№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Рыжкова Мария Юрьевна

студент ВолгГАСУ, Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Юшкова Н.Г., ГОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет», г. Волгоград, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ПРОЕКТОВ


УДК: 711.1

Проанализированы тенденции возникновения и формирования крупномасштабных градостроительных проектов, их взаимосвязь и закономерности влияния на особенности развития российских регионов. Выявлены типологические признаки новых градостроительных образований.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие российских регионов, структура регионов, новые градостроительные образования


Развитие российских регионов в настоящее время ведет к появлению на их территории крупномасштабных проектов, под которыми следует понимать новый тип градостроительных образований. Он отличается комплексным освоением больших свободный территорий; созданием материально-пространственной среды, отвечающей требованиям инновационных процессов; формированием под влияние федеральных и региональных программ.

Новые градостроительные образования можно рассматривать как фактор, определяющий дальнейшее развитие территории региона и способствующий его ускоренному социально-экономическому росту [1]. К появлению новых градообразований также подталкивает и необходимость развития российского бизнеса, его заинтересованность такими проектами. Цели создания новых градостроительных образований: увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, расширение транспортно-логистической системы.

riz1.jpg

Рис. 1. Схема пространственной локализации проектов новых градостроительных образований на территории субъектов РФ (по состоянию на 2010 год)

По Указу Президента РФ [2] структура российских регионов складывается из федеральных округов, в свою очередь разделенных на субъекты федерации. Но ее можно представить и в виде трехуровневой сиситемы [3], где макроуровень – федеральный округ, мезоуровень – субъект федерации, микроуровень – город федерального значения. При этом взаимосвязь особенностей каждого из уровней с процессами возникновения новых градообразований очевидна. Однако территориальная локализация новых градостроительных образований на территории Российской Федерации неравномерна, основной тенденцией на сегодняшний день является стремление к транспортному каркасу и каркасу расселения страны. В настоящее время лишь в 35 субъектах РФ существуют проекты создания новых градостроительных образований пяти типов, в то время как в 48 субъектах таких проектов нет. Но для равномерного развития регионов нужно понимать причины возникновения новых градообразований в одних субъектах федерации и их отсутствие в других. Схема пространственной локализации крупномасштабных градостроительных проектов на территории российских регионов представлена на рис. 1.

В зависимости от особенностей пространственной локализации новых градостроительных образований, субъекты Российской Федерации можно разделить на три основные типа:

- субъекты РФ, на территории которых получают развитие различные типы новых градостроительных образований (Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Краснодарский край);

- субъекты РФ, на территории которых получают преимущественное развитие определенные типы новых градостроительных образований (Московская область, Ленинградская область, Липецкая область, Новосибирская область);

- субъекты РФ, на территории которых получают единичное развитие новые градостроительные образования (Нижегородская область, Калининградская область, Самарская область, Республика Алтай, Приморский край).

Новые градостроительные образования по характеру функционирования, направленности развития, пространственной организации, степени государственного влияния разнообразны, что позволяет классифицировать их на пять основных типов: особые экономические зоны; новые поселения; инновационные площадки; новые районы; инвестиционно-активные площадки.

Ранжирование новых градообразований на типы начинается на уровне макрорегиона. Наиболее сильное федеральное влияние оказывается на особые экономические зоны и наименьшее – на инвестиционно-активные площадки, возникающие в большей степени по частной инициативе. Для особых экономических зон уже на уровне макрорегиона можно выделить подтипы: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые. В Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах, вследствие развитого природно-рекреационного ресурса, наибольшее распространение получают туристско-рекреационные особые экономические зоны. Для новых поселений предпосылки для возникновения подтипов появляются на уровне федерального округа и проявляются на уровне субъекта федерации. Наибольшую интенсивность процесс развития новых градостроительных образований получает в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном федеральных округах.

На основании анализа мезорегионов РФ, имеющих на своей территории новые градостроительные образования, можно выделить ряд типичных субъектов федерации для каждого федерального округа. Критериями такого выбора явились: степень связности субъекта федерации с городом – центром макрорегиона; транспортная обеспеченность; количество и разнообразие типов новых градостроительных образований, представленных на территории субъекта федерации, их территориальная локализация; ресурсный потенциал. Таким образом для Центрального федерального округа типичными можно назвать Калужскую и Воронежскую области, для Северо-Западного федерального округа – Мурманскую область, для Северо-Кавказского – Кабардино-Балкарскую и Карачаево-Черкесскую республики, для Приволжского федерального округа – Самарская и Ульяновская области, для Уральского – Свердловская область, для Сибирского федерального округа – Республика Алтай и Омская область, для Дальневосточного – Хабаровский край. Примеры формирования новых градостроительных образований представлены на рис. 2.

riz2.jpg

Рис.2. Примеры формирования новых градостроительных образований на всех региональных уровнях

Помимо типичных субъектов федерации, существуют и другие мезорегионы, имеющие специфические, присущие лишь им черты. Интересным примером организации мезорегиона являются субъекты федерации, на территории которых получают развитие определенные типы новых градостроительных образований. Например, в Ленинградской области – новые районы, в Липецкой области – особые экономические зоны, в Московской и Челябинской областях – города спутники, в Новосибирской – инновационные площадки. Процесс возникновения новых градообразований одного типа может быть обусловлен наличием ресурсного потенциала и политически – экономическими устремлениями мезорегиона.

В микрорегионах (Москва и Санкт-Петербург) новые градостроительные образования приобретают наибольшее разнообразие типологических признаков и форм их проявления. Здесь появляются такие проекты как намывные территории «Морской фасад», инновационная площадка нового типа – «Сколково». Но существуют города, не имеющие статуса федерального значения, но по ряду показателей тяготеющие к ним. Это Екатеринбург, Казань, Самара, которые возможно в скором времени также будут являться крупными агломерациями инновационного развития.

Крупномасштабные проекты новых градостроительных образований оказывают влияние на социально-экономическое развитие российских регионов, определяют вектор этого развития, его темпы и интенсивность. Характерной особенностью является трехуровневая структура организации регионов, на каждом из которых возникают и проявляются характерные признаки новых градостроительных образований. Немаловажное влияние на такие проекты оказывает наличие ресурсного потенциала: природно-ландшафтного, рекреационного, промышленного, научного или инновационного.

Таким образом можно сделать вывод, что влияние особенностей уровневой структуры российских регионов проявляется в выборе типа и подтипа возникающего нового градостроительного образования, в его территориальной локализации, пространственных параметрах, а также в организации процессов функционирования. Решающее же значение на формирование новых градообразований оказывает политическая и экономическая обстановка в регионе.


Библиография

  1. Юшкова Н.Г. Формирование модели градостроительного регулирования развития территории региона на основе государственно-частного партнерства / Н.Г.Юшкова  // Интернет-вестник ВолгГАСУ. – Политем. сер. – 2010. – Вып. 1 (10).
  2. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849.
  3. Юшкова Н.Г. Планирование пространственного развития региона: идеология и технология // Вестник Волгогр. гос. архит.-строит. ун-та. – Сер. Строительство и архитекатура. – 2010. – Вып. 20 (39).  – С. 164-171.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017