№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Ержанова Айгерим Ержановна

студент ВКГТУ Научный руководитель: Е.А.Феоктистова (старший преподаватель) Восточно-Казахстанский государственный технический университет им.Д.Серикбаева, г.Усть-Каменогорск, Казахстан

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ НЕКРОПОЛЕЙ УСТЮРТА И МАНГЫШЛАКА


УДК: 72.03(574.1)

В статье ставится проблема сохранения и архитектурно-пространственной организации мест паломничества, в рамках которой рассматриваются особенности планировочной структуры древних некрополей Арало-Каспийского региона Казахстана. Анализируются предпосылки строительства подземных мечетей, характерные черты их объемно-пространственной композиции.

Ключевые слова: некрополь, подземные мечети, архитектура мемориально-культовых сооружений, культовые сооружения Казахстана


Погребальные культы, обряды, сооружения – все это связано с уходом человека из жизни, о котором в молодом возрасте обычно не задумываются. Интерес к этой теме появился после посещения одного из уникальных мест – некрополя и подземной мечети Бекет-Ата. Этот памятник стал отправной точкой в изучении некрополей и мемориально-культовых сооружений Устюрта и Мангышлака. Регион обладает большим количеством сакральных для народов Казахстана памятников – мест паломничества, которые зачастую находятся в неудовлетворительном состоянии из-за разрушительного воздействия времени и вандализма.

Побывав в Бекет-Ата и собирая материал по некрополям Казахстана, мы увидели, как много людей интересуется этими древними памятниками и стремятся туда попасть. Удаленность некрополей, неблагоприятные природно-климатические условия (регион относится к зоне полупустынь и пустынь), неразвитость транспортной инфраструктуры и обслуживания значительно затрудняют путь паломников и туристов. Постепенно часть некрополей восстанавливается, благоустраивается окружающая территория и, тем не менее, вопрос архитектурно-планировочной организации мест паломничества остается одним из актуальных. Для его грамотного, научно обоснованного решения необходимо провести ряд исследований, в частности, по истории формирования некрополей, особенностям архитектуры мемориально-культовых памятников, определению функционально-планировочного зонирования, состава и режима использования зон и др.

Рациональная, основанная на бережном отношении к памятникам, архитектурно-планировочная организация мест паломничества, как на уровне одного объекта, так и в масштабе всего государства, может стать частью решения проблемы сохранения историко-архитектурного наследия и помочь привлечь дополнительные инвестиции в формирование туристической инфраструктуры.

Определимся с понятием некрополь. Согласно терминологическому словарю «Апполон», некрополем «(от греч. nekros – мёртвый и polis – город)… обычно называют кладбища древнего мира» [1, С. 384]. В танатологии (науке о смерти) сформировалось направление – некрополоведение, исследующее некрополи, где они приобретают более широкое определение как «совокупность захоронений, рассматриваемая как в пределах одного кладбища, так и в масштабах города, области, государства», а также как «сочетание захоронений и мемориальных памятников, рассматриваемых как произведения изобразительного искусства и литературы и как исторический источник» [2, С.141]. Во многих культурах город мертвых, как и обычный город, являлся отражением социальной и этнической структуры общества, а также религиозно-мировоззренческих представлений об устройстве мира. В особенностях размещения объектов некрополя, в символике планировки, элементов декора архитектурных памятников был заложен сакральный смысл об основах мироздания.

В мировой истории известны два основных типа некрополей: наземные и подземные. Наиболее древними считаются некрополи Древнего Египта, которые представляли собой грандиозные «города мертвых» с четкой планировочной структурой, образованной улицами и переулками и своего рода «кварталами» величественных гробниц. Из подземных некрополей широко известны Римские катакомбы вдоль Аппиевой дороги. Многочисленные подземные ходы катакомб соединялись галереями, образуя разветвленную, иногда многоуровневую структуру. Стены катакомб покрывали фрески с изображением христианских сакральных символов и сюжетами из Библии.

