№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Гренькова Елизавета Евгеньевна

студент КГАСУ,
Научный руководитель: ст. преподаватель И.И. Ахтямов,
Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Казань, Россия

ГОРОДСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


УДК: 72.01

Архитектура статична по своему определению, а человек и общество стремительно развиваются и трансформируются. Существуют решения конфликта современного человека и архитектурного пространства. Такие меры способствуют развитию города, а, следовательно, идут на пользу самим жителям, делая их жизнь насыщеннее и интереснее.

Ключевые слова: архитектурное пространство, развитие города


Архитектура формируется на протяжении многих лет. В городах с исторической застройкой архитектура вырастает в течение веков. Город меняется с появлением новых зданий, но оставляет за собой элементы прошлого. Здания и те пространства, которые они образуют, диктуют поведение людей. Улицы указывают направления движения, фасады оформляют настроение, а масштаб пространств создает атмосферу. Можно сказать, что городской житель зависит от пространств, из которых состоит город, в котором он находится. Историческая застройка погружает человека в то время, когда было создано это сооружение. Узкие улицы, тишина и старинные фасады могут заставить нас услышать цоканье копыт лошади, проходившей здесь сто лет назад. Такая архитектура статична и остается неизменной.

В то же время люди, живущие в городах, постоянно меняются. Размеры мегаполисов растут, появляются все новые достижения технического прогресса. Нельзя сравнивать жителя большого города сегодня и, скажем, сто лет назад [1]. Человек изменился, а вместе с этим изменилось и его сознание. В век компьютеров, высоких технологий и скоростей человек способен воспринимать «новые пространства». Можно заметить, как конфликтует стремительно меняющееся общество и статичная и вобщем неизменная архитектура. Возможности человеческого восприятия выходят за рамки предложенных архитектурных решений. Привычные площади и здания с вертикальными стенами уже довольно просты для человека, способного ориентироваться, например, в интернет-пространстве.

Город должен содержать и старое, и новое, включая и элементы истории, необходимые жителям, и новаторские предложения. Хочется отметить, что тенденция российских городов, в частности Казани, к разрушению исторической застройки в пользу новых зданий очень тревожна. (рис.1). Уничтожение истории, как фундамента города, приводит его в тупик. Без базы, которая является каркасом города, нельзя надеяться на его дальнейшее развитие. Новые пространства и предложения во взаимодействии с существующими зданиями важны для города как возможность роста и развития его как целостного организма. Два таких спорящих элемента как «старое» и «новое» должны вступать друг с другом в диалог.

gr1.jpg gr11.jpg

Рис. 1. Пример внедрения новой застройки в г. Казани. (Авторский коллаж)

Для того чтобы новые пространства были комфортными и оправданными они должны не контрастировать и не спорить с существующей исторической застройкой. А также нельзя, чтобы новые постройки существовали автономно, не учитывая связи с городом [2].Так будет нарушена целостность городского пространства, и это будет неприемлемо для его жителей.

Архитектура города не должна подражать прошлому, пытаясь сегодня воссоздавать постройки возведенные ранее. Логичнее выстраивать облик согласно изменившейся ситуации в городе и развивающемуся обществу, формируя новый облик города.

В некоторых случаях можно выделять отдельные территории для «экспериментов», не пересекаясь с исторической застройкой. Выделенные территории могут быть очень смелыми и своими решениями, не тревожить облик и структуру исторического города. Сегодняшнее предложение вполне может быть выведено на новый уровень и отличаться от привычных и устоявшихся традиционных представлений. Примером такого явления может служить район новой архитектуры «Дефанс» в Париже. При самом чутком отношении самого города к исторической застройке и традициям создана немалая площадка для новой архитектуры. «Дефанс» демонстрирует своим примером, что это вполне действенно – во-первых, там расположены нужные городу рабочие места. А во-вторых, популярный среди туристов «аттракцион», а значит – это удачное решение для города в целом (рис.2).

gr2.jpg gr22.jpg

Рис. 2. Пример создания отдельного района для новой архитектуры.«Дефанс» в Париже. (Авторский коллаж)

Сегодня зданиям необходима новая типология, отвечающая трансформирующимся запросам. Архитектурные предложения должны обеспечивать повышенную мобильность, необходимую современному жителю. Чаще всего города имеют тенденцию развиваться не только в горизонтальном направлении, но и стремиться в вертикаль.[3] Об этом свидетельствуют все новые и новые проекты небоскребов от архитекторов-звезд. Одним из множества предложений является «ветряная мельница» Дэвида Фишера. Этажи нанизываются на "ствол" здания, который выступает в качестве инженерной артерии. Между этажами располагаются лопасти, которые улавливают ветер, тем самым вращаясь, не только вырабатывают энергию, но и приводят в движение пластины этажей, которые вращаются независимо друг от друга. Здание не имеет четкого архитектурного решения фасада, его пластика меняется каждую минуту. Более мелкомасштабный проект «Ernst» Giselbrecht + Partner указывает на то, что реализация тенденции меняющейся в течении времени архитектуры вполне возможна.

Австралийские архитекторы построили дом, находящийся в Штирии (Австрия). Фасад офисного здания оборудован специальными панелями. С помощью электронного программирования панели находятся в постоянном движении и формируют различные композиционные решения фасада здания, меняя его облик и привлекая внимание прохожих и проезжающих мимо. Более простым в достижении такой цели и в то же время более функциональными можно считать решение фасадов зданий в квартале посольств в Берлине, где фасад действительно интерактивен и зависит от людей, находящихся в здании. Внешняя оболочка здания трансформируется благодаря самим работникам, которые регулируют «жалюзи» на своих окнах, в зависимости от того какое освещение на улице. Ночью же все жалюзи закрыты, и здания выглядят совершенно другими.Сегодня архитектура может проектироваться с возможностью надстройки и роста в будущем. Например, архитектура, состоящая из блоков. Стеклянные фасады могут отражать окружающую атмосферу и тем самым меняться в зависимости от времени года и суток (рис.3).

gr3.jpg

Рис. 3. «Мобильная архитектура» (Авторский коллаж). Источники: Авторские фотографии http://www.dezeen.com;  http://www.dom-s.org

Другим решением является включение новых элементов в историческою застройку, трансформируя её и обеспечивая ей тем самым новую жизнь. Так ,например, смелое решение Жана Нувеля поставить в центре Барселоны небоскреб обогатило город новой доминантой и ориентиром. Новизна может заключаться в трансформации функции, позволяя зданию решить актуальные проблемы: изменение структуры здания, преобразование его внутренних параметров, внедрение новых современных элементов. Также новые элементы могут быть пристроены к существующему зданию, образуя выгодный симбиоз времен. Новое здание со стеклянным фасадом Хаас Хаус в центре Вены, прямо напротив собора св. Стефана, показывает, насколько довольно банальное и простое решение может подойти для определенного места. Стеклянный фасад отражает культовое здание собора и тем самым уходит в его тень, не перетягивая внимания на себя, однако, не пытается подстроиться под его стиль, и выполнено. совершенно в духе времени (рис.4).

gr4.jpg gr44.jpg

Рис. 4. Внедрение архитектуры в историческую застройку. Источники: http://dic.academic.ru;  http://architime.ru

Архитектура нового времени вполне может достойно продолжать развитие сегодняшнего города. Технический потенциал для создания принципиально новых пространств для меняющегося общества существует. Стремление к развитию в сочетании с бережным отношением к истории должно органично и правильно развивать городскую среду в целом и её частные пространства. Чтобы удивлять, радовать и развивать людей, живущих в городе, внося разнообразие в их серые будни и монотонные пейзажи урбанистических пространств, привнося в них что-то новое.


Библиография

1. Яргина З.Н. Социальные основы архитектурного проектирования: учеб.для архитектур. вузов / З.Н. Яргина, К.К. Хачатрянц. – М.: Стройиздат, 1990.

2. Гутнов А.Э. Будущее города./ А.Э. Гутнов, И.Г. Лежава. – М.: Стройизат, 1977.

3. Иконников А.В. Архитектура XX века : утопии и реальность: в 2 т. Т. 1. / А. В. Иконников. – М. : Прогресс-Традиция , 2001.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017