Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (35) Сентябрь, 2011

Теория архитектуры

Лисицина Яна Юрьевна

магистр архитектуры, член Союза художников России.
Научный руководитель: доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор М.Г.  Меерович.
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Россия, Иркутск

КОМБИНАТОРНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ПО МЕТОДУ ЯКОВА ЧЕРНИХОВА – БЕСПРЕДМЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

УДК: 72.038.15
Шифр научной специальности: 85.110

Аннотация

Одной из задач погружения в метод Я.Г.Чернихова является систематизация тех базовых элементов, которыми он оперирует, создавая свои композиции. На основе анализа опубликованных трудов архитектора-художника выявлены и систематизированы все виды «беспредметных элементов», которые являются комбинаторными средствами, позволяющими создавать архитектурные формы.

Ключевые слова: Я.Г. Чернихов, архитекторы, архитектурное формообразование, беспредметные элементы

Яков Георгиевич Чернихов (1889 – 1951) – архитектор-художник, творческий взлет которого пришелся на эпоху авангарда. Мировую известность Чернихову принесли многочисленные листы авторской графики, «главными героями» которых были уникальные архитектурные композиции, абсолютно фантастичные по сути, но техничные по исполнению. Эпоха авангарда славится удивительными архитектурными идеями, такими как «Горизонтальные небоскребы» Э.Лисицкого или «Архитектоны» К. Малевича. Но уникальность феномена Чернихова состоит в том, что им явлено не только огромное количество вариативной архитектурной графики с узнаваемым творческим почерком, но и предпринята редкая в то время, но уверенная попытка систематического объяснения и методологического анализа системы, при помощи которой были созданы эти удивительные композиции.

Авангардисты замечательно владели словом, достаточно вспомнить тексты Гинзбурга или эмоциональные манифесты Малевича, но метод Якова Чернихова выделяется среди множества авангардистских учений, концепций, манифестов именно систематической материализацией в серии опубликованных трудов, связанных между собой по смыслу, идее и практическим разработкам. Книги, раскрывающие разные аспекты метода Я. Чернихова, выходят в свет с удивительной цикличностью: «Искусство начертания» – в 1927 г., а после издания «Основ современной архитектуры» (1930 г.) уже в следующем 1931 г. публикуется «Конструкция архитектурных и машинных форм» и в 1933 г. – «Архитектурные фантазии. 101 композиция».

По сути, в основе черниховского метода лежит доминирование установки на воображение, фантазию. Работы над «натурой» нет, потому что Яков Георгиевич считал, что нужно избавляться от каких-либо условностей для развития «творческих особенностей», которые заложены в каждом человеке. Одним из важнейших способов «обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры», по его мнению, является «построение представлений» [1, c.7].

Эти построения Чернихов предлагает осуществлять при помощи комбинирования так называемых «беспредметных элементов». Термин «беспредметность» он объясняет отличием подобных элементов от предметов, имеющих применение в практике (в жизни). При взаимодействии между собой беспредметные элементы дают множество вариантов архитектурного формообразования. Чернихов низводит фигуры, которые составляют здание, до элементарных частиц, буквально расчленяя на составляющие, чтобы потом с их помощью создать новые вариации формы. Любую черниховскую композицию можно разбить на образовывающие ее беспредметные элементы. Яков Георгиевич опирается на то, что точные науки (математика, геометрия, механика) так же оперируют «отвлеченностями» (беспредметностями). Он раскрывает, что именно входит в понятия «отвлеченность», «беспредметность» на примере планиметрии, стереометрии, начертательной геометрии и математики: это точка, линия, плоскость, поверхность, обьем. [2, с. 314] Чернихов вводит понятие «впечатление» здания, подразумевая, что определенный набор из беспредметных элементов ассоциативно воспринимается как то или иное сооружение.

Если представить, что черниховское архитектурное формообразование – это некий текст, то средством для написания такого текста являются именно «беспредметные» элементы. Сооружение можно создать, например, только при помощи параллелепипедов (рис.1) или цилиндров (рис. 2), или линий (рис. 3).

 Рис.1. Из книги
Я. Чернихова
"Конструкция
архитектурных и
машинных форм"

 Рис.2. Из книги
Я. Чернихова
"Конструкция
архитектурных и
машинных форм"

Рис.3. Из книги Я.Чернихова
"Архитектурные фантазии. 101 композиция" 

Все это позволяет развить образно-пространственное мышление у учащегося, не сковывая его воображение и стремление к фантазированию, потому что именно беспредметные элементы дают огромное количество новых форм при поиске и построении архитектурных образов. Список комбинаторных средств, которые участвуют в построении архитектурных объектов, обширен. Выявление полного состава беспредметных элементов является отдельной и очень непростой задачей, без которой невозможно уяснить существо метода архитектурного формообразования Я. Чернихова. Задача систематизации беспредметных элементов осложнена тем, что сам Яков Георгиевич предъявляет нам свои представления о составе и взаимосвязи беспредметных элементов – этих «монад» его творческого метода – довольно путано. Это вполне объяснимо – его метод, изложенный в печатных трудах, постоянно развивался и усложнялся. И также непрерывно сам Яков Георгиевич уяснял для себя все новые и новые нюансы и структурировал свои представления. К сожалению, он не возвращался каждый раз к переосмыслению начальных представлений, высказанных им в предыдущих книгах, не уточнял, не «исправлял» их, а просто излагал свои новые соображения. В итоге, накопилось немало противоречий, незаполненные смысловых или образных лакун, визуальный материал несколько расстыковывается с текстовым (порой отсутствуют иллюстрации под конкретные определения и упоминания, а, подчас, наоборот, – есть иллюстрации, но нет описаний под ними).

В своих трудах Я. Чернихов два раза свел беспредметные элементы в систематический вид. Первый ряд представлен в «Основах современной архитектуры» в главе «Понятие о беспредметности и элементах беспредметности». Он представлен в виде списка, состоящего из 12 элементов, «необходимых при беспредметных построениях» [1, с.17] : прямая линия; кривая линия; плоскость, ограниченная правильной фигурой прямолинейного характера; плоскость, ограниченная неправильной фигурой прямолинейного характера; плоскость, ограниченная правильной фигурой криволинейного характера; поверхности вращения правильных тел; поверхности сложно-изгибающихся тел; правильные тела вращения; правильные тела прямолинейного очертания; неправильные тела; криволинейные тела; сложные тела.

Еще один список дан во втором разделе «Основ современной архитектуры». В нем Чернихов распределяет беспредметные элементы по трем разделам: композиции линейного порядка, плоскостным композициям и пространственно-конструктивным задачам [1, c. 26-31]. В этих разделах он также указывает на ряд элементов.

I. Линейные: прямая, ломаная, кривая, смешанные линии.

II. Плоскостные: правильные фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг), неправильные фигуры.

III. Пространственно-конструктивные: ломаные плоскости, прямоугольно-конструктивные, овально-конструктивные, поверхности тел вращения, тела вращения, прозрачные объемы, простейшие объемы, сложные конструктивные объемы.

В части, посвященной видам пространственно-конструктивных композиций, Чернихов упоминает наряду с конкретными элементами (например, телами вращения) и «прозрачные объемы», «простейшие объемы» и «сложные конструктивные объемы». Эти композиции носят характер «тренировочных» упражнений, например, «простейшие» объемы призваны развить чувство массы и веса. [1, с.31, 32]. Но эти виды состоят из различных беспредметных элементов, не являются самостоятельным комбинаторным средством, и поэтому мы не включаем их в нашу заключительную таблицу. Наряду с этим, ломаные плоскости, прямоугольно-конструктивные, овально-конструктивные представляют неразрывную конструкцию, состоящую из нескольких абсолютно идентичных фигур (модулей), расположенных в пространственном отношении. Эти фигуры, как правило, – плоскостные, но в результате связи между собой слагающие сложную структуру. Такого рода пространственные структуры мы считаем необходимым выделять в отдельный вид пространственных элементов.

Множественные указания на беспредметные элементы рассыпаны Черниховым по другим источникам. Также мы встречаем перечисление «различных образных элементов» [1, с.33], которые представляют собой локально упорядоченные группы, но в единую систему не сведены: основные геометрические формы прямоугольного характера – параллелепипед, призма, пирамида [1, с. 38]. Тела вращения: цилиндр, шар, конус, эллипсоид [1, с. 38]. Сложные формы: спираль пространственного характера (винт), кривые вращения различных порядков, комбинация различных криволинейных объемов [1, с. 38].

