Архитектон: известия вузов. №2 (38) Июнь, 2012
Высшее профессиональное образование
Иовлев Валерий Иванович
кандидат архитектуры,
профессор, кафедры основ архитектурного проектирования.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,
Россия, Екатеринбург, e-mail: viovlev@mail.ru
ЭКОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТОРА
УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.11
Аннотация
Ключевые слова: архитектурно-экологическая топология, пространственные представления, профессиональное развитие
Воспитание архитектора во многом связано с развитием специфического чувства пространства, которое в различные времена по-разному отражало специфику профессионального сознания. В наше время экологизация образования, науки, культуры, да и всей деятельности человека, необходимость раннего формирования и развития профессионального экологического сознания вносит новые акценты в понимание архитектурной пространственности. Это понимание связано с развитием нового направления архитектурной экологии, которое можно обозначить как «архитектурно-экологическая топология» [1].
Актуальность его развития определяется обострением чисто пространственных проблем организации городской среды: переуплотнением, уменьшением ресурсов, повышенной интенсификацией, стратификацией, сокращением природного компонента жизненного пространства человека. Другой причиной развития данного направления является изменение подходов к архитектурному формообразованию, к решению практических проблем современной архитектурной среды.
В соответствии с этим принципы пространственной экологии должны найти отражение в методике архитектурного образования, в первую очередь на том этапе, когда формируются основы пространственного мышления будущего зодчего. Этим этапом, как известно, является пропедевтический курс «основы архитектурного проектирования и композиции».
Развитие «чувства пространства» как важнейшая составляющая профессиональной подготовки архитектора связано с тренировкой таких форм психической активности как восприятие, память, представления, мышление, которые являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, а значит, выполняют важнейшую экологическую функцию. Соответственно, развитие профессиональной составляющей этих качеств должно включать пространственно-экологический аспект, что предполагает получение соответствующих знаний и умений, а также развитие интуиции и определенной экологической чувствительности: чувства среды, места, пространства.
В пространственно-экологическом подходе, как методе подготовки архитектора, существенным являются два аспекта – педагогический и деятельностный. Педагогический аспект должен отражать наиболее существенные положения методики, связанные с методологией развития экологического сознания. Проводя параллели с известными методами, например, с психоаналитическим, предлагаемый метод можно обозначить как «экопсихологический» (таблица).
Экопсихологический метод подготовки архитектора
Данный метод должен отвечать, в первую очередь, принципам экологии человека, в частности – экологии развития творческой личности. В этом отношении привлекательной является гуманистическая идея самореализации личности в творчестве. Идея предполагает создание условий для творчества, обеспечивающих психологическую свободу и психологическую безопасность обучающегося [2].
Таблица
Психоаналитический и экопсихологический методы подготовки архитектора
Психоаналитический метод | Экопсихологический метод | |
Теоретическая база | Феноменологическая философия Гештальт психология Рационалистическая и экспериментальная эстетика | Экологическая философия Экопсихология Экологическая эстетика Синергетика |
Проблемы, формы отражения | Психология восприятия Аналитическое мышление Творчество | Экологическое сознание Средовая деятельность Экология творчества |
Качества архитектурной формы | Беспредметность Пространственность Геометричность | Контекстуальность Хронотопологичность Архетипичность |
Рабочие методы | Геометрический анализ Объемно-пространственное моделирование | Экоанализ Экологизация Средовое пространственное моделирование |
Это реально при соответствующей технологии творческого сотрудничества педагога (мастера) и студента, включающей такие апробированные в архитектурной педагогике приемы учебного проектирования как индивидуализация темы, работа с архитектурными знаками и символами, комбинаторика и создание игровых ситуаций, образное моделирование, запускающее механизм визуализации образных архетипов, практика самооценки и самоанализа процесса проектирования.
Традиционная для педагогики проблема оценки, в частности, вопрос о так называемом «внешнем оценивании», в архитектурном проектировании, обостряется в связи со спецификой творческой деятельности. Мастерство преподавателей в данном случае проявляется не только как следствие личного творческого потенциала, но и как способность использовать положительные стороны процесса оценивания и соотносить внешнюю оценку с самооценкой ученика.
Гуманистическая идея созвучна современным принципам экологической психологии, отражающим ценности позитивного развития человека и среды, творца и объекта деятельности. Активное творческое развитие архитектора начинается в период начальной проектной подготовки, в которой предметом проектной деятельности является композиция архитектурной среды. Сквозной композиционный цикл традиционно играет роль важнейшего стержня методики.
