№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Иванченко Елена Сергеевна

студент АХИ ОГАСА, Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Ексарева Н.М., Одесская государственная академия строительства и архитектуры, г. Одесса, Украина

ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Г. ОДЕССЫ (НА ПРИМЕРЕ УЛ. СТАРОПОРТОФРАНКОВСКОЙ)


УДК: 72.01

Проведен анализ потенциала исторической застройки г. Одесса. На примере застройки улицы Старопортофранковская показана роль историко-архитектурного наследия, его градообразующее и стилеобразующее влияние в формировании пространственной городской среды и «образа города».

Ключевые слова: потенциал исторической застройки, историко-архитектурное наследие, городская среда.


Одной из основных проблем современного градостроительства в Украине, и в частности в Одессе, является проблема сохранения культурно-исторического наследия. Важнейшей задачей, несомненно, становится сохранение в городе не только отдельных уникальных зданий, оторванных от исторического контекста, но и тех, которые составляют историческую архитектурную среду. Необходимо сохранить исторический город в целом как памятник градостроительства, «полнее представить и даже возродить культуру минувшего» [1]. В последние десятилетия в крупных городах идет активное вторжение в сложившуюся историческую среду. Это вызывает опасение и «боязнь потери специфических индивидуальных черт, присущих городу, как элементу национальной истории и культуры» [2]. Комплексный подход предусматривает рассмотрение города во всем комплексе исторически сложившихся взаимосвязей его частей и компонентов, а отдельные объекты – с точки зрения их градостроительной и ансамблевой роли. Таким образом, возникает вопрос об охране сложившейся архитектурной структуры и городской среды как комплексного памятника градостроительства [3].

Город Одесса был заложен, исходя из географических и политических реалий конца XVIII столетия, как опорный пункт в южной оборонительной системе Российской империи. Вскоре он стал крупнейшим торговым и культурным центром на Черном море. Темпы развития города в XIX веке не имели аналогов в Европе. Менее чем за 100 лет Одесса стала одним из крупнейших городов Российской империи. Основу экономического роста Одессы формировал портовый комплекс, через который проходило более 70% всего хлебного экспорта России и ввозились товары со всего мира.

Экономические успехи города отражались на его градостроительной среде и архитектуре. Его формированием занимались выдающиеся архитекторы разных национальностей. Тем самым мы можем зафиксировать какой-то период истории в ядре исторической части города и говорить о том, что эти ансамбли, эти здания, эти объекты дошли до нас в мало измененном, а некоторые – в первозданном виде. Они несут в себе символическую информацию о городе. Это привычное обыденное пространство на самом деле уникально и неповторимо, так как формирует основной сценарий жизни горожан. Его нельзя буквально перенести в другой город, ибо оно потеряет свой смысл и станет бесполезным. Оно не является случайно сложившимся, «побочным продуктом» цивилизованного города из-за своей определенности, некоторой цельности городского пространства, отработанной веками. К. Линч в своей книге «Образ города» упоминает о значимости символической среды в жизни города и человека в нем. К.Линч также определил, что живость и связность образа окружения – это одно из ключевых условий жизни в городе, способной приносить удовлетворение. Город не только объект, воспринимаемый (и, возможно, доставляющий удовольствие) миллионами людей, различающихся социальной позицией и характером. Это еще и продукт деятельности множества застройщиков, постоянно изменяющих его структуру на основе собственных соображений [4].

Рассмотрим потенциал старой застройки на примере улицы Старопортофранковской, которая практически не изменилась со времени основания Одессы. Улица входит в историческую часть города и представляет собой уникальную архитектурно-историческую зону с многочисленными памятниками искусства и архитектуры. В разное время она называлась Бульварной, Старобульварной, Старопортофранковской, Комсомольской и вновь Старопортофранковской.

