого находятся расположенные под открытым небом остатки баптистериума, хорреума и церкви. В парке расположена развитая система естественных водоемов, вдоль которых свободной линией очерчена сеть пешеходных дорожек. Особое место в парке занимает «Сад византийских мозаик», в котором ландшафтными средствами раскрывается красота сохранившихся в археологическом комплексе «Медиана» мозаик нимфеума и вилл. Проектом предусмотрен также и особый павильон для аренды велосипедов, позволяющих осуществлять самостоятельные велосипедные экскурсии посетителям по парку, окружающему музейное ядро. Таким образом, в проекте предполагается создание крупного европейского музейного комплекса, посвященного римско-византийскому искусству.

ant13.jpg

Рис. 13. Музейно-археологический и культурный центр римско-византийского искусства в городе Ниш в Сербии. Первая очередь. Генеральный план

ant14.jpg

Рис. 14. Музейно-археологический и культурный центр римско-византийского искусства в городе Ниш в Сербии. Макет

В процессе выполнения экспериментального проекта были сформулированы следующие принципы архитектурно-пространственной организации экспозиции археологических памятников:

1) принцип подлинности. Основой построения пространственного музейного комплекса выступает сам археологический памятник – главный демонстрационный материал.

2) принцип оптимального режима охраны. Планировочная организация территории музейного комплекса предполагает создание оптимального для своих функций режима, основная цель которого – сохранение подлинности памятников и в то же время эффектного экспонирования объектов.

3) принцип формирования визуально-информационной среды раскрываемого объекта. Под этим принципом подразумевается не только комплекс археологических, функциональных, инженерных и технических мероприятий, но и общая эстетизация территории, которая позволяет вызвать у зрителя необходимый настрой и погруженность в атмосферу соответствующего времени и культуры.

4) принцип сценарности экспозиции. Основой построения комплекса является разработка историко-событийной основы, раскрывающей историко-культурную значимость событий, связанных с проектной территорией.

5) принцип развития пространственных функций музея с выходом их в открытую экспозицию. Этот принцип подразумевает распространение музейных функций в окружающую среду, создание значительных открытых экспозиций, в которых музей является основным архитектурным сооружением


Библиография

  1. Греков Н. И. Сохранение и современное использование архитектурно-археологических памятников (на примере античных и раннесредневековых памятников): автореф. дисс. ...канд. арх. – М., 1985. – С. 1.
  2. Дрча С. Медијана.  Ниш: Народни музеј. Ниш: Пеликан, 2006.– 66 с.
  3. Rakocija M. Ancient Christian Baptistery Complex in Mediana, nearby Nis// Nis&Byzantium. Symposium. VIII. Nis, 2009. – P. 61-98.
  4. Есаулов Г.В. Архитектурно-градостроительное наследие Юга России: его формирование и культурный потенциал: автореф. дис. … доктора архитектуры.– М., 2004. – 57 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017