На кафедре основ архитектурного проектирования УралГАХА этот цикл формируется комплексно: в результате синтеза практического курса проектирования, теоретического курса композиции и других дисциплин. Раздел базируется на знаниях и умениях, полученных студентами на этапе довузовской подготовки, которые в дальнейшем получают развитие в ходе выполнения аналитических заданий пропедевтического курса: изучение традиционных закономерностей и средств объёмно-пространственной композиции (целостности, выразительности, гармоничности, ритма, пропорций, масштабности и др.). Далее рассматриваются средства пространственной и пространственно-временной композиции (светоцветовая динамика среды, условия восприятия, структура кадров и видеоряда, кинетические структуры). На завершающих этапах осмысливаются и сопоставляются законы формально-геометрической и эколого-пространственной композиции: плоскость и поверхность (фактура и текстура), пространство и среда (декорации и место), поле и энергия, смыслы и образы.
Таким образом, осуществляется переход от традиционного формально-геометрического подхода к эколого-средовому, что обусловлено динамикой композиционных представлений в архитектуре.
Экологический аспект пространственного моделирования
Пространственное моделирование, в широком смысле как моделирование пространства, а в узком – как изображение «пространства пространством», является наиболее простым, естественным и традиционным методом обучения архитектора, а также методом проектной деятельности. Его эффективность доказана многочисленными исследованиями архитекторов-педагогов [3,4].
Экологический аспект архитектурного пространственного моделирования заключается в акцентировании, отображении и изучении форм взаимодействия человека и пространства. Взаимодействие человека и пространственной среды проявляется в уровне освоения, в формах отражения, в качествах пространства. Они включают три основных вида взаимодействия человека с окружением: физический, психологический и социальный. Соответственно, выделяются три группы моделей, отражающих композиционные качества реального пространства: формально-композиционные, художественно-образные и социально-психологические. Они соответствуют таким видам моделирования как геометрическое декорационное, пространственно-временное, кинетическое, сценарное, знаково-символическое, образное. Специфика применения этих моделей состоит в решаемых задачах, связанных с приданием форме определенных качеств, соответствующих экологическим ценностям. Это антропосохранность, природосохранность, ресурсность, экоцикличность, архетипичность [1].
Рассмотрим особенности применения актуальных форм пространственного моделирования для решения указанных задач.
Формально-композиционное моделирование
Формально-композиционное моделирование как традиционное средство изучения и имитация формы пространства в объемно- пространственной композиции отражает общие свойства композиции, а не их эколого-психологическую природу. Моделирование взаимодействия человека и среды здесь осуществляется опосредованно, через использование традиционных средств композиции (ритм, пропорции, масштабность). Метод ориентирован на освоение трехмерной геометрии пространства. Вот почему «беспредметный» подход оказался недостаточным в современных условиях проектирования.
Первым шагом в развитии средового направления явилось моделирование динамики пространства и визуальное моделирование восприятии среды. Это раскрыло перспективу понимания многомерности пространства и его нелинейности.
Наиболее емко отражающим пространственные и временные параметры архитектурной среды, выражающим их наглядно, а главное, затрагивающим глубинные экологические основы профессионального мышления и более полно учитывающим «человеческий фактор», видом композиционной деятельности является пространственно-временное моделирование [1]. Устойчивые положения этого метода соответствуют важнейшему холистическому принципу экологии – принципу динамической целостности и экоцикличности. Этот принцип раскрывается в следующих положениях.
Первое – взаимообратимость пространства и времени, которые в жизни неразрывны и воспринимаются в единстве. Примером этого является измерение пространства временем, а времени – пространством, выполнение временем «перегородки» между пространственными действиями. Взаимообратимость пространства и времени проявляется в возможности решения пространственных проблем и конфликтов с помощью различных компоновок во времени (параллельная и последовательная загрузка помещений, смещение процессов жизнедеятельности для равномерного и посто-янного использования пространства, «нанизывание» пространств на нитку времени). Взять хотя бы элементарный пространственный конфликт – перекресток. Первым и простейшим способом его разрешения является регулировка движения во времени сигналами светофора. Как правило, грамотная организация пространства экономит социальное время, и наоборот, высокий уровень организации временной среды экономит пространство.
Второе – сохранение целостности пространственно-временной структуры архитектурной среды. Этот принцип связан с системным подходом в моделировании. Основным объектом анализа в рассматриваемой нами подсистеме являются связи пространственных и временных параметров. Единицу, фиксирующую эти связи и сохраняющую свойства целого, можно определить как «архитектурный хронотоп» [4].
Третье – наглядность моделирования. Опыт показывает, что наиболее распространено в архитектурной практике наглядное моделирование, т.е. изображение пространства пространством, а времени временем. Наряду с доступностью и простотой, это объясняется тем, что данные модели являются моделями художественными. А для них наглядность, в отличие от моделей научных, служит существенным критерием истинности. Кроме того, подобные модели отражают экологическую ситуацию визуального взаимодействия человека и пространства.
Четвёртое – контекстуальность, которая проявляется в моделировании конкретной архитектурной среды и её экологических качеств (природосохранности, ресурсности, архетипичности, антропологичности). При этом учитывается, что экологичность имеет три уровня проявления: физический (через форму), психологический (через образ пространства) и энергоинформационный (через поле).
Социально-психологическое моделирование
Изменение форм проявления психической активности человека связано с окружением. Психологические связи пространства и человека настолько сложны и многозначны, что требуют специальных методов подходов к их моделированию.
В архитектурно-психологических исследованиях предметом изучения является система психологических отношений субъекта и архитектурной среды. Сложность и специфика такого объекта моделирования требует создания специальных проектных психологических моделей или сценариев, отражающих процесс взаимодействия человека и среды (деятельность, поведение человека в связи с конкретными средовыми условиями).
Психологическое моделирование в рационально-логической основе связано с решением вопросов социального проектирования, т.е. направлено не только на создание образа формы, но и на создание образа потребителя и его деятельности. На практике это выражается в создании социального проекта функционирования пространства. Такой проект может отражать специфику организации среды для деятельности различных групп людей: для индивида (персональное пространство), для малой группы (например, место общения по интересам), для коллектива, связанного общей деятельностью, для социальной общности: земляков, граждан, объединенных общими территориально-деятельностными условиями жизни (поселение).
Психологическая модель включает индивидуализированный портрет потребителя, представленный как в рационально-логической, так и в художественно-образной форме. При этом могут использоваться как различные традиционные формы моделирования – вербальные, наглядно-образные, так и трансформированные приемы социально-психологических исследований, например, элементы метода семантического дифференциала. Характеристика потребителя в этом случае может быть представлена через систему пар полярных обозначений: дилетант - профессионал, прагматик - мечтатель и др. Социально-психологическое моделирование в архитектуре также использует художественно-образные средства. Это виды и формы работы, связанные с решением художественно-эстетических вопросов, которое синтезируется в образном моделировании и различных его формах: театрализации, знаково-символическом моделировании, построении поля изменений образа.
Художественно-образное моделирование
Образное моделирование архитектурного пространства связано с образным мышлением и использует различные носители информации, прежде всего вербальные и наглядные. Образ в данном методе выступает как средство моделирования, следовательно, может отображать не только художественно-эстетические, но и другие качества среды, в частности, материально-конструктивные и функциональные. Эти качества передаются на композиционном уровне: тектоника по существу является обозна-чением образа конструктивного решения, а образ функции – это композиционная модель процесса эксплуатации объекта. Этим подчеркивается методологическое значение категории «образ» в архитектурном формообразовании. Образное выражение функции выявляет ведущую роль формы перед технологией: функция стимулируется и направляется формой, как психологическим катализатором средовых процессов.
Театрализация архитектурного пространства связана с созданием системы моделей в процессе последовательной реализации замысла художника. Эти модели на практике отражают следующие этапы развития образа среды: тема, сюжет, сценарий и партитура. Если свойство динамичности считать универсальным в архитектурной деятельности, то образ можно представить как динамическое явление, которое в своем существовании проходит определенные этапы. В экологическом изменении это этапы зарождения, развития, расцвета, упадка и, наконец, – разрушение, то есть вытеснение или стирание в представлении субъекта.
Образ восприятия, связанный с ориентацией и идентификацией субъекта, претерпевает трансформации во времени самого процесса обозрения форм, при периодическом повторении сеансов. Еще большие преобразования терпят идеальные мысленные конструкции среды в ходе проектной реализации. Экологический смысл изменения образа связан с постоянной адаптацией человека к окружению. Направленность этого процесса определяется целью бесконечного совершенствования связей человека и пространственной среды, как продолжающих друг друга.
Изменение среды может стать управляемым в ситуациях, контролируемых проектировщиком. Примером такой ситуации может служит преобразование, заложенное в программу проектирования. В реальной практике это происходит, как правило, опосре-дованно, через изменения материально-физических качеств окружения. Однако в специальной и последовательной программе задача реконструкции образа может стать одной из отправных методических установок на развертывание системы проектных действий. Они связаны с разработкой проектной программы преобразований простран-ства в нужном направлении. При этом основными факторами исследования становятся образные пространственные качества среды и представления «средового» субъекта, как взаимосвязанные явления в их динамике. На фоне изменений постоянным фактором остается архетипический характер связи человека и пространства, апеллирующий к глубинным аспектам психики, к первообразам, хранящимся в генетической памяти людей.
