№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Дизайн


 Абрамова Анастасия Александровна

студентка УралГАХА,
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Климов В.П.
ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»
г. Екатеринбург, Россия

 Букулова Диана Вадимовна

студент УралГАХА, Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Климов В.П. ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия» г. Екатеринбург, Россия

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИАДИЗАЙНА В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ


УДК: 378.14

Актуальность нашей работы определяется необходимостью адаптации новейших средств мультимедиакультуры и методологии медиадизайна с целью их внедрения в конкретную сферу региональной экономики – туристический бизнес.

Ключевые слова: технологии медиадизайна, виртуальные экскурсии, региональный туристический бизнес, дом Ипатьева, Храм-на-Крови


В последние годы сложившийся во многом стихийно российский рынок туристских услуг при отсутствии координирующего начала находится в кризисном состоянии, и российские объекты туризма, несмотря на огромный рекреационный потенциал страны, до сих пор не включены в постоянные международные туристские цепи. Одна из причин заключается не только в отсутствии привычного для западного клиента комфорта и безопасности, но и недостаточном развитии медиасервиса.

Процесс формирования и отправки туристских групп за рубеж без использования сетевых компьютерных технологий также недостаточно эффективен даже в Москве и Санкт-Петербурге, не говоря уже о прочих многочисленных городах и регионах России. Количественные показатели развития туристической индустрии еще не показатель качественного приращения.

Актуальность нашей работы определяется необходимостью адаптации новейших методов мультимедиакультуры и дизайна информационных средств с целью их внедрения в конкретную сферу региональной экономики – туристический бизнес. Своевременность такой задачи обусловлена еще и тем, что информационные технологии медиадизайна уже давно и активно внедряются в сферы деятельности туризма развитых стран, благодаря чему представление программы и маршрута экскурсии становится все более и более интересным, очевидным, достоверным и эффектным.

В рамках нашего исследования предъявлен один из наиболее посещаемых объектов г. Екатеринбурга – место расстрела царской семьи – Храм-на-Крови. Работа включала процесс создания сценарной концепции виртуальной экскурсии «История Екатеринбурга»: дом Ипатьева – Храм-на-Крови, предваряющей проектную разработку - создание мультимедиа-продукта визуальной презентации программы и маршрута экскурсии «Виртуальная экскурсия по историческим местам Екатеринбурга. Метаморфозы: «Дом Ипатьева – Храм-на-Крови».

Основным содержанием нашего проекта явилось иллюстративное и литературно-тематическое обеспечение заданного экскурсионного маршрута. В него входят историко-архивное описание объекта, план-сценарий экскурсии по теме «Исторические места Екатеринбурга». Конкретизацией маршрута и его границами исследования является дом Ипатьева в городе Екатеринбурге.

Кроме этого, дано гипотетическое представление мультимедийного продукта, задающего аудио-визуальный образ виртуальной экскурсии, который включает в себя объемную модель памятника архитектуры и его элементов, содержит общую информацию об объекте: текстовое описание, изображение, видеофрагменты. Методика создания и применения такого продукта даст специалистам в туристической сфере возможность максимально наглядно представлять региональные достопримечательности и с большим эффектом осуществлять свою деятельность.

Виртуальное представление объектов наследия – это наглядный продукт, предлагаемый потребителю (пользователю). Сегодня возможно говорить о фактическом, потенциальном или виртуальном клиенте. Фактические посетители – это нынешняя вполне реальная аудитория; потенциальных посетителей музей стремится привлечь в планируемом будущем всеми возможными средствами рекламы. Особая аудитория музея – виртуальные посетители, которые независимо от своего местонахождения, социального статуса и образования могут активно использовать возможности веб-ресурсов проектируемого объекта, включающего интерактивные базы архивных данных, литературной мемуаристики, музейных коллекций, виртуальных экспозиций и т.д. Виртуальный ресурс создает у пользователя иллюзию реальной действительности и превращает его из потенциального в виртуального посетителя музея.

Безусловно, виртуальные ресурсы являются новым пространством культуры и определенным индивидуальным музейным продуктом. Создается этот продукт совместными усилиями специалистов, научных сотрудников, дизайнеров, фотографов, менеджеров. Практика показывает, что члены проектной группы, по возможности, должны работать в одном коллективе, знать структуру и специфику организации, приоритеты ее деятельности, слабые и сильные стороны не "извне", а "изнутри".

