№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Дизайн


 Комаренко Юлия Викторовна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент Гарин Н. П. Уральская государственная архитектурно-художественная академия, г. Екатеринбург, Россия

«КОД КРАСОТЫ»: К ВОПРОСУ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗЕ В КОНТЕКСТЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА


УДК: 62:7.05

В статье рассматривается понятие Художественного Образа в контексте дизайн деятельности. Объясняется высокая степень значимости этого аспекта в проектировании предметного окружения для экстремальных условий Крайнего Севера. Обосновывается необходимость определения Художественного Образа на раннем этапе проектирования, как отдельной ступени процесса.

Ключевые слова: код красоты, художественный образ, индустриальный дизайн, экстремальные условия, проектирование для Крайнего Севера.


В дизайне художественная образность определяется как идеально-чувственное представление смыслов и идей дизайн продукта, возникающее в процессе формирования замысла, проектирования, создания и восприятия (освоения) вещи [1].

«Рождение» Художественного Образа происходит на самом раннем этапе проектирования (см. рис. 1. Схема процесса проектирования, автор Гарин Н.П.). Как правило, дизайнер выполняет эту часть интуитивно. Поэтому художественный образ, будучи сформированным априорно, не подлежит обсуждению в должной мере (как отдельный этап исследования). Как дизайнер пришел к конкретному решению – впоследствии не имеет значения.

komarenko1.jpg

Несмотря на субъективный характер определения, художественный образ является объективно значимым элементом дизайн-процесса: он несет в себе ключевые моменты идеи, являясь «базой данных» для проектировщика [2]. Это основные характеристики, исходя из которых, осуществляется процесс формообразования. Согласно Усенюк С.Г., художественный образ, «по сути, является «руководством» для проектирования, «свернутой» программой процесса» [2]. Так, посредством этой категории, осуществляется «кодирование» информации для ее последующего воплощения в материальной форме. В дизайн-проектировании рассматриваемый этап становится тонким переходом иррациональной сферы подсознания в материальный мир. Именно поэтому необходимо целенаправленно уделять внимание данному аспекту, поскольку искажение ключевой информации при ее некорректном определении может привести к необратимым последствиям на следующих уровнях проектирования.

По Переверзеву, художественный аспект определяется как «иррациональный», как уже говорилось выше [3]. В данном случае подразумевается, что эстетические качества дизайн-объектов тяготеют к сфере духовного, подсознательного [4]. По Фрейду, большая часть этих значений, которые выходят за пределы сознания, оказывает влияние на сознательный уровень. Отсюда, посредством определения художественного образа дизайн-продукта, осуществляется программирование невербального послания, формирование некого «кода красоты», который, в свою очередь, будет транслироваться потребителю на уровне подсознания. Исходя из вышесказанного, художественный образ является «надпрограммой», скрытым процессом, работу которого потребитель не замечает. Несмотря на это, по словам Чепуровой О.Б., образ влияет на психологические установки воспринимающего [5]. В сущности, художественный образ является мощным нематериальным информационным транслятором. В некотором роде миссией дизайн-продукта, носителем духовной ценности.

В контексте проектирования для условий Крайнего Севера эта категория в объектах дизайна приобретает особую значимость, поскольку в экстремальных условиях организм пришлого человека, помимо физических перегрузок, испытывает состояние крайнего эмоционального напряжения. Это связано с информационным голодом, отсутствием привычного объема визуальной информации, монотонной цветовой гаммой региона (в сравнении с красочной пестротой большого города) и т.д. В целом формируется общее негативное впечатление, которое с течением времени оказывает свое влияние на физиологическое состояние. Такая ситуация может быть охарактеризована формированием психологического резонанса, причиной которого, становится одновременное состояние крайнего физического напряжения наряду с экстремумом эмоциональной нагрузки.

В многочисленных исследованиях В.П. Казначеева рассматривается связь психических и физических возможностей человека в экстремальных условиях Крайнего Севера. По его словам, дополнительные существенные затраты здоровья, напряженная деятельность физиологических механизмов становится причиной «…нервных стрессов, психологического, эмоционального напряжение и увеличения числа заболеваний… » [6].

