№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Дизайн


 Белошейкина Валентина Викторовна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Л.В. Кокорева Л.В. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия" г. Екатеринбург, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ


УДК: 746.4
ББК: 85.126.6

В статье рассматривается подход к удовлетворению потребностей потребителя с нестандартным типом фигуры в одежде посредством использования зрительных иллюзий при проектировании. Представлена типология зрительных иллюзий и рассматриваются особенности использования зрительных иллюзий в моделировании одежды.

Ключевые слова: моделирование одежды, зрительные иллюзии в проектировании одежды


В настоящее время остро стоит проблема выживания предприятий легкой индустрии в России. Современные рыночные отношения, ориентированные на свободный рынок и конкуренцию, показывают, что успех швейных предприятий напрямую зависит от их способности выпускать конкурентоспособную продукцию, что обеспечит эффективность производства. Основной задачей легкой промышленности России является, скорее, не расширение масштабов производства, а создание новой высокотехнологичной продукции. Выживание предприятий в современных рыночных условиях во многом зависит от решения вопросов расширения ассортимента выпускаемой продукции, сокращения сроков подготовки новых моделей к внедрению в производство и повышения качества готовых изделий. Сегодня следует уделить большое внимание потребителям с нестандартным типом телосложения, которые составляют большой процент потребителей рынка одежды. В настоящее время таким потребителям сложно найти для себя одежду, отвечающую их требованиям. При проектировании одежды на фигуры с отклонениями от типового телосложения наибольшие трудности вызывают фигуры больших размерных групп и полнот. Вопросы проектирования одежды на фигуры больших полнот недостаточно изучены не только с точки зрения конструкторских решений, но и композиционных, также в настоящее время мало изучены сами особенности телосложения полных фигур.

Анализ современного состояния производства и потребительского рынка одежды для полных женщин показал, что она не удовлетворяет запросам потребителя. Модели европейских стран красивы, модны, эксклюзивны, но, как правило, из-за высокой стоимости недоступны для большинства российских женщин. В то же время, недорогие модели из Турции и азиатских стран имеют низкое качество. В России одежду для полных женщин производят в основном небольшие швейные предприятия. Существенным недостатком предлагаемой ими одежды является ограниченный ассортимент моделей и не всегда удачные конструкции. Поэтому перед специалистами, работающими в области проектирования одежды в России, стоит актуальная на сегодняшний день задача непрерывного совершенствования методов проектирования одежды на нетиповые фигуры, в частности, на полные фигуры.

Одним из приемов гармонизации фигуры является использование зрительных (оптических) иллюзий. Оптические иллюзии, феномен зрительного восприятия человека, применяются уже несколько столетий в архитектуре и изобразительном искусстве. Однако в большинстве случаев скрытые богатые возможности зрительных иллюзиях не используются в проектировании одежды. Возможно, это обусловлено тем, что нельзя просто перенести известную оптическую иллюзию в область моды, иллюзия в приложении к одежде может дать неожиданные результаты [1].

Зрительной иллюзией называется непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета и с общей совокупностью знаний о нем [2]. Зрительные иллюзии – это закономерно возникающие у разных людей впечатления искажения размера, формы и цвета предметов в определенных условиях их восприятия. По существу наше впечатление обусловлено субъективными факторами или строением физиологического аппарата, или психологическими условиями восприятия. Оптическое впечатление закономерно основано на устройстве человеческого органа зрения или способе восприятия видимого объекта. Иллюзии не на всех действую одинаково: на одних – очень активно, на других оказывают слабое воздействие.

Иллюзии могут быть обусловлены несколькими причинами:

1. Физические причины. Ими, например, обусловлены все факты, когда, вследствие отражения или преломления лучей, мы видим предметы не в том направлении, в котором они находятся.

2. Физиологические причины связаны с особенностями устройства человеческого глаза. Сюда же относятся особенности мускульных движений глаза.

3. Психологические причины. К ним относится восприятие смысла целой фигуры, направление внимания, понимание перспективы и влияние прошлого опыта.

4. Иллюзии, обусловленные цветом, ведут к изменению восприятия не только формы, но и цветового впечатления. Как правило, такие иллюзии появляются за счет использования эффекта усталости глаза к цвету [3].

К костюму имеют отношение типы иллюзий, связанные с восприятием цвета, направлением углов, размеров линий, форм, переоценки площадей. Применяя законы зрительных иллюзий в проектировании одежды, можно зрительно изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить, расширить или сузить, скрыть какие-то недостатки. Зрительный обман при создании одежды используется уже очень давно, история костюма знает немало примеров создания зрительных иллюзий. Так, например, очень широкие и пышные юбки помогали сделать талию уже, завышенная линия талии зрительно удлиняла ноги, воротник «фреза» создавал иллюзию маленькой, изящной головки. Для зрительного увеличения роста использовали вертикальные декоративные отделки в костюме и высокие головные уборы [4].

В образе современной женщины все больше заметен отход от естества природы и повышение роли модного оформления. Важную роль в восприятии современного идеала красоты играет внешнее впечатление соразмерности, пропорциональности фигуры, гармоничности роста и полноты, отсутствие ярких дефектов фигуры. Такое впечатление может быть достигнуто с помощью одежды.

Одежда имеет значение не сама по себе, а на определенном человеке. Человеческая фигура далеко не всегда идеальна. Для достижения идеала в фигуре выделяют желаемые очертания, а если выделить нечего, то создают их видимость, а невыгодные особенности фигуры попросту маскируют, скрывают. Это – самый простой путь. В таких случаях фактически получаются другие очертания, и это, собственно, не является зрительным обманом. Большая часть приемов гармонизации дефектов и особенностей фигуры относится к такому типу приемов. Другого рода задача возникает, когда физически форму изменить невозможно, в этом случае необходимо использовать зрительные иллюзии, именно они могут помочь сделать полную фигуру более стройной, дать кривую линию там, где на самом деле прямая. В то же время, если не знать и не принимать в расчет законы зрительного восприятия, то при определенном соотношении частей одежды и фигуры может возникнуть впечатление, которое совершенно испортит композиционный замысел. Знание законов зрительного восприятия и зрительных иллюзий позволит избежать этого [3].

Примеры оптических иллюзий, которые можно использовать при проектировании одежды:

belo1.jpg

 belo2.jpg

1. Иллюзия Мюллер-Ляйнера, или принцип схождения и расхождения линий. Она была открыта в 1889 году. Иллюзия Мюллер – Ляйнера заключается в том, что линия, на концах которой поставлены обращенные внутрь углы, кажется гораздо меньше, чем равная ей линия, у которой стороны на концах обращены наружу. Расстояние, заключенное между углами или ограничительными линиям имеет тенденцию сжиматься, казаться меньше, когда линии на концах сближаются, и, наоборот, увеличиться, растянуться, когда линии на концах расходятся [5]. Движение глаза «внутрь» в случае схождения стрелок вынуждает нас думать, что линия становиться короче, а движение глаза «наружу» в случае расхождения стрелок, что линия удлиняется (рис.1).

Иллюзия Мюллер-Ляйнера может быть использована в одежде для зрительного изменения пропорций фигуры на нужных участках. Если линии, идущие от головы, скошены вниз, а линии, идущие от ног, скошены вверх, то фигура кажется короткой. Если же линии, идущие от головы, скошены вверх и наружу, а от ног скошены книзу, получится впечатление более высокой фигуры. В современном костюме активно применяются наклонные линии и диагонали, с помощью которых можно достигнуть эффекта, который дает иллюзия Мюллер – Ляйнера (рис. 6, а,б,в).

belo3.jpg

2. Иллюзия Вундта и иллюзия Геринга. Иллюзия Вундта — это оптическая

belo6.jpg

иллюзия, впервые описанная немецким психологом В. Вундтом в XIX веке (рис. 3). Суть иллюзии состоит в том, что две вертикальные линии являются прямыми, но для наблюдателей они могут выглядеть искривлёнными внутрь. Искажение создаётся за счёт пересечения этих прямых косыми линиями. Иллюзия Геринга — оптическая иллюзия, обнаруженная немецким физиологом Э. Герингом в 1861 году. Две вертикальные линии на рисунке прямые, но они выглядят отклоняющимися наружу. Искажения создаются за счёт фона, образованного прямыми, пересекающимися в одной точке (рис.2). Аналогичный, но интровертированный эффект производит иллюзия Вундта.

Используя иллюзию Вундта в одежде, можно сделать так, что прямая линия будет казаться вогнутой. Соответствующее расположение придает некоторую стройность полной фигуре и может более четко выразить талию (рис. 9). Иллюзия Геринга дает обратный эффект. Если поднять всю иллюзорную фигуру Геринга выше линии талии, то она создаст впечатления объема в области груди или плеч (рис.8 а - е).

belo5.jpg

3. Иллюзия заполненного промежутка. Во многих случаях зрительное впечатление зависит от того, что заполненное расстояние кажется больше, чем равное ему незаполненное. Промежуток, заполненный деталями или разделенный на части, кажется больше при известной величине делений или деталей, чем пустой и неразделенный. Прямоугольник, заполненный поперечными полосами, кажется выше и уже, чем прямоугольник, заполненный продольными полосами (рис. 5). В первом варианте вертикальная сторона разделена и кажется больше, во втором варианте – горизонтальная. Однако переоценка заполненного промежутка происходит не во всех случаях. Заполненный промежуток, кажется больше, только если деления достаточно многочисленны и находятся близко друг от друга. Если делений немного и они недостаточно часты, иллюзия исчезает и может наступить обратное явление. Суждение о том, что в платье с продольными полосами человек кажется выше и тоньше, справедливо только при достаточно широких промежутках. Иллюзию заполненного промежутка можно применить в тех случаях, когда нужно удлинить или сократить рост, ширину талии или плеч (рис.11 а, б). Нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которой не стоит увеличивать, поскольку, если направить внимание на какой – либо предмет, он будет казаться еще больше [3].

belo8.jpg

4. Иллюзия контраста фигуры на фоне (иррадиация). Светлые предметы на темном фоне кажутся больше, чем равновеликие темные предметы на светлом фоне. Черный квадрат на белом фоне будет казаться меньше такого же по размеру белого квадрата на черном фоне (рис. 4). Иррадиация тем сильнее, чем более светла и блестяща иррадиирущая поверхность [6]. Одна и та же женщина будет казаться толще и больше в светлом платье и меньше и стройнее в темном. Руки в белых перчатках кажутся больше, черная обувь визуально уменьшает размер ноги. Светлые и блестящие ткани зрительно увеличивают размер фигуры [3]. Если боковые части одежды выполнить из ткани темного цвета, а центральную часть из светлой ткани, то полная фигура будет казаться более стройной (рис. 10 а, б).

belo7.jpg

Зрительные иллюзии также можно применить для создания эффекта «разрушения формы», отвлекая этим внимание от проблемных участков фигуры, но сохраняя общий силуэт костюма (рис.7 а - г).

belo4.jpg

Таким образом, можно сделать вывод, что оптические иллюзии могут активно использоваться при создании одежды, особенно для полных и нетиповых фигур. Знание и умение исполь¬зовать зрительные иллюзии в дизайне костюма позволяет грамотно решать задачи проектирования.


Библиография

  1. Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. / Т. В. Козлова, Л.Б. Рытвинская, З.Н. Тимашева. – М.: Легпромбытиздат, 1990. – 320 с.: ил.
  2. Сорина Е.А. Презентация внешности или фигура в одежде и без. / Е.А. Сорина, Н.А. Сорина. – М.: ГНОМ - ПРЕСС, 1998. – 224 с.: ил. – (серия Одежда плюс психология).
  3. Беляева - Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. / С.Н. Беляева - Экземплярская.– М.: Академия моды, 1996. – 117 с.
  4. Гусейнов Г.М. Композиция костюма: учеб. пособие/ Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
  5. Толанский С. Оптические иллюзии. / С. Толанский. – М. : Мир, 1967. – 128 с.
  6. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. / И.Д. Артамонов.– М.: Наука, 1969. – 223 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017