Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (38) Июнь, 2012

Теория архитектуры

Гавриков Денис Сергеевич

Методист.
Центр развития компетенций «Архитектура и технология строительства»
ГБОУ СПО «Строительный колледж № 26»,

Россия, Москва, e-mail: denis.gawrikow@gmail.com

МЕЖДУ ЧУЖЕРОДНОСТЬЮ И ИДЕНТИЧНОСТЬЮ: К ВОПРОСУ ОСВОЕНИЯ МОТИВОВ ФАХВЕРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ В ЭПОХУ МОДЕРНА

УДК: 72.035.3
Шифр научной специальности: 38. 711

Аннотация

В статье обоснована необходимость научных изысканий в области фахверковых интерпретаций эпохи модерна в Центральной России, приведена территориальная локализация таких построек. Дана характеристика выявленной группы строений в архитектурно-конструктивном, планировочном и формальном аспектах. Выделены влияния зарубежных направлений модерна на данную группу построек. Заложены основы выявления прототипов для интерпретаций фахверковой архитектуры в Центральном федеральном округе среди объектов аутентичного средневекового и ренессансного фахверкового зодчества Европы. Обоснована преемственность российской фахверковой архитектуры петровского барокко и модерна.

Ключевые слова: фахверк, фахверковые строения, архитектура модерна

На территории современного Центрального федерального округа существуют отдельные сохранившиеся постройки второй половины XIX – начала XX веков, архитектурный облик которых воспроизводит некоторые черты фахверкового зодчества. В большинстве своём эти объекты уже были подвергнуты научному изучению, но лишь в аспекте общей теории архитектуры модерна и без сопоставления с аутентичными традициями фахверковой архитектуры Средневековья и Нового времени. На современном этапе всё ещё продолжается выявление параллелей и влияний зарубежных разновидностей модерна на постройки с применением фахверковой стилистики в Центральной России. Вместе с тем, возросший интерес среди заказчиков и архитектурной общественности к фахверковой архитектуре также является импульсом для углублённого изучения недавнего отечественного опыта адаптации этого уникального направления строительного искусства к местным условиям.

Являющийся эксклюзивом в архитектурном ландшафте нашей страны фахверк неизбежно порождает множество вопросов. Среди них главный – вопрос о мотивации заказчиков. Были ли фахверковые реминисценции попыткой воссоздания определённой культурной среды – своеобразным эмигрантским ностальгическим стилем? Или это была лишь попытка следовать архитектурной моде Запада на фоне либерализации общественного уклада, расцвета капитализма и очередного витка сближения элит? Вопрос остаётся дискуссионным. Однако известным фактом является спорадический характер появления фахверка на рассматриваемой территории: сначала в эпоху Петра I (в селе Покровском и др.), затем в эпоху модерна, затем с 1990-х гг. и по настоящее время1 И, несмотря на то, что фахверковые строения зачастую имели отдельные черты, идентичные архитектурному окружению, они воспринимались как инородные. В этом заключается поразительное свойство фахверковой архитектуры в России: она не ассимилируется с окружением, как это происходит с татарской архитектурой, барокко, классицизмом, ампиром, а, напротив, является «маркером» определённой эпохи, визуально-образные традиции которой не воспроизводятся позднее.

Проблема настоящего исследования заключается в неизученности и неосмысленности явления интерпретаций фахверковой архитектуры в центре России во второй половине XIX - начале ХХ веков. Повод для разработки темы заключается в отсутствии целостных исследований по фахверковой архитектуре центра России.

Прежде всего, не изучены эволюционные процессы в фахверковой архитектуре региона, заключающиеся в адаптации внешних влияний к закономерностям российской архитектуры. В частности, не изучен процесс ассимиляции мотивов фахверковой архитектуры в деревянном зодчестве. Малоизучен процесс формирования тех или иных фахверковых построек региона в контексте иностранных влияний, а именно – не выявлены черты конкретных направлений эпохи эклектики и модерна в Британской империи, Соединённых Штатах Америки, Франции и её колониях, Германской империи, Австро-Венгрии, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии, повлиявшие на внешний облик российских фахверковых построек.

Вместе с тем, не выявлены параллели с аутентичным фахверковым зодчеством Европы – влияния традиционных направлений фахверкового строительного искусства на российские фахверковые постройки с точки зрения конструктивного исполнения, внешнего и внутреннего декора строений.