История возникновения улицы весьма интересна. Правительственным указом 1817 года в Одессе для облегчения внешней торговли было создано порто-франко. Порто-франко – это порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Он представлял собой часть территории города, изолированной таможенной границей. В пределах порто-франко товары из-за границы ввозились беспошлинно, а далее за вывоз с территории порто-франко взималась таможенная пошлина, которая шла на развитие города.

За период своего существования порто-франко способствовал небывалому экономическому подъему города. В разные периоды существовало три таможенных границы - рва. Была проведена граница зоны порто-франко, которая начиналась от моря, в районе будущих пересыпских мостов, проходила по нынешней Старопортофранковской, Щепному ряду, Вокзальной площади, Итальянскому бульвару, улице Белинского, Лидерсовскому бульвару и обратно подходила к морю в районе пляжа Ланжерон. Однако граница порто-франко имела существенные недостатки. От города оказались отрезанными Пересыпь, Молдованка и другие городские предместья. Поэтому в 1826 году была проведена новая граница, которая пролегла между первой и второй границами и включила предместья в границы порто-франко. Кроме того, улица Старопортофранковская на сегодняшний день также является зеленым кольцом, опоясывающим город, и несет функцию эко-барьера.

Старопортофранковская "унаследовала" не только протяженность, черты «порто-франко», но и землю, которая оставалась в собственности города. Улица стала средоточием различных учебных и благотворительных учреждений, чей пространный перечень свидетельствует о совершенной уникальности улицы: Общество попечения о больных детях г. Одессы, Общество призрения младенцев и рожениц, Общество вспомоществования нуждающимся учащимся городского ремесленного училища, Общество вспомоществования нуждающимся ученицам 2-й женской гимназии, приют для призрения младенцев, богадельня, мужская и женская гимназии, пять городских начальных, два городских шестиклассных и одно городское ремесленное училище и др.

Таким образом, граница «порто-франко» исторически стала «студенческой» улицей, на которой располагаются учебные заведения. Некоторые здания явно не вписываются в архитектурный ансамбль улицы из-за неумелого использования архитектурных элементов, вызывая, скорее, дискомфорт, нежели удовольствие от их созерцания. Проблема заключается в том, что в последнее время перестраивается и разрушается уникальная застройка, игнорируется значимость памятников архитектуры – хранителей истории города.

Конечно, трудно представить себе, как писал К.Линч, «прекрасное или очаровательное городское окружение, как источник повседневного наслаждения, как житейскую гавань или как расширение осмысленности и богатства мира [4], но мы это имеем.

Однако нестойкие строительные материалы, почвы с пустотами, технологии начала XIX века и действия человека – все вместе привело к тому, что здания старой постройки разрушаются. Во всем мире признано, что эффективным способом дать памятникам архитектуры новую жизнь при максимально возможном сохранении их былого облика является реставрация. Стоит ли говорить, что архитекторы, специалисты в области реставрации должны, прежде всего, руководствоваться принципом "не навреди". Что они должны обладать абсолютным чувством стиля, художественным вкусом, тактом".

Говоря о наиболее ярких примерах профессионального подхода к «образу города», можно начать с дома Лехнера А.А., генерал-лейтенанта, командира Дунайского инженерного корпуса (рис.1). Дом был построен в 30-е годы ХІХ века по проекту архитектора Ф. Боффо, известного проектом и строительством Потемкинской лестницы и других известных строений и зданий города. Ныне в этом доме стоматологическая клиника Одесского медицинского университета.

ivan1.jpg

Тыльной стороной на улицу Старопортофранковскую на улице Княжеской выходят здания бывшего Одесского технического общества, построенные в 1892 году. Архитектор А.О. Бернардацци (рис. 2).

ivan2.jpg

Церковь во имя святителя Григория Богослова и св. мученицы Зои построена на средства городского головы Г.Г. Маразли в 1896 году в память своих родителей Григория и Зои. Архитектор С.А. Ландесман (рис. 3). Этой церкви повезло, из складского помещения она все-таки вернула свое первоначальное назначение.

