№1(61)
Март 2018
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 37 Март 2012

Эта статья в формате .pdf


Изобразительное искусство


Серикова Татьяна Юрьевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры современных образовательных технологий.
Институт педагогики, психологии  и социологии.
ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет",
Красноярск, Россия, e-mail: serikova_72@mail.ru

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ 60-80-х ГОДОВ XX ВЕКА И ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СОВРЕМЕННИКА В ТВОРЧЕСТВЕ СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ


УДК: 75
ББК: 85.140
Идентификационный номер Информрегистра: 0421200020\0017


В статье рассматривается влияние изменений в общественной и культурной жизни на мироощущение советских людей. Изменения визуального образа «героя времени» прослежено на примерах живописных произведений ведущих сибирских художников.

Ключевые слова: «хрущевская оттепель», портрет, тематическая картина, «суровый стиль», производственная тематика


Сложно переоценить значение для духовной и культурной жизни советского общества событий, произошедших более полувека назад в легендарные шестидесятые. До сих пор на слуху слова и выражения, появившиеся в то время: «хрущевская оттепель», «шестидесятники». Время конца 50-х, начала и середины 60-х гг. XX века стало символом духовного раскрепощения общества, роста надежд на возрождение культурного потенциала, утраченного за прошедшие годы. Двадцатый съезд КПСС, состоявшийся в Москве 14-25 февраля 1956 г., обозначил перелом в духовной жизни советского общества – произошел сдвиг в политической, идеологической сферах. Второе же по важности событие в жизни страны произошло через год, когда был запущен первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту.

Мироощущение советских людей, их самосознание, вследствие этих двух событий, претерпели существенные изменения. Появилось ощущение уверенности в своих силах, стремление к новым достижениям, желание преобразовать окружающий мир, сделать его лучше, светлее. Это нашло отражение в изобразительном искусстве.

В живописных произведениях начал формироваться новый визуальный образ человека-преобразователя, хозяина жизни и своей судьбы, подобно новому человеку эпохи Ренессанса. Человек в эпоху Возрождения получил качественные отличия от образа человека Средневековья; герой времени так называемой «оттепели» в 60-е годы XX века тоже существенно стал отличаться от образа человека сталинского времени.

Интересно проследить изменения визуального образа «человека эпохи» в искусстве портрета и тематической картине. Сделаем это на примерах живописных произведений сибирских художников Тойво Васильевича Ряннеля, Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова, Анатолия Марковича Знака и Георгия Ивановича Кичигина. Разница в возрасте у этих художников незначительная, но все же их произведения отражают четыре разных этапа развития страны и общества. Следует отметить, что именно Сибирь в указанный период стала местом пристального внимания ученых-геологов. Эта земля манила к себе новых исследователей залежами полезных ископаемых и необъятными просторами.

Тойво Васильевич Ряннель родился в 1921 году в деревне Тозерово под Петроградом, в семье крестьянина-финна. Закончил в Южно-Енисейске среднюю школу, затем Ряннель поступил в 1939 году в Омское художественное училище. Во время войны он оставляет учебу и уезжает к родителям на Север. Преподает рисование в школе, а затем уходит в геологическую партию техником-геодезистом. В его рюкзаке всегда были краски, карандаши, бумага. Тойво Васильевич делал во время работы в тайге множество зарисовок и акварельных этюдов. В 1947 году Тойво Васильевич Ряннель становится членом Союза художников.

Рис.1. Т.В. Ряннель «Портрет гидролога В.Винокурова» (1963 г., х., м., 95х130)
Источник:
http://www.ryannel.ru
Рис.2. А.М. Знак «Часовой погранзаставы» (1974 г., х., м., 100х80) Источник: http://library.kspu.ru

 

В 1950 – 1960-е годы Тойво Ряннель сложился как яркий, оригинальный художник. В этот период он создает свои самые знаменитые эпические полотна: «Рождение Енисея», «Тропа великанов», «Сердце Саян», «Горные кедры», а также «Портрет гидролога В. Винокурова» (рис.1). Ученый-гидролог предстает перед нами как человек, привыкший к суровой, кочевой жизни исследователя, первопроходца, жертвующего комфортным существованием ради блага своей страны. Такой патриотический пафос был характерной чертой искусства 60-х годов, времени духовного подъема, начавшего на волне преобразований в обществе.

Анатолий Маркович Знак родился незадолго до войны, в 1939 году, в Красноярском крае на железнодорожной станции «Козулька». Становление его как художника пришлось на середину 60-х-начало 70-х годов, время учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, в творческой мастерской народного художника СССР, академика, профессора Е.Е. Моисеенко. В 1973 году Анатолий Маркович становится членом Союза художникова РСФСР. В 70-80-е годы художник проводит много времени в творческих командировках в отдаленных районах страны, в армейских подразделениях и местах ударных комсомольских строек. Художник побывал в Нарьян-Маре, в пограничных войсках («Часовой погранзаставы», 1974 г.) (рис.2), в Мурманске, Североморске, в частях морской авиации и морской пехоты («Будни морской авиации», 1982-1983 г.) (рис.3), «Летчики Колесниченко В.М и Принц А.В.», 1984 г. (рис.4). Работал Анатолий Маркович как художник и на БАМе в Кунерме и Тынде («Парни из Кунермы», 1979 г.) (рис.5).

Рис.3. А.М. Знак «Будни морской авиации» (1982-1983 г., х., м., 110х140)
Источник:
http://library.kspu.ru

Рис.4. А.М. Знак «Летчики Колесниченко В.М и Принц А.В.» (1984 г., х., м., 120х100)
Источник:
http://library.kspu.ru

Рис.5 А.М. Знак «Парни из «Кунермы»
(1979г., х., м., 100х110)

Источник: http://library.kspu.ru

 

70-80-е годы XX века – время возникновения особого интереса к людям, связанным со службой в армии, в укреплении обороноспособности страны, наращивании её технического потенциала. Образ защитника Родины приобретает романтическую окраску, имеет такие типические черты как мужественность вкупе со скромностью и бескорыстностью, готовность пожертвовать своим личным временем и комфортной жизнью ради безопасности родной страны. По сути это продолжение образа «героя-преобразователя жизни», популярного в 60-е годы, только теперь акцент сместился в сторону защиты страны от внешней агрессии.

Наряду с визуальным образом «защитника Отечества», в эти годы остается популярным образ «строителя новой жизни». Такой визуальный образ современника мы можем встретить в живописных произведениях Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова 70-80-х годов, посвященных ударным стройкам Сибири: «Хозяйка», 1975 г. (рис.6), «Артерия Нефтехима», 1975 г. (рис.7), «Нефть Сибири», 1976 г.  (совместно с В.С. Бухаровым) (рис.8). Все три работы были отмечены на различных всесоюзных и всероссийских выставках дипломами и премиями Министерства культуры СССР и России, Союза художников СССР и ЦК ВЛКСМ.

Рис.6. М.С. Омбыш-Кузнецов «Хозяйка» (1975 г., х., темп., 100х170)
Источник:
http://www.nro-shr.ru/node/56  

 

Полотно «Хозяйка» построено на сопоставлении хрупкого на вид человека и созданных им мощных промышленных комплексов, имеющих грозный «инопланетный» вид. В качестве главного героя изображена стройная молодая женщина, все могущая или всемогущая, женственный образ ещё сильнее подчеркивает разницу между хрупкостью человека и созданных им промышленных гигантов, находящихся в полном подчинении творящей воле человека.

В картине «Артерия Нефтехима» люди изображены, также как и в «Хозяйке», частью сложного хитросплетения труб, кранов, лестниц. Человек неотделим от своего творения, является одновременно его автором и частью. Взгляд на весь процесс идет снизу, изнутри, ведь действо происходит вверху, идет, бежит вперед.

Работа «Нефть Сибири» сходна с «Артерией Нефтехима» композиционным построением. Изображение людей, как части системы, становится здесь уже одним из формальных приемов, закрепленных в арсенале художника для изображения гигантских промышленных строек. Строители нефтепровода изображаются не имеющими индивидуальности, как неотъемлемые части металлической конструкции. Движения рабочих синхронны, как в хорошо отлаженном механизме, они словно артисты балета на производственную тему. В целом изображение железной конструкции нефтепровода напоминает татлинскую «Башню», в этом видится предвестие будущих «геометрических» полотен художника.

Рис.7. М.С. Омбыш-Кузнецов «Артерия Нефтехима» (1975 г., х., темп., 110х140)Источник: http://www.nro-shr.ru/node/56   Рис.8. М.С. Омбыш-Кузнецов (совместно с В.С.Бухаровым) «Нефть Сибири»
(1976 г., х., темп., 100х140). Источник:
http://www.nro-shr.ru/node/56  

 

Творчество Георгия Ивановича Кичигина, ровесника М.С. Омбыш-Кузнецова, уже имеет ярко выраженный критический оттенок, только начавший зарождаться в произведениях М.С. Омбыш-Кузнецова.

