№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Казыбаева Зауреш Калымтаевна

магистрант ЕНУ, Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент С.Ш. Садыкова, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВОК (ЭКСПО)


УДК: 725.91

В статье представлен историко-аналитический обзор архитектуры Всемирных выставок. В период с середины ХIХ - по вт. половину ХХ вв., приведены описания наиболее известных выставочных сооружений и обозначена роль их влияния на формирование современной архитектуры.

Ключевые слова: всемирные выставки, павильон, ЭКСПО, экспозиция, архитектура выставки


Всемирные выставки сыграли известную роль в быстром распространении ряда изобретений в мире, расширении производства, росте товарооборота, улучшении взаимопонимания между народами различных стран. Специфика же назначения выставочных зданий требуют обширного, легко обозреваемого пространства, максимальной его освещенности, кратких сроков возведения и демонтажа. Кроме того, сами здания являются экспонатами, демонстрирующими успехи строительной техники. Все это стимулируют рождение ряда смелых новаторских технических приемов.

Первой всемирной выставкой была международная промышленная выставка, прошедшая в 1851 году в Лондоне. Выдающимся примером первой всемирной выставки стал Хрустальный дворец архитектора Джозефа Пэкстона. Впервые было воздвигнуто огромное здание из стекла, металла и бетона. Здание длиной 564 м и общей площадью 74 400 кв.м. было построено в небывало короткий срок – менее чем в четыре месяца [1], благодаря тому, что в основе проекта лежал самый рациональный способ строительства – сборка сооружения из серийных стандартных элементов (их произвели на бирмингемских заводах). Неординарное инженерное решение позволило значительно снизить расходы на строительство. Появление Хрустального дворца ознаменовало своеобразный переворот в истории архитектуры – с тех пор немалую роль в определении облика зданий стал играть инженер-конструктор. После выставки дворец был разобран, а позже на общественные пожертвования восстановлен на юге Лондона в Сайденхеме, где простоял до пожара 1936 г. Пэкстон разработал оригинальную конструкцию крыши и перекрытий, состоявшую из профилированных деревянных элементов, собранных в фермы с помощью литых скоб и кованых затяжек. С каждого участка крыши размером 7,3 х 7,3 м дождевая вода стекала по деревянным желобам в пустотелые чугунные колонны [1]. Быстрый и эффективный метод монтажа готовых стеклянных конструкций, предложенный британским архитектором Джозефом Пэкстоном, получил в ХХ веке большое признание и стал быстро распространяться во всех странах мира [2].

Вторая по счёту всемирная выставка и первая проведённая в Париже прошла на Елисейских полях с 15 мая по 15 ноября 1855 года под патронажем принца Наполеона и была призвана превзойти по размаху свою лондонскую предшественницу. Павильоны 34 стран занимали территорию в 16 га. В качестве ответа на лондонский Хрустальный дворец в Париже был воздвигнут Дворец индустрии, на месте которого в 1900 году соорудили Гран-шале.

Начиная со всемирной выставки в Париже 1867 года, свои экспозиции страны-участницы стали размещать в специально построенных ими национальных павильонах, при проектировании которых одной из главных целей является создание национального колорита, культуры быта и традиций. Таким образом, посетитель смог увидеть тирольскую деревню, русскую избу, египетский караван-сарай, восточный минарет, турецкие бани, китайский театр, английский коттедж, американское ранчо, голландскую ферму, японский киоск и реконструкцию римских катакомб.

В 1873 году всемирная выставка впервые проводилась за пределами Англии и Франции – в столице Австро-Венгрии, Вене. Для размещения экспозиции был выделен парк Партер, в котором был размещен центральный павильон – Ротонда, просуществовшая до 1937 года.(рис. 3) Отличительной чертой выставки было внимание к национальным культурам стран-участниц. В этой выставке впервые принимали участие экзотические для европейцев страны Африки, а также Япония.

В дальнейшем всемирные выставки проводились и за пределами Европы, в частности, в 1876 году выставка прошла в городе Филадельфия, в 1904 г. в Сент-Луисе, США.