Моделирование в проектировании
Экологический аспект композиционного моделирования – продуктивный и одновременно обучающий вид проектной деятельности. На первом этапе обучения задачи моделирования связаны с корректным введением студента в творческий проектный процесс.
Важнейшим этапом эколого-композиционного моделирования является изучение ситуации как места-времени, своего рода современного хронотопа. На этом этапе выполняется сбор материалов по ситуации, формальный экоанализ и образно-чувственное освоение среды. Первая задача решается в ходе фиксации реального пространства в виде планировочных схем и наглядных изображений, сбора архивных и литературных данных. Вторая состоит из двух частей: архитектурно-экологического и социально-экологического анализа пространства. При этом применяются методы формально-геометрического моделирования пространства с составлением ортогональных и аксонометрических схем, выполнением опорных макетов. Выполняется визуальный анализ на основе кадрирования, построения видеолент, пространственной партитуры, разверток и панорам, анализа архитектурных картин. При этом определяются качественные (композиционные) и количественные показатели (плотность, ресурс, природосохранность, антрополосохранность пространства).
Социально-психологический анализ включает применение соответствующих методов «активного» и «пассивного» подходов. Первые предполагают контакт с потребителями, публикой, жителями и применение методов анкетирования, интервью, бесед. Цель этой части исследования – выявление реальных экзистенциальных ценностей пространства. Вторые, «пассивные» методы, исключают контакт с субъектами и предполагают наблюдение, изучение архивных и литературных источников. В результате чего составляются поведенческие карты, схемы ценностного зонирования реального пространства, суммируется информация по средовому контексту [5].
В моделировании взаимосвязи человека и среды наиболее популярны визуальные модели, отражающие реальное восприятие человеком пространства (графика, макет, компьютерное моделирование), а также пространственно-временной характер среды (мультипликация, анимация, раскадровка и другие виды пространственно-временного моделирования).
Заключение
Итак, на основе изучения возможностей и перспектив пространственного моделировании в развитии экологического композиционного мышления будущих архитекторов можно сделать следующие выводы.
В процессе обучения специалиста решаются две основные проблемы экологического плана: экология развития творческой личности и экология профессиональной деятельности. Первая заключается в сохранении и развитии проявлений самобытности, естественности, неповторимости в творчестве студента. Вторая – в развитии профессионального экологического сознания и овладении методом экологического формообразования.
Экопсихологический метод подготовки архитекторов, основанный на гуманистическом и экологическом подходе, отражается в следующих принципах: экология творческой личности, сохранение и развитие индивидуальных истоков архитектурной образности; контекстуальность, изучение местных особенностей формирования пространства, его феноменологии, опыта создания этнопространств; применение метода пространственно-экологического моделирования, отражающего многомерность, многозначность, хронотопологичность связей и взаимодействия человека и архитектурной среды.
Экопсихологический подход в развитии пропедевтического курса воспитания архитектора представляется перспективным по причине высокой методической эффективности, установки на экологическую оптимизацию и решение современных архитектурно-пространственных проблем. Эффективным инструментом метода является эколого-пространственное моделирование. Развивающие возможности моделирования заключаются в совершенствовании пространственных представлений и обострении чувства многомерности пространства, которые происходят благодаря предметно-пространственному характеру действий студента и работе с конкретной средой.
Библиография
1. Иовлев В.И. Архитектурное пространство и экология / В.И. Иовлев.– Екатеринбург: Архитектон, 1996.– 296 с.
2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, Универс, 1994.– 480 с.
3. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования: учеб. пособие.– 2-е изд. / Б.Г. Бархин – М.: Стройиздат, 1982.– 224 с.
4. Роль пространственного моделирования в интенсификации процесса обучения архитектурному проектированию: автореф. дис. … канд. архитект. / Н.Ф. Метленков – М., 1978. – 22 с.
5. Иовлев В.И. Введение в проектирование архитектурной среды: учеб. пособие / В.И. Иовлев – Екатеринбург: Архитектон, 2002.– 95 с.
Ссылка для цитирования статьи
Иовлев В.И. ЭКОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТОРА [Электронный ресурс] /В.И. Иовлев //Архитектон: известия вузов. – 2012. – №2(38). – URL: http://archvuz.ru/2012_2/12
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная