№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Архитектура


 Корабельщикова Ксения Олеговна

магистрант УралГАХА Научный руководитель: профессор Госсен Л.Х. ГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия", г. Екатеринбург, Россия

РАЗВИТИЕ ТЕНДЕНЦИЙ МИНИМАЛИЗМА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА


УДК: 72.01

В статье рассматриваются факторы, влияющие на формирование стилевого направления минимализм и новые функции, которые он обрёл в начале XXI века. Возникнув в качестве альтернативы репрезентации культуры, сейчас минимализм обретает новую функцию – создание целостной микросреды, способной защитить человека от избыточности культуры и информации.

Ключевые слова: минимализм, Карим Рашид, Паола Навоне


Минимализм профессиональное сообщество дизайнеров называет одной из популярных тенденций формообразования в средовом дизайне. Почему стилевое направление, зародившееся в начале 20 века, остаётся актуальным и в начале 21 века?

Одним из основных факторов, влияющих на формообразование среды в целом и появления какого-либо стиля, является социальный заказ. Социальный заказ в средовом дизайне – требования, выдвигаемые обществом, его социальными группами, которым должна удовлетворять среда. Именно смена социального заказа является силой процессов преобразования среды человеком. По мере изменения общественных условий, видов деятельности, эстетических взглядов и критериев в обществе возникает потребность в адекватном изменении среды его существования. Социальный заказ может быть выражен явно или скрыто в психологически-поведенческих стереотипах образа жизни [1].

kor1.jpg
Рис. 1. Небоскрёб Сигрэм
 Билдинг в Нью-Йорке, 1958 год.
Людвиг Мисс ван дер Роэ.

Минимализм как термин появился для обозначения американского искусства 1950 годов и распространился на архитектуру и дизайн. Его истоки нужно искать в первых десятилетиях 20 века в работах известных архитекторов модернизма. Архитектором, чьё искусство впервые было названо минималистским, был Людвиг Мисс ван дер Роэ. (Рис. 1) Его небоскрёбы со стальной конструкцией, обнесённые прозрачным стеклом, стали для мировой культуры символом этого стиля [2].

Минимализм возникает как отказ от излишеств и украшательств. Он отвечает потребности в поиске новой конструктивной чистоты и технологичности, использовании инновационных материалов, современных конструкций и форм [3].

Учёные сходятся во мнении, что исторические стили с чётко обозначенными признаками остались в прошлом. Сейчас в дизайне нет стилей, только стилевые направления, чёткие границы между которыми иногда трудно определить, потому что в основе многих лежат одни и те же идеи и одно направление является логическим продолжением другого. Так, идеи минимализма содержались в работах конструктивистов, развивались под воздействием смены социальных заказов и, в конечном итоге, породили то, что принято называть «чистый минимализм». В настоящее время минимализм тоже не статичен, а меняется под воздействием возникновения новых потребностей, возникающих у человека.

Современному потребителю, живущему в условиях мегаполиса, не хватает пространства, свободного от лишних деталей, шума, хаоса. Остро стоит проблема комфорта в агрессивной городской среде. В постиндустриальном обществе, которое отличается предметным изобилием и информационной насыщенностью, усиливаются агрессивные установки по отношению к человеку.

Возникнув в качестве альтернативы перенасыщенности и репрезентации культуры, сейчас минимализм обретает новую функцию – создание комфорта и восстановление сенсорного баланса. Но, в то же время, «чистый минимализм» не удовлетворяет в полной мере потребности человека в комфортной среде, так как слишком холоден, стерилен. Появляется потребность в «эмоциональном потреблении». Проекты, созданные с учётом этой потребности, можно отнести к «чувственному минимализму».

В стиле чувственного минимализма создаёт некоторые свои коллекции мебели, пожалуй, самый известный на сегодняшний день дизайнер-женщина Паола Навоне. (Рис. 2, 3) Особый этап в ее творчестве – работа с Casamilano, для которой она создала незабываемую черно-белую коллекцию в стиле чувственного минимализма. Работая над этой коллекцией, Паола черпала вдохновение в творчестве японского кутюрье Иссе Мияке [4].

kor2.jpg kor3.jpg
Рис. 2. Casamilano ABAT-JOUR.
Паола Навоне
Рис. 3. Casamilano MING и DALI. Паола Навоне.

 

Одним из таких примеров также является творчество Карима Рашида – поклонника не только высоких технологий и рациональности, а также большого эстета и художника, наделяющего свои интерьеры и их предметное наполнение чувственностью. Все его проекты красивы и изящны, если не сказать больше. (Рис. 4, 5)

«Я стараюсь развивать мебель и объекты как «антистрессовые» предметы, которые привносят радость, а не неудобство, которые упрощают задачи и повышают наш уровень красоты. Настроение поднимается, когда мы чувствуем красоту, комфорт, роскошь, немыслимые друг без друга» [5].

«Я стараюсь максимально приблизить их (интерьеры) к потребностям сегодняшнего человека. Мы ведь всё больше живем в виртуальном пространстве, и наш физический мир приобретает от этого иное значение. Поэтому предметы обстановки становятся технологическими объектами. Я уже не раз говорил и писал о том, что отрицать хай-тек — значит, отрицать современный образ жизни» [5].

kor4.jpg kor5.jpg

Рис. 4, 5. Светильники для фирмы «Artemide». Карим Рашид.

Таким образом, сегодняшний минимализм нацелен на создание комфортного пространства в архитектуре и дизайне. Это создание целостной микросреды, способной защитить человека от избыточности культуры и информации. Но, в то же время, он должен отвечать требованиям «эмоционального потребления», в противном случае он окажется слишком холодным, «стерильным» и поэтому некомфортным для пребывания в нём человека. Родившийся в среде художников, интеллектуалов, людей, ответивших мещанскому обществу отказом от многих, казавшихся такими привычными вещей и, как следствие, от привычных жизненных установок, минимализм сегодня распространяется на самые разные слои общества во всем мире. Но чаще всего своего потребителя находит среди обеспеченных и преуспевающих слоёв населения, так как будучи высокотехнологичной, эта простота – непозволительная роскошь для многих.


Библиография

  1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Под ред. И. Попова. – М.: Архитектура-С, 2004.
  2. Крутских Е. Ю., Литвинов Д.В., Интерьер вашего дома. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – С. 63-66.
  3. Михайлов С.М., Михайлова А.С., История дизайна. Краткий курс: уч-к. для вузов. – М.: Союз Дизайнеров России, 2004. – С. 270-274.
  4. Мусиенко Ю.: Паола Навоне. "Чувственный минимализм" + "роман" с этно. [Электронный ресурс] / Ю. Мусиенко // А3d.ru – Режим доступа:  http://www.a3d.ru/design/stars/64 
  5. Логиновских И.: «Чувственный минимализм» Карима Рашида. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://dkvartal.ru/iloginovskih/3652

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017