№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Дизайн


 Горбачевская Мария Александровна

студентка Института Урбанистики УралГАХА, Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Климова Г.П. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

ПОЗИТИВНАЯ СУБКУЛЬТУРНАЯ РЕФЛЕКСИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ДИЗАЙНА


Молодые люди, как наиболее активная и открытая социально-культурному прогрессу группа, являются проводником позитивных изменений. Конкурс мобильного кино является одной из форм практической реализации инновационных социальных проектов. В статье представлена реализация концептуальной модели социального дизайна и его коммуникативная составляющая, основанная на анализе предпочтений целевой аудитории.

Ключевые слова: социальный дизайн, субкультурная молодежная рефлексия, мобильное кино, коммуникации


Практика «вписывания» нового в уже существующие социальные системы или их позитивная коррекция могут являться сферой интересов и методов проектирования социального дизайна. «Социальный дизайн представляет собой попытку решить проблему инновационного развития существующих социальных систем, особенно достаточно крупных, дифференцированных, ресурсоемких и инерционных» (из отчета СМАРТ-Концепта по итогам апробации курса «Социальный дизайн») [6].

Базовой дисциплиной и инструментом социального дизайна считается социальное проектирование – конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [2, с. 7]. Таким образом, социальное проектирование в своей основе предполагает определенные изменения в обществе. Эти изменения планируются и реализуются в соответствии с ценностными позициями субъектов проектного творчества. Дизайн есть всегда представление об идеальном, иначе говоря, социальное проектирование представляет собой разновидность духовной инновационной деятельности.

Социально-культурные инновации, привносимые в нашу жизнь, подхватываются и осмысляются, в первую очередь, в молодежной аудитории. В позитивной рефлексии, в поисках смысла и себя самих именно молодые люди чаще всего становятся проводниками прогресса, социальных изменений и инноваций. Чаще всего в молодежной среде посредством эвристической инициативы рождаются новые жанры и культурные феномены.

Проект, о котором пойдет речь в этой статье – Конкурс мобильного кино. С одной стороны, он наиболее ярко демонстрирует черты современной информационной эпохи, по-новому интегрирующей феномены технологии и искусства. С другой стороны, двухгодичная практика его проведения позволила преодолеть традиционные клубные формы организации молодежных объединений по типу киноклубов и литературных секций. Медиатехнологии сделали доступными оперативную аудио-визуальную фиксацию реальности, и Интернет-сообщество мобильного кино (рис. 1), шире стали границы и содержание девиза МТС – «Моя территория свободы». Конкурс прошел от простого обсуждения творческих этюдов участников конкурса до заявки на постоянно действующий орган оперативной фиксации «болевых точек» проблем и ситуаций, происходящих в масштабах региона, мегаполиса, общества.

gor1.jpg

Рис.1

Цели проекта:

1) Популяризация доступности визуального искусства, стимулирование развития короткометражного кино, инноваций, эксперимента в кино.

2) Расширение возможностей творческой молодежи – предоставление молодым авторам права быть ангажированными широкому кругу зрителей, а также получить возможность привлечь внимание и оценку профессионалов.

3) Экстраполяция методологии социального дизайна как инструментального средства объединения и стимуляции продуктивной проектной рефлексии молодежной части общества.

4) Активное приобщение массовых зрителей и профессионалов к новым выразительным возможностям и технологиям современного кино и медиакультуры.

Развитие информационных технологий, средств связи и коммуникации в конце ХХ – начале XXI веков внесло значительные изменения в жизнь каждого человека. Невозможно отрицать их влияние на сферы культуры и искусства.

Мы живем в эпоху социальных и культурных трансформаций и невольно становимся свидетелями изменений, вызванных «цифровой революцией». На наших глазах рождаются новые виды и жанры искусства, одним из которых, возможно, является и предмет нашего проекта – мобильное кино. Фильмы, снятые на камеры мобильных телефонов, получают все большее распространение и могут стать новой вехой в истории кинематографа.

Кино – дитя двадцатого века. Его появление обусловлено достижениями науки и техники в области оптики, химии, электро- и фототехники, физиологии зрения. Его появление и развитие стимулировали социальные особенности новейшего времени: потребность художественно осмыслить общее нарастание динамики жизни, расширение и углубление взаимозависимости самых разных процессов (быстрое перемещение действия в географическом пространстве; связь событий, происшедших в одном конце земного шара, с событиями в других его концах; взаимодействие человека с различными сферами действительности), вовлечение в исторические действия огромных людских масс, потребность в раскрытии духовной жизни человека, потока его сознания и каскада действий [1, с. 288].

Что такое мобильное кино? Определим его как демократическое направление современного кинематографа, относящееся к суперкороткометражным фильмам. Мобильное кино – это видео, снятое на непрофессиональные цифровые видеокамеры, интегрированные в мобильные телефоны или другие цифровые мобильные устройства. Мобильное кино, как правило, не бывает продолжительнее 5-10 минут. Это, с одной стороны, обусловлено техническими ограничениями и возможностями маленьких камер, с другой – спецификой съемки «на лету».

Однако «мобильность» такого видео заключается не в инструментальной особенности, производной от технической реализации, «мобильность» здесь понимается как смыслообразование субъекта социального творчества – содержательная и оперативная реакция на ситуацию, объект, явление и т.д. Основные принципы: 1) доступное кино – то, что не требует финансовых вложений, декораций и сложных сценариев; 2) простое кино – то, что может сделать каждый и что каждый может понять; 3) быстрое кино – то, что снимается на ходу; 4) свое кино – снятое камерой «из-за пазухи», своя история в дневник.

Мобильное кино – это очень молодое и самое демократичное направление современного кинематографа. Авторами таких фильмов являются, как правило, молодые люди – жители крупных городов и мегаполисов.

Кино как жанр передает динамику эпохи; оперируя временем как средством выразительности, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике [1, с. 290]. Фильмы, снятые на камеры мобильных телефонов сегодня, способны передать эстетику и реалии современного времени: скорость, доступность, массовость, упрощенность и клиповое сознание.

Являясь свободным, мобильным, гибким, не имеющим границ, жанр «мобильного» кино имеет огромный потенциал влияния. Короткометражный фильм может вместить в себя и этюд-наблюдение и законченную историю, заставляющую задуматься, сопереживать, радоваться. Это фильм с собственной атмосферой, идеей и замыслом. В короткометражке на первом месте замысел, творческая идея, и потом реализация [7].

Фильмы, снятые на маленькие цифровые камеры, могут стать и становятся одним из самых актуальных жанров современного кино и социального проектирования. Помочь жанру вырасти и получить поддержку или критику профессионалов кино-искусства – одна из задач, стоящая перед организаторами проекта.

Конкурс мобильного кино был организован по инициативе компании МТС на Урале и Уральского отделения Союза кинематографистов России и впервые представлен в Екатеринбурге в рамках фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» в декабре 2010 г. Важно, что оценивают работы участников и профессиональное жюри, и все желающие – через голосование в Интернете.

Социальная сеть – основная площадка проекта. В настоящее время в группе «Моя территория свободы. Конкурс мобильного кино» зарегистрировано более 700 участников. «Двоеначалие» – наличие организаторов – обеспечивает основные ресурсы проекта: финансовую базу, призовой фонд и кадровый ресурс для разработки рекламной и PR-кампании (далее – информационной поддержки) с одной стороны, организацию культурной части мероприятия, экспертную оценку и организацию судейства – с другой.

Ожидаемая кумуляция аудитории, вовлеченной в проект – около 5 тысяч человек. Ядро аудитории должна составить молодежь в возрасте до 25 лет: учащиеся старших классов школы и студенты ВУЗов (преимущественно Урала). Аудитория фестиваля «Кинопроба» – творческая интеллигенция, студенты и преподаватели творческих вузов. Наибольшей популярностью фестиваль пользуется у студентов анимационных и киношкол, студентов УралГАХА, УрГУ, ЕАСИ, непосредственными зрителями фестиваля являются около 4000 человек. Конкурс мобильного кино должен стать площадкой для творческой реализации молодежи Урала.

С увеличением роли информации в развитии общества в целом и в экономической сфере, в частности, повышается значимость эффективного управления коммуникационными процессами – передачи информации от источника к получателю с минимальными потерями. В разработке социальных проектов невозможно обойтись без подготовки коммуникационной стратегии, также, как невозможно обойтись без разработки маркетинговой и рекламной стратегии в бизнесе. Когда речь идет о социальных изменениях, а именно на это и направлены социальные проекты, мы неизбежно приходим к необходимости использования манипулятивных технологий и средств массовой коммуникации как инструментов достижения целей проекта.

К средствам массовой коммуникации в классическом понимании относятся средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, сегодня и Интернет. В более широком смысле СМК – это также реклама и связи с общественностью, публичные мероприятия, а также брендинг и фирменный стиль [4, 5].

Разработка концепции коммуникации социо-культурного проекта предполагает создание сообщения – адресного обращения к целевой аудитории проекта, а также определение каналов коммуникации и подготовки плана рекламной и PR-кампании. Под рекламным сообщением мы понимаем вербальную и визуальную составляющие медиа-текста, включающие название и фирменный стиль.

Отправной точкой в разработке коммуникации является определение целевой аудитории – адресата обращения. Целевая аудитория проекта молодежь –значит, в построении коммуникации мы должны это учитывать.

Опираясь на данные маркетинговых исследований и на экспертные оценки специалистов в области рекламной коммуникации, мы можем выделить следующие мотивы и ценности, значимые для нашей аудитории:

- яркие ощущения, волнение, азарт, риск;

- свобода от обязательств, ответственности, рутины;

-поиск себя и экспериментирование с жизнью помимо своей роли в школе/на у чебе/дома/на работе;

- экстремальные приключения и переживания: спорт, путешествия, музыка и.т.п.

Исходя из перечисленных качеств и ценностей, мы можем сделать выводы о должном характере коммуникации:

- новаторская, умная или даже шокирующая реклама;

- «ненормальная» логика, сюрреализм, выход за рамки реальности; — смелые решения в дизайне;

-передача ценностей свободы и независимости, бескомпромиссного индивидуализма.

Поскольку предмет нашего проекта – кино, будет логичным использовать в коммуникациях символы или прямые указания на кино, видео, фильмы.

Создаваемый фирменный стиль конкурса понимается нами как набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Целью разработки фирменного стиля проекта является его визуальная идентификация.

Определенные выше требования к коммуникации проекта находят свое отражение в графике: используются динамичные шрифты, смелое расположение текстов, яркие краски, сочетание фотореалистичных и графических элементов (рис. 2).

gor2.jpg
Рис.2

Рекламная кампания имеет целью донесение информации до потенциальных участников конкурса. Однако для нас важно привлечение к проекту внимания общественности. Эта цель может быть достигнута средствами PR (Public Relations – связи с общественностью). То есть подготовка коммуникационной кампании, помимо разработки дизайна и рекламных текстов, включает в себя и подготовку текстовых материалов для прессы.

Необходимо отметить, что характер аудитории также накладывает отпечаток и на каналы коммуникации с ней, а не только на содержательную часть сообщения. Так, при выборе конкретных средств массовой информации, мы руководствуемся предпочтениями целевой аудитории.

Важный канал рекламной коммуникации – печатная и сувенирная продукция для конкурса (рис. 3, 4). Для информирования аудитории необходимо подготовить тираж полиграфической продукции для распространения в местах скопления молодежи. Сувенирная продукция – эффективный канал построения лояльности (приверженности конкурсу) и дополнительный инструмент привлечения внимания. Следует отметить, что ни одно культурно-массовое мероприятие не обходится без сувенирной продукции, особенно, если речь идет о фестивалях (а наш проект реализуется в рамках фестиваля киношкол). Связано это с мифологическим характером коммуникации и идеологизированным отношением к фестивалям как «местам рождения легенд» [3, с. 210].

gor3.jpg

Рис.3

gor4.jpg

Рис.4

Название конкурса «Моя территория свободы» отвечает сразу нескольким требованиям: 1) соответствие философии проекта как конкурса творческих работ в новом, свободном от ограничений и доступном каждому жанре; 2) соответствие ценностям аудитории проекта и выработанным требованиям эффективной коммуникации с данной аудиторией; 3) название «Моя территория свободы» несет ассоциативную рекламную нагрузку – аббревиатура «МТС» соответствует первым буквам слогана и указывает на одного из организаторов проекта.


Библиография

  1. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев.  –М.: Астрель, 2005.
  2. Луков В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. – М.: Флинта, 2007.
  3. Медиа: введение /под ред. А. Бриггза, П.Кобли. – М.: Юнити, 2005.
  4. Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями / В.Л. Музыкант. – М.: Эксмо, 2008.
  5. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. / Л.Н. Федотова. – СПб.: Питер, 2004.
  6. Сайт агентства развития территорий «СМАРТ-Концепт» URL: http://novoterra.org/1548/1601/  
  7. Сайт Фестиваля мобильного кино. URL: http://www.mms.mts.ru/fmk

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017