На территории Устюрта и Мангышлака сложилось два типа некрополей: 1) наземные некрополи с подземными мечетями-усыпальницами (Шопан-Ата, Бекет-Ата, Шакпак-Ата и др.); 2) наземные некрополи с мавзолеями (Сейсен-Ата, Камысбай и др.). Особенности архитектуры некрополей были обусловлены кочевым укладом хозяйства населения, суровыми природно-климатическими особенностями местности, религиозными канонами и погребальными обрядами.

В древности и ранее средневековье народы, населявшие территорию современного Казахстана, исповедовали различные культы (зороастризм, манихейство, несторианство, культы Сиявуша, поклонение Тенгри и др.) в соответствии с которыми применялись разные способы погребения. Позднее, с распространением ислама, закрепилась традиция предания тела умершего только одной из четырех стихий – земле. Над захоронением в несколько этапов возводились надгробные сооружения: «в день погребения у изголовья покойного временно устанавливают доску… до сорокодневья стараются поставить надгробный памятник («кулпытас»), до годовщины – ограду из кирпичей» [3, С. 6]. В определении типов надмогильных сооружений казахи «используют следующие термины: «зират», «бейит», «мейит», «мазар», «мола», «мурде», «кор», «там», «уй». Казахи Западного Казахстана употребляют специфический термин: «кауым» (буквально – сообщество)» [3, С. 12].

Примечательно, что в восприятии надмогильных сооружений у казахов не было той отрицательной семантики, характерной для культуры многих народов, где «могилы, олицетворяя локус мертвых, воспринимаются как противостоящее живым» и отождествляются как место скопления темных сил [3, с.8]. Для казахов надмогильное сооружение – это обиталище духов предков (аруахов), дающих покровительство и защиту. Поэтому для кочевника считалось безопасным заночевать на могиле, нежели остаться в открытой степи. Развитый культ предков и традиция поклонения могилам, сохраняющиеся по настоящее время в культуре населения Казахстана, определяют особое отношение к древним некрополям.

Как предполагают историки, начало формирования некрополей на Мангышлаке и Устюрте было связано с распространением на восточном побережье Каспия в раннее средневековье суфизма – мистического течения в исламе, широко распространившегося в Средней Азии и Южном Казахстане. В суфизме большое значение придавалось аскетизму. Истинные поклонники этого течения становились отшельниками и уходили в первозданные, пустынные места, подобно Мангышлаку, где возводили скальные мечети. Впоследствии вокруг мечети-усыпальницы суфия-основателя формировался некрополь из могил его родственников, учеников, казахской знати.

Одной из первых в Западном Казахстане была построена подземная мечеть Шопан-ата (по преданию, ученика Ходжа Ахмеда Ясави – основателя суффийского ордена в Средней Азии), датируемая М.Мендикуловым [4] концом XII – началом XIII вв. Местоположение некрополя было выбрано на трассе старой караванной дороги, на склоне священной горы Шопан-ата. Вход на некрополь располагается с востока – что характерно для древних мемориально-культовых сооружений на территории современного Казахстана.

Комплекс Шопан-ата включает:
- сооружения, вырубленные в массиве приовражной скалы – мечеть-гробница, мечеть и несколько камер для групповых захоронений;
- древнейшие надгробные памятники – бескупольные мавзолеи (сагана-тамы), кулпытасы и койтасы (стелы);
- надгробные сооружения XIX- начала XX вв. – бескупольные и купольные мавзолеи с родовыми тамгами.

Помещения гробницы в плане имеют четкие, преимущественно прямоугольные, очертания. Обращает внимание группировка камер в блоки с крестообразной планировкой (рис.1), а также больший, по сравнению с другими мечетями, состав помещений. Потолки были высечены в форме сводов, а внутренние поверхности скальных стен грубо отесаны, без какой-либо декоративной обработки.

er1.jpg

Рис.1. План мечети Шопан-Ата (по обмеру М Мендикулова) [4]

Большое значение в культовом зодчестве Западного Казахстана принадлежит Бекет-ате, который построил четыре подземные мечети в Бейнеу, Ак-мечети в Кульсарах на Эмбе, в местности Байшагыр на плато Устюрт, в Огланды. Согласно письменным источникам, Бекет-ата в молодости учился в медресе Хивы и по достижении сорокалетия стал суфием. Суфий Бекет-ата прошел все три степени в постижении духовной истины (в соответствии с учением Идрис Шаха: «I степень – способность к высшему восприятию, II – способность к перемещению тел в пространстве, III – мгновенное восприятие знаний с помощью озарения) и был избран Пиром – главой суфийского ордена» [5].

Наиболее крупной и известной является мечеть в Огланды, обнаруженная в 1973 году экспедицией Общества охраны памятников истории и культуры республики. Как и другие подземные мечети, она расположена на пересечении древних кочевых маршрутов, в укромном месте. Мечеть вырублена в среднем ярусе высокой скалы, «фасад» которой сохраняет свой естественный природный характер (рис.2). К расположенному на северном склоне входу-лазу ведут узкие крутые ступени. Входная площадка была укреплена подпорной стенкой. Внутренние помещения имеют округлую конфигурацию с куполообразными сводами потолков высотой от 2,7 до 3,5 м [4]. Поверхности внутренних стен хорошо обработаны, что характерно для поздних подземных мечетей, к которым относится расположенная в Огланды.

er2.jpg

Рис.2. Мечеть в Огланды[6]

Расположение мечетей чаще всего определялось торговыми или кочевыми маршрутами, а также природным ландшафтом со сложным рельефом и наличием водного источника. Именно роднику, возле которого останавливались после трудного перехода через прикаспийскую солончаковую пустыню путешественники, обязаны своим возникновением поселение и некрополь Бейнеу [4], где была построена мечеть Бекет-Ата. Обширный некрополь размещается на плоских пологих склонах двух оврагов и состоит из захоронений различных периодов, датируемых от XVI до начала XX вв. В настоящее время в состав некрополя входят: древняя подземная мечеть, вырубленная в массиве скального мыса; современный музей, также высеченный в скале и объединенный с мечетью узким, низким проходом; священный источник; строящаяся новая мечеть; центрально-купольные мавзолеи со шлемовидными куполами; кулпытасы, бесик-тасы, надмогильные плиты (рис.3).

er3.jpg

Рис.3. Некрополь Бекет-Ата в Бейнеу, слева - группа мавзолеев, справа - кулпытас и мавзолеи (фото А.Ержановой, 2010 г.)

Подземная мечеть включает несколько круглых в плане помещений, главное из которых имеет потолок в форме плоского купола. Изгиб потолка, конфигурация плана, параметры самого пространства напоминают интерьер юрты – кочевого жилища казахов. Полы устланы алаша – коврами с национальными орнаментами. Стены с небольшими нишами имеют незначительную обработку.

Комплекс-некрополь Шакпак-Ата также включает скальную мечеть, скальные камеры и каменные стелы. М.Мендикуловым было установлено, что территория некрополя «делится на две части: южную туркменскую и северную казахскую с их характерными памятниками, представленными памятниками-кулпытасами» [4, С.24].

Архитектура мечети Шакпак-Ата отличается от других подобных сооружений. Сооружение имеет двухчастную структуру: нижний уровень сохраняет природную форму скалы, а верхний представляет собой квадратную в плане башню-минарет, возвышающуюся над центральным помещением. Мечеть в плане имеет форму латинского креста, с хорошо выраженной продольной композиционной осью (рис.4). Композиционным ядром мечети является центральный зал на пересечении продольной и поперечной оси, обозначенное полусферическим куполом, который опирается на четыре колонны.

er4.jpg

Рис.4. План и разрез мечети Шакпак-Ата ( по М. Мендикулову) [4]

Поверхности внутренних стен мечети и ниш покрыты изображениями животных, раскрытой человеческой ладони (суффийским оберегом святого места), различными надписями религиозного содержания [4].

