№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Алонзова Дарья Александровна

студентка ГУЗ
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор М.Ю. Лимонад,
ГОУ ВПО "Государственный Университет по Землеустройству",
г. Москва, Россия

СИНТЕЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО АСПЕКТОВ В АРХИТЕКТУРЕ ЯХТЕННЫХ ЭЛЛИНГОВ


УДК: 72.01

Статья содержит в себе определение роли технологии обслуживания плавсредств в архитектуре яхт-клубов. Также предложен вариант учёта смещения акцента в композиции комплекса парусного спорта с исключительно общественной функции на сочетание с технологической.

Ключевые слова: эллинг, яхтинг, проектирование яхт-клуба


Яхтинг – своеобразный вид спорта. Здесь, как нигде, огромное значение имеют опыт и профессионализм, причём, имеют жизненно важный характер. При неверном поведении на воде любые подобные оплошности могут стоить здоровья, а то и жизни. Поэтому даже для самостоятельного осуществления прогулки на яхте необходима минимальная квалифицированная подготовка. Задача архитекторов состоит в создании организованного пространства для освоения азов морской науки или среды для общения и работы уже опытных яхтсменов.
Сегодня всё большее распространение получает проектирование яхт-клубов, что связано с активным освоением морских, речных и озёрных просторов страны. Речь идёт как о банальном получении прибыли с аренды яхт-мест, так и о создании баз профессионального уровня и яхт-школ. Ведь этот вид спорта имеет длинную историю не только за рубежом, но и в нашей стране. Только за рубежом «организация территории яхт-клубов» ставится давно на первое место, в этом вопросе проблем мало. Конечно, и в России, особенно на морских побережьях, существуют яхт-клубы, которым не первый десяток лет. Но, к сожалению, по известным причинам за прошедшие 20 лет мало кто активно занимался их благоустройством. В разных частях бывшего Союза можно видеть «умирающие внешне», но всё ещё продолжающие жить яхт-клубы. Например, в Севастополе. Естественно, люди там знающие, опытные яхтсмены. Но от этого причалы новее не стали, эллинги также остались в плачевном состоянии, хотя все технические составляющие имеются. (рис.1,2,3).

al1.jpg al2.jpg al3.jpg

Рис.1,2,3. Яхт-клуб «Казачья бухта» (общий вид, причал, эллинг)
(http://www.sevastopolsailing.org и фото автора)
Таким образом, сейчас должна решаться задача появления на свет норм, рекомендаций по проектированию яхт-клубов в нашей стране. Главное слово – «нашей», потому как климат всегда и везде был немаловажным при строительстве спортивных сооружений. Вот некоторые примеры иностранных ироссийских яхт-клубов (рис.4-16)

al4.jpg al5.jpg
Рис.4. яхт-клуб «Jupiter» США,
Флорида (www.jycmarina.com)
Рис.5. Casey Key Marina and Yacht Club, Florida,
USA (http://marinas.com)

.

al6.jpg al7.jpg
Рис.6. Дубай, грик-гольф
и яхт-клуб Арх. С. Калатрава
(http://oaje.dljatebja.ru)
Рис.7. Yas Island Yacht Club. Бюро О1А (http://plusmood.com)

 
 

al8.jpg al9.jpg
Рис.8. Wet slips 
(http://www.marinashoresmarina.com)
Рис.9. Floating boathouse 
(http://www.jja-usa.com)

 

al10.jpg al11.jpg
Рис.10. Эллинг, экстерьер
(
http://www.marinashoresmarina.com)
Рис.11. Эллинг, интерьер 
(
http://www.marinashoresmarina.com)

 

al12.jpg al13.jpgal13.jpg 
Рис.12. Дом яхтсмена.
Арх.: В.Плоткин, 
О.Головина  
(
http://www.archi.ru)
Рис.13. Курорт «Пирогово». Яхт-офис.
Арх. Тотан Кузембаев 
(
http://www.pirogovo-club.ru)

 

al14.jpg al15.jpg al16.jpg
Рис.14. Эллинг в яхт-клубе 
(
http://www.pirogovo-club.ru)
Рис.15. Grand Adventure
Absolute Result, 
(
http://www.aresult.ru)
Рис.16. Grand Adventure
Absolute «Пирогово»
общий вид Result, эллинг (
http://www.aresult.ru)

 
Обратим внимание на места хранения яхт. Эволюция их типологии в зарубежных странах основывалась на исключительно благоприятном тёплом климате, дающем возможность хранить яхту на воде, либо недалеко от неё круглый год. Такой тенденции подвержены и архитектурные проекты наших соотечественников (рис.17,18).

al17.jpg al18.jpg
Рис.17. Дом-эллинг 
Арх. Дмитрий Минкевич,
2002г
 (
http://www.totan.ru)
Рис.18. Устройства для хранения плавсредств,
фирма «Дом на воде»(http://yachtsworld.ru)

 
Но не стоит забывать, что даже в наших южных районах зима всё равно присутствует, штормовая погода особенно часто встречается летом и осенью, а это не будет сопутствовать улучшению состояния яхты. Конечно, это особенно важно для учебных яхт-клубов, где занятия проходят далеко не только летом. Теоретические занятия в яхтинге требуют «практического» подхода. Согласитесь, что объяснить ребёнку и даже взрослому все названия, а, главное, функциональную принадлежность элементов яхты на пальцах практически невозможно. Поэтому для обучения всегда использовались рисунки, модели, ну и, конечно, непосредственное знакомство с судном. Это самый лучший способ закрепить все в голове. А где в составе яхт-клуба это можно сделать лучше всего? Безусловно, в эллинге.
Эллинг – это не просто место для хранения яхт, но и маленькая мастерская, где возможно текущее обслуживание плавучего средства. Конечно, это не верфь, но те самые подготовительные к спуску яхты на воду операции совершаются именно здесь. Небольшие поломки, частичная окраска могут быть осуществлены самим яхтсменом на своём «рабочем месте». Кстати, как и всякое рабочее место, эллинг должен содержать в себе и ареал кратковременного отдыха. Получается, что эта технологическая часть яхт-клуба, прямо скажем, ничем не отличается, например, от офиса, где есть всё необходимое для успешного течения профессионального процесса. Исторически эллинг совмещал в себе функции гаража для яхты и жилья для её владельца. Однако, с осмотром, а тем более с ремонтом, да ещё и в плохую погоду в таком помещении. Эти проблемы необходимо учесть при проектировании.
Здание Эллинга может занять достойное место среди архитектурных сооружений. Основной темой его художественного образа может стать тема парусов, кораблей, плавных линий футуристических проектов. Действительно, ничто лучше не напомнит вам о море, чем паруса, волны и морские животные. В соавторстве с руководителем, опытным яхтсменом, нами разработан тип эллинга в составе яхт-клуба, в котором мы постарались совместить все вышеперечисленные функции. В качестве художественного образа был выбран морской краб. Основываясь на абрисах формы его клешней, мы спроектировали комплекс парусного спорта, который функционально разделён на две основные части – детскую (учебную) и зону опытных яхтсменов, для которых и был спроектирован эллинг. Естественно, такой эллинг не понадобиться человеку, который плавает месяц в году, в самый разгар сезона, под руководством другого профессионала-яхтсмена и хранящего остальные 11 месяцев яхту на закрытой стоянке. Наш эллинг пригодится людям, которые очень любят свою акваторию, будь то море или река, главное, разбираются в морском деле, для которых основная жизнь «на суше» проходит именно в эллинге, а не в общественно-деловом или административном корпусах яхт-клуба.
Основная идея состоит в том, чтобы вне зависимости от погоды обеспечить одинаково комфортные условия для обслуживания яхты. Схема проста: галерейная система в двух уровнях, дающая возможность работы с мачтой. Такой же подход применён и в учебном корпусе для детей.
Место яхтсмена зафиксировано решётчатой перегородкой, брусом в длину корпуса яхты и соответствующей поворотной дверью, на которой расположены стеллажи с инструментами.. Рядом с яхтой могут стоять скамьи и небольшие столики для отдыха. При необходимости яхту ввозят по слипу через ворота в помещение эллинга. При этом дверь со стеллажами поворачивается, место также определяется брусом, и яхта готова к обслуживанию (рис.19-25).
al19.jpg
Рис.19. Поперечный разрез эллинга 
al20.jpg
Рис.20. Ячейка эллинга
al21.jpg
Рис.21. Перспективный вид эллинга (ворота имеют створки на разных уровнях, применение зависит от типа вывозимой яхты)
al22.jpg
Рис.22 Перспективный вид ячейки эллинга (слева изображен поворот двери, напротив яхты – стеллажи с инструментами для работы)
Ниже представлены главная часть генплана комплекса, где эллинги во многом определяют художественную концепцию всего проекта, показаны виды с двух ракурсов (с суши).
al23.jpg
Рис.23. Генплан яхт-клуба «Краб»
al24.jpg
Рис.24 Плац-парад с трибунами для проведения сборов, торжеств и спектаклей, образованный «клешнями морского краба». В роли главного символа яхт-клуба выступает краб фуражки моряка, что создаёт игру образов
al25.jpg
Рис.25. Создание полуоткрытых пространств с использованием образа клешней на генеральном плане комплекса в горизонтальной плоскости

Библиография

  1. Бонд Б. Справочник яхтсмена / Б. Бонд; пер. с англ. – Л.: Судостроение, 1989. – С. 286.
  2. Пирогова Е.А., Лимонад, М.Ю. Принципы проектирования яхт-клуба / Е.А. Пирогова М.Ю. Лимонад – М.: ГУЗ, 2010. – С. 4-12.
  3. Нойферт Э. Строительное проектирование / Э. Нойферт; научное издание. – М.: Стройиздат, 1987. – С. 357.
  4. Яхт-клуб Marina d’Arechi Port Village [Электронный ресурс] // Справочник; Постройки и проекты. – 2010. – Режим доступа: http://www.archi.ru/
  5. Яхт-офис [Электронный ресурс] / Яхт-клуб. – 2001. – Режим доступа: http://www.pirogovo-club.ru/o-kurorte/
  6. Под парусом по планете [Электронный ресурс] / Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах. – 2009. – Режим доступа: http://www.slokam.ru/yachtsman/80/
  7. Эллинг [Электронный ресурс] / Клуб Grand Adventure Absolute Result Luxury Club. – 2009. – Режим доступа: http://www.aresult.ru/grand-adventure.phtml

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017