Кроме работы с глобальной сетью Интернет, важно также использовать возможности мультимедиа как системы и технологии, обеспечивающей возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации. Отличительной характеристикой таких систем является высокое качество воспроизведения, а также возможность их взаимосвязанного и взаимодополняющего использования. Внедрение трехмерных виртуальных реконструкций в реальном музее помогает зрителю "погрузиться" в образное пространство выставочной экспозиции или в эмоциональную атмосферу, созданную субъектом проектного творчества. В этом случае мультимедийные технологии могут служить инструментом создания оригинальных виртуальных экспозиций, вернисажей и интерактивных мультимедийных образовательных и развлекательных программ.

Как любой созданный интегрированный информационный ресурс, виртуальный музей предполагает действенную и скоординированную информационную составляющую, продуманный маркетинг и паблисити организации культуры. Представленный электронный видеоряд, сконцентрированный контент, элементы анимации и мультимедиа должны соответствовать одной из главных функций социокультурного учреждения: популяризация материального и духовного наследия.

Начало проектной работы было следующим:
- была предложена модель хранения и представления данных;
- собраны необходимые материалы по двум объектам дом Ипатьева и Храма-на-Крови;
- разработаны макеты страниц интерфейса виртуальной экскурсии.

Для разработки мультимедийного продукта «Виртуальная экскурсия по историческим местам Екатеринбурга» была использована иерархическая модель представления данных, так как она является более удобной и простой в связях между уровнями и узлами в них.

Схема иерархической структуры мультимедийного продукта

ab1.jpg

Такая структура представляет совокупность элементов, связанных между собой по определенным правилам. Объекты, связанные иерархическими отношениями, образуют ориентированный граф (перевернутое дерево). К основным понятиям иерархической структуры относятся: уровень, элемент (узел), связь.

Узел – это совокупность атрибутов данных, описывающих некоторый объект (фото, модели, 2D чертежи, текстовые документы). На схеме иерархического дерева узлы представляются вершинами графа. Каждый узел на более низком уровне связан только с одним узлом, находящимся на более высоком уровне. Иерархическое дерево имеет только одну вершину (корень дерева), не подчиненную никакой другой вершине и находящуюся на самом верхнем (первом) уровне. Зависимые (подчиненные) узлы находятся на втором, третьем и т.д. уровнях. Количество деревьев в базе данных определяется числом корневых записей. Каждому узлу структуры соответствует один сегмент, представляющий собой поименованный линейный кортеж полей данных.

Каждому сегменту (кроме корневого) соответствует один входной и несколько выходных сегментов. Каждый сегмент структуры лежит на единственном иерархическом пути, начинающемся от корневого сегмента.

После изучения историко-архивного заключения и проведения натурных исследований объекта культурного наследия строится виртуальная модель.

Для реализации этой части проекта реставрации была использована программа Macromedia Flash. Были реализованы следующие стадии создания проекта:

-Реализация 3D модели дома Ипатьева, которая представляет собой облет вокруг дома Ипатьева.
-Реализация 3D модели Храма-на-Крови, которая состоит из обзора Заупокойного Нижнего храма и Верхнего храма – Во имя всех Святых.

В результате получилась наглядная, детально проработанная трехмерная информационная модель здания-памятника архитектуры.

Собранные ранее материалы были использованы для наполнения мультимедийного продукта «Виртуальная экскурсия по историческим местам Екатеринбурга. Метаморфозы: «Дом Ипатьева – Храм-на-Крови» мультимедиа объектов.

Для просмотра собранных данных по объектам культурного наследия разработаны макеты страниц будущей виртуальной экскурсии.

Программа предполагает наличие следующих крупных разделов:
– Стартовая страница, на ней расположено название виртуальной экскурсии.
– Главная страница, где расположены списки объектов культурного наследия, распределенные по разным классификациям.

При выборе кнопки «Ипатьевская ГОЛГОФА» пользователю будет представлена электронная версия книги, которая реализована с помощью программы Adobe InDesign CS5.

Таким образом, кроме виртуальных вариантов проекта медиадизайна, нами разработан и реализован макет книги «Ипатьевская ГОЛГОФА» (в жанре традиционного графического дизайна). Реализация электронной версии книги с помощью данной программы позволяет выполнить дизайн печатной продукции. Adobe InDesign CS5 обеспечивает точный контроль над типографикой и предоставляет встроенные инструменты дизайна, предпечатной проверки и публикации документов для печати, размещения в интернете и вывода на экраны мобильных устройств. Позволяет добавлять интерактивные элементы, анимацию, видео и звук в макеты страниц для привлечения внимания читателей.

Типовые функции InDesign CS5:
а) Импорт видео в формате FLV/F4V и аудио в формате MP3.
б) Новая палитра «Слои», схожая с аналогичной палитрой в Adobe Illustrator и Photoshop.
в) Новые эффекты интерактивных углов.
г) Предварительный просмотр мгновенной обрезки.
д) Функция интерактивного распределения.
е) Включение сетки для инструментов создания фреймов.
ж) Улучшенное создание серии дубликатов.
з) Поворот с помощью инструмента «Выделение».
и) Преобразование нескольких выбранных объектов.
к) Упрощенное редактирование и выделение объектов.
л) Анимированные подписи.
м) Функция автозаполнения фрейма и так далее.

В книге реализованы следующие разделы:
-краткая жизнь Николая II;
-расстрел царской семьи;  «судьба» дома Ипатьева;
-возведение Храма-на-Крови.

Изучение материала для книги помогло лучше узнать жизнь царской семьи, понять причину их расстрела, а также причину сноса дома Ипатьева, последняя глава посвящена Храму-на-Крови.

При выборе кнопки «Дом Ипатьева», представленной на рисунке 7, на экран будет выведено меню, содержащее:
-фотоархив (2 альбома);
-видеоархив;
-виртуальная экскурсия (2 видеофайла – «путь к месту убийства», 3Д модель дома Ипатьева (облёт вокруг дома).

При нажатии на верхнюю надпись «Дом Ипатьева» будет выпадать свёрток, на котором можно прочитать об истории дома.

При выборе кнопки «Храм-на-Крови» (рис. 8), на экран будет выведено меню, содержащее:
-фотоархив (2 альбома);
-видеоархив;
-виртуальная экскурсия.

При нажатии на верхнюю надпись «Храм-на-Крови» будет выпадать свёрток, на котором можно прочитать об истории воздвижения Храма.

Для создания 3Д тура (виртуальной экскурсии) использовалось следующее программное обеспечение: PTGui, Pano2VR, Tourweaver 5.0, Adobe Photoshop CS5.

Возможности программы:

1) Создание сферических, цилиндрических или плоских панорам из любого числа исходных изображений.

2) Полная автоматизация: создание панорамы в несколько щелчков мыши.

3) Предварительный просмотр в реальном времени.

4) Редактор панорам для визуального и диалогового редактирования.

5) Полная поддержка 16-битного режима.

6) Создание панорам, пригодных для обработки в Photoshop.

7) Чтение информации EXIF c изображений, сделанных цифровыми камерами.

8) Определение параметров линзы.

Новые возможности и улучшения:

а) Улучшено управление памятью, в результате чего ускорились операции по склеиванию фотографий.

б) PTGui теперь рационально использует RAM на 64 битных Windows системах.

в) В Panorama Editor добавлена функция обрезки.

г) Функция смешивания стала работать быстрее, она затрагивает меньший объем памяти, а качество смешивания при этом значительно улучшилось.

д) Исходное изображение автоматически обновляется, если файл на диске был изменен.

е) Генератор контрольных точек стал более чувствительным.

ж) Добавлена поддержка GPS (корректно работает с JPEG и TIFF) и др.

Реализация мультимедийного продукта при использовании вышеперечисленных программ позволила реализовать виртуальную экскурсию по историческому месту, где некогда стоял дом Ипатьева.

Особенностью нашего проекта является то, что он составляет часть комплексной темы, выполненной двумя авторами. Вклад каждой можно определить лишь условно. За Д. Букуловой была закреплена информационно-технологическая часть работы, выбор программного обеспечения, задача создания мультимедийного продукта и его презентация, производных от поискового раздела и сценарно-тематической модели экскурсии А.Абрамовой. Таким образом, каждой был проделан значительный объем работы исследовательского, аналитического, проектного и исполнительского характера. Предъявленный на завершающей стадии иллюстративно - тематический материал по объему превысил ожидаемый результат и в силу этого имел положительную оценку руководства факультета Прикладной информатики и института Урбанистики.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017