Омский живописец Георгий Кичигин, также как и Михаил Омбыш-Кузнецов, коренной сибиряк, сходны они и в том, что художественное образование получили в тех сибирских городах, где сегодня живут и работают. Михаил Омбыш-Кузнецов в 1970 году окончил архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева. Георгий Кичигин в 1974 г. окончил художественно-графический факультет Омского пединститута. Это говорит о том, что на территории Сибири практически сформировалась собственная художественно-образовательная база. Это может быть темой отдельного искусствоведческого исследования. Обратимся все же к творчеству омского мастера Г.И. Кичигина. Рассмотрим такие его работы, относящиеся к разным периодам творчества: «Контроль на маршруте», 1987 г. (рис.9), «Субботник», 1987 г. (рис.10), «Здесь будет храм...», 1994 г. (рис.12).

Рис.9. Г.П. Кичигин
«Контроль на маршруте»
(1987 г., х., м., 100х80) Источник:
http://asiaros.ru/hudogniki/kn.php  
Рис.10. Г.П. Кичигин «Субботник»
(1987 г., х., м., 112х150).
 Источник:
http://asiaros.ru/hudogniki/kn.php  

 

Идейное содержание картины «Контроль на маршруте» это глухая ночь застоя, «сон разума», изредка прерываемый внезапными и бессмысленными проверками на лояльность. Холод, ветер, сумерки, безвременье… Игра в «казаки-разбойники» с государством. Видимость доверия к сознательным, идущим в коммунизм гражданам (самообилечивание) оборачивается привычкой обманывать власть, такая привычка стала практически нормой у советского человека. Визуальный образ современника в этой работе имеет черты обезличенности и тоскливой мрачности. Формально композиция построена на иллюзии движения вглубь, прочь из салона автобуса, мимо мертвенно серьезных контролеров, вперед через двери, ворота парка/сквера, вдоль аллеи на выход из искусственно созданного райского парка/сквера/сада.

В полотне «Субботник» Георгием Кичигиным передан наивный азарт его современников, охвативший общество в перестроечные времена, когда вдруг стало казаться возможным обновление жизни государства и граждан при условии возвращения к чистоте идей первых лет советской власти. Красивая легенда о бескорыстности «истинных ленинцев», уничтоженных затем «вождем народов», послужила темой для картины омского мастера. Работа пронизана пафосом надежды, что все еще будет в СССР хорошо, страна очистится от скверны сталинско-брежневских времен и будет двигаться вперед к победе коммунизма с ленинскими идеалами. Доминантой в картине является красный цвет, тема красного/красной подчеркнута даже надписью в лозунге, лежащем на первом плане, и в кумачовой драпировке, свисающей с холстов. По стилистике и лаконизму языка картина напоминает агитационный плакат: все построено на сопоставлении идиоматических выражений, широко известных иконических изображений. Ленин с бревном, группа рабочих в касках, небо с бурными облаками, огонь горящего газа/нефти, много красиво драпируемого кумача, железная производственная конструкция – все эти идиомы живут каждая сама по себе, не связываясь сюжетно, а располагаясь по закону ассоциативного ряда в клипе или в теле сюжете/клипе.

Рис.11. Г.П. Кичигин «Лестница» (1990 г. х., м., 130х97). Источник:
http://asiaros.ru/hudogniki/kn.php
Рис.12. Г.П. Кичигин «Здесь будет храм...»
(1994 г. х., м., 112х97) Источник:
http://asiaros.ru/hudogniki/kn.php

 

Картина «Лестница» состоит как бы из трех блоков: на первом плане бетонный (искусственный камень, искусственный запрет) парапет – запрет на выход за его пределы (красные полосы по поверхности камня. На втором плане толпа различных социальных типов, третий – закатное/рассветное небо со спускающейся ниоткуда/сверху пожарной лестницей. Сборище людей – это суетящаяся толпа одиноких, каждый думает свою мысль, спешит в своем, одному ему ведомом направлении. Единственный человек, увидевший лестницу и протянувший навстречу ей руку, по очертаниям фигуры и прическе (лица невидно – фигура изображена со спины) напоминает автопортреты самого художника. В работе создан аллегорический образ современника, не замечающего за суетой единственного шанса вырваться за запрещающий парапет и обрести свободу, лишь отдельные личности способны разглядеть этот шанс к освобождению от суеты мира. Нужно лишь подняться над суетой, двинуться вверх, если пути вперед закрыты.