Некрополи с подземными мечетями насчитывают несколько веков, в течение которых происходили новые захоронения, возможно, какие-то изменения ландшафта. Недостаток археологических данных пока не дает возможности дать точный ответ по планировочной организации некрополей. М.Мендикуловым [4] был выявлен определенный порядок в планировке некрополя Камысбай (конец XVIII - начала XIX вв.), который заключался в наличии центрального ядра, образуемого четырьмя мавзолеями, и системы небольших открытых пространств. Несомненно, что подземные мечети первоначально также играли роль планировочной и композиционной доминанты, которая впоследствии частично нивелировалась из-за построек поздних периодов. Так, например, в силуэте некрополя Бекет-Ата в Бейнеу явно доминирую абрисы мавзолеев конца XIX – начала ХХ вв. и современных усыпальниц (рис.5).

er5.jpg

Рис.5. Ненкрополь Бекет-Ата в Бейнеу (фото А. Ержановой, 2010 г.)

Подводя итоги, определим особенности некрополей Устюрта и Мангышлака с подземными мечетями:

1) некрополи, начиная с древности, формировались как комплексы, играющие роль духовно-религиозных центров кочевого региона;

2) расположение древних кладбищ с мечетями определялось торговыми путями и миграционными маршрутами номадов;

3) корреляция с природным ландшафтом;

4) началом формирования некрополя является возведение подземной мечети, вокруг которой в ходе истории формируются группы разновременных захоронений, над которыми возводились мавзолеи и устанавливались стелы. Архитектурный облик некрополей формировался такими сооружениями как скальные мечети, портально-купольные и центрально-купольные мавзолеи, сагана-тамы, бесик-тасы, койтасы, кулпытасы.

В статье более детально были рассмотрены мечети, поэтому на основе изученных материалов выделим их следующие особенности:

1) совмещение культовой и мемориальной функции (мечети-гробницы);

2) округлая или подпрямоугольная конфигурация внутренних помещений со сводчатыми либо куполообразными потолками;

3) сохранение естественной структуры внешних «стен-скал»;

4) полное отсутствие или незначительная декоративная обработка внутренних стен.

Некрополи Устюрта и Мангышлака – это национальное достояние казахстанского народа, которое необходимо сохранять, изучать, и умело использовать в современной архитектурной практике. В данной статье представлены результаты начала исследования заявленной проблемы, краткое обоснование актуальности, обзор и анализ особенностей архитектуры подземных мечетей.


Библиография

  1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь /Под общ. ред. А.М.Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997. – 736 с.
  2. Шокарев С.Ю. Русский средневековый некрополь: обряды, представления, повседневность (на материалах Москвы XIV-XVII вв.) [Электронный ресурс] / С.Ю. Шокарев // Культура памяти: сб. науч. ст. – М.,2003. – С.141-187. – Режим доступа: http://ricolor.org/history/hr/arheologia/nekropol/
  3. Сдыков М.Н., Ерназаров Ж.Т. Кулпытасы Западно-Казахстанской области / М.Н. Сдыков, Ж.Т. Ерназаров. –Уральск, 2005. – 32 с.
  4. Мендикулов М. Памятники народного зодчества Западного Казахстана. – Алма-Ата: Онер, 1987. – 160 с.
  5. Калашникова Е. Страница мироздания. [Электронный ресурс] / Е. Калашникова. – Режим доступа : http://blogs.privet.ru/community/KAZ/48612346]
  6. Эл.ресурс: http://www.liferouter.com/demo/saltanat/image/beket_ata.jpg

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017