До настоящего времени не проведено принципиальной линии от интерпретаций фахверковой архитектуры России начала XVIII века к фахверковым постройкам эпохи модерна, а также от фахверковых стилизаций модерна, выполненных в деревянно-каменном исполнении, к стилизациям, исполненным полностью из дерева, как это сделано в истории архитектуры Германии, США и некоторых других стран.

В ряде случаев малоизученной остаётся история некоторых провинциальных строений с использованием фахверковой стилистики, также иногда неясна их атрибуция.

1. Терминологическое уточнение

Термин «фахверк» немецкого происхождения – от немецкого слова, состоящего из двух корней: «Fach» – «панель» и «Werk» – «сооружение». Таким образом, вопреки мнению, распространённому в российской науке, этот термин относится, в первую очередь, к заполнению стен. С другой стороны, с течением времени под влиянием английского термина «framework», что означает «рамное сооружение», понятие «фахверк» начали относить и к каркасу. В современном русском языке под «фахверком» понимают строительно-конструктивную систему, состоящую из несущего каркаса из балок, стоек, ригелей и раскосов и ненесущего заполнения [1, С. 115-117]. Каркас традиционно выполняется из дерева, но может быть и металлическим или железобетонным. Заполнение фахверковых строений может быть из фашины (плетня из ивовых прутьев), обмазанной глиной, кирпича-сырца, обожжённого кирпича, природного камня. В постройках модерна и более поздних строениях заполнение часто выполняют из стекла [2, С. 95-107].

2. Исторический обзор

Для того чтобы разобраться в интерпретациях фахверковой архитектуры во второй половине XIX – начале ХХ вв. в Центральной России (рис. 1), необходимо составить представление об аутентичном фахверковом зодчестве, которое имеет долгую историю формирования вне границ рассматриваемой территории.

Согласно последним археологическим данным, древнейший предшественник фахверка существовал в Чатал-Хююке, в Малой Азии, 8500 лет назад: это было жилище с фахверкоподобно разделёнными стенами. Они поддерживались, однако, не деревянным каркасом, а глиняными стойками и ригелями. Подобные строительные техники, но с применением древесины, имелись в Алалахе (в Сирии), а позднее – в Микенах и Тиринфе. Прежде чем вошёл в обиход строительный метод с применением деревянных опор для возведения жилищ, были широко распространены валы и стены (murus gallicus) c деревянным оснащением. В слоях, относящихся к михельсбергской культуре раннего неолита (4400–3500 гг. до Р.Х.), были найдены фундаменты домов, которые были построены в технике стоечно-балочного деревянного фахверка. Также преимущественно в этой технике возводились так называемые «римские каркасные дома» 1-го в. от Р.Х. [3, P. 29-59].

Рис. 1. Местонахождение населённых пунктов Центрального федерального округа, известных фахверковыми стилизациями эпохи модерна (рисунок автора). Примечание: в настоящее время усадьба Райки включена в черту посёлка Юность, усадьба Борок переименована в Поленово, Бежица является частью г. Брянска

Техника фахверкового строительства в своём современном виде возникла в Центральной Европе в первой половине XII в. В европейском фахверковом зодчестве выделяют два основных направления: вертикальнополосатое (Франция, кроме Эльзаса и Лотарингии, и Соединённое Королевство) и горизонтальнополосатое (Германия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Польша, Чехия, Эльзас и Лотарингия во Франции, Форарльберг в Австрии). Первое направление включает в себя английский и нормандский региональные варианты, а второе – нижнесаксонский, франконский и алеманнский варианты. В каждом из них выделяют разнообразные локальные типы, в большой степени различающиеся друг от друга. Своеобразные фахверковые постройки встречаются также в Дании, Швеции, Норвегии, Болгарии, Испании. Идентичные фахверку техники каркасного строительства распространены в Азии: можно выделить османское, гималайское и восточноазиатское направления. Интересная строительная техника существует в Иране: внутрь бревенчатого остова закладывают камень, что сближает эту технику с фахверковой, особенно с французским «коломбажем».

По мнению немецких специалистов, в истории рассматриваемой архитектуры можно выделить следующие поочерёдно сменяющие друг друга этапы: романский стиль, готику, интернациональный маньеризм, ренессанс, барокко, классицизм, модерн и т.д. В эпоху модерна фахверк впервые становится стилистической основой архитектурного облика зданий [4, S. 118-126]. В это время широко распространяется имитация фахверковой конструкции лишь с наружной стороны внешних стен здания. Заимствования из фахверковой стилистики проникают и в деревянную архитектуру модерна. Именно этот период отмечен немногочисленной группой сохранившихся строений с использованием фахверковой стилистики на территории современного Центрального федерального округа (рис. 1).

