№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 34 - Приложение Июль 2011

Дизайн


 Белова Вероника Олеговна

студент АлтГТУ, Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент Поморова Ю.Г., Институт архитектуры и дизайна ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет», г. Барнаул, Россия

 Фидиркина Юлия Николаевна

студент АлтГТУ, Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент Поморова Ю.Г., Институт архитектуры и дизайна ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет», г. Барнаул, Россия

 Назаренко Ольга Васильевна

студент АлтГТУ, Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент Поморова Ю.Г., Институт архитектуры и дизайна ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет», г. Барнаул, Россия

 Прокофьева Софья Игоревна

студент АлтГТУ, Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент Поморова Ю.Г., Институт архитектуры и дизайна ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет», г. Барнаул, Россия

РАБОЧЕЕ МЕСТО. ВЗГЛЯД ДИЗАЙНЕРА-ГРАФИКА


УДК: 721.011

В статье проведен анализ недостатков существующего рабочего места дизайнера-графика и предложены способы организации рабочего места, снижающие неблагоприятные воздействия от длительного пребывания в вынужденных положениях, требующих больших нагрузок на зрение. Предлагается многофункциональное рабочее место, позволяющее не только облегчить работу, сохранить здоровье, но и сделать ее приятной.

Ключевые слова: рабочее место, дизайн, дизайнер-график, эргономика, зонирование рабочего пространства.


В наши дни профессия дизайнера приобретает все большую популярность. Деятельность графических дизайнеров очень специфична и требует особых условий работы, в связи с чем проблема адаптации рабочего места под нужды дизайнеров становится все более актуальной. В настоящее время графики работают за стандартными столами, за которыми сидят и офисные работники [1,2], но сравнивать их виды деятельности, конечно, невозможно. Графический дизайн требует особой концентрации внимания, большой нагрузки на глаза, точности движений, аккуратности, а также задействует множество инструментов, что требует особого подхода к его организации.

В целом, проблемы организации рабочего пространства графического дизайнера можно разделить на две большие группы: пагубно сказывающиеся непосредственно на здоровье пользователя и негативно влияющие на конечный результат работы мастера. Безусловно, проблемы со здоровьем дизайнера-графика тоже ведут к снижению эффективности труда, но, все-таки, во вторую группу мы поместили те трудности, которые оказывают прямое негативное влияние на экономию времени, пространства и энергии, затрачиваемой художником.

Для начала рассмотрим первую группу проблем. Пожалуй, самой глобальной из них можно назвать проблему отсутствия зонирования рабочего пространства дизайнера, поскольку его специфическая работа включает в себя совершенно разные виды деятельности, а именно работу за компьютером и различные виды графических работ (черчение, рисование). Проблема заключается в том, что в большинстве случаев зонирование рабочей области вообще не происходит, что приводит к различным неудобствам. К примеру, за счет слияния двух обозначенных выше рабочих зон происходит резкое сокращение пространства рабочего стола, что приводит к невозможности работы с большими форматами бумаги или с крупными планшетами. Также не следует забывать о том, что непосредственная близость компьютера в течение длительного времени может негативно сказываться на здоровье человека, поскольку влияние электромагнитного излучения большинством ученых на сегодняшний день признается негативным. Необходимо заметить, что чрезмерная удаленность компьютера от основной рабочей зоны также нежелательна, поскольку отнимает время и силы дизайнера.

Далее, хотелось бы обозначить проблему угла наклона рабочей поверхности, а также невозможность смены рабочей позы из-за статичной поверхности стола. Эта проблема очень актуальна, поскольку последствия ее масштабны и отражаются на здоровье графиков, в частности, на состоянии их опорно-двигательной системы. Известно, что графические работы комфортнее выполнять на поверхности с изменяющимся в определенных пределах углом наклона [3], к сожалению, большинство обычных рабочих мест такой возможности не имеют. К тому же, все рабочие позы, сохраняемые длительное время, вредны для здоровья, поэтому идеальным решением остается возможность смены рабочей позы [3], что также необходимо учитывать.

