№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Дизайн


 Катриченко Светлана Васильевна

аспирант ХГАДИ, Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент И.В.Бондаренко, Харьковская государственная академия дизайна и искусств г. Харьков, Украина

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕНДЕНЦИИ В ДИЗАЙНЕ КЕРАМИЧЕСКОЙ ПЛИТКИ


УДК: 738.3:747:502/504

В статье затрагиваются проблемы по рассмотрению инновационных решений в сфере производства керамической плитки. Особое внимание уделяется вопросам производства экологически чистых керамических материалов. Дается анализ основных тенденций в дизайне керамической плитки.

Ключевые слова: экологические материалы, керамическая плитка, дизайн-решения, инновационные технологии


В настоящее время особое внимание прогрессивного человечества направлено на решение экологических задач. Выставка CERSAIE 2009 - 2010 годов, которая ежегодно проходит в Болонье, показала актуальность данной проблемы и пути ее решения передовыми компаниями, производителями керамических материалов. Следует отметить, что особое внимание было уделено разработке энергосберегающих технологий, уменьшению отходов и использованию питьевой воды во время производственного процесса по изготовлению керамической плитки, новым технологиям по производству более экологически чистых Slim форматов керамической плитки, которые позволяют производить плитку толщиной 3,5 мм, а также разработке антибактериальной плитки.

Анализ последних достижений в области технологии производства керамических материалов показал, что в этом процессе особое место занимает декоративная плитка итальянской компании ARCHEO CERAMICA (рис.1). В свете последних тенденций, связанных с пристальным вниманием к использованию в современном дизайне экологически чистых материалов, данная компания активно включает в состав плитки бывшие в употреблении материалы. Плитка, созданная на основе эпоксидной смолы (20%), стекла (10%) или пластика, включает в свой состав различные природные и искусственные материалы (70%): цветы, камни, металл, цветное стекло, а также природные травы. В состав плитки также могут быть вставлены бумага, текстиль, керамика, электроника и другие переработанные материалы как до их использования, так и после потребления. Несмотря на то, что плитка имеет небольшой размер (20х20 см) и толщину 6 мм, она обладает высокими техническими характеристиками: устойчивостью к истиранию, к разрыву, устойчивостью к кислотам, стойкостью к ультрафиолетовому излучению. Область применения такой плитки весьма обширна. 

Рис.1. Tiles of ARCHEO CERAMICA

Плитка может использоваться в дизайне столешницы. В сочетании с керамической фоновой плиткой она может быть композиционным акцентом в любом современном интерьере, позволяет выявить новые возможности формирования предметно-пространственной среды человека. В данном случае можно сказать, что все более отдаляясь от принципа «форма следует за функцией», концепция предложенной декоративной плитки формирует принцип « форма следует за эмоцией». Современная популярность плиток на основе природных материалов – это воплощенная возможность обеспечить человеку новую степень комфорта, используя инновационные технологии, а также качественно новый дизайн, максимально приближающий человека к природе.

Основная экспозиция выставки CERSAIE не ограничивается раскрытием инновационных технологий в сфере производства керамических отделочных материалов. Большая роль здесь отводится показу творческого потенциала ведущих архитекторов и дизайнеров, которые активно сотрудничают с крупными компаниями – производителями отделочных керамических материалов. В настоящее время ведущие дизайнеры с мировым именем сотрудничают с итальянскими производителями, которые занимаются производством фарфоровой плитки. Современные технологии и характеристики керамической плитки позволяют решать творческие задачи самого различного уровня: поиск выразительных форм плитки, ее размеров и моделей.

В этой связи особо следует отметить разработки дизайнеров для компании BARDELLI. Данная компания широко известна своими тесными контактами с ведущими дизайнерами. Начиная сотрудничать с компанией с 1999 года, они подготовили целый ряд знаковых моделей декоративной керамической плитки. Рассмотрим инновационные разработки итальянского дизайнера Патриции Уркиолы, а именно новейшие коллекции плитки "Déchirer" для компании Mutina. Сложность текстуры плитки "Déchirer" основана на идее отразить «следы» промышленной продукции, создать поверхность, имитирующую присутствие прошлых событий истории. Поверхность плитки имеет рельеф различной высоты, что дает возможность при различном освещении получать выразительные, не повторяющиеся впечатления от игры керамической поверхности.

Данная коллекция была создана в 2008 году, однако ее экспозиция на CERSAIE 2010 года показала, что в настоящее время идея контрастов текстур и формата плитки остаются актуальными. Данная коллекция, кроме того, имеет матовую поверхность, что также является проявлением основополагающих тенденций на рынке керамических материалов. "Déchirer" признана лучшей разработкой керамической фарфоровой плитки. Благодаря тому, что плитка имеет высокие технические характеристики, значительно превышающие пределы соответствия с международными стандартами, она может выполнять функцию столешницы, как видно на рис.2.

Рис.2-5. фактура плитки "Déchirer",гексагональные формы плитки "Déchirer", дизайн Патриции Уркиолы 

Следует отметить тот факт, что формы, образующие столешницы, не изолированы друг от друга, они находятся во взаимодействии. Таким образом, сама форма плитки задает возможность комбинаторного развития композиционного построения различных по форме столов. Для того, чтобы понять, насколько интересно предложение по плитке "Déchirer" дизайнера Патриции Уркиолы, необходимо также рассмотреть основные условия объединения форм плитки, исходя из категорий симметрия – асимметрия (рис.3-4). Использование гексагональной формы плитки в современном дизайне дает возможность построить композицию поверхности стены как абсолютно симметричную, поскольку плитка имеет правильную форму многогранника и ее внутренняя организация близка к сферической, она может строиться по принципу «лучевой» композиции, относительно центрального элемента. Переход от симметрично организованной композиции на поверхности стены к асимметричной происходит за счет уравновешенности композиции модулей плитки. Комбинируя таким образом симметричные композиции и асимметричные, можем получать бесчисленное множество вариантов декоративного решения поверхностей стен (рис.3,4).

В настоящее время, когда массовые промышленные разработки и изделия во все большей степени доминируют в повседневной практике, появилась необходимость в более пристальном анализе и подходе к дизайну керамических материалов, как основе создания образного решения внутреннего пространства. В качестве попытки уйти в среду фауны и флоры итальянская компания SETTECENTO предложила дизайн керамической плитки с имитацией змеиной кожи, а также шкуры различных животных. Результат экспериментов можно видеть на рис.6.

Рис.6-7. SETTECENTO, animal tiles Рис.8. NEXTEP, (new collection) 

Обдуманный уход в сторону повышенного внимания к такого рода поверхностям плитки делает ее в интерьере композиционным акцентом, подчиняющим себе практически все окружение. Используя плитку с текстурами шкур животных, следует учитывать не только взаимосвязи архитектурного пространства, его наполнение, тонально – цветовое решение, но и, что особенно важно – предпочтение и художественный вкус владельцев данного интерьера. Развивая, таким образом, тему привнесения природы в быт современного человека, мы добиваемся индивидуальности и эксклюзивности в решении средового дизайна. Как альтернативный вариант использования текстуры кожи на поверхности керамической плитки, следует рассмотреть отделочные материалы итальянской компании NEXTEP. Плитка из кожи NEXTEP объединяет два концептуальных подхода к пониманию комфорта в интерьере и два технологических нововведения: нижний слой – основа керамической плитки – керамогранит. Он обеспечивает гигиеничность и прочность; верхний слой – натуральная кожа – делает рисунок плитки уникальным.

Интересен графический подход к дизайну плитки на рис.9-10, которую представила на выставке CERSAIE-2010 компания LEA CERAMICHE.

Рис.9-10. LEA CERAMICHE, серия Urban Рис.11. MARAZZI, серия SOHO 

Существенную роль приобретает смысловое значение рисунка плитки, его элементов. Поскольку задерживают на себе внимание очертания города, улиц и зданий, их умелое взаиморасположение, уравновешенность композиции, плитка воспринимается как своеобразная карта города. Дополнительным выразительным и нетрадиционным эффектом является поверхность новой плитки. Инновационные методы производства данной плитки смогли решить не только технологические проблемы в создании отделочного материала, но также и его дизайн, его текстуру. В создании текстуры плитки участвует бронза и антрацит, которые и стали основной базой для ее изготовления. Следует также отметить и то, что плитка изготовлена на 40% из переработанных материалов и имеет LEED сертификацию качества.

Продолжая исследовать тему производства текстурированной плитки, нельзя не отметить серию SOHO компании MARAZZI (рис.11). Геометрический рисунок рельефа плитки создает непрерывную поверхность трехмерных керамических модулей. Тектонические свойства плитки, сформированные по формальному типу, не только обладают лаконичностью и точностью, но и обладают способностью вызывать определенную направленность движения. В данном случае асимметричная композиция керамической поверхности усилена динамичностью формы плитки. Такой подход к дизайну плитки выявляет взаимодействие всех величин ее элементов и создает выразительную конструктивную компановку керамической поверхности. Производимые плитки выполнены в соответствии с принципами экологически устойчивого производства отделочных материалов, благодаря высокому процентному содержанию переработанного материала. Дизайн плитки SOHO получил две основных награды в области дизайна: Elle Décor International Design Award – приз за лучший дизайн-проект 2010 года в категории «керамические стены» и приз за лучший дизайн – проект года в категории «керамическая плитка», представленный ведущим американским журналом мебели и интерьера.

Поиски новых концепций керамических плиток не ограничиваются композиционными приемами и предложением включения новых материалов. Рассматривая новые тенденции в дизайне плитки, следует выявить новое видение плитки для пола в исполнении дизайнера Арнаут Виссера и Эрика жан Кваккела. Рассматриваемая плитка (рис.12) представляет собой сочетание стандартной керамической основы (тела), по всей поверхности которой «набрызгом» разбросаны стеклянные капли. Данное предложение дизайна плитки сочетает в себе, прежде всего, нестандартное решение, идею самой плитки, а также ее функциональное предназначение. Использование объемных капель из стекла на поверхности предотвращает скольжение, что немаловажно для напольной керамической плитки. Одновременно создаются возможности для получения массажа ног. Новая концепция плитки была разработана в сотрудничестве с компанией TICHELAAR MAKKOM.

Рис. 12. Glassdrop floor tiles by Рис.13. INALCO, Рис.17.Candy porcelain by Arnout Visser, Erik jan Kwakkel. цифровые технологии Garogres 

Одной из самых инновационных тенденций стала возможность использования цифровых технологий. Данная технология позволяет воспроизвести любое необходимое изображение. Процесс печати цифровых фотографий способен полностью реализовать на поверхности плитки с максимальной достоверностью (рис.13). Характерной особенностью данной технологии исполнения поверхности плитки является реалистичный подход дизайнера к проектируемому объекту, видение сюжетной реалистичной линии изображения на плитке. Варианты печати по плитке не ограничены. Тенденция цифровых технологий позволила дизайнерам использовать керамическую плитку в самых разнообразных местах интерьера.

Для дизайнеров и архитекторов, как показал анализ исследуемого материала, большой интерес представляет разработка унифицированного типоэлемента сложной формы, выполненного из керамической плитки, способного образовывать различные комбинаторные композиции. Практика показала, в современном дизайне применяются простейшие из подобных форм, образующие собой сложную упорядоченную декоративную поверхность. Данная поверхность представляет собой заданный элементами орнамент с плотной симметричной или же с преобладанием свободного поля укладкой. Орнаментированная поверхность может быть образована различными способами симметрии или асимметрии. Своеобразной разновидностью комбинаторных композиций, выполненных из керамической плитки, в настоящее время является введение разнообразных дополнительных цветовых отношений, что также влияет на вариативность при укладке (рис. 17).

Поиски комбинаторного формообразования не останавливаются на выборе плоскостных или рельефных уинфицированных типоэлементов. Итальянская компания FAP разработала новые трехмерные керамические комбинаторные формы (рис.18), асимметричные и отвечающие различным функциональным предназначениям. Ячейка пустотелой керамической формы представляет собой объемный блок, при сочетании которого может быть составлена конструкция с различным утилитарно-конструктивным применением. В связи с этим необходимо отметить, что устойчивая геометрическая форма унифицированного керамического модуля может быть сгруппирована в структурную перегородку, которая разделяет внутреннее пространство интерьера. Кроме этого, конфигурация керамического типоэлемента дает возможность использования его как полочки для аксессуаров и различных туалетных принадлежностей.