Следует отметить, что фахверковая архитектура имеет достаточно долгую историю в России. Самой ранней постройкой можно считать меднолитейную мастерскую в шведском городе Ниене на территории современного Санкт-Петербурга, датированную второй половиной XVII в. по найденной в этом слое шведской монете с годом 1666. Постройка была обнаружена при археологических раскопках в устье реки Охты в 2006-2009 гг., проведённых специалистами ИИМК РАН, СЗИ Наследия, Государственного Эрмитажа и др.

Вместе с тем, есть данные, косвенно указывающие на существование фахверковых строений в предместьях Москвы. Так, А. А. Герман, Т. С. Ларионова, И. Р. Плеве в своём труде об истории российских немцев повествуют: «Новоиноземская слобода в Москве, по отзывам современников, приобрела вид «немецкого города, большого и людного». Дома строились «на голландскую и немецкую стать», в один, два, три этажа, с покатыми островерхими крышами, покрытыми тёсом». Наряду с этим, в указе №5 Петра I от 17 января 1701 г. упоминаются некие образцовые «мазанки» села Покровского, а также поставлена задача возводить такие постройки в Москве после пожара в случае нехватки денег на кирпич.

3. Характеристика фахверковых интерпретаций эпохи модерна в Центральной России

Во второй половине XIX в. в подмосковной усадьбе Крёкшино, принадлежавшей В. А. Пашкову, был выстроен кирпичный двухэтажный усадебный дом в британском стиле королевы Анны с готическими реминисценциями в виде ложных фахверков на двух выступах (южном и северном) и деревянных кружевных деталей на причелинах фронтонов. Последние напоминают каменные кружева готических и готико-мавританских сооружений. При строительстве дом был оборудован по последнему слову техники — устроены водопровод, канализация, телефон, электричество, ванная комната с подогревом и тёплыми полами. После 1917 г. в доме располагалось общежитие, радиоузел, планировалось открыть совхозный музей на общественных началах. В итоге дом превратился в руины, и только сохранившиеся кирпичные трубы дают представление о силуэте здания.

В конце XIX века в Бежице купцом В. Ф. Крахтом был построен химический завод, при котором позже появился рельсопрокатный цех и мастерские, последние были возведены с применением фахверковой техники строительства: деревянный каркас стен был заполнен кирпичом. Крыши покрыты тёсом.

В 1886 г. в Москве на Кузнецком мосту 6/13, на месте знаменитой Хомяковой Рощи, по проекту архитектора В. А. Коссова было построено здание, рассчитанное под торговое заведение. В 1888 г. у владельца князя А. Г. Гагарина площадь того здания была арендована шотландцами Арчибальдом Мерилизом и Эндрю Мюром для создания пассажа. С тех пор здание известно как один из универсальных магазинов торгового товарищества «Мюр и Мерилиз». В 1896 г. архитектор Р. И. Клейн несколько усовершенствовал это здание под нужды магазина [5]. Здание интересно тем, что в декоре его главного фасада ненавязчиво использована фахверковая стилистика, а именно деревянные элементы в виде андреевского креста.

В 1890-е гг. в Лапине-Спасском строится деревянный одно-двухэтажный дом управляющего Болшевской бумагопрядильной фабрикой Товарищества Ф. Рабенека. В его деревянной архитектуре просматриваются мотивы фахверковой стилистики, особенно популярной в эпоху модерна. Развитая многообъёмная пространственная композиция основана на принципе живописной асимметрии. Своеобразны по рисунку высокие криволинейные кровли с металлическим чешуйчатым покрытием, привносящие в облик здания элемент дальневосточной экзотики. Особенно эффектна угловая остекленная двухъярусная башня, напоминающая китайскую беседку. Фасады при общности архитектурно-декоративных приемов индивидуальны. Они сильно расчленены выступами и ризолитами, композиционные оси подчеркнуты помимо кровель своеобразными светёлками с ажурной резьбой и балкончиками на фигурных кронштейнах. В обработке стен использованы имитация фахверка, разнообразные консоли и панели с пропильным геометрическим узором. Планировку первого этажа организует внутренний коридор, второго – лестничная клетка и холл. В 2008 г. здание в значительной степени пострадало при пожаре.

В 1900 г. архитектор Л. Н. Кекушев возводит так называемый «Американский дом» в с. Райки – имении богача, дельца И. И. Некрасова. Фасады этого дома визуально разделены на прямоугольные поля деревянным каркасом рамного типа. Постройка в упрощённом виде воспроизводит общие тенденции викторианского стилевого континуума. По общему силуэту это строение скорее относится к стилю королевы Анны, а по отделке стен – к тюдоровско-елизаветинскому [6, С. 247].

В 1900-е гг. дворянин В. Д. Поленов в своём поместье Борок возводит два фахверковых строения: сарай и «Адмиралтейство». Это одноэтажные строения в духе народной архитектуры. Однако их стены представляют собой фахверковый каркас с диагональными и перекрещивающимися раскосами. В качестве заполнения использован известняк [7, С. 61,63].

В 1903 г. могло бы появиться ещё одно здание в тюдоровско-елизаветинском стиле – особняк купца В. Д. Носова по проекту того же Кекушева на Электрозаводской улице в Москве. Но проект был переработан [8, С.403].

В 1904 г. петербургским архитектором С. С. Кричинским и художником С. С. Чехониным были выполнены проекты Свитского корпуса, домов для гостей и для управляющего, служебных построек для имения принца П. А. Ольденбургского в Ольгине Воронежской губернии [9]. Их строительство завершилось осенью 1906 года. Свитский корпус сегодня является одним из самых ярких образцов модерна в Воронежской области. Напротив Свитского корпуса, на границе парадного двора и верхнего парка, стоит дом для гостей, простота объемного решения которого подчеркнута каркасной структурой в сочетании с материалами разной фактуры. Во внешнем декоре свитского корпуса использована фахверковая имитация, а фронтон дома для гостей украшают причелины, типичные для французского коломбажа.

В 1906 г. в подмосковной усадьбе Льялово Н. Д. Морозова возводится новый, стилистически единый усадебный комплекс по проекту архитектора А. В. Кузнецова. В комплекс входят главный усадебный дом, дом садовника, конюшня, оранжереи. В декоре главного дома и дома садовника использована фахверковая стилистика. По словам М.В. Нащокиной, известного исследователя архитектуры модерна в России, «составленный из множества объёмов, эркеров, башенок, балконов, террас, лестниц и переходов, этот дом был безусловным стилистическим уникумом московской архитектуры начала ХХ века» [10, С. 339-340]. Усадьба Морозовых являлась накануне революции образцовым примером новомодной загородной виллы на уровне лучших аналогичных строений за рубежом. В 1941г. во время боев под Москвой главный дом усадьбы и дом садовника сгорели. Оставшиеся постройки принадлежат в настоящее время «Газпрому».

В 1907-1908 гг. в Галиче, на улице Пробойной (в настоящее время улица Луначарского), возведён дом, в своём облике воспроизводящий французские и геннебергские традиции фахверковой архитектуры. Он принадлежал одному из представителей купеческой семьи Каликиных, владельцев кожевенного завода в Шокше. Первый этаж кирпичный оштукатуренный, второй деревянный, обшитый тесом. Прямоугольный в плане, незначительно вытянутый вдоль улицы объём отличается выразительным силуэтом вальмовой кровли с переломом, усложнённой со стороны улицы крутым щипцом над мансардой. С обеих сторон по улице к зданию примыкают пристройки советского времени: кирпичная двухэтажная и деревянная одноэтажная. Главный фасад в шесть осей несимметричен. Крупный ризалит в три оси смещен относительно центра к югу. Нижний этаж исключительно лаконичен и воспринимается как цокольный ярус богато и оригинально украшенного верхнего этажа. Окна первого этажа обрамлены простыми профилированными наличниками. В 2000-х гг. все оконные заполнения были заменены. Сбоку расположен вход, ведущий к лестнице наверх, отмеченный ажурным металлическим зонтом. Стены второго этажа обработаны накладными досками, образующими каркасный рисунок в духе фахверковых конструкций. Особенно нарядный характер имеют нижняя и верхняя части стен, а также щипец мансарды с подковообразной дугой в тимпане. Сильно выступающий щипец опирается на кронштейны в виде треугольника, пронзенного стрелой. «Фахверковый» облик имеет также боковой, северный фасад. Профилированный венчающий карниз крепится коваными гвоздями. Внутренняя планировка основана на принципе группировки помещений по сторонам коридора-прихожей. Сохранилась лестница с металлическими ажурными ограждениями, на лестничной площадке первого этажа своды Монье. В помещениях уцелели отдельные филенчатые двери и тянутые карнизы. Существовавшие до недавнего времени в верхнем этаже кессонированные потолки утрачены, угловая печь с белым кафелем переделана, кафель утрачен [11, С. 90-91]. Следует отметить некоторую схожесть этой постройки с творениями С. А. Данини в Петергофе.

В 1913 г. в Лапине-Спасском строится деревянный одно-двухэтажный дом управляющего Болшевской бумагопрядильной фабрикой Товарищества Ф. Рабенека. В его деревянной архитектуре просматриваются мотивы фахверковой стилистики, особенно популярной в эпоху модерна. Развитая многообъёмная пространственная композиция основана на принципе живописной асимметрии. Своеобразны по рисунку высокие криволинейные кровли с металлическим чешуйчатым покрытием, привносящие в облик здания элемент дальневосточной экзотики. Особенно эффектна угловая остекленная двухъярусная башня, напоминающая китайскую беседку. Фасады при общности архитектурно-декоративных приемов индивидуальны. Они сильно расчленены выступами и ризолитами, композиционные оси подчеркнуты помимо кровель своеобразными светёлками с ажурной резьбой и балкончиками на фигурных кронштейнах. В обработке стен использованы имитация фахверка, разнообразные консоли и панели с пропильным геометрическим узором. Планировку первого этажа организует внутренний коридор, второго – лестничная клетка и холл. В 2008 г. здание в значительной степени пострадало при пожаре.

Наряду с этим, в 1900-е гг. в Москве строятся здания с имитацией фахверковых щипцов. К ним относится дом для железнодорожных служащих при станции «Белокаменная» [12, С. 93]. Также дом пиво-медового товарищества Калинкина на Сокольническом шоссе (1907 г., архитектор В. С. Кузнецов) [13, С. 298] украшен фронтонами с типично нормандскими причелинами. В этом контексте следует также упомянуть дом управляющего при конфетной и макаронной фабриках И. Л. Динга (1902 г., архитектор А. М. Калмыков), деревянное украшение фронтона которого явно инспирировано традициями фахверковой архитектуры. Причём, если здание целиком можно отнести скорее к французско-бельгийскому ар-нуво, то вышеназванное деревянное украшение фронтона напоминает ранние работы О. К. Вагнера, лидера Венской сецессии. В середине XX в., ввиду двукратной смены общественной элиты и последовавшего за этим обскурантизма в науке и искусстве, техника возведения фахверковых строений в Центральной России была забыта. В гражданском строительстве изредка применялась лишь так называемая «фахверковая колонна».

4. Влияние направлений зарубежного модерна

Остановимся на влияниях направлений архитектуры модерна на выявленные строения. Среди этих направлений можно выделить следующие:

  • Стиль движения искусств и ремёсел (англ. “Arts and Crafts”). Как известно, движение искусств и ремёсел зародилось в Великобритании и стало реакцией на промышленную революцию, оно строилось на идеализации самобытного творчества ремесленников средневековья и стремилось к сближению искусства и ремесла. Движение искусств и ремёсел является родоначальником всех направлений модерна. Фахверковые постройки в имении В. Д. Поленова (рис. 2) могут быть отнесены к этому направлению, так как в них проявляется главная особенность этого стиля – приближенность к формам народного зодчества. В данном случае речь идёт о смешении традиций русского деревянного зодчества и фахверкового строительного искусства сельской местности Прибалтики, Польши, Швеции.

Рис. 2. Фахверковые постройки усадьбы Поленово (Борок): слева – сарай, справа – «Адмиралтейство». Источник: http://tulatalk.ru

  • Ар-нуво (фр. “art nouveau” – «новое искусство») и Венская сецессия (нем. “Wiener Sezession”). Эти два направления переплетаются в декоре дома И. Л. Динга (рис. 3). Овальные причелины, как на фронтоне этого особняка, встречаются в постройках Ж. Гийома. [12, С.135] Но, всё же, рассматриваемое деревянное украшение тяготеет к творениям венской школы. Прототипом мелких деталей между овальным элементом и «стрелами», поддерживающими его, можно назвать аналогичное украшение фронтона охотничьего замка в Нише (1885-1886 гг., архитектор О.К. Вагнер) [14, S. 62-65]. Прототипы «стрел» можно увидеть, например, на фронтоне такого памятника Венской сецессии, как вилла Губертус (1897, архитектор – К. Постль), а также в отделке ворот парка в Рейхенау [15, S. 10-12]. К ар-нуво можно отнести также дом для железнодорожных служащих на станции «Белокаменной».
  • Стиль югенд (нем. “Jugendstil”). Представлен в трёх строениях. Прежде всего, к этому стилю можно отнести главный дом (рис. 4) и дом садовника в Льялове.Немецкими архитекторами фахверковая стилистика широко использовалась в модерновой архитектуре (рис. 4), в ней эта стилистика впервые стала композиционной основой декора здания. До этого рисунок, составляемый фахверковым каркасом на фасаде здания, определялся почти исключительно целесообразностью в конструктивном отношении. Напротив, фахверковая имитация главного дома в Льялове не сообразуется с принципами тектоники, а выполняет лишь декоративную функцию. Имитация фахверка на фасаде второго этажа дома садовника сдержанна и лаконична, воспроизводит основные мотивы фахверка главного дома. Следует отметить, что по образцу большинства немецких строений стиля югенд фахверком украшены лишь верхние этажи льяловских построек.
  • Стиль королевы Анны (англ. “Queen Anne style”). Этот стиль отмечают многие историки архитектуры в 1870-1910 гг. в Соединённом Королевстве и британских доминионах. Стиль королевы Анны – это своеобразная разновидность барокко, однако в нём встречаются также черты классицизма [16, С. 44, 45, 195, 197] подобно тому, как это можно наблюдать в немецком стиле цопф. Стиль королевы Анны также широко распространился в Соединённых Штатах Америки с 1980-х гг., в американских постройках часто использовались мотивы фахверковой архитектуры, как это можно видеть во внешнем декоре «Американского дома» в Райках.

Рис. 3. Следы венской сецессии в декоре фронтона дома И. Л. Динга в Москве: вверху – фронтон дома Динга .
Источник: http://old.nkj.ru, внизу слева – фронтон охотничьего замка в Нише [14], внизу справа – фронтон виллы Губертус [15]

  • Тюдоровско-елизаветинский стиль (англ. “Tudorbethan”, “Tudor revival” или “Mock Tudor”). Стиль базируется на тюдоровском стиле (1485–1603) в Англии, а именно в большей мере на елизаветинской архитектуре (1533-1603). Для тюдоровско-елизаветинского стиля характерно широкое использование элементов фахверка с типично английскими резными украшениями. В Москве представителем этого стиля мог бы стать особняк Носова, на что указывает в своём труде М. В. Нащокина. [10, С.567] К этому стилю можно отнести свитский корпус усадьбы Ольгино.

Рис. 4. Образцы стиля югенд: вверху – главный дом усадьбы Льялово [10, С. 339],
внизу слева – особняк в Кведлинбурге (фото автора), внизу справа – особняк в Веймаре (фото автора)

  • Стиль стик (англ. “Stick style”). Этот стиль деревянного зодчества развился в США; по мнению МакЭлистера, он возник на основе традиций деревянной готики с некоторыми заимствованиями из стиля королевы Анны. Окончательно оформился этот стиль к 1890-м гг. [17,  С. 264]. В Центральной России он представлен домом Каликиных в Галиче и постройками в Лапине-Спасском (рис. 5), неподалёку от Москвы. В своих проектах этот стиль развил московский проектировщик Г. Судейкин, гибридизировав его с традициями русской деревянной архитектуры. По всей видимости, в окрестностях Москвы существовало некоторое количество его творений.

Таким образом, можно заметить, что влияний швейцарского стиля и северного модерна в фахверковых интерпретациях эпохи модерна Центральной России не обнаружено.

5. Средневековые и ренессансные прототипы

Прототипами для московских фахверковых стилизаций были, в большей мере, немецкое (нижнесаксонское) и французское фахверковое зодчество. Для французских построек характерно частое использование «узкого» «андреевского креста»: или в вертикальном положении, или в горизонтальном. Вместе с тем, общая горизонтальная полосатость фасадов, рассматриваемых в настоящем исследовании построек, указывает на немецкие истоки их стилизации. Использование характерных солярных шайб 2 (рис. 6-VIа,б), фигуры «человек» (в усеченном виде) указывает на северо-немецкие (нижнесаксонские) и средненемецкие первоисточники данного оформления фасадов (рис.  6-Ia-в). Этим данная группа построек существенно отличается от строений с элементами фахверковой архитектуры, возведённых в то же время в окрестностях Санкт-Петербурга, где существенно представлены заимствования из алеманнского и различных направлений в английском фахверковом ландшафте. В целом, строения отличаются сдержанными заимствованиями из аутентичной фахверковой архитектуры и не воспроизводят таких деталей, как солярные круги, гефах 3, а также лишены характерной резьбы, которая покрывает угловые стойки, оголовки балок. Отсутствуют резные деревянные скульптуры и барельефы. В то же время, в поленовском «Адмиралтействе» и доме управляющего фабрикой в Лапине-Спассом  использованы лишь простые "андреевские кресты" (рис. 6-Vг,д), встречающиеся и в Европе (рис.6.-Vа), и странах бывшей Османской империи, Кашмире (рис.6.-Vв), Японии (рис.6.-Vб), так что определение прототипов этих элементов затруднено. В «фахверковой» архитектуре модерна в Центральной России также присутствуют элементы, характерные для русского деревянного зодчества, каменной городской и усадебной архитектуры. Среди них – типичные формы слуховых окон, мезонинов, общие композиционно-планировочные приёмы.

Рис. 5. Образцы стиля стик: вверху слева – спасательная станция «Chicamacomico» в городе Роуданти (Северная Каролина, США, 1874). 
Источник:
http://en.wikipedia.org/wiki/Stick_style, вверху справа – дом управляющего фабрикой Рабенека в Лапине-Спасском до пожара 2008 года.
Источник:
http://www.livejournal.ru, внизу – дом Каликиных в Галиче (фотография Д. Вадатурского)

Изогнутые «андреевские кресты» на фасаде дома Каликиных (рис. 6-IVб) в Галиче восходят к образцам рейнской и геннебергской архитектуры эпохи Возрождения (рис. 6-IVа) 

Для большого количества рассматриваемых построек (рис. 6-IIIб-г) характерно точное воспроизведение формы французского щипца с характерным расположением фронтонных досок. Такая форма щипца (рис. 6-IIIа) показана на изображении аббатства Мон-сен-Мишель в «Великолепном часослове герцога Беррийского» [18] – самой известной иллюстрированной рукописи XV в. Вышеуказанная форма щипца встречается на фасадах многих средневековых построек во Франции.

Прототипами для вертикально-полосатого декорирования фасадов «Американского дома» в Райках (рис. 6-IIг) и свитского корпусаусадьбы Ольгино (рис. 6-IIв)  можно назвать древние английские стоечно-балочные постройки. Наиболее древними такими постройками являются амбары тамплиеров в Крессинге (Эссекс, ок. 1150 – 1200 гг.)  (рис. 6-IIа) [19, С. 107]. Подражание формам архитектуры средневековой Англии характерно для архитектуры Великобритании и доминионов викторианского периода (рис. 6-IIб).

Рис. 6. Средневековые и ренессансные прототипы «фахверковых» построек модерна в Центральной России: I – типы усечённой фигуры «человек»: Ia – на фасаде ратуши в Мельзунгене (1554 г.), Iб – на фасаде сарая в Поленове, Iв – на фасаде дома Каликиных в Галиче; II – типы вертикально-полосатого оформления фасадов: IIa – фрагмент фасада амбара для пшеницы в Крессинге (ок. 1275 г., фото У Прайса), IIб – фасад особняка викторианской эпохи в Сиднее (фото автора), IIв – фронтон здания для свиты в имении Ольгино (из журнала «Зодчий», 1905 г.), IIг - фронтон Американского дома в Райках (фото 1900); III – характерное для французской фахверковой архитектуры оформление щипца (фронтона): IIIa – изображение строений в аббатстве Мон-сен-Мишель (из «Великолепного часослова герцога Беррийского» XV в.), IIIб – щипец дома Каликиных в Галиче, IIIв – фронтон дома пиво-медового товарищества Калинкина на Сокольническом шоссе (фото 1907 г.), IIIг – фронтон дома для железнодорожных служащих при станции «Белокаменная» в Москве (фото М. В. Нащокиной); IV – геннебергское происхождение изогнутого «андреевского креста»: IVa – фрагмент фасада ратуши в Зуле-Генрихсе (1551 г.), IVб – фрагмент фасада дома Каликиных в Галиче; V – «андреевский крест» в архитектуре различных направлений: Va – фрагмент фасада дворца Igartza в Беасайне, в Стране Басков, Vб – фрагмент бывшей резиденции принца «Йосида Сансо» в Киото (фото Э. Гунтли), Vв – фрагмент строения в технике «дхаджи девари»4 в Кашмире, Vг – фрагмент «Адмиралтейства» в Поленове, Vд – фрагмент дома управляющего фабрикой в Лапине-Спасском; VI – нижнесаксонские солярные шайбы: Via – фрагмент фасада строения в историческом центре Кведлинбурга (фото автора); VIб – фрагмент фасада главного дома в Льялове (проект гражд. инж. А. В. Кузнецова).

6. Преемственность в российской фахверковой архитектуре

До настоящего времени не было выявлено принципиальной связи между оштукатуренным фахверком XVIII в. в России (в основном, в Петербурге, в крепости Петертадт) и интерпретациями фахверковой архитектуры второй половины XIX – начале ХХвв. в нашей стране. Между тем, эти две изолированные во времени группы построек имеют общие черты.

Во-первых, можно указать на обращение к нижнесаксонской технике фахверкового строительства. Оштукатуренный фахверк Нидерландов, послуживший образцом для так называемых «мазанковых» строений начала XVIII в. в России, относится к области распространения традиций нижнесаксонского направления. Эти традиции были выявлены выше в изучаемых постройках в центре России. Воспроизведение аутентичных нижнесаксонских традиций фахверковой архитектуры в России можно встретить в усадьбах Северо-Запада (Гораи и др.).

Во-вторых, можно выделить обращение к тенденциям французской архитектуры. Оштукатуренные фахверковые дворцы, общественные здания, жилые дома Французской слободы раннего Санкт-Петербурга имели своими образцами французские строения. О широком обращении к традициям французской архитектуры в фахверковых строениях модерна в Центральной России подробно сказано выше.

Третьей общей чертой в фахверковой архитектуре России периода эклектики и модерна можно назвать их архитектурно-планировочную и объёмно-пространственную близость к традициям русской деревянной архитектуры. Это проявляется в равномерном, монотонном характере расположения окон, формальной схожести построек с клетью, их малоэтажности.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. «Фахверковые» строения Центральной России конца XIX – начала ХХ вв. содержат в своём декоре элементы многих направлений в модерне, распространённых в европейских странах, Британской колониальной империи и США. Влияния на них оказали ар-нуво, венская сецессия, стиль королевы Анны, стик, югенд. В их декоре можно обнаружить следы нижнесаксонского и французского региональных вариантов традиционной европейской фахверковой застройки. Вместе с тем, иностранные влияния в рассматриваемой группе построек органично сочетаются с чертами русского деревянного зодчества, каменной городской и усадебной архитектуры. Это можно объяснить смешанным характером архитектуры «фахверковых» построек. Наряду с этим, можно проследить некоторую преемственность в российской фахверковой архитектуре с начала XVIII в. Она выражается в конструктивном, стилистическом, планировочном и объёмно-пространственном аспектах. Постройки эпохи модерна в Центральной России с воспроизведением и подражанием фахверковой архитектуре относятся к следующим типам: особняки, главные усадебные дома и флигели, хозяйственные постройки, постройки торгового назначения, железнодорожные станции.


1 Изучением фахверковой архитектуры занимались многие отечественные учёные: Н. И. Брунов, А. В. Бунин, Т. Ф. Саваренская, М. Г Круглова, А. В. Кузнецов, М. В. Нащокина, Г. В. Барановский, Г. Д. Машковцев, А. Н. Ефремов, Т. Л. Лисенко, И. С. Родионовская, В. С. Лавров, И. С. Ивянская, Б. М. Кириков, И. В. Белинцева, Т. Н. Чернова-Дёке, И. Р. Плеве, С. Б. Горбатенко, Н. Д. Колли, Ц. Г. Нессельштраус и др.

2 Солярная шайба (нем. Sonnenscheibe) – декоративный деревянный элемент немецкой фахверковой архитектуры в виде треугольника в основании или завершении стойки каркаса, в плоскость этого треугольника вписывалась половина резного солярного круга. Позже элемент стал выполняться в упрощённом виде: без вырезания солярного полукруга. Такие элементы использованы в оформлении главного дома и дома садовника усальбы Льялово.

3 Гефах (нем. “Gefach”) – часть стены фахверкового дома, пространство между деревянными балками. В традиционном фахверковом зодчестве в этом пространстве крепятся резные деревянