№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Евдокимов Александр Андреевич

студент КГСХА, Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Пунгин В. Л., ГОУ ВПО "Курганская государственная сельскохозяйственная академия", г. Курган, Россия.

 Митюнин Александр Александрович

студент КГСХА, Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Пунгин В. Л., ГОУ ВПО "Курганская государственная сельскохозяйственная академия", г. Курган, Россия.

ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В Г. ДАЛМАТОВО


УДК: 726.5

В статье рассматриваются композиционные и стилевые особенности Успенского собора Далматовского монастыря, а также архитектурное оформление элементов церкви и основные архитектурно-планировочные решения планов этажей Успенского собора.

Ключевые слова: Успенский Собор Долматовского монастыря, Придельная церковь Дмитрия Прилуцкого, каменное зодчество Зауралья


Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы была построена по решению архимандрита Исаака по примеру Тобольского Софийского собора. Начал он осуществлять свое решение в 1704 году. В 1705 году 17 декабря был заключен договор с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым на каменные работы. Строительство верхней Успенской церкви и колокольни началось в 1713 году, но уже без подмастерья Ивана Борисова, вместо него Успенскую церковь возводил Емельян Гулков. Строительство ее было завершено в 1719 году, а также в этом году завершается строительство и каменной колокольни при этом храме. Из архивных документов известно, что это было первое каменное здание во всем Зауралье.

Успенский собор представлял собою трехпрестольную церковь в три света. Нижняя церковь во имя Рождества Христова, теплая, имела размеры 5 на 5 сажень, в высоту от пола до свода 3 сажени 5 четвертей (рис. 1). Парусный свод ее опирался на четыре квадратных в сечении столпа. В северо-западном углу стояла печь «образцовая», обнесенная точеными балясами. Освещалась церковь с южной стороны шестью окнами «в два света». Оконницы слюдяные. Двухсветные окна композиционно объединены в единый оконный проем наличниками, поднимающимися до второго яруса. Их общие сложные завершения врезаются в междуэтажный карниз. Трехчастная полукруглая апсида соединялась с церковью тремя полуциркульными арками и имела размеры в длину – 5, в ширину – 4, в высоту 3 сажени. Освещалась она четырьмя окнами. В Южной стене имелась дверь на каменную винтовую лестницу, ведущую в алтарь верхней церкви, «при Северной стене двери в палатку теплую, которая между Рождественским и Дмитриевским алтарями для нагрева алтарей». Палатка эта имела одно окно. В алтаре Христорождественской церкви «при полуденном углу палатка каменная, в которой содержится ризница и протчая церковная утварь».

evd1.jpg

Рис. 1. План первого этажа Успенского собора по описанию 1732 г. Источник: Пашков А. А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. – Шадринск: ПО «Исеть», 2000. – 415с.

1. Христорождественская церковь.
2. Трапезная.
3, 4. Паперти.
5. Придельная церковь Дмитрия Прилуцкого.
6. Трапезная.
7. Алтарь Христорождественской церкви.
8. Алтарь церкви Дмитрия Прилуцкого.
9. Рундук.

evd2.jpg

Рис. 2. План второго этажа Успенского собора по описанию 1732 г. Источник: Пашков А. А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. – Шадринск: ПО «Исеть», 2000. – 415с.
1. Успенская церковь.
2. Трапезная.
3. Паперть.
4. Алтарь
.

С западной стороны церкви находилась трапезная длиной 6 саженей, шириной – 7, в высоту до свода 2 сажени. Освещалась она четырьмя окнами с юга и одним с восточной стороны. Для поддержания свода в центре стоял квадратный в сечении столп, в северо-западном углу находилась печь, покрытая зелеными израсцами (из образцового муравленого кирпича) и окруженная с двух сторон точеными балясами, возле стен с трех сторон, кроме восточной, стояли деревянные лавки «с прибитыми налишниками».

evd3.jpg

Рис. 3. Успенский собор Далматовского монастыря. http://www.regnum.ru/

evd4.jpg

Рис. 4. Часовня (рундук) рядом с Успенским собором, служившая первоначально входом на второй этаж в Успенский храм. Источник: Пашков А. А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. – Шадринск: ПО «Исеть», 2000. – 415с.

К трапезной примыкали две паперти: западная и северная. Западная паперть имела размеры в длину 2 сажени, в ширину 4, в высоту до свода 2 сажени, пол в ней чугунный, освещалась одним окном с западной стороны, имела два выхода – на юг и запад.

Северная паперть имела размеры в ширину 1 сажень 6 четвертей, в высоту до свода то же. Пол чугунный. С паперти выходные двери на север «От оной же паперти кругом придела Дмитриевского и Рождественской церкви даже до западной паперти огорожено балясами точеными».

Из Христорождественской церкви северные двери вели в придел Дмитрия Прилуцкого, длина и ширина которого равнялись двум саженям с шестью четвертями, высота до свода 3 сажени 6 четвертей. Пол чугунный. Свет проникал через два окна на северной стороне. У придела была трапезная холодная, размерами в длину и ширину по 2 сажени 6 четвертей, в высоту 2 сажени 2 четверти. Освещалась трапеза с севера двумя окнами. Выходные двери расположены на западной стороне. Полукруглый святой алтарь церкви имел размеры в длину 2 сажени, в ширину 2 сажени 6 четвертей, в высоту до свода 5 аршин 2 четверти, освещался четырьмя окнами.

Главная церковь собора, Успенская, находилась над Христорождественской церковью и имела такие же размеры (5х5) по длине и ширине, что и нижняя, а в высоту до сомкнутого свода 7 саженей и от него в середине восьмигранного барабана до главы еще 3 сажени (рис. 2). В своде церкви крестообразно по частям света располагались еще 4 меньших, тоже восьмигранных, барабана. Церковь обильно освещалась тридцатью пятью окнами, из которых восемь находились в центральном барабане, шестнадцать – в четырех малых по четыре в каждом. Окна слюдяные.

Святой алтарь церкви имел пятиугольную форму, причем восточная грань его больше остальных четырех. Размеры алтаря: длина 2 сажени, ширина 3 сажени 6 четвертей, высота 2 сажени 1 аршин. Освещался пятью окнами. В южной стене сделана небольшая дверь на каменную винтовую лестницу, ведущую в алтарь нижней церкви. Из алтаря в храм ведут три двери, устроенные в каменных полуциркульных арках. Для всхода в Успенскую церковь было сделано севернее угла большой трапезы каменное крыльцо.

Храм завершало традиционное пятиглавие, но его боковые главы размещались не по углам четверика, а по сторонам света. В основании этих глав устроены световые люкарны, прорезающие свод четверика и образующие третий ярус света. Люкарны на фасадах завершались треугольными фронтончиками, которые как декоративный элемент, органично вписывались во фронтоны, завершавшие четверик. Изогнутые же карнизы – валики этих «ползучих» фронтонов отдаленно напоминали старинные кокошники.

«При вышеупомянутых Рождественской и Успенской церквах с западную сторону над папертью колокольня каменная, под колокольней над памянутой папертью палатка, в которой содержатся в книгохранительнице служебные и чтенные книги. Со своду памянутой палатки кладена оная колокольня осмериком, шириной между стенами две сажени один аршин, высотой от земли до слухов, где висят колокола, 10 сажень, в слухах до шатра две сажени, шатер до главы пять саженей, всего до главы высотой семнадцать саженей (36 м). Глава и крест обиты белым железом. На колоколне больших и малых колоколов девять. Большой весом в 78 пуд., 2-й – 53 пуда, 3-й – 20 пуд., 4-й – 10 пуд., 5 и 6-й – по 5 пуд., да 3 малых зазвонных по пуду и меньше. Под слухами в оной колокольне часы недорогие монастырской работы. При стене на полдень и север два круга указательные» (рис. 3, 4).

Общие размеры собора: длина 22 сажени, ширина 12 ½, высота со средним крестом 20 саженей, толщина стен 2 ½ аршина, колокольня с крестом 21 сажень.

Успенский собор имеет интересное декоративное оформление (рис. 5).

Поэтажное членение его подчеркнуто выступающими из стены фризом в виде чередующихся прямоугольных углублений. Под ним расположен пластически очень выразительный, дающий богатую светотень, двухрядный карниз из фигурных кронштейнов. Верх второго этажа обрамлен орнаментальным поясом, выполненным по прорезному принципу, сверх которого протянут еще один пояс из выступающих на гладкой полосе рифленых прямоугольников. Особо богато оформление алтарных частей собора. Карнизы нижних, Христорождественской и Дмитриевской, апсид украшены выступающими из поверхности стен квадратными нишами, которые поддерживают фигурные кронштейны, а у апсиды верхней, Успенской церкви, карниз покрыт сплошным резным узором: верхний валик украшен тройной зигзагообразной выступающей из фона линией, под ним расположен редкий поребрик, а ниже – лента из прорезного узора (рис. 6, 7, 8).

Очень интересно декоративное решение обрамлений апсидных окон: тонкие полуколонки, перехваченные в нижней части буртиками, укреплены вместе с подоконником на ступенчатых кронштейнах и несут довольно сложные по построению и силуэту антамблементы. На первом этаже антамблемент представляет из себя двойной карниз, завершающийся двойными волютами – завитками, на втором – завершается тройным кокошником. Здесь налицо существенное разнообразие декоративного оформления нижнего и верхнего этажей.

evd5.jpg

Рис. 5. Южный фасад Успенского собора Далматовского монастыря.

evd6.jpg

Рис. 6. Декоративное убранство оконных проемов апсиды Христорождественской церкви Успенского собора. Первый этаж.

evd7.jpg

Рис. 7. Декоративные наличники оконных проемов Христорождественской трапезы Успенского собора. Первый этаж.

evd8.jpg

Рис. 8. Декоративное оформление апсиды Успенского собора. Второй этаж.

Чем же вызвано подобное соединение разных стилевых особенностей в одном сооружении?

Тесные экономические, а отсюда и культурные связи Урала с центральными и северными областями России способствовали обогащению местных традиций, а стремительное развитие каменного зодчества на Урале и в Зауралье в конце XVII – начале XVIII веков, работа мастеров каменного дела в разных районах края, «переброска» их с одного строительства на другое обогащали их художественный язык, будили творческую фантазию.

Русский народный умелец, как истый художник, отбирал все ценное в увиденном, брал себе на вооружение, и, раскрашивая собственной фантазией, создавал нечто новое, особенное. Таков и Далматов монастырь. В нем использование традиций московской архитектуры (через Верхотурье и Соликамск) и тесная связь с каменным зодчеством Севера (через Тобольск), и в результате – свое неповторимое лицо.

В целом убранство Далматова монастыря – чисто декоративная композиция, знаменующая отказ от тектонической роли ордера. Это величественное сооружение, которое в полуразрушенном состоянии и сейчас находится на территории монастыря. Даже в современном его состоянии оно поражает воображение.


Библиография

  1. Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь/А.А. Пашков – Шадринск.: Исеть, 2000. – 415с.
  2. Грязнов Д.С., Лепихина Т.Н., Пономарева Г.А. Край по имени Далмата/Д.С. Грязнов, Т.Н. Лепихина, Г.А. Пономарева – Курган: Зауралье, 2002.
  3. Лепихина Т.Н., Теляков М.З. Над Успенским угором /Т.Н. Лепихина, М.З. Теляков – Екатеринбург: Баско, 2004. – 192с.: ил.
  4. Матвеева З.И. Далматовская летопись/З.И. Матвеева – Шадринск: Исеть, 2005.
  5. Янович Г.В. Православная культура в Зауралье/Г.В. Янович – Куртамыш.: Куртамышская типография, 2009. – 212с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017