Рис.18. FAP, Libreria Рис.19. плитка-плантатор, дизайнер Мария Фуэнтес

Решение дизайнерами задач комбинаторного формообразования в трехмерном пространстве привело к созданию выразительной коллекции керамического модуля зонтичной формы с применением функциональных и декоративных типоэлементов. Разработка основывается на решении системы модулей, выполняющих функцию цветочного кашпо (рис.19). Так называемая настенная плитка - плантатор, изготовленная в Милане на Furniture Fair 2009, была разработана дизайнером Марией Фуэнтес из Пуэрто-Рико. Модули изготовлены из переработанных материалов, могут применяться как внутри помещений, так и снаружи. Чтобы создать иллюзию, что внутри стены – трава, растения, цветы, которые растут прямо изнутри помещения, дизайнер использует два вида формы: плоскостную и рельефную. Из-за уникальной формы, которая дает возможность плотного прилегания керамических типоэлементов, цветочные кашпо блокированы, что позволяет использовать площадь стены очень рационально и создавать различные композиционные модели на поверхности стен, в зависимости от типа растительности.

Совершенно новая уникальная керамическая плитка разработана исследователем доктором Сьюзен из Ames Research Center в Моффетт Филд, штат Калифорния. В настоящее время использование новой плитки возможно для изоляции холодильников, печей и автомобильных каталитических нейтрализаторов. Новая плитка представляет собой композитный материал на основе волокон керамической плитки. Волокна, которые формируют плитку, в основном из смеси кремния и оксидов алюминия, а пространство внутри необработанной плитки менее миллиметра в ширину. Однако новая плитка имеет слой аэрогеля, иногда называемый "твердый дым", внутри воздушного пространства плитки. Аэрогель работает так же, как кусок твердого вакуума, потому что препятствует попаданию воздуха или других газов при транспортировке тепла через материал. Аэрогель является твердым пористым веществом из кремнезема, глинозема, угля или других материалов. Space Shuttle плитки – так называют ее сейчас, выдерживают высокую температуру, кроме этого, семь лет назад была проведена экологическая экспертиза аэрогеля плитки. Уникальная технология изготовления плитки с аэрогелем защищает космические аппараты с очень высокой температурой, но, кроме этого, материалы также будут эффективны для защиты от льда, образующегося на чрезвычайно холодных топливных баках, когда транспортное средство находится в состоянии ожидания на площадке для запуска в космос. Жаропрочные плитки, которые охватывают корпус Shuttle, являются лишь частью системы термальной защиты (TPS).

Данная система изолирует каждое орбитальное судно и экипаж от высоких температур до 3000 градусов по Фаренгейту, когда орбитальный аппарат возвращается на Землю со скоростью, превышающей 17000 миль в час. Система включает также изоляционные одеяла, состоящие из белой керамической плитки, которая выдерживает более низкие температуры и состоит из усиленного углеродно - композитного материала. Исследователи уникальной керамической плитки предполагают возможность применения ее не только для космических целей, но и для использования дизайнерами на Земле.

В этой связи можно отметить, что данный подход можно будет рассматривать для использования в средовом дизайне и, прежде всего, в дизайне промышленных сооружений, где особое значение имеют характеристики температурного режима.

Таким образом, мы вправе заключить, что в настоящее время разработка энергосберегающих технологий, уменьшение отходов во время производственного процесса по изготовлению керамической плитки способствуют появлению новых экологически чистых керамических материалов. Особенности технологических процессов приводят к созданию уникального дизайна керамической плитки, расширяют диапазон использования отделочных материалов в современных интерьерах. Создание унифицированных трехмерных керамических модулей плитки раскрывает как эстетические, так и утилитарные характеристики рассматриваемых отделочных материалов. Вышеперечисленные тенденции свидетельствуют о важности продолжения исследований, разработок и инноваций в данной области.


Библиография

1. www.spaintiles.info

2. www.cersaie.it

3. www.marazzitecnica.com

4. www.ceramicasantagostino.it

5. Специализированный каталог «Cer magazine international». Италия., 2007.

6. Специализированный каталог «Tile international». Италия., 2007, № 1.

7. Специализированный каталог «Tile international». Италия., 2007, № 8.

Спеціалізований каталог:Tile international / Mosbild 2008/


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017