№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Бартов Павел Сергеевич

магистрант УралГАХА Научные руководители: кандидат архитектуры, профессор Раевский А.А. кандидат архитектуры, профессор Янковская Ю.С. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

ФЕНОМЕН АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗЦА


УДК: 72.01

В данной статье раскрываются проблемы современной архитектуры в рамках феномена архитектурного образца. В аналогичных рамках также проводится обзор творческих концепции различных архитекторов с целью анализа и построения собственной творческой концепции на тему «Феномен архитектурного образца для современной архитектуры».

Ключевые слова: архитектурный образец,, творческая концепция, современная архитектура


История архитектуры дает нам понять, что в каждый период времени существовал архитектурный феномен образца, на который архитекторы разных эпох опирались в своем творчестве. О лексическом значении слова «образец» известные толковые словари говорят следующее:

Словарь Ожегова комментирует это слово как: «то (тот), чему (кому) нужно следовать, подражать; носитель каких-нибудь характерных черт, качеств, воплощение чего-нибудь»[3];

Словарь Ушакова дает определение, что «образец – предмет, материал, служащий примером при изготовлении, показе или закупке чего-н»[5];

Словарь Ефремовой толкует данное слово как «показательный пример чего-либо»[1].

Исходя из данных определений, авторское видение термина «архитектурный образец» заключается в следующем: архитектурный образец – модель, помогающая создавать современные архитектурные произведения, вектор развития архитектуры.

В истории архитектуры было немало личностей, строивших собственные творческие концепции, которые в итоге становились образцами архитектуры. 

Фрэнк Ллойд Райт, который выдвинул принцип органичной архитектуры и сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства. В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится [4].

Ле Корбюзье, создавший собственную творческую концепцию, основанную на пяти отправных точках современной для того времени архитектуры:

Опоры – столбы. Дом на отдельных опорах. Раньше дом был забит в землю, в темных и зачастую сырых местах. Железобетон дает нам отдельные опоры. Теперь дом в воздухе, высоко над землей; под домом находится сад, на крыше дома тоже сад.

Крыши – сады. Железобетон – это новый материал, позволяющий создать совмещенную кровлю здания. Соображения технологии, экономии, удобства и психологии приводят нас к выбору крыши-террасы.

Cвободный план. До сих пор стены здания были его несущими элементами, планировка дома полностью зависела от стен. Применение железобетона допускает свободную планировку. Этажи больше не будут отделяться один от другого, словно отсеки. Отсюда – большая экономия жилого объема, рациональное использование каждого кубического сантиметра, большая экономия материальных средств.

Cвободный фасад. Опоры вынесены за пределы фасады, внутрь дома. Перекрытия крепятся на консолях. Отныне фасады – это легкие пластины изолирующих стен и окон. Фасад освобожден от нагрузки.

Расположение окон вдоль по фасаду. Окно – один из важнейших элементов дома. Новейшие средства раскрепостили окно, железобетон произвел настоящую революцию в его истории. Окна могут быть протянуты вдоль всего фасада, от одного конца до другого [2].

Иван Леонидов – создатель феномена образца на основе понимания социальной природы здания и принципа «каждой форме своя функция». Он опровергал собственные исходные посылки, приводил к абсурду изначальную идею функциональной дифференциации сложного, но целостного организма сооружения. Во-первых, потому, что во имя предельной чистоты «функционального» решения объект теряет элементарные эксплуатационные удобства единого компактного сооружения. Во-вторых, потому, что формальные приемы пространственной организации различных элементов здания, по сути дела, не выводимы из их конкретного функционального назначения. Получается, что функциональный анализ служил не однозначно трактуемой основой объемно-пространственного решения, а всего лишь предпосылкой для формальных, композиционно-художественных поисков. В своих поисках укрупненной архитектурной формы Леонидов исходил из молчаливой констатации того, что в рамках найденного формального решения он в состоянии решить функциональные проблемы. Тем самым он вступал в определенное противоречие с методом своих учителей — методом функционального анализа. Собственно, речь шла не столько о противоречии, сколько о развитии. Отталкиваясь от понимания социальной природы сооружения, его функции, надо было идти дальше — к поискам формы. Усвоив функциональный метод, надо было расширить его рамки, усовершенствовать, приспособить его для решения новых задач — создания крупных, общественно значимых сооружений, несущих большую образно-символическую нагрузку. [6]

Данные имена – это отнюдь не архитекторы, которые рассматривали архитектурную среду с точки зрения современности того времени, это люди, задавшие вектор, в котором должна развиваться архитектура, создатели образца своего времени, так как их творчество «перешагивает» через десятилетия. Благодаря непрерывности архитектурного пространства Райта, создано целое направление Ландшафтной архитектуры; пять отправных точек архитектуры Ле Корбюзье действуют и по сей день (ленточное остекление, эксплуатируемая кровля…), а проекты Леонидова полностью реализовались в конце XX века.

Несмотря на то, что все эти архитекторы выдвигали совершенно разные гипотезы, концепции, принцип оставался одним и тем же. И по мнению автора, архитектурный феномен образца – это константа. Разумеется, все эти архитекторы не единственные, кто создавал собственные концепции, на основе которых в дальнейшем развивалась архитектура. И раз уж мы говорим о константе, как об отправной точке развития современной архитектуры, совсем не обязательно изучать всех, кто в свое время создал «архитектурные образцы». По мнению автора, чтобы раскрыть феномен образца архитектуры, достаточно проанализировать вышеперечисленные работы.

Что же касается современной архитектуры, то ее смело можно назвать безобразцовой. Она развивается сама по себе, без опоры на какой-либо феномен образца. Разумеется, есть архитекторы, которые решают современные проблемы архитектурными средствами и создают собственные архитектурные концепции. К таким архитекторам относятся: Рем Колхас (Архитектурное бюро Ома), Заха Хадид, Френк Гери, Жан Нувель и другие. Эти люди создают направления, в которых может развиваться современная архитектура. Однако разработка феномена образца современной архитектуры не является первостепенной задачей для данных архитекторов. И именно поэтому автор в своем исследовании хотел бы рассмотреть эту тему.

Данная тема предполагает размышления над такими вопросами, как:
• Что же такое феномен образца архитектуры?
• Если нет образца, есть ли архитектура?
• Следование образцу – отсутствие развития архитектуры, так ли это?

Так же данная тема предусматривает построения собственной творческой концепции для создания современного феномена архитектурного образца.


Библиография

  1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Т. 1. – М., 2000. – 495 с.
  2. Ле Корбюзье. К архитектуре. . – М., 1923. – 304 с.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь. Т. 1. – М., 2006. – 344 с.
  4. Райт Ф. Л. Органичная архитектура: архитектура демократии. – М., 1939. – 96 с.
  5. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского. Т. 1. – М., 1935. – 721 с.
  6. Хан-Магомедов С.О. Кумиры авангарда. Иван Леонидов – М., 2010. – 368 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017