ivan3.jpg

Вот, что осталось в настоящее время от некогда самого красивого здания улицы Старопортофранковской – 2-й женской гимназии, впоследствии 1-я профшкола, в которой в 1922-24 гг. учился знаменитый авиаконструктор Сергей Павлович Королев (рис. 4). Здание размещается на перекрестке улиц Торговой и Старопортофранковской,. Построено здание в 1893 году архитектором С.А. Ландесманом. Кроме С.П. Королева, в профшколе учился и известный советский архитектор М.А. Минкус (известное его творение – здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади в Москве). До недавнего времени в этом красивом здании размещался Одесский хладокомбинат. К сожалению, ныне здание заброшено, постепенно разрушается и пока состоит в «черном» списке примеров сохранения исторического наследия.

ivan4.jpg

Справедливости ради следует сказать, что вторая женская гимназия – скорее исключение, чем правило: старинные учебные заведения на Старопортофранковской существуют до сих пор.

Одесские дети учатся в школе № 26 (бывшем шестиклассном девичьем училище) , в школе № 99 (больница общества попечения о больных детях) и в автомобильно-дорожном колледже (бывшем ремесленном училище) Студенты получают высшее образование в трех филиалах Южноукраинского педагогического университета, расположенных в помещениях бывшего народного училища, второй мужской гимназии и ремесленного училища мещанской общественной комиссии (рис.5). А студенты Одесской академии связи посещают бывшее училище Менделевич, где ныне находится лабораторный корпус Одесской Академии Строительства и Архитектуры. Хоть улица Старопортофранковская как была, так и остается улицей с множеством учебных заведений, архитекторы должны руководствоваться лозунгом: изучим, сохраним все ценное, приумножим богатства и средства среды обитания.

ivan5.jpg

Данная статья не имеет целью призвать к консервативному отношению к архитектуре, не призывает к воспроизведению образцов ушедших эпох или их элементов. Речь идет о современных интерпретациях уже существующего города, о деликатном внедрении объектов в существующий городской порядок, опираясь на мнение К.Линча: «градостроитель должен учитывать исторически созданный многими поколениями образ города и продолжать, а не ломать своим невежеством существующую традицию. Образ города должен внимательно изучаться, как изучаются произведения искусства. Тем более что искусство города – многовековое, созданное многими зодчими и воздействующее на горожан повседневно и сильно».

Память – это не сохранение прошлого, это забота о вечности. И.М.Гревс справедливо полагал, что, изучая историю города, нельзя ограничиваться одними документами, историческими планами города, литературными источниками и т. д. Необходимо наглядное, зрительное и вместе с тем эмоциональное восприятие истории [5]. Если современный градостроитель или архитектор отдельного здания хочет создать эмоциональный образ города, района, он обязан знать и тот эмоциональный образ («душу») города, которая заключена в нем как в целом, а также в том районе, который архитектор собирается обновить своим творением. Не ломать образ города, а совершенствовать его или, по крайней мере, сохранять, оберегать — такова естественная задача любого строителя, если только, конечно, он ценит создававшуюся столетиями красоту города, в котором строит.


Библиография

1. Щенков А.С. Основные принципы сохранения и реконструкции исторической среды городов, реставрации архитектурного наследия. Архитектура. Труды. Т. II. – М. : РААСН, 1995. – С. 47.

2. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов. – М. : Стройиздат, 1984.– С. 214.

3. Ексерева Н.М. Сохранение и обновление историко-архитектурного наследия в центре крупного города / Н.М.Ексерева. – Одесса, 2004. – С.142.

4. Кевин Линч. Образ города / К.Линч.  – М.: Стройиздат, 1982

5. Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии.— «Экскурсионное дело».  / Под ред. проф. И.И.Полянского и акад. В. М. Шимкевича.   – Петроград, 1921. – С. 22-24.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017