№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Поросенкова Ксения Валерьевна

магистрант УралГАХА.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры доцент М.В. Пучков,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВОГО ГОРОДА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА


УДК: 72.01

Земли Крайнего Севера всегда в нашей стране использовались как плацдарм для различного рода экспериментов. За суровостью и неприступностью края скрывается огромный потенциал, именно поэтому необходимо создавать уникальные поселения, которые смогут привлечь к себе внимание огромного количества групп людей, нацеленных не только на добычу сырья.

Ключевые слова: ноосфера, новый город, экстремальные условия среды, устойчивое развитие, система расселения, дигитальная архитектура


На базе городского поселения Уренгой предполагается создание Нового города – центра северного освоения, по сценарию превращения Российского Севера в плацдарм осуществления «цивилизационного развития, цивилизационного рывка». В этом случае Российский Север рассматривается как площадка для построения новой цивилизации.[7] Россия вынуждена формировать свой собственный подход к переосвоению жизнедеятельности на территориях Крайнего Севера, выступая одновременно во взаимодействие со всеми международными субъектами, заинтересованными в международном сотрудничестве, этот подход может быть связан со сценарием формирования следующего шага цивилизационного развития. Сейчас необходимо переходить от освоения территорий к «освоению жизни» на территориях.

Следующий тип цивилизации, по мнению целого ряда ученых, философов, методологов, должен быть назван антропным (О.И.Генисаретский, Ф.Т.Михайлов и др.). Это означает, что её важнейшие институциональные характеристики должны выстраиваться вокруг проблем развития человека: увеличения возможностей и способностей человека, преодоления всех форм неравенства, продления срока жизни, избавления человечества от множества болезней. Это расширение возможностей человека будет осуществляться только на основе освоения новых практико-ориентированных знаний и использования этих знаний для проектирования и организации различных систем жизнедеятельности. Поэтому этот новый тип цивилизации следовало, наверное, назвать антропно-эпистемическим, подчеркивая зависимость изменения форм и способов жизни человечества, а также расширения возможностей человека от новых знаний.[7]

Новые эффективные формы жизни могут быть только наукоемкими. Проектируемый Новый город рассматривается в качестве бытийно-осмысленного пространства, где человечество осваивает новые типы техники (энергетика, связь, лазерные комплексы, транспорт), новые системы производств, новые пищевые системы, новые формы одежды, новые формы организации коллективной жизни, новые формы собственности, новые формы существования в условиях климатических и экологических изменений. Это освоение нацелено, прежде всего, на то, чтобы сделать жизнь в условиях крайнего Севера комфортной, освоенные новые технологии и формы организации мышления и деятельности переносить на другие территории и в другие области практики. С этой точки зрения, Север является системой пилотных цивилизационных проектов, плацдармом освоения новых форм жизни наряду с дном Мирового океана, ближним и дальним космосом.

Исследование ведется с целью накопления знаний в области градостроительства на Крайнем Севере, новых технологий («умные» города) и выявления возможности построения системы города на основе дигитальной архитектуры (биоморфная, она же архитектура кривуль - направление в архитектуре неомодернизма, связанное с заменой прямоугольной геометрии на криволинейную; любая прямая здесь стремится превратиться не в ломаную, а в кривую). В процессе работы был проанализирован и сведен в таблицу опыт современного градостроительства в экстремальных условиях среды (см. приложение Таблица).

Стратегией проектов современных городов является построение нового общества, новых жизненных идеалов – теперь это не только накопление материальных средств, но и забота о будущем человеке. Город представляет собой уменьшенную копию мирового порядка. Концепции направлены: на уменьшение конфликтных ситуаций в городах, на улучшение экологической обстановки, на поиски альтернативных источников энергии, на создание информационного поля (ноосферы) и пр. В итоге можно сказать, что идет поиск абсолютно новой градостроительной модели. Через создание концепций городов проектировщики пытаются найти альтернативы современному мироустройству, которое уже исчерпало все свои возможности и существует сейчас только за счет инерционных сил.

Принципы транспортной организации современных градостроительных проектов. Основное направление – поиск альтернативных транспортных средств. В большинстве случаев это полный отказ от личного транспорта. Городской транспорт развивается в нескольких плоскостях, следовательно - развитие по вертикали, в том числе и в подземные пространства. Все действия приводят к необходимости создания схемы городской структуры, где вся территория рассчитана на обеспечение пешеходной доступностью.

Еще одним важным критерием является создание контролирующих и связующих структур на обширных территориях, что позволяет рассматривать город не как отдельное поселение, а как часть огромной искусственно созданной «кровеносной» системы государства.

Композиционные принципы

В современных градостроительных проектах прослеживаются следующие принципы композиции:
- создание городов ограниченных размеров и с определенными параметрами («идеальные города» – Нью-Сонгдо, Масдар); 
- создание самоподобных систем городских точек развития, стремящихся друг к другу ради обеспечения территории крепкой инфраструктурой(«города-системы» –города в пустыне Колорадо, проект Острова 2100).

Функциональные принципы

Основой устойчиво развитой территории является ее полифункциональность и единое мощное информационное поле. Современный город не может обеспечить себя, выполняя только одну какую-либо функцию (туризм, промышленность, научные исследования), он должен быть открыт новым технологиям, информации и средствам.

Социальные принципы

Город – система, обеспечивающая множество потребностей: в жилье, в безопасности, в труде, в развитии и т.д. Концепции направлены на решение социальных и экологических проблем с помощью применения принципов эколого-психологического подхода в архитектуре; принципов дезурбанизма – поселения ограниченного размера; обеспечения потребностей горожан, за счет современных информационных технологий – создание умного города; применения цивилизационного подхода во избежание межрасовых и межклассовых конфликтов.

Цивилизация будет строиться на основе соорганизации и связи предельно искусственных, специально проектируемых решений и создаваемых конструкций жилья, техники, человеческих органов, пищи и традиционных естественных форм духовной жизнедеятельности, связанной с традицией и обрядами. Таким образом, в основе формируемого нового типа цивилизации будет лежать постоянный диалог между европейской цивилизацией техногенных решений и традиционными цивилизациями родового бессмертия.

o Концепция Нового города.

Город становится частью транспортных, телекоммуникационных инфраструктур, обеспечивающих связность точек Мирового Арктического Севера. Для этого схемой территориального планирования заложено развитие сети магистральных автомобильных дорог широтного и меридионального направлений, предполагаются проекты усиления мощностей существующих речных портов Пуровского района и проекты транспортной инфраструктуры, соединяющей порты Северного морского пути и прибрежные районы (усиление транспортных меридиональных магистралей в направлении Тазовского и Ямбурга).

Предполагается построение «импульсных сетей развития» в качестве первого этапа создания коридоров, поскольку основу коридоров образует железнодорожный транспорт, материализованный в территориальном ландшафте. Узлы и гнезда (коим является новый город) формируемых транспортных сетей посылают импульс мобилизации и развития в другие узлы.

В условиях Севера важнейшая роль принадлежит воздушному транспорту, отменяющему территориальную протяженность. Необходимо проектирование транспортных систем нового поколения специально для задач освоения Севера, в частности, создание специальных летательных аппаратов на базе экранопланов, обеспечивающих эффективные способы перемещения и транспортировки грузов. Проекты и первые экспериментальные образцы подобных летательных аппаратов существуют и могут быть запущены в экспериментальную эксплуатацию.

Огромные промышленные площади п. Уренгой на данном этапе развития используются неэффективно и не приносят должной экономической выгоды, генеральным планом Нового города предлагается внести изменение в территориальные границы этой функциональной зоны и перепрофилировать промышленность этого населенного пункта в целом.

Предлагается открыть фабрики по разработке и сборке мобильного жилья, с использованием новейших полимерных и наноматериалов (химический завод в городе Новый Уренгой может стать поставщиком сырья), завод по созданию летательных аппаратов (экраноплан), лаборатории робототехники и исследовательские полигоны для проведения экспериментальных запусков в тяжелых климатических условиях, лаборатории по разработке технологий производства электроэнергии следующего поколения. Остается и наращивает свою мощность транспортная функция города. С увеличением воздушных транспортных потоков (на базе аэропорта Уренгоя) усиливается возможность интеграции регионов Российской Федерации, через поставки грузов в Красноярский край, в отдаленные районы Северного-Ледовитого океана.

На территории заброшенных ныне фермерского и тепличного хозяйств поселка МО-93 предлагается развивать новые способы сельскохозяйственного устройства в экстремальных условиях Крайнего Севера. Для обеспечения продуктами питания населенного пункта и для дальнейшего применения полученных методов на других землях, так как не только существует реальная угроза изменения климатических условий Земли, а также серьезные планы на освоение космического пространства.

На основании полученных данных был разработан проект города будущего – как результат апробирования идей кибернетики в градостроительстве (см. приложение «Альбом»). Проект создавался по конкретному конкурсному заданию и организаторами были продиктованы условия создания «умного города» на территории Свердловской области. Город был спроектирован в эскизном варианте (планировочная система, объемная, решение объектов жилищного строительства).

Образные характеристики навеяны именно идеей создания оболочек и искусственной жизни. Система устройства каркаса и ткани города направлены на манипуляции с первоначальной композицией линейной структуры. Линия сворачивается в дугу, давая возможность уменьшить пешеходную доступность внутри жилой ячейки и создать более комфортные ощущения обволакивания пространства. Далее, присоединение еще одной дуги приводит к образованию «восьмерки», которая в конечном итоге дублируется пересечением. Хабы, в свою очередь, представляют собой подобие логистического центра. Это единая система, выполняющая множество функций – торговля, транспорт, хранение автомобилей горожан, обслуживание горожан, обеспечение временного проживания гостей; основной его целью является объединение «двух миров». Она посажена на федеральную магистраль. Концепция «нового города» направлена на создание населенного пункта с характеристиками, объединяющими множество современных идей градообразования. Задачей было устроить город с применением энергосберегающих технологий, полностью автоматизированный, обеспечивающий все пожелания горожан.

В основе лежат идеи «умного города», энергоэффективного города, самообеспечивающей устойчивой территории. Была создана новая градостроительная модель самостоятельного, локального и независимого населенного пункта, который становится надежной защитой и объединяет территорию информационным полем. Город должен стать одним целым с каждым жителем. Город, есть существо с искусственным интеллектом (кибермозгом), он как очередная оболочка человека, подобная коже, одежде и пр., горожанин всегда связан с ним.

Город численностью не превышает 25000 жителей, его границы четко определены, это приводит к невозможности территориального роста, однако развитие осуществляется за счет наращивания (тиражирования) данной схемы. Увеличение этой городской структуры происходит «вегететивным» путем, путем «почкования» самоподобных частей. При достаточном размножении этой системы образуется единое информационное поле на обширной территории России.

Выстраивается организм, который связан транспортом, информацией, но при этом регламентированные границы не позволяют отдельным «клеткам» (городам) претендовать на территории других, и при условии создания в каждом поселении кластерной производственной базы необходимость в подобных спорах отпадает.

«Города-клетки», образуя общий гигантский урбанизированный организм, будут разработаны в зависимости от региональных условий. Город численностью около 25 тысяч жителей, его границы четко определены (см. приложение «тех. обоснование»). Рост же подобных структур осуществляется за счет тиражирования. В эту систему будут входить населенные пункты, с разными параметрическими данными и функциями (опорные, вахтовые и др.). При достаточном развитии структуры образуется единое информационное поле на обширной незаселенной территории. Выстраивается организм, который связан транспортом и информацией.


Библиография

  1. Добрицина И.А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И.А. Добрицина. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.
  2. Колясников В.А. Теория градостроительства: современные направления и концепции: учеб. пособие / В.А. Колясников. – Екатеринбург: Архитектон, 2003. – 322 с.: ил.
  3. Габричевский А. Морфология искусства / А. Габричевский. – М.: АГРАФ, 2002.
  4. Линейный город. ОСА, Леонидов. Проект Транс-Россия. [Электронный ресурс] / fraktalmodel.ru – Режим доступа: http://fractalmodel.ru/slovar.html (дата обращения 25.04.2010)
  5. Острова 2100. Австралия. Проект океан-город. Австралия. [Электронный ресурс]/ arhinovosti.ru – Режим доступа: www.arhinovosti.ru/.../biennale-urbanizma-i-arkhitektury-biennale-of-urb... (дата обращения 25.04.2010)
  6. Города в пустыне Колорадо, США. [Электронный ресурс]/ novate.ru – Режим доступа: http://www.novate.ru
  7. Миссия России. § 16. Северный сценарий. Возможен ли он. [Электронный ресурс]/ mmk-mission.ru – Режим доступа: http://mmk-mission.ru (дата обращения 10.04.2011)


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017