№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Куршакова Вера Николаевна

аспирант УралГАХА Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Янковская Ю.С. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ РЕГИОНАЛИЗМА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ


УДК: 72.01

В статье делается попытка показать этапы создания (формирования) проектно-творческой концепции регионализма, продемонстрировать трансформацию творческих принципов в элементы конкретного проектного предложения и представить возможности практического использования данной концепции. Основной задачей было не только выявить некоторые трактовки и концепции, но и показать на практике стратегии воплощения аспектов регионального подхода.

Ключевые слова: регионализм, архитектурные концепции, архитектурная практика


Одним из направлений, определяющих развитие современной культуры, является регионализм. Желание раскрыть уникальные особенности определенного места охватывает профессионалов в разных областях деятельности, в том числе и в архитектуре.

К теме «Регионализм в архитектуре» неоднократно обращались исследователи и теоретики архитектуры, как в России, так и за рубежом, рассматривая в своих работах различные трактовки и классификации регионализма и акцентируя внимание на разных его аспектах. Для уральского региона такие исследования проводили Б.М. Давидсон, С.А. Дектерёв, В.И. Жердев, А.В. Меренков, В.И. Фельдман, Н.С. Акчурина, А.М. Раскин и др. – можно только восхищаться их энтузиазмом в годы расцвета типового проектирования. В настоящее же время, несмотря на отсутствие каких-либо «централизованных» предписаний и ограничений, архитектура, в частности Екатеринбурга, по нашему мнению, становится всё более безликой, и внимание к решениям пешеходных, дворовых пространств и к другим элементам среды уделяется очень незначительное.

По мере развития, региональная уникальность складывалась естественным образом, но не из-за отсутствия обмена информацией и непроницаемости границ, как может показаться на первый взгляд, а в результате тесных культурных связей, обменов и творческой переработки новых элементов. Первые целенаправленные и «искусственные» попытки выразить региональную идентичность относятся к концу XIX - началу XX веков и представляют собой или своеобразную ветвь модерна, или различные национально-романтические течения. В России такими примерами можно назвать работы Ф. Шехтеля (Ярославский вокзал, рис. 1.1), разработки «серий» для разных железнодорожных направлений, конкретные объекты которых, однако, не повторялись.

В советское время эксперименты по созданию регионально-самобытной архитектуры широко проводились в кавказских республиках, зачастую давая интересные результаты (рис. 1.2).

С течением времени трактование регионализма в архитектуре менялось и, в конечном итоге, переросло от прямого цитирования архитектурных элементов к попыткам следовать глубинной культурной философии места, примером такого подхода может служить появление метаболизма и других творческих течений в послевоенной Японии (рис. 1.3).

kur11.jpg kur12.jpg kur13.jpg
Рис. 1.1. Ярославский вокзал в Москве.
Арх. Ф.Шехтель, 1904 г.

Рис. 1.2. Аварский театр, Махачкала, Дагестан.
Арх. Г. Мовчан, В. Красильников, С. Галаджева. 1967 г.

Рис. 1.3. Kurashiki City Hall, Япония. Арх. К. Танге, 1960 г.

Рис.1. Примеры органичного преломления элементов традиционной архитектуры в новейшей архитектуре.

По мнению автора, регионализм можно трактовать как комплексный подход к архитектурному проектированию, базирующийся на максимально полном учете местных особенностей разного рода, определяющий специфику построения архитектурного объекта и направленный на создание преемственности в рамках определённого культурного и географического контекста. Подчеркнутое внимание к региональным особенностям архитектуры позволяет решить ряд проблем, таких как повышение экономичности и рентабельности строительства (за счет оптимального использования климата, местных материалов, создания уникальности и инвестиционной привлекательности), придание разнообразия городской застройке и обеспечение преемственности для сохранения культурных традиций.

Регионализм в архитектуре проявляется в различных направлениях, соответствующих глубине переработки исходного материала. В ходе анализа построек и проектов, созданных в рамках регионального подхода, нами было установлено, что акцентирование внимания на различных аспектах приводит к появлению разных стратегий в русле региональной архитектуры, в частности, это:

  • вдохновение местной природой;
  • использование исторических образов / орнаментов / изображений;
  • изобретательное использование традиционных материалов;
  • переработка традиционных технологий при создании современных инженерных решений;
  • реконструкция и вторичное освоение исторического объекта;
  • современная интерпретация народной / традиционной архитектуры;
  • реализация «духа места»;
  • вдохновение традиционными занятиями / промыслами.

Примеры, иллюстрирующие эти подходы, представлены на рис. 2.

kur2.jpg

Рис. 2. Подходы к созданию регионально-ориентированного объекта

Несмотря на то, что все приведённые объекты кажутся абсолютно разными, в их основе лежат общие принципы, которые мы относим к принципам регионализма, а именно – учет местных особенностей и требований различного рода (климатических, природных и пр. продолжение и развитие традиций, соответствие нового строительства реалиям места), адаптация глобальных тенденций, приоритетное сохранение исторического наследия и особое внимание к деталям и «человеческому масштабу».

Все требования места можно разделить на 3 группы: обязательные и постоянные, развивающиеся, переменные, но относительное длительные по воздействию, и переменные, (подверженные быстрому изменению). Более подробно они рассмотрены на рис. 3.

kur3.jpg

Рис. 3. Региональные требования к объекту

kur4.jpg
Рис.4. Уровни объекта и факторы влияния

Для выявления особенностей, характерных для Уральского региона и Екатеринбурга, в частности, нами была принята система уровней объекта, показанная на схеме 4.

Все факторы влияния, принятые нами к рассмотрению, оказывают воздействие на архитектурный объект в разной степени глубоко. Для формирования итоговой проектной концепции мы проанализировали, на какие именно элементы оказывает влияние каждый из них.

kur5.jpg

Рис. 5. Влияние местных факторов на уровни архитектуры

Применение указанной классификации позволило переводить описательные характеристики места в архитектурные категории. Рассмотрение природно-климатических, историко-социальных и культурных условий позволило взглянуть на проблему шире, чем было принято ранее в аналогичных исследованиях, и сформировать творческую концепцию, в которой реализуется ряд выдвинутых стратегий регионализма.

В ходе исследования регионально-ориентированных объектов нами был зафиксирован ряд приемов, в которых реализуются ответы на местные условия. Для упорядочения, они были разнесены на группы, в соответствии с принятой системой уровней объекта. Классификация приемов представлена на рис. 6.

kur6.jpg

Рис. 6. Приёмы реализации регионализма в уральской архитектуре

Предложенная нами проектно-творческая концепция регионализма предусматривает создание авторами конкретных проектов комбинированных стратегий, наиболее полно отвечающих данным проектных условий, концепция предполагает не некий зафиксированный стиль, не подверженный изменениям, а ряд принципов, в рамках которых каждый автор может следовать своему подходу.

Для проектного предложения по участку мы на основе обобщенной концепции сформировали три разных художественных стратегии, которые дали возможность наиболее наглядно раскрыть различные аспекты регионализма. Эти стратегии регионализма были отработаны в дипломном проектировании.

Стратегия, послужившая основой для проектирования театра, заключается в бережном отношении к контексту, во включении исторических объектов в тело будущего здания и использовании крутых береговых холмов с целью визуального уменьшения объемов здания (рис. 7).

kur7.jpg

Рис. 7. Стратегии регионализма, применённые в проекте театра

В стратегии для проекта многофункционального жилого комплекса делается акцент на попытке реализовать дух богатого индустриального наследия Урала и конструктивистского Екатеринбурга. В процессе проектирования источником вдохновения послужили образы машинных форм, конвейеров, доменных конструкций. Кроме того, ставилась задача аккуратного вписывания объекта в сложившуюся среду городского центра, которая была решена за счет применения относительно нейтральных форм и цветов (рис. 8).

kur8.jpg

Рис. 8. Стратегии регионализма, применённые в проекте многофункционального жилого комплекса

Основой третьей стратегии, реализованной в проекте офисного здания, стало вдохновение формами и образами уральской природы, в частности, скалами в окрестностях Екатеринбурга, мхами, цветовой палитрой осенних и зимних пейзажей. Стратегия реализовалась как в общей форме здания, навеянной силуэтами скал Гронского, так и в решении внутреннего пространства – для насыщения его светом и воздухом были введены каньоноподобные атриумы и большая экспозиционная зона с валунообразными выставочными элементами (рис. 9-10).

kur9.jpg

Рис. 9. Стратегии регионализма, применённые в проекте офисного комплекса

kur101.jpg kur102.jpg kur103.jpg
Рис. 10.1. Скалы Гронского,
окрестности Екатеринбурга,
Россия.
Рис. 10.2. Валуны на р. Северка
в районе Соколиного Камня,
окрестности Екатеринбурга,
Россия.
Рис. 10.3. Проектное
предложение интерьера
выставочной зоны
офисного комплекса

 

Таким образом, на приведенных примерах мы проследили связь между исходными условиями, принципами регионализма и конечными результатами в виде серии проектов, решенных с позиций регионального подхода, что показало жизнеспособность такой концепции и подхода к проектированию.


