№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Крохмаль Татьяна Глебовнамагистрант НГАХА, Научный руководитель: кандидат культурологии, доцент Н.В. Багрова, ГОУ ВПО «Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия» г. Новосибирск, Россия

ПОДГОТОВКА УЧЕБНОГО РЕФЕРАТА В КУРСОВОМ АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ


УДК: 001

В данной статье в рамках современного российского высшего архитектурного образования в контексте Болонского процесса в качестве методологической основы действия в ситуации самоопределения рассматривается способность студентов к критическому мышлению. Анализируется процесс подготовки учебного предпроектного реферата в рамках курсового архитектурного проектирования на тему по заданию кафедры.

Ключевые слова: курсовое архитектурное проектирование, критическое мышление, аналоговый метод


Проблема поиска способов организации самостоятельной работы студентов в курсовом архитектурном проектировании вышла на первый план с новой актуальностью в связи с внедрением в программы профессиональной подготовки архитекторов новых педагогических технологий на основе компетентностного подхода.

Отличием подготовки архитектора является ее изначально принципиальная ориентация на компетенции при которой основы будущего профессионализма формируются преимущественно путем обучения синтетическим «владениям», нежели путем обучения набору «знаний» и отдельных «умений». Поэтому разработка образовательных программ в соответствии с требованиями стандартов нового поколения и обучающих технологий в большей степени представляют собой рефлексивные исследования уже имеющейся практики подготовки.

Создание обучающих условий, в которых студент всякий раз оказывается в проблемной ситуации самоопределения и выбора, готовит его действовать в обстоятельствах неопределенности, что соответствует условиям его будущей профессиональной востребованности.

В качестве методологической основы действия в ситуации самоопределения рассматривается способность к критическому мышлению. Особый статус критического мышления в современной системе высшего образования объясняется его направленностью на анализ и конструирование рассуждений, получение знания вне зависимости от профессиональной сферы деятельности: «среди способностей и качеств, которые вузы призваны формировать у будущих бакалавров, магистров и специалистов, по своему значению выделяется способность к критическому мышлению»[1].

Это общее место для всего процесса профессиональной подготовки применимо и в профессиональной подготовке архитектора, в частности, в организации перехода от репродуктивного к продуктивному способу действия в курсовом архитектурном проектировании.

В статье выдвигается гипотеза о том, что именно способность к критическому мышлению лежит в основе перехода от «навыка» к «владению», от репродуктивного способа воспроизводства образца к продуктивности.

Одним из начальных этапов курсового архитектурного проектирования на средних курсах является подготовка реферата. Основной задачей этого этапа является создание условий для максимально полного осмысления учебного задания на проектирование посредством работы с аналогами проектных задач и их решений. Результатом выполнения этапа является дескриптивная часть (фиксация аналогов) и аналитическая часть (фиксация самоопределения) предпроектного реферата.

С точки зрения анализа переходного состояния из ситуации самоопределения в поиске и выборе аналогов к ситуации самостоятельного решения проектной задачи интересна аналитическая часть. Гипотетически работа над аналитической частью предпроектного реферата настолько продуктивна, насколько точно выдерживает технологию, основанную на критическом мышлении. Можно предположить, что в процессе критической обработки прототипов происходит переход от аналогового способа проектирования к «проектированию без прототипов». Таким образом, задачу рефлексивного исследования практики реализации образовательных программ можно сформулировать как необходимость поиска способов работы с прототипами архитектурных решений на основе развития критического мышления студентов.

Появление курса критического мышления в западной системе образования в 70-х гг. XX в. было связано со стремлением преодолеть возникший в ней кризис. Постепенно лидирующие позиции стала занимать новая образовательная парадигма, концентрирующаяся вокруг идей критического мышления и неформальной логики. По определению Н.С. Юлиной, ее суть заключалась в смещении основного акцента с усвоения объема информации на развитие самостоятельного, критического и саморефлексивного мышления, в оттачивании навыков работы с любой информацией, с разнородными задачами, с «новизной» [2].

В западной системе образования началось дви¬жение за критическое мышление: «все преподаваемые в колледже и университетах академические дисциплины должны быть перестроены в саморефлексивном духе, а учащиеся должны овладеть навыками критического отношения к принятым посылкам и способам работы». Критическое мышление оказалось вполне технологичной методологией, применимой к разным сферам интеллектуальной деятельности [2].

В учебных планах крупнейших международных образовательных центров появилась новая дисциплина «Критическое мышление», разделы которой включены в различные варианты западных тестов для поступления в магистратуру и аспирантуру Важной задачей курса «Критическое мышление» является формирование идеи ответственности человека за результаты своей интеллектуальной деятельности, за принятые решения [2].

Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.), под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. По мнению О.Т. Рабинович, для критического мышления характерны цели со следующими установками: воспринятое – проанализировать, убедиться в его достоверности, учесть достоинства и недостатки; вскрыть возможные ошибки; дать оценку; обнаружить возможный скрытый умысел; выявить всё, что может принести вред самому субъекту критического мышления, обществу и окружающим[1]. Таким образом, «критическое мышление – это разновидность рефлексивного мышления, …мышление XXI века – мышление с осознанной рефлексией» [1]. Вместе с ним педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология» [4].

О.Т. Рабинович в своём исследовании делает выводы: «обучая будущих специалистов основам творческого мышления, прививая специалистам навыки выбора средств самовыражения в ходе критического мышления, следует донести до сознания каждого студента главные аксиомы, определяющие зрелость личностных оценок при осознании фактов, аргументации выводов и осмыслении собственных поступков... Следовательно, от преподавателя требуется переосмысления личностной траектории организации учебного процесса, определение субъектных ценностных установок и овладение новыми педагогическими технологиями, основанными на личностно-центрированном, компетентностном, осознанно рефлексивном и конструктивистком подходах к обучению студентов в контексте Болонского процесса»[1].

К сожалению, в отечественной образовательной практике пока не сложилась устойчивая традиция изучения критического мышления. Вместе с тем, спецкурс «Критическое мышление» впервые был прочитан студентам философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова еще в 1998-м году. Курс с подобным названием читался в Московском педагогическом государственном университете на факультете социологии, экономики и права, в Калининградском государственном университете в рамках программы «Интеграция» для студентов, специализирующихся в области логики и философии [2].

В рамках курсового проектирования студенты 3-5-го курсов готовят учебный предпроектный реферат, во время работы над которым занимаются сбором информации на тему по заданию кафедры. Студенты ищут похожие и понравившиеся им работы архитекторов – здания, объекты, локальные и комплексные градостроительные решения, реже в рефератах появляются исследовательские тексты. Таким образом, в работе над рефератом зарождается аналоговый метод проектирования. Главная цель этой технологии – научить студента работе с текстом, в процессе которой информация понимается, осмысляется, сопрягается с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формируется собственное аналитическое суждение [1].

По мнению А.Г. Раппапорта, в традиционном проектировании важнейшую роль играют прототипы. Прототип лежит в основе любого проектного решения и в значительной мере определяет его. Прототипом можно назвать «взаимосвязь строения, внешнего вида, пространственных и художественных черт объекта проектирования с совокупностью знаний, позволяющих проектировщику с его способностями и навыками вести проектирование» [3].

Рефераты как справочная информация закладывают фундамент личной библиотеки начинающего архитектора. Сформированная в учебном процессе личная библиотека из рефератов на профессиональные темы сделает более продуктивным проектный и исследовательский труд будущего профессионала.

Первоначальный анализ учебных студенческих рефератов показал во многом случайность выбора информации. В учебных рефератах наблюдаются изменения в соотношении вербальной (текст) и визуальной (графические изображения) информации с повышением курса студентов: в рефератах студентов 3-го и 4-го курсов преобладает визуальная информация, в работах 5-го курса увеличивается вербальная составляющая.

Далее предстоит проведение интервьюирования студентов на предмет их индивидуальных способов работы с аналогами с целью констатировать существующие способы работы как исходные для развития методики подготовки к проектированию путем перехода от аналогового способа к продуктивному. После чего планируется проведение эксперимента по проектированию «анти-прототипов» как проекции критического мышления на поисковой стадии проектирования. В результате предполагается построить алгоритм аналогового способа подготовки к проектированию в качестве проекции критического мышления.

Как критическое мышление превращается в способ проектирования от аналога к творчеству? Как мыслят, а потом действуют студенты? Ответы на эти вопросы позволят превратить на основе развития технологий критического мышления учебный предпроектный реферат в инструмент проектной работы без прототипов.


Библиография

  1. Рабинович О.Т. Культура мышления личности в осознанной рефлексии: Психология личности /О.Т. Рабинови // Высшее образование сегодня. – 2010. – №3. – С.56-58.
  2. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Г.В. Сорина // Вестник Московского университета. – Серия 7. Философия, 2003. – №6. – С. 97-110.
  3. Раппапорт А.Г. Проектирование без прототипов. Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология).1975 Электронный ресурс ]/ А.Г. Раппапорт / – Режим доступа: http://agency.archi.ru/lib/publication.html?id=1850569396&fl=5&sl=1 
  4. Загашев И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. / И.О. Загашев // Курсы повышения квалификации: педагогический университет «Первое сентября». – Режим доступа: http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017