С одной стороны на человека влияют суровые условия физической природы, с другой – подсознательные процессы, тяготеющие к сфере интуитивного. По словам психиатра Короленко Ц.П., «психофизиологическая адаптация человека к экстремальным средовым условиям не может рассматриваться без учета психологических реакций» [7].

Смягчение ситуации средствами дизайна видится возможным через уменьшение эмоционального напряжения. В контексте рассматриваемой деятельности это возможно посредством трансляции заранее определенной символической информации, которая, в свою очередь, должна быть зашифрована в художественном образе проектируемого предметного окружения. Это есть не что иное, как передача информации средствами языка символов и знаков.

В состоянии крайней напряженности влияние подсознательных реакций возрастает до максимального уровня. Здесь роль языка символов особенно велика. По сути, такой способ коммуникации является максимально информативным и менее трудозатратным для реципиента. Через художественный образ транслируется самая основная информация. Причем, как было сказано выше, считывается эта информация не произвольно. Отсюда, человек, находящийся в экстремальных условиях, принимает эту информацию наиболее активно.

Как ни странно, разрядка крайне напряженной ситуации видится в предельно иррациональном решении – через эстетическую составляющую предметного окружения. Иначе говоря, конфликтное состояние, формирующееся на уровне подсознания, может иметь благоприятную развязку, будучи на этом же уровне решенным.

С помощью средств дизайна данное предложение обретает возможность реализации. В компетенцию дизайнера входит процесс материализации иррациональной сферы сознания. Иными словами, дизайнер является «программистом эмоций» через предметное окружение [8]. В рассматриваемом контексте такая возможность становится ключевым моментом процесса проектирования.

Соответственно, возвращаясь к схеме Гарина Н.П., можно сделать вывод, что необходимо уделять особое внимание этапу определения художественного образа. Формирование эмоционального сообщения должно производиться преднамеренно, на уровне отдельной ступени дизайн-проекта. При его формировании необходимо учитывать культурные контекст и приоритетные установки для каждого конкретного проекта. Так видится возможным смягчение крайне напряженной ситуации, характерной для экстремальных условий Крайнего Севера. Посредством дизайна предметное окружение становится транслятором ключевой положительной информации. Так объекты дизайн-деятельности приобретают особое значение, заключая в себе не только утилитарные качества, но и особую ключевую информацию, столь необходимый «код красоты».


Библиография

  1. Дизайн: Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б, Минервин, В.Т. Шимко, А. В. Ефимов и др. – Москва: Архитектура-С, 2004. – 288с.: ил.
  2. Усенюк С.Г. Образ в технике: «душа второй природы» [Электронный ресурс] / С.Г. Усенюк // Архитектон: известия вузов. - 2008. N 2 (22). – Режим доступа: http://arhvuz.ru/Numbers/2008_22
  3. Вопросы технической эстетики. Вып.2: Дизайн технической эстетики: сб. науч. ст./ под ред. Г.Б. Минервина, Ю.Д. Долматовского, К.М. Кантора и др. – М: Искусство, 1970. - 335с.
  4. Калиничева М.М. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления: монография. / М.М. Калиничева, Е.В. Жердев, А.И. Новиков. – М.: ВНИИТЭ; Оренбург: Издательство ОГУ, 2009. – 368с.
  5. Чепурова О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды / Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения (специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн).– М., 2004.
  6. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки / В.П. Казначеев. – Новосибирск, 1991.– 125с.
  7. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях / Ц.П. Короленко – Л.: Медицина, 1978. – 272с.
  8. Рольф Й. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес / Й. Рольф; пер. с англ. М. Аккая. – СПб: Стокгольмская школа экономики, 2002. – 132с.
  9. Кантор К.М. К проблеме общественной природы дизайна / К.М. Кантор // Вопросы технической эстетики: сб. науч. ст. – М: Искусство, 1970. – Вып.2. – С. 18-80.
  10. Ренчлер П. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / И. Ренчлер, Б. Херцбергер, Д. Эпстайн. – М.: Мир, 1995. – 207 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017