Следующая проблема – освещение рабочего пространства. Связанные с ней неудобства влекут за собой преждевременную усталость глаз и ухудшение зрения. Решающую роль в данном вопросе играет количество света и расположение его источников относительно работающего человека. Даже удобное для письма положение источника света с левой стороны не всегда приемлемо при графической работе, поскольку в эту деятельность вовлечены обе руки и множество инструментов, которые могут отбрасывать нежелательные тени, с какой бы стороны не был установлен источник света.

Негативно сказаться на здоровье пользователя может и неправильно профилированная (или вовсе не профилированная) спинка стула, на что также очень важно обращать внимание при проектировании рабочего места. Неверное, соотношение высоты стола и стула [1,3] также может вызывать целый спектр различных заболеваний, не говоря о физическом дискомфорте. В целом, любая мебель и приспособления, важные в процессе работы, должны быть удобными для пользователя и иметь возможность регулирования некоторых параметров. Важной проблемой являются острые углы и края мебели, они также могут привести к небольшим травмам и ушибам. К следующей группе мы отнесли недостатки организации рабочего места, приводящие к снижению эффективности труда в процессе работы.

В основном, данная группа связана с недостатком мест для хранения материалов и самих работ. Проблематично эффективное использование различных предметов в процессе работы. Большой проблемой можно назвать недостаточные размеры стола (глубина и ширина). Эта проблема актуальна для графических работ, поскольку размеры бумаги, планшетов, макетов и прочего могут изменяться и достигать больших размеров. Также необходимо решать проблему и с местами хранения всех вышеперечисленных крупногабаритных предметов. Нужно отметить и то, что количество мелкогабаритных вещей, в том числе бумаги и инструментов, превышает число предметов большого размера и также требует большого количества мест хранения.

Как правило, работа дизайнера-графика ведется несколькими инструментами одновременно, что часто приводит к путанице и неудобству, таким образом, структурирование предметов для быстрого доступа к ним тоже очень актуально. Доступу же ко всей рабочей поверхности в целом часто мешают слишком высокие и непродуманные подлокотники стула, что необходимо учитывать. Особое место занимает проблема отсутствия какой-либо фиксации емкостей с различными жидкостями (такими, как тушь или вода). Очень часто опрокинутые баночки приводят к порче результата и полной переделке проекта. Также важна проблема материала, из которого выполнена рабочая поверхность, поскольку, как правило, она не годится для всего спектра графических работ, которые включают в себя не только работу с различными, зачастую цветными, жидкостями и клеями, но также и работу с некоторыми режущими инструментами, например, с канцелярскими ножами или штихелями. При этом рабочая поверхность должна быть идеально ровной.

Проблема складирования отходов не менее важна. В большинстве случаев, даже если урна для мусора присутствует рядом с рабочей зоной, расположение ее неудобно. Если же урна вовсе отсутствует, проблема приобретает гораздо больший масштаб, поскольку различных отходов, как правило бумажных, в результате графической работы чрезвычайно много. Возможно, вышеописанные проблемы выглядят незначительными, но, в целом, их одновременное решение поможет избежать ошибок, ускорить работу, сэкономить энергию дизайнера, а в итоге, повысить эффективность и удовлетворенность результатами своего труда. Учитывая существующие недостатки организации рабочего места, мы комплексно подошли к решению проблем и предлагаем «идеальное рабочее место дизайнера-графика».

Начнем с первой группы проблем, а именно, с проблемы неверного зонирования рабочего пространства дизайнера, решение которой изображено на рисунке 1, где представлен план рабочего места в целом. Следует обратить внимание на размеры стола – в рабочей зоне, выделенной красным цветом, глубина и ширина его больше стандартных значений. Это связано с тем, что размеры планшетов и макетов бывают различного масштаба. Форма стола помогает разделить рабочее пространство на зоны, необходимые графику (зона для творчества, зона хранения и зона для работы за компьютером).

На рисунке 1а показано отделение для хранения работ, куда их можно сложить, не прибегая к сворачиванию, что сохранит первоначальный вид работ. Отделение закрывается крышкой во избежание попадания туда пыли. Далее представлена вращающаяся часть стола (рис. 1б, 3а). Известно, что дизайнеру приходится не только рисовать и чертить, но и резать и клеить. Для того, чтобы не портить покрытие стола, мы предлагаем сделать эту рабочую часть столешницы двусторонней: с одной стороны из непокрытого дерева или камня – для резки, с другой из обычного материала – собственно для рисования. Также эту часть стола можно поднимать на разную высоту, менять угол наклона и переворачивать на 180 градусов вокруг своей оси. Продолжительная работа в одном положении может неблагоприятно сказаться на здоровье. Уникальность предлагаемого стола в том, что можно поднять и повернуть столешницу так, чтобы можно было работать стоя. А для того, чтобы планшет или бумага оставались неподвижными, есть специальная полочка-зажим (рис. 3а).

Для хранения различных мелочей, бумаги, материалов и прочего предусмотрены тумбы с выдвижными ящиками (рис.1в, 1г). Верхний ящик правой тумбы (рис. 1ж, 3б) используется как подставка для различных емкостей с красками, тушью и другими жидкостями. Преимущество его в том, что размер ячеек под баночки регулируется (благодаря желобкам и двигающимся металлическим стержням внутри ящика) таким образом, что емкости любого размера легко и надежно фиксируются в ящике. Над тумбой, на поверхности стола (рис. 1д, 3в), имеется углубление для ручек, карандашей, кисточек, предотвращающее их рассредоточение по поверхности стола. Очевидно, что данный проект рассчитан на правшей, но он легко корректируется и под левшей.

Далее, на рис. 1е, 3г представлены три сквозных отверстия в столе и повторяющая их форму дощечка на стене под столом для более прочной фиксации. Эта система предусмотрена для хранения рулонов с бумагой в свернутом состоянии. А так как рулоны довольно громоздкие и часто падают, их удобнее хранить под рукой, в вертикальном положении.

На рис. 1з , 3д показано, как решено использовать образовавшееся пространство над углом стола – сделаны несколько навесных полок, регулирующихся по высоте.

Вторая часть рабочего стола – компьютерная зона. Здесь располагаются: системный блок, многофункциональный принтер с функцией сканера и копира, колонки и клавиатура с мышкой. Следует упомянуть и об освещении. На рис. 2а изображена лампа. Необычность её в том, что она может поворачиваться в разные стороны и на разные высоты благодаря использованию в её конструкции шаровых шарниров. В неё встроен регулятор интенсивности освещения.

Для того, чтобы многочисленные провода не мешали и не представляли опасности, в столешнице сделаны специальные отверстия (рис. 3е). Проблема хранения бумажных отходов решена на рис. 2б, 3ж – это небольшая урна со скругленными углами и утяжелителем на дне на колесиках.

Также при работе дизайнера-графика очень важен и стул. Уникальность представленного на рисунке 3з стула в спинке. Она состоит из 3 частей: подголовника, средней части, предназначенной для плечевого пояса, и нижней части для поясницы. Все части регулируются по высоте и наклону. Подлокотники тоже особые – вогнутой формы, для большего удобства и фиксации руки при работе, при необходимости их можно опустить вниз. Также хотелось бы отметить и фиксаторы для колесиков – они нужны для того, чтобы в ответственный момент случайно не отъехать в сторону и не испортить работу.

Стоит обратить внимание и на то, что все углы нашей мебели, где только возможно, скруглены, чтобы избежать всевозможных травм.

Таким образом, в данной работе предлагается многофункциональное рабочее место, позволяющее не только облегчить работу, улучшить ее эффективность, сохранить здоровье, но и сделать ее приятной.

belova1.jpg

 

belova2.jpg

belova3.jpg


Библиография

  1. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам / Дж. Панеро, М. Зелник; пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
  2. Нойферт П., Нефф Л. Проектирование и строительство. Дом, квартира, сад. – М.: Архитектура-С, 2007. – 264 с.
  3. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. – М. : Логос, 2001– 356 с.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017