№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Ржанникова Карина Андреевна

студент УралГАХА.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент М.Л. Губанкова, 
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

КОНКУРС «ДОМ ДЛЯ ЗВЕЗДЫ» И ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ


УДК: 72.011

Проводится анализ современных архитектурных тенденций в России на примере конкурса «Дом для звезды». Объясняются причины возникновения таковых. Освещаются недостатки и проблемы формально-эпатажного подхода к проектированию. Актуализируется проблема влияния формального подхода на творчество молодых архитекторов.

Ключевые слова: конкурсное проектирование, содержание проектов, формальный аспект, профессиональные ценности.


"Дом для звезды" – конкурс, в котором на протяжении уже шести лет участвуют наши студенты.

У этого конкурса своя история и специфика, которую мы попытаемся отследить для того, чтобы понять современные российские (правильнее сказать, московские) тенденции в архитектурном проектировании и подходов к нему как к таковому.

С 2004 по 2010 годы представляемые проекты изменялись на пути от проработки формы до своеобразного формоотрицания. В проектах последних лет форма предстаёт как носитель информации, а не как что-то материальное. Другими словами, идеи проектов формируются на основе информационного поля, а не как отражение материальной составляющей архитектурного пространства (рис.1, 2). Приоритетом становятся не композиционные и функциональные достоинства проекта, а его идейное содержание.

Идейное содержание – это всегда основа конкурса, на чём бы идея ни зиждилась: на средовом подходе, экологии, функциональном подходе, наконец, образном. Идея – это отправная точка любого проекта. Идея лепит форму, а не наоборот. Особенность конкурса "дома для звезды" в том, что образ становится непреложной и доминирующей частью, а сам конкурс стал больше напоминать игру в ассоциации. А выигрывает в этой игре тот, кто сумеет достигнуть высшей точки на грани между откровенным эпатажем и корректностью. Некоторые проекты автору показались издевательской шуткой над "звёздами". (рис.3, 4, 4а)

Жил бы себе такой конкурс спокойно как конкурс самых весёлых и находчивых, если бы не знание того, что он курируется МАРХИ – ведущей архитектурной школой России, и в состав членов жюри входят представители общественных и государственных архитектурных организаций. Чего же они пытаются достичь? Цитирую: "Цель конкурса: развитие творческого потенциала студентов высших архитектурных учебных заведений; формирование у них общественной позиции как будущей архитектурной элиты". То есть победители конкурса это, к чему должна стремиться будущая "архитектурная элита". И к чему же, собственно, она должна стремиться? К гигантским рекламным лайтбоксам, прославляющим ту или иную компанию (рис.5,6), или замысловатым объектам-скульптурам, созданным творцами, желающими стать «звездами»? (рис.7,7а) К «шумным», кричащим о себе зданиям? (рис.8) Или домам-метафорам со скудной, почти насильственной простотой? (рис.9,10,11)

Существует проблема профессиональных приоритетов в архитектуре. Каждый, конечно, решает её для себя сам. Архитектура, как выражение смыслов и метафор, как особая область искусства и творческой мысли – это замечательно. Но вся стройность и метафизическая красота этого утверждения разрушается вопросом: "Для кого?" Всё-таки архитектура – для людей. А подобные конкурсы лишь тешат творческие амбиции "будущей архитектурной элиты". Это не значит, что творческие амбиции это плохо. Творческие амбиции – это необходимо: должно присутствовать желание постоянно создавать что-то новое, причём, самое лучшее. Но эпатаж, мишура... разве это самое нужное в архитектуре? Красота архитектуры в её целесообразности, в её смысле, освобождённом от стилистических элементов. Тогда архитектура становится неподвластна времени, потому что остаются объективные причины, вызвавшие её к жизни. Поэтому, то о чём упоминалось в начале – своеобразное формоотрицание в проектировании – находится в конфликте с тезисом "архитектура для людей", с фактором её утилитарности. Спроси любого человека: "Какой ты хочешь видеть архитектуру вокруг?" Он ответит: "Красивую, гармоничную". Антропогенный фактор – неоспоримый аргумент против формоотрицания.

Почему же появилась такая тенденция? Говорят, в жизни всему есть место, и если что-то есть, значит, это уже какая-то закономерность современного мира. Эпатаж, ориентация на внешний вид – это всё от желания стать "звездой", от желания продать себя подороже, пустив в глаза пыль. Современные условия рынка в профессии, а также социальный аспект (заказчики, стремящиеся заявить о себе посредством архитектуры) только способствует такому развитию положения. Мотивации и цели, толкающие к созданию таких проектов, единомоментны: продажа, самореклама, а дальше? Временной становится и архитектура.

Профессиональные ценности являются сокровищницей, создаваемой поколениями архитекторов-профессионалов. Они соответствуют высоким критериям профессионального мастерства, чуждого дилетантским «поделкам». Чтобы не оставаться дилетантом в своём деле, важно не быть равнодушным, не «держать нос по ветру» и начать с себя.


Библиография

Фотографии работ победителей и призёров конкурса «Дом для звезды», а также приведённые цитаты взяты с официального сайта конкурса www.archip.ru.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017