Важным этапом в развитии сооружений ЭКСПО и современных строительных металлоконструкций явилась Всемирная выставка 1889 года в Париже. Крупнейшим сооружением Парижской выставки стала ныне знаменитая Эйфелева башня. Она воплотила в себе весь опыт, накопленный знаменитым французским архитектором и инженером Гюставом Эйфелем в области устройства фундаментов и возведения опор в зависимости от свойств грунта и величины ветровой нагрузки. Башня высотой 321.3 м представляет собой грандиозную решетчатую конструкцию на четырех основных опорах, заанкеренных на большую глубину. Сборка каждого из трех этажей башни требовала своего решения. Три этажа – три усеченные квадратные пирамиды, поставленные одна на другую. По сути, это были четыре ноги, не связанные друг с другом по диагоналям и соединенные между собой на разных уровнях только поясами горизонтальных балок по сторонам квадрата. И если в основании эти ноги образовывали квадрат со стороной 123,4 метра, то на вершине поперечник был всего 16 метров. Это представляло труднейшую техническую задачу. Демонстрация принципа создания металлического скелета при строительстве высотных зданий и сооружений была настолько убедительна, что произвела настоящий переворот в строительной технике и архитектуре. Примером использования новейших технологий было обустройство лифтов для подъемы на уровни башни. Четыре вместительных лифта с земли по наклонным опорам доставляют посетителей на второй этаж. Со второго этажа на одном лифте можно достигнуть третьего этажа, где со смотровой площадки 18 х 18 м можно обозревать весь Париж. Первоначально лифты были гидравлическими, затем уже в начале ХХ века их сменили электрические [2].

Второй сенсацией после Эйфелевой башни на Всемирной выставке 1889 года в Париже стал павильон машиностроения, так называемая "галерея машин". Ее авторы – инженер В. Контансен и архитектор Ф. Дютер. Стальной цех был почти целиком облицован стеклом. Его стропильные фермы и опоры соединялись в трехшарнирные стальные арки, каждая из которых была составлена из двух Г-образных элементов. Эти арки образовывали пролет шириной 110 м и высотой до 45 м. Это был самый большой пролет в здании среди построенных к тому времени во всем мире. Прежде архитекторы в своих проектах использовали две конструктивные системы – стоечно-балочную и сводчато-купольную. Кроме того, если в прежних конструкциях вертикальные опоры делались более мощными в нижней части, то в данном проекте они, наоборот, книзу становились тоньше. Новые конструктивные формы создали переворот в архитектурно-эстетических представлениях конца 20 века.

Хрустальный дворец, Эйфелева башня и Галерея машин явились важнейшими вехами в развитии архитектуры выставочных сооружений, основанных на технических достижениях века. Их влияние на последующую архитектуру зданий ЭКСПО было огромным, хотя в ХІХ в. подобные здания были единичными, являясь в основном плодом инженерной деятельности [3].

Далее, вместе с развитием технического прогресса, последовали и новые архитектурные концепции. Но особенно, революционный переворот в сознании архитекторов первой половины ХХ века оказала Всемирная выставка 1925 года в Париже. На ней были представлены работы из области современного декоративного искусства, архитектуры и дизайна многих стран мира. Выставка дала имя течению ар-деко в декоративном искусстве первой половины XX века [4].

Представленный на этой выставке павильон СССР, автором которой стал советский архитектор К.С. Мельников, являлся одним из первых осуществлённых новаторских произведений как в советской, так и в мировой архитектуре XX века. Он представлял собой лёгкую каркасную двухэтажную постройку, выполненную из дерева. Стиль, в котором был выполнен павильон, положил начало новому направлению в архитектуре – конструктивизму.

Прямоугольное в плане здание перерезалось по диагонали ведущей на второй этаж открытой лестницей, на которой было сооружено оригинальное перекрытие в виде наклонных перекрещивающихся деревянных плит. Справа от лестницы была сооружена вышка-мачта, увенчанная серпом и молотом и буквами СССР [5].

В постройке павильона наметились архитектурно-конструктивные приёмы, определившие облик архитектуры XX века, которые до сих пор являются актуальными и активно применяются в современном строительстве[2].

На данной выставке декоративного искусства по проекту французского архитектора Ле Корбюзье был построен павильон «Эспри Нуво». Павильон представлял собой жилую ячейку многоквартирного дома — экспериментальную квартиру в двух уровнях. В проекте наиболее ярко выражена, провозглашенная Ле Корбюзье «эстетика прямого угда», оказавшая мощное влияние на архитектуру ХХ века.

Прогрессивные архитектурные идеи были заложены и известным архитектором Мис ван дер Роэ в павильоне на выставке в Барселоне 1929 года. В павильоне не было ни замкнутых помещений, ни дверей. По настоянию Миса ван дер Рое в павильоне не располагалось никаких выставочных экспонатов, а экспонатом являлся сам павильон. Архитектор поставил павильон на цоколь из травертина с двумя бассейнами, которые были облицованы чёрным стеклом. Кровля опиралась на отдельно стоящие асимметричные стены из оникса, травертина, зелёного мрамора и на два ряда стальных, крестообразных в сечении, хромированных стоек. Интерьер разделяли прозрачные дымчато-серые и бутылочного цвета стеклянные перегородки. Светящуюся стену образовывали подсвеченные изнутри две плоскости из травлёного стекла. Золотистый оникс, чёрный ковёр и красный занавес символизировали цвета германского флага. На чёрном ковре располагалась мебельная композиция, состоящая из обтянутых белой кожей кресел, кушетки и прозрачного стола.

В период с первой всемирной выставки до начала ХХ века были проведены 8 крупномасштабных международных и более 20 универсальных выставок. Большая часть их состоялись в странах старого света – Англии и Франции, что указывает на их прогрессивное развитие в области архитектуры, технологии и инженерии. После всемирные выставки были организованы и на других континентах.

После продолжительного перерыва, первой проведенной в послевоенный период является Всемирная выставка 1958 года в Брюсселе (Бельгия), архитектура которой была сдержанной и лаконичной в сравнении с последующими выставками.

Главным символом выставки и достижением стальной индустрии Бельгии стал главный павильон – Атомиум. Сооружение состоит из девяти атомов, которые объединены в кристалл железа. Высота атомиума составляет 102 м, вес — около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер — 18 м. Шесть из них являются доступными для посетителей. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, содержащими эскалаторы и соединительные коридоры. Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней из них находится лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в самом высоком шаре Атомиума. Использование каркасов внутри атомов и ребер жесткости вдоль и поперек соединительных труб привел к уменьшению веса конструкции в целом, что позволило реализовать этот проект в жизнь.

Одним из сенсационных и вызвавшим множество споров стал павильон крупнейшей голландской электротехнической фирмы «Филипс», спроектированный известным архитектором Ле Корбюзье. Постройка имела форму палатки и свободный эллипсовидный план. Железобетонное покрытие площадью около 1000 м2 в виде своеобразного тента с тремя остриями было образовано двенадцатью гиперболическими параболоидами, переходившими один в другой, опираясь на незаметные снаружи ребра каркаса [6]. Использование преднапряженного бетона в этой конструкции позволяет не только создать такую нестандартную форму, но и уменшить нагрузку на каркас.

Интересные павильоны были также представлены на Всемирной выставке 1967 года в Монреале (Канада), где впервые появилось фирменное название ЭКСПО. ЭКСПО-67 была самой грандиозной за всю историю международных выставок. На ней были ярко продемонстрированы достижения в области строительства. Применение новых конструктивных материалов предопределили возможности формирования незнакомых, совершенно новых отличительных пространств, форм и композиций [7]. С применением поливинилхлорида, как нового материала в строительстве, стало возможным такое сооружение как павильон ФРГ, спроектированный Фреем Отто. Архитектор Фрей Отто разработал сверхлегкие натяжные системы, используя помимо металлических сеток синтетические ткани и прочие легкие материалы, хорошо работающие на растяжение. Применяя так называемые разомкнутые системы сеток из тросов с опорными стойками и оттяжками, он добивается самой различной формы конструкции, перекрывающей участок любого очертания в плане. Основу конструкции составила предварительно-напряженная стальная сетка, растянутая тросами на металлических опорах. Сетка, обтянутая светопропускающей тканью, – сложное с криволинейными очертаниями покрытие, представляющее собой легкую, прозрачную и чрезвычайно пластичную форму.

Одним из главных достопримечательностей выставки 1967 года был американский павильон, спроектированный американский инженером Б. Фуллером. Еще в 1947 году Б. Фуллер начал разрабатывать конструкцию сетчатого «геодезического купола», объединив тетраэдр и сферу. Эта конструкция оказалась очень эффективной при том, что она позволяет перекрывать большие пространства практически без ограничений по площади и обладает очень хорошими характеристиками прочности. Купол павильона США имел диаметр 75 метров, конструкция была покрыта прозрачной внешней оболочкой, составленной из крашеных акриловых панелей. В этом сооружении примечательно и то, что это не только купол, но и пространственная композиция из этажей-платформ, как бы парящих в пространстве купола, олицетворяющего Вселенную[2,8].

Следующим не менее оригинальнейшим сооружением на ЭКСПО-67 также стал «Хэбитат-67» (арх. М. Сэфди). Оно напоминает огромную груду, составленную из «кубиков». Каждый из них – изолированная квартира. «Кубики» смонтированы таким образом, что крыша одного может служить садом или десткой площадкой для другого. При постройке этого жилого комплекса использовался массово-поточный метод. Конструктивно здание высотой в 12 этажей включает в себя 354 стандартных элемента, повторяющихся в 158 блоках-квартирах. Блоки размером 11,5 м в длину, 5,25 м. в ширину и 3,3 м. высотой изготовлялись на стройдворе, сооруженном на территории самой стройки. Темп строительства – 10 блоков в неделю. Кухни, ванные, оконные рамы, электропроводка монтировались заранее, до установки блока. По словам автора проект канадского архитектора М. Сэфди, целью «Хэбитат» является обеспечение каждой семье комфорта, чистого воздуха, солнца и зелени [9].

В 1970 году впервые ЭКСПО прошло в Азии, а именно в г. Осака, Япония. И главным гимном технического достижения в архитектуре стала пространственная структура главного павильона. Егог отличал подчеркнутый техницизм композиции с ее полной обнаженностью конструкции и геометричностью очертания. Павильон, спроектированный архитектором Кензо Танге – это поднятая более чем на 30 м над уровнем земли открытая трубчатая структура (размеры в плане 100х291,6 м), покрытая прозрачной полиэтиленовой пленкой. Решетчатую плиту поддерживают шесть опор с расстоянием между ними 108 х 76,6 м. [10].

В историю мировой архитектуры вошел также павильон СССР, имеющий форму развернутого знамени, выполненного в виде стальной складчатой конструкции [11]. На этой новой технической основе отдельным павильонам придается символический архитектурный образ. Внешний облик здания, по замыслу автора, символизировал собой красное знамя, символизирующего торжество идей ленинизма в мире. Вогнутую поверхность фасада обшили металлическими листами красного цвета, благодаря чему грандиозное сооружение (109 м) особенно эффектно смотрелось на фоне голубого неба. Знаменитый японский архитектор Кензо Танге, под руководством которого создавался генплан ЭКСПО-70, сказал так: "Павильон СССР как бы большой красный цветок в цветущем дереве всей выставки".

На примере выставочных сооружений второй половины ХХ века можно увидеть как техника и научно-технический прогресс самым серьезным и непосредственным образом повлияли на архитектурно-художественные формообразования и инженерно-строительные решения. Многообразие современных конструкций открыло неограниченные возможности архитектурного формообразования, что способствовало появлению сложных по очертаниям форм, поискам новых стилевых направлений, которые особенно обострились со второй половины 50-х годов.

Обзор архитектуры выставочных сооружений ЭКСПО дает по праву выделить основные этапы их развития, где первым этапом стал период второй половины ХIХ века – «Период технического прогресса»; второй этап – начало ХХ века – «Период новых концепций»; третий этап – послевоенный период вторая половина ХХ века – «Период достижений науки и техники» (Таблица). Данный обзор позволяет нам увидеть развитие как строительных технологий, так и их влияние на архитектуру зданий всемирных выставок, через призму которых прослеживается эволюция инженерной и архитектурно-художественной мысли.

Таблица. Архитектура выставочных сооружений, конец ХIХ– вторая половина ХХ вв.

kaz1.jpg


Библиография

1. Стивенсон Н. Архитектура /  Н. Стивенсон – М.: Слово, 1997. – С. 68-69.

2. Кубеев М.Н. 100 великих чудес света /  М.Н.Кубеев. – М.: Вече, 2000.– С. 162-180

3. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Архитектура гражданских и пормышленных зданий / . Н.Ф. Гуляницкий – М.: Стройиздат, 1984. – Т.1–  С. 215-216.

4. Стригалёв А., Коккинаки И. Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / А. Стригалёв, И. Коккинаки.   – М.: Искусство, 1985. – С. 311.

5. Константин Мельников. Рисунки и проекты: Каталог выставки – М.: Советский художник, 1989. – С. 125.

6. Гуляникий Н. Ф. История архитектуры /  Н. Ф.Гуляникий.  – 3-е изд., доп. 1984. –334 с., ил. С. 215.

7. Змеул С. Г., Маханько Б. А. Архитектурная типология зданий и сооружений. учебник для вузов /  С.Г. Змеул, Б.А. Маханько. – М.: Арх-С, 2004. – С.216.

8. О куполе. Актуальные проблемы архитектуры и дизайна ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия"-2007.

9. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Архитектура гражданских и промышленных зданий в 5т. Т1  / Н.Ф. Гуляницкий.  – М.:Стройиздат, 1984. – С. 238-248.

10. Japan Architect. –1970. – №164. – С.31.

11. Адамович В.В. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебник для вузов / В. В. Адамович, Б. Г. Бархин, В. А. Варежкин и др.  – М.:Стройиздат, 1984. – С. 284-285.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017