В целом картина построена на сопоставлении лестницы и протянутой к ней руки, такое взаимное противопоставление, или сопоставление, превращается из визуального образа в некий знак или символ стремления к свободе. При всей реалистичности языка, работа воспринимается как некая метафора, аллегория. «Здесь будет храм...» – продолжает развитие главной идеи «Лестницы». В работе 1994 года художник изображает общество, получившее относительную свободу от физических запретов, но оно не освободилось от самого главного, самого страшного «дракона», сидящего в душах. Как некий выход из духовного тупика художник указывает посредством названия работы «Здесь будет храм…» – на христианский символ веры, на деревянный крест. Крест, очевидно, установлен на месте разрушенного в годы советской власти православного храма, но пока этот «знак духовного обновления» находится за бетонным забором. Народ погружен в суету жизни, занят решением материальных проблем, но крест уже присутствует в их жизни. Хотя из-за задумчивого многоточия в названии работы возникает ощущение, что сам художник довольно скептично относится к такому «ура патриотично-православному» обновлению общества. Сложен путь души к спасению, и именно к больным приходит врач, а не к здоровым. В работе есть образ человека, вставшего на этот трудный путь спасения именно своей души, не Родины в целом, не чести коллектива.

Визуальный образ современника за период, отправной точкой которого можно считать XX съезд компартии и полет человека в космос в 1961 году, до 80-90-х годов – времени новых кардинальных преобразований в обществе, претерпел существенные изменения. Акценты в трактовке образа современника смещались от романтически настроенного, бескорыстного патриота своей Родины, будь то первооткрыватель новых земель, новых месторождений полезных ископаемых (нефть, газ) или доблестный защитник её рубежей, до человека разочаровавшего в старых идеологических принципах, ищущего выход из сложившейся ситуации и желающего обрести личную свободу от обязанностей, навязываемых общественным устройством, несущего персональную ответственность именно за себя.


Библиография

1. Вайль П. Л. 60-е. Мир советского человека / П. Л. Вайль, А. Генис. – 3-е изд. – М. : Новое лит. обозрение, 2001. – 359 с.

2. Морозов А. И. Художник в современной России: проблема выбора социальной роли / А. И. Морозов // Современное искусство в контекстах: теория, история, география, общество: мат. науч. конф. – М., 1994. – С. 139 – 149.

3. Москалюк М. В. Все что в сердце. Художники Красноярья вчера, сегодня, завтра / М. В. Москалюк. – Красноярск : Поликолор, 2010. – 288 с.

4. Москалюк М. В. Симфония цвета: Живопись Анатолия Знака [Изоматериал] : кат. / М. В. Москалюк; сост. И. Знак. – Красноярск : б. и., 2000. – 48 с. : цв. ил.

5. Назанский В. О. Нормальный художник живет вечно [беседа с искусствоведом о новосиб. художнике М. Омбыш–Кузнецова и его юбил. выст. в Новосиб. карт. галерее / записала Г. Афанасьева]  // Ведомости. – 1997. – 28 ноября. – С. 12. : портр.

6. Неверова И. А. Художественный портрет как форма постижения человека в истории культуры : дис. … канд. культурологии : 24.00.01 / И. А. Неверова. – СПб., 2008. – 149 с.

7. Развитие изобразительного искусства Советской Сибири: V зон. конф., посвящ. 70-летию Великой Окт. соц. революции, 19-23 мая : тез. докл. / отв. ред. Т. М. Ломанова [и др.]. – Красноярск : б. и., 1987. – 76 с.

8. Соколов М. Н. Михаил Омбыш-Кузнецов [Изоматериал] : альбом / сост. М. Н. Соколов; ред. Г. П. Конечна. – М. : Сов. художник, 1981. – 47 с. : ил.

9. Чирков В. Ф. Кичигин. Живопись : моногр. / В. Ф. Чирков. – Омск : Русь, 1994. – 207 с.

10. Якимович А. К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от импрессионизма до классического авангарда / А. К. Якимович. – М. : Искусство, 2003. – 491 с.

11. Барабошина В. Большому художнику – большую выставку [Электронный ресурс] / В. Барабошина. – Режим доступа : http://www.kulsi.ru/EnergyAndArt?pid3&id     

12. Гельман М. А. Портрет лица [Электронный ресурс] / М. А. Гельман. – Режим доступа : http://www.guelman.ru/gallery/moscow/portrait-of-a-face/

13. Калашникова В.Г. Кичигин: “Идти путем шоумена – значит плевать в вечность” [Электронный ресурс] / Г. Кичигин, В. Калашникова // АиФ (Омск). – 2008. – 30 января. – Режим доступа : http://omsk.aif.ru/issues/407/03_01?print  

14. Морозов А. И. Искусство России – XX век: От семидесятых к девяностым / А. И. Морозов // Новая Россия. – 1998. – № 1. – Режим доступа : http://www.ais-aica.ru/ais-aica/index.php?option=com

15. Чирков В. Ф. «Окрест» Георгия Кичигина [Электронный ресурс] / В. Ф. Чирков Самойленко. – Режим доступа : http://www.kichigin.ru/Texts/Vladimir-Chirkov-okrest.html/


Статья поступила в редакцию 29.02.2012

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017