№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Дизайн


 Агафонова Жанна Владимировна

магистрант УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор Кокорева Л.В.
ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ


УДК: 746.4
ББК: 85.126.6

В статье рассматривается состояние экологии на сегодняшний день, влияние экологических проблем на задачи дизайна. Сформулированы и рассмотрены основные методы решения экологических проблем с помощью дизайна одежды.

Ключевые слова: проектирование одежды, профессиональная этика, экология и мода


На сегодняшний день проблема экологии является одной из самых важных тем, обсуждаемых человечеством. Термин «экология» был впервые употреблен в 1866 году немецким биологом Э. Геккелем (1834-1919), ставшим основоположником науки о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. На тот период времени этот термин содержал более узкий смысл. Ученый полагал, что такая наука будет заниматься исключительно взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. И только к 70-м годам прошлого столетия термин «экология» прочно вошел в нашу жизнь. Однако на сегодняшний день о проблемах экологии фактически говорят как о социальной науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Перечислять весь список глобальных экологических проблем не имеет смысла. Сегодня экологическую ситуацию можно охарактеризовать как близкую к критической. И наверняка каждый понимает совершенную очевидность пагубного потребительского отношения человека к природе, лишь как к объекту получения богатств и благ.

Поскольку экологические проблемы носят глобальный характер и тесно связаны со всеми видами деятельности человечества, то и в мире моды на них обращают серьезное внимание. Впервые экологическая тема появилась в моде в 70-80-е года. Но тогда дизайнеры решали ее довольно примитивно, такая тема скорее являлась источником вдохновения для создания чего-то нового: появляются такие стили, как «сэконд хенд», винтаж, гранж. Нельзя не упомянуть и о создании более серьезного направления, которое действительно было ответом на экологические требования тех годов. Это направление так и называется – «экологический» стиль, который предполагал одежду из натуральных, преимущественно льняных и хлопчатобумажных тканей, естественные цвета, отделку ручной работы и так далее. Однако за прошедшее с тех пор время произошли изменения в понимании влияния экологических проблем на дизайн одежды, затронувшие, прежде всего, принципы проектирования одежды.

Сегодня экологическое направление в дизайне связано главным образом с этикой профессиональной деятельности, с изменением целей и задач дизайна в современном мире. Такая проблема как «вещизм», возникшая после формирования идеологии «общества потребления», в котором критерием жизненного успеха выступает объем личного потребления, изменила традиционное отношение к вещи. Теперь производители вместо качества и долговечности акцентируют свое внимание на удобстве в потреблении и модности. Появилось много вещей одноразового пользования, и мы видим их на каждом шагу. На настоящий момент модные циклы очень непродолжительны, однако, почти каждый из нас стремится успеть за их сменой, а некоторые и опередить. Такая гонка не позволяет понять тот факт, что порождение всё новых потребностей и их удовлетворение в ущерб природным системам находятся в тесной взаимосвязи, образующей единый механизм, являющийся причиной глобального кризиса.

Для решения такой глобальной проблемы требуется всеобщее понимание пагубности потребительского отношения к природе, необходимо изменение самой философии отношения к ней. Если исходить из масштабности действий по решению экологических проблем, то самыми значительными являются такие направления как экологизация производства и экологизация потребления. Экологизация производства решает проблемы, связанные с экономией природных ресурсов, безвредными и безотходными технологиями, вторичным использованием изделий.

В дизайне одежды эти проблемы решаются путем отказа от искусственных и синтетических материалов, которые практически не ассимилируются с окружающей средой, негативно влияют на здоровье самого человека (в частности, накапливают статическое электричество) и производство которых является не экологичным. Эти материалы следует заменять естественными материалами, традиционными для изготовления одежды: льном, хлопком, шелком, шерстью, а также путем замены натуральных кожи и меха искусственными (особенно это относится к меху редких диких животных, перьям экзотических птиц, занесенных в «Красную книгу»). Экологичная одежда и обувь заинтересовали многих именитых дизайнеров, например, Ральфа Лорена и Томми Хилфигера [1].

Но главный двигатель экоподходов в большой моде – это, конечно, Стелла МакКартни. Среди любимых материалов Стеллы – винил, пластик, ткань, различные виды искусственной кожи. Вместо шуб она предлагает всевозможные пальто и парки из искусственной шерсти. Однако известно и неоднозначное отношение к этой проблеме некоторых дизайнеров, поскольку мех и кожа являются не просто предметами роскоши, но и традиционными с древности материалами для изготовления одежды [3]. Так, К.Лагерфельд (который работает для фирмы «Фенди») считает, что отказаться от одежды из натурального меха и обуви из натуральной кожи столь же трудно, как и от потребления мяса. Так или иначе, сегодня это вопрос дизайнеры и потребители вправе решать сами: отказываться или не отказываться от использования кожи и меха. Тем более, что совсем отказаться от синтетических материалов и вернуться к натуральному сырью невозможно.

Наиболее перспективным является создание новых материалов с новыми эксплуатационными свойствами, которые обладают способностью саморазлагаться, а также разработка безвредных и безотходных технологий производства с целью получения экологичной продукции. Замкнутые экоциклы предусматривают безотходные технологии, повторное использование ресурсов, поскольку «мусорный кризис» стал наиболее ощутимым признаком нерационального использования сырья. Вторичная переработка сырья является сегодня самым популярным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды. Дизайнеры одежды также занимаются проблемой регенерации отходов, повторного использования сырья, предлагая множество вариантов ее решения: от вторичного применения до продления срока жизни бывшей в употреблении одежды, о чем свидетельствует расцвет в 1990-е годы бизнеса «сэконд хэнд» [1].

Экологизация потребления, означающая его разумное сокращение и возврат к вещам длительного пользования, так называемая «медленная мода» – модное направление, которое стремительно набирает популярность на Западе. Это концепция дизайна, ориентированного на устойчивый результат в долговременном смысле, с учетом будущих потребностей людей, подразумевающего соединение экологической и социально-этической ответственности, то есть сохранение окружающей среды и социальной справедливости.

Красивый во всех отношениях пример экологичной моды — американская марка украшений Alkemie. Ее авторы, супружеский дуэт дизайнеров, производят продукты из переработанных материалов.

Хорошо передает идею slow fashion название лондонского магазина Labour and Wait. Магазин продает предметы интерьера и обихода, похожие на идеальные музейные объекты. При этом выглядит всё очень модно. Вопреки всем правилам сменяемости модного ассортимента, 10 % товара тут продается уже 10 лет, с самого открытия магазина. «Речь идет о попытке уйти от мгновенного вознаграждения, — рассуждает Саймон, совладелец магазина. — Идея в том, чтобы вложить что-то и иметь терпение дождаться, пока взойдет результат». Это очень модная тема — магазин, который не принуждает каждый сезон полностью обновлять гардероб, а дает инструмент для выражения собственной индивидуальности. Идею подхватили очень многие, в том числе отечественные производители — например, Oh, my knits! [4].

Гуманизация дизайна означает стремление к превращению современного человека из пассивного потребителя готовых благ в творца, планирующего и проектирующего свою пространственную и социальную среду. Концепция сотворчества потребителя и дизайнера нашла своих сторонников и среди модельеров. Человек включается в процесс создания своего образа, так как ему не навязываются готовые и завершенные образы. Демократизм современной моды, бесконечное разнообразие стилей, форм, силуэтов, из которых каждый может выбрать то, что подходит именно ему, — все это предоставляет свободу не только в следовании или неподчинении моде, но и самореализации. Особенно много внимания этим проблемам уделяют японские модельеры, привнесшие в европейскую и международную моду новое понимание взаимодействия человека и его одежды. Иссей Мияке, например, особо указывает на возможность участия потребителя в творческом процессе создания одежды: «Без изобретательности тех, кто будет ее носить, моя одежда — не одежда. В ней предусматривается простор для фантазии потребителя, который сможет понять ее по-своему». Йёджи Ямамото воссоздает вещи на 70-80 %, а клиенты уже носят так, как им хочется. Это совершенно новый подход к моделированию одежды и именно ему принадлежит будущее [2].

Вообще в дизайне одежды японские модельеры, соединив японскую и европейскую художественные традиции, сумели создать совершенно новую одежду, которая не является ни чисто японской, ни европейской, а, скорее, может восприниматься как одежда будущего. И одежда будущего должна отражать проблемы экологии, особенно экологии человека.


Библиография

  1. Экологические проблемы и основные тенденции в современном дизайне одежды [Электронный ресурс] / сайт Po6iv.ru. – М., 2007. – Режим доступа: http://www.po6iv.ru/art/osnovnie_tendenzii  
  2. Японский вклад в haute couture [Электронный ресурс] / сайт Look at me. – М., 2007. – Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flows/from_tokyo_to_moscow/posts/90913-yaponskiy-vklad-v-haute-couture  
  3. История бренда. Стелла Маккартни – веганка от мира моды [Электронный ресурс] / сайт Fashiontainment. – М., 2007. – Режим доступа: http://community.livejournal.com/fashiontainment/89150.html  
  4. Колонка байера: о феномене slow fashion [Электронный ресурс] / сайт Look at me. – М., 2007. – Режим доступа: http://www.lookatme.ru/flows/buyers_blog/posts/114661-slow-fashion


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017