Краткий список беспредметных элементов Я. Чернихов приводит и в «Конструкции архитектурных и машинных форм». Так, в разделе № 2 «Изучение конструктивизма» (глава 11 «Конструктивные фантазии»), перечислены: линия (прямая, кривая), плоскости, поверхности, тела (объемы). [3, с. 138] Кроме того, в этом труде также встречаются и другие перечисления беспредметных элементов. По плоскостным конфигурациям: прямолинейное очертание фигур с прямыми углами, прямолинейное очертание фигур с разными углами, криволинейное очертание фигур, смешанное очертание фигур [3, с.163]. По пространственным сочетаниям плоскостей: прямоугольно-правильные, многоугольно-прямолинейные, овальные или круглые, неопределенной формы [3, с.167]. По поверхности вращения: цилиндрические, конические, шарообразные, сложные, спиралеобразные, винтообразные, двоякоизогнутые, сложноизогнутые. По объемам: простейшие прямолинейные: пластины, бруски, кубы параллелепипеды, неправильные прямолинейные. [3, с.174], тела вращения[3, с.182], сложные изгибающиеся тела [3, с.184]. Отдельные тезисы о беспредметных элементах также обнаруживаются в книге «Искусстве начертания». По линейным: прямая линия [4, с. 33], кривая линия [4, с.60]. По плоскостным: ломаная плоскость [4, с.35], треугольник, прямоугольник, квадрат [4, с.74], круг [4, с.77], сложные криволинейные плоскости [4, с.62]. По ломаным пространственным плоскостям [4, с.35], конструктивным пространственным задачам овальных плоскостей [4, с.45]. По поверхностям: сложные кривые поверхности (ленточные) [4, с.61]. По объемам (телам): сложные прямолинейные объемы [4, с.48], криволинейные объемы [4, с.49], изгибающиеся тела [4, с.63], сложные изгибающиеся тела [4; с.63]. Упоминания о линейных (прямой и кривой линиях) [5, с.15] и плоскостных (треугольниках, прямоугольниках, квадратах, многоугольниках, в т.ч. неправильных, окружности) [5; с.18] есть в книге «Орнамент. Композиционно-классические построения».

Таким образом, Я. Чернихов назвал 12 беспредметных элементов в «Основах современной архитектуры», дополнительно еще 5 элементов в разделах, посвященных линейным, плоскостным и пространственно-конструктивным композициям, и 10 элементов в главе «Гармония объема» в «Основах современной архитектуры». Также в его трудах встречается значительное количество разрозненных указаний на другие беспредметные элементы.

Задача сведения всего множества беспредметных элементов и принципов оперирования с ними в единую систематическую таблицу на фоне этой массы упоминаний (часто, весьма тщательно упорядоченных, а порой даже не соотнесенных друг с другом) приобретает особую актуальность и сложность. Но без ее решения невозможно понять «механику» процесса архитектурного формообразования по методу Якова Георгиевича Чернихова. Поэтому мы сочли необходимым на основе изучения всех опубликованных трудов Я. Чернихова свести все беспредметные элементы в одну таблицу. 

Таблица
Беспредметные элементы1

Все беспредметные элементы распределены в ней по четырем группам: «линии», «плоскости», «поверхности», «объемы» – соответственно тому, как они применяются в трех разновидностях черниховских композиций: линейных, плоскостных и пространственно-конструктивных. Этих элементов мы насчитали 41.

В зависимости от способа их употребления в процессе архитектурного формообразования, они сгруппированы нами по трем композиционным типам, 5 группам, разбиты, в общей сложности, на 19 видов. Определения, иллюстрации, краткие характеристики беспредметных элементов, разбросанные по разным источникам, упорядочены нами таким образом, что каждому из элементов подобрано свое место среди других элементов (в том числе и в тех случаях, когда отсутствуют указания самого Якова Георгиевича).

I. Линейные

1. Прямые: ломаные, смешанные 2.
2. Кривые

II. Плоскостные
1. Правильные фигуры: плоскость, ограниченная правильной фигурой прямолинейного характера: прямолинейное очертание фигур с прямыми углами (квадрат, прямоугольник); прямолинейное очертание фигур с разными углами (треугольник). Плоскость, ограниченная правильной фигурой криволинейного характера: круг.
2. Неправильные фигуры: плоскость, ограниченная неправильной фигурой прямолинейного характера (неправильный четырехугольник, ломаные плоскости, многоугольники), сложные криволинейные плоскости

III. Пространственно-конструктивные
1. Пространственные сочетания плоскостей: прямоугольно-правильные (ломаные пространственные плоскости, прямоугольно-конструктивные); овальные или круглые (овально-конструктивные); многоугольно-прямолинейные плоскости3 ; плоскости неопределенной формы.
2. Поверхности: поверхности вращения правильных тел (цилиндрические, конические, шарообразные); неправильные поверхности вращения (сложные поверхности); поверхности сложно-изгибающиеся (спиралеобразные, винтообразные, двоякоизогнутые, сложноизогнутые).
3. Объемы (тела): правильные тела вращения (цилиндр, шар, конус, эллипсоид); правильные тела прямолинейного очертания (параллелепипед, призма, пирамида, пластины, бруски, кубы); сложные прямолинейные объемы; неправильные тела; криволинейные тела (спираль пространственного характера (винт), кривые вращения различных порядков, комбинация различных криволинейных объемов); изгибающиеся тела (сложные изгибающиеся тела).

Мы считаем, что наиболее самостоятельное значение среди беспредметных элементов имеют линейные и объемы. В опубликованных трудах Чернихова встречается достаточное количество композиций, в которых архитектурное формообразование строится только линейными элементами или только объемами, как, например, в книге «Архитектурные фантазии. 101 композиция». Существенная разница в том, что при помощи только линейных возможно получение либо фантазийных композиций, которые ассоциативно указывают, к примеру, на «величественное» сооружение, либо дают «впечатление» (термин Чернихова) сооружения. А объемы – конкретизируют объект и выступают как комбинаторный материал вполне для реальных архитектурных форм. Тема плоскостных интересна тем, что просматривается двойственность в применении этих элементов в плоскости или в пространстве. В плоскостном отношении применяются композиции из разных видов плоскостных, они взаимодействуют в одной плоскости. Для конструктивных пространственных ситуация обстоит иначе. Несмотря на то, что в основе их лежит какая-либо плоскостная фигура (в основном, правильная – прямоугольники), трехмерная характеристика начинает звучать именно при конструктивном соединении элементов.

Задача погружения в метод Чернихова и реконструкция его сущности, безусловно, не исчерпывается систематизацией тех базовых элементов, которыми он оперирует, создавая свои композиции. Она должна быть дополнена изучением процессуальной стороны метода архитектурного формообразования, т.е. процедур манипулирования с беспредметными элементами в процессе архитектурного формообразования. Эта задача представляется нам в качестве перспективного направления дальнейшего изучения творческого наследия Якова Чернихова.


1 В качестве иллюстративного материала в таблице приведены либо композиции Я.Чернихова, либо их фрагментарные части.

2 Смешанные линии получаются в результате взаимодействия как прямых линий с прямыми, так и прямых с кривыми.

3 Следует отметить, что у Чернихова, в ряде случаев, есть указания на беспредметные элементы, но нет текстовых определений этой формы, либо отсутствует иллюстрации. Эти элементы в нашей таблице мы отмечаем курсивом. Надеемся, что, в дальнейшем, будет проведена специальная исследовательская и учебно-методическая работа, и эти элементы будут проработаны.

Библиография

1. Чернихов Я.Г. Основы современной архитектуры / Я.Г. Чернихов. – Л.: Издание Ленингр. общества архитекторов, 1930. – 126 с.

2. Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых/ под ред. К. Ольмо и А. де Маджистрис. – Turin-London: Umberto Allemandi & C., 2000. – 324 с.

3. Чернихов Я.Г. Конструкция архитектурных и машинных форм / Я.Г. Чернихов. – Репр. воспр. изд. 1931 г. – М.: Аватар, 2008. – 272 с.

4. Чернихов Я.Г. Искусство начертания / Я.Г. Чернихов. – Л.: Академия Художеств, 1927. – 79 с.

5. Чернихов Я.Г. Орнамент: композиционно-классические построения / Я.Г. Чернихов. М.: Сварог и К, 2007. – 200 с.

Ссылка для цитирования статьи

Лисицина Я.Ю. КОМБИНАТОРНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ПО МЕТОДУ ЯКОВА ЧЕРНИХОВА – БЕСПРЕДМЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ [Электронный ресурс] / Я.Ю. Лисицина //Архитектон: известия вузов. – 2011. – №3(35). – URL: http://archvuz.ru/2011_3/2 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 29.08.2011
Просмотров: 84