№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Кен Юлия Васильевна

студент ПГУАС Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Соколова Н.В. ГОУ ВПО "Пензенский государственный университете архитектуры и строительства", г. Пенза, Россия

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЁЖНОГО ЦЕНТРА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ


УДК: 725. 838

В статье раскрываются принципы формирования современных молодёжных центров нового поколения. В частности, на основе социологического опроса среди молодёжи г. Пензы были выявлены особенности формирования функциональной структуры молодёжных центров. Проанализированы предпочтения современного молодого поколения г. Пензы в области досуговой деятельности, а также выявлены требования, предъявляемые молодёжью к современным учреждениям досуга – молодёжным центрам.

Ключевые слова: молодёжные центры, объекты досуга, досуговые учреждения


Перемены, произошедшие в наше стране за последнее десятилетие, вызвали изменения социальных потребностей, как взрослого населения страны, так и представителей молодого поколения. В последние годы наметилась явная тенденция к преобразованию существующих и созданию новых типов досуговых учреждений. В настоящее время в России наблюдается процесс формирования нового типа досуговых учреждений – молодёжных центров. Это новый прогрессивный тип многофункционального комплекса, где максимум внимания обращено на культурный отдых, развитие, просвещение, здоровый образ жизни, сближение молодого человека с окружающей средой.

Идеи создания подобных комплексов в последние годы начинают реализовываться в Москве, Санкт-Петербурге, а также ряде городов – Ижевске, Самаре и др. Сегодня количество центов для молодёжи в России весьма незначительно по сравнению со странами Запада, и они носят единичный, штучный характер. Поэтому опыт проектирования и строительства подобных сооружений, отвечающих современным социальным требованиям молодого поколения, практически отсутствует. Это усложняет задачу проектирования новых молодёжных центров.

Одна из самых важных задач молодёжного центра – организация досуговой деятельности молодого поколения. Сегодня становится очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, которые несвойственны ушедшим в прошлое видам досуга. Появляются новые формы, меняется характер и содержание молодёжного досуга. В связи с этим многие досуговые объекты и учреждения перестают отвечать современным требованиям и интересам молодёжи.

Следует подчеркнуть необходимость и актуальность социологического исследования среди молодого поколения, а также изучения структуры и форм молодёжного досуга при проектировании данного типа объектов. Такое исследование было проведено в декабре 2010 г. в рамках разработки дипломного проекта. Было выбрано анкетирование, как самый информативный и распространенный метод исследования. Анкетирование проводилось среди молодых жителей г. Пенза в возрасте от 14 до 29 лет. Было опрошено около 100 человек. Самое активное участие в опросе приняла студенческая молодежь г. Пензы – 64%,а так же учащиеся школ и средних профессиональных учебных учреждений –10% , представители работающей молодёжи –26%.

Для раскрытия ситуации в сфере молодежного досуга необходимо, с одной стороны, обратиться к его содержанию, т. е. к тем видам досуговой деятельности, которым молодые люди отдают предпочтение, а с другой – на основе анкетирования выявить функциональное насыщение будущего молодёжного центра, которое соответствовало бы современным потребностям молодёжи, определить отношение молодого поколения к появлению нового объекта в городе. В этой связи анкета была условно поделена на несколько блоков:

-первый блок вопросов включает в себя вопросы закрытого типа. Он помогает точно разделить респондентов по заранее предполагаемым группам (возрасту, социальному статусу);

- второй блок имеет целью разобраться, как проводит свой досуг пензенская молодёжь, чему отдаёт предпочтение. Этот блок дополнен вопросами открытого типа, с помощью которых можно получить дополнительную информацию о досуговой деятельности;

- третий блок вопросов касается непосредственно функционального наполнения молодёжного центра, а также его расположения в структуре города Пензы.

В результате исследования нами были получены следующие данные: современная студенческая молодежь обладает незначительным объемом свободного времени: 4-5 часов – 47 %, 2-3 часа – 45 %, и совсем нет свободного времени – 8%. Среди 8% респондентов, не имеющих сводного времени на досуг, оказались представители только рабочей молодёжи. 4-5 часов сводного времени имеют школьники и студенты. На вопрос: «Где Вы предпочитаете проводить свое свободное время?» ответы респондентов распределились следующим образом: «дома» – 34%, «вне дома» – 66%. Среди 34% опрошенных, проводящих свой досуг «дома», на вопрос «Если проводите свободное время дома, то почему?», в основном, отвечают: «неудобно добираться до организованных мест досуга». Это свидетельствует о повышении роли городской структуры культурно-развлекательных учреждений в жизни современной молодёжи, о важности доступности таких учреждений.

Что касается «внедомашнего» досуга, то здесь лидирующие позиции занимает непосредственное общение, контакты с друзьями, сверстниками. Данный вопрос подразумевал наличие нескольких ответов. Так, большинство респондентов комбинировали ответы «общение с друзьями» (60 % всех респондентов) и «посещение учреждений» того или иного характера. На первый план выходит коммуникативная функция досуга как обязательное дополнение к той или иной досуговой деятельности (занятиям спортом, походам в кино, театр, музей и т.д.). При выборе вида учреждений молодёжь не выявила явного предпочтения: 22% –посещение учреждений спортивного характера; 22% – посещение культурно-развлекательных учреждений; 20% – посещение развлекательных учреждений.

Здесь стоит отметить, что ответы на данные вопросы доказывают необходимость формирования коммуникативного пространства – зоны свободного общения – в структуре молодёжного центра, как главной образующей зоны. Также при функциональном насыщении молодёжного центра стоит особое внимание уделить формированию клубной творческой зоны, чтобы наполнить «содержанием» досуг молодого поколения. Естественно, здесь немалую роль играет пропаганда в СМИ, позиция властей города и т.п.

Как мы видим, молодое поколение проявляет разносторонние интересы, однако по ряду причин многие молодые люди не имеют возможности организовывать свой досуг так, как им хотелось. Так, ценовая политика учреждений развлекательного, культурного, а также спортивного характера не позволяет молодёжи посещать их достаточно часто, поэтому на вопрос «Как часто Вы посещаете учреждения того или иного характера?», в среднем, около 44 % юношей и девушек ответили – «редко». Интенсивность посещения различных учреждений распределилась следующим образом: учреждения культуры (театры, музеи): 60% респондентов ответили, что «редко», 28% – «раз в неделю»; а развлекательные учреждения (кафе, бары, клубы): 32% – «раз в неделю», 16% – «2 раза в неделю». Данные свидетельствуют о приоритете развлекательных учреждений.

Удовлетворенность молодежью досуговыми учреждениями выразилась в следующих цифрах: число тех, кто считает, что мест для проведения досуга «недостаточно» – 63%; низкую (удовлетворительную) оценку работы сети досуговых учреждений дали 74% респондентов. Для удовлетворения потребности в досуговых учреждениях молодежь предлагает 20 % – построить новый бассейн, стадион, спортзал; 21% - организовать бесплатные клубы по интересам; 38% – предлагают органам государственной власти оказать содействие молодёжи в её собственных инициативах.

Налицо не только необходимость в реконструкции сети досуговых учреждений, но и потребность в создании новых центров. Так, на вопрос «Нужен ли городу молодёжный центр нового поколения?» 80 % респондентов ответили «да».

Чтобы определить главные направления досуга при формировании функциональной схемы молодёжного центра, респондентам был предложено два вопроса «Какой вид досуга должен быть приоритетным в молодёжном центре нового поколения?» и «Чем бы Вам хотелось заниматься в молодёжном центре нового поколения?».

В результате опроса для досугового центра были выбраны следующие приоритеты: развитию в центре культуры – 36%, развлечениям – 25%, спорту – 24%. А также выдвинуто инновационное предложение создать центр психологической поддержки молодёжи.

Помимо традиционных видов досуга, предлагается развивать современные виды досуга. В результате опроса были выдвинуты следующие предложения: 26% респондентов хотели бы посещать интересные лекции, мастер-классы, проводимые не только соотечественниками, но и иностранными представителями, 25% – заниматься неформальными видами спорта.

Такие вопросы помогают выявить пробелы в функциональном насыщении современной сети досуговых объектов г. Пенза, а также предпочтений современной молодёжи в проведении досуга. Так, например, при формировании спортивной составляющей центра, следует исходить не из традиционных функций (спортзал, тренажёрный зал), а из новых, уникальных, нетрадиционных видов и форм спортивного досуга (скалодром, «верёвочный парк», ролликодром, скейтпарк и др.).

Далее, необходимо ответить на один из главных вопросов где же молодое поколение хотело бы расположить молодёжный центр?

Так как одним из критериев в выборе месторасположения молодёжного центра является обеспечение доступности и посещаемости, поэтому, важно понять, где предпочитает посещать молодёжь объекты досуга: «рядом с домом», «в центре города» либо месторасположение «не имеет никакого значения». 64% респондентов ответили, что предпочитают проводить досуг «в центре города». Затем респондентам был задан вопрос «Почему Вы ответили «в центре города»?». 30% отметили возможность дополнительного посещения тех или иных объектов, 35 % привлекает возможность общения с друзьями, живущих в других районах города, а 32 % респондентов ответили, что вынуждены посещать объекты досуга в центре, так как «рядом с домом нет соответствующих учреждений». Это свидетельствует о мобильности и подвижности молодого поколения в целом, а также о роли центра города, как общественного культурно- развлекательного ядра.

Среди 20% респондентов, ответивших, что посещают объекты досуга «рядом с домом», на вопрос «Почему…?», большинство ответило, что «не хочет тратить дополнительное время на дорогу».

Опираясь на результаты проведённого исследования, можно сформулировать основные требования к архитектурно-планировочной организации молодёжного центра в г. Пенза, а также к его местоположению:

1) требования к месту расположения:
- удобная транспортная доступность;
- равнодоступность и связь со всеми районами проживания.

2) требования к функциональной организации пространства:
- разнообразие предоставляемых возможностей, многофункциональность;
- гибкость, подвижность, возможность трансформации пространства;
- обеспечение возможности межличностного свободного общения;
- создание условий для творческой и научной досуговой деятельности, а также условий для проявления и развития личностных качеств;
- предоставление качественного отдыха;
- организация социальной поддержки;
- включение в состав молодёжного центра следующих функциональных зон: коммуникативной (зоны общения), нетрадиционных видов спорта, зрелищно-развлекательной, научного и досугового творчества.

На основе выявленных требований к организации пространства, особенностей молодёжи, как социальной группы, и анализа функциональных составляющих существующих досуговых объектов и учреждений была сформулирована принципиальная функциональная схема молодёжного центра нового поколения для г. Пензы (рис.1).

 

Рис.1.

Функциональные составляющие молодёжного центра:
- зона свободного общения;
- зона зрелищно-развлекательная,
- спортивная зона;
- клубная зона;
- зона общественного питания;
- зона временного проживания;
- зона социальных служб (реабилитационный центр для молодёжи);
- зона административно-хозяйственная.

Основной особенностью формирования структуры молодёжного центра является организация зоны свободного общения. Это главная образующая зона центра, она включает в себя различные подзоны свободного общения: рекреации, универсальные гостиные, выставочные пространства, зимние сады, кафе, бары, фуд-корты. Одно из назначений универсального коммуникационного пространства – связь и взаимодейсвие всех функциональных зон молодёжного центра.

Учитывая уникальность сооружения как социально значимого объекта в г. Пенза, олицетворения чаяний молодёжи, на следующем этапе работы по данной теме необходимо уделить большое внимание архитектурно-художественным аспектам (художественное и стилистическое единство, яркость, образность решения, эстетичность и масштабность сооружения).

Исходя из требований к месту расположения молодёжного центра в структуре города, можно сделать вывод, что размещение молодёжного центра, как объекта общегородского значения, наиболее благоприятно в «центре города». Это позволило бы обеспечить возможностью посещения данного объекта молодёжью со всех районов города. Доступность в данном случае определяется не только географическим центральным положением в структуре города, но и тем, что маршруты движения общественного транспорта практически со всех районов города пролегают через центральную часть города.

Найти свободную площадку для строительства в центре города крайне сложно. Поэтому дальнейшее развитие заявленной темы предполагает поиск подходящих свободных территорий непосредственно в центральной части города Пензы.


Библиография

  1. Гельфонд А. Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учеб. Пособие / А. Л. Гельфонд. – М.: Архитектура-С,2007. – 208 с.: ил.
  2. Голубева Е. П. Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов: дис. … кандидата архитектуры / Е. П. Голубева.– М., 2006
  3. Лазарева М.В. Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов: дис. … кандидата архитектуры / М.В. Лазарева. – М., 2007 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017