Библиография

  1. Всеобщая история архитектуры : в 12 т. Т. 10. Архитектура XIX-начала XX вв. / Под ред. С. О. Хан-Магомедова, П. Н. Максимова, Н. Н. Савицкого. – М. : Стройиздат, 1972. – 591 с. : ил.
  2. Зенкевич А. Я. Традиции и современность в творчестве Кисё Курокавы / А. Зенкевич // Архитектура Запада-4: Модернизм и постмодернизм. Критика концепций/ ЦНИИ теории и истории архитектуры. – М. : Стройиздат, 1986. – 181 с., ил. - С.124-133.
  3. Маклакова Т. Г. Архитектура двадцатого века / Т.Г.Маклакова. – М.: Изд-во АСВ, 2001.– 200 с.
  4. Фремптон К. Современная архитектура: критический взгляд на историю развития / Кеннет Фремптон ; под ред. В. Л. Хайта ; пер. с англ. Е. А. Дубченко. – М. : Стройиздат, 1990.
  5. Яралов Ю. С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре / Ю. С. Яралов ; сост. и авт. коммент. М. И. Астафьева-Длугач – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Стройиздат, 1985. – 224 с.

Список иллюстраций

1.1. Ярославский вокзал в Москве. Арх. Ф.Шехтель. 1904 г. – URL: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=297.

1.2. Аварский театр, Махачкала, Дагестан. Арх. Г. Мовчан, В. Красильников, С. Галаджева. 1967 г. – URL: http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0275620203.jpg.

1.3. Kurashiki City Hall, Япония. Арх. К. Танге. 1960 г. – пример органичного преломления элементов традиционной архитектуры в новейшей архитектуре. – URL: http://www.tangeweb.com/popups_e/kurashiki.html.

2. Подходы к созданию регионально-ориентированного объекта.

2.1. Оперный театр, Осло, Норвегия. Арх. бюро Snohetta. – фото Jaro Hollan. - URL: http://www.archdaily.com/440/oslo-opera-house-snohetta/attachment/20/.

2.2. Институт теоретической физики The Perimeter Institute, Ватерлоо, Онтарио, Канада. Арх. Saucier+Perrotte. – фото: Татлин №4(28)_2005.

2.3. Бизнес-центр «Бенуа» на территории завода «Россия», Санкт-Петербург, Россия. Арх. С. Чобан. – URL: http://www.vitrulux.com/files/images/pano_big_nebo.jpg.

2.4. Яхт-офис, Клязьминское водохранилище, Московская область, Россия. Арх. маст. Т. Кузембаева. – фото Ильи Иванова. - URL: http://www.totan.ru/ru/arch/klyazma/yachtoffice_v2/gallery/western_fasad...
illumination.html.

2.5. Жилой комплекс Piramid Housing Complex, Амстердам, Нидерланды. Арх. бюро Soeters van Eldonk architecten. – URL: http://www.guardian.co.uk/artanddesign/2007/apr/09/architecture.

2.6. Inntel Hotel Amsterdam-Zaandam, Заандам, Нидерланды. Арх. бюро WAM Architecten/ – URL: http://www.dowkimbrell.com/2010/07/07/i-just-like-it-cause-it-sucks/.

2.7. Веллнес-центр Tschuggen Bergoase, Ароза, Швейцария. Арх. Марио Ботта. – фото Enrico Cano (Интерьер+Дизайн 12-1 /131/2007-2008).

2.8. Штаб-квартира газеты Le Monde, Париж, Франция. Арх. Кристиан де Портзампарк. – URL: http://imgs.abduzeedo.com/files/archi/portzamparc/monde2.jpg.

2.9. Институт арабского мира , Париж Франция. Арх. Жан Нувель. – URL: http://www.pixelpollen.com/images/20070924221952_jean%20nouvel%20arab%20....

2.10. Центр береговой культуры Nerveg Coast-Cultural Center, Рорвик, Норвегия. Арх. Gudmundur Jonsson/ – фото Thomas Mayer (Татлин №4(28)_2005).

3. Региональные требования к объекту. – схема автора.

4. Уровни объекта и факторы влияния. – схема автора.

5. Влияние местных факторов на уровни архитектуры. – схема автора.

6. Приёмы реализации регионализма в уральской архитектуре. – схема автора.

7. Стратегии регионализма, применённые в проекте театра. – схема автора.

8. Стратегии регионализма, применённые в проекте многофункционального жилого комплекса. – схема автора.

9. Стратегии регионализма, применённые в проекте офисного комплекса. – схема автора.

10.1. Скалы Гронского, окрестности Екатеринбурга, Россия. – фото автора.

10.2. Валуны на р. Северка в районе Соколиного Камня, Окрестности Екатеринбурга, Россия. – фото автора.

10.3. Проектное предложение интерьера выставочной зоны офисного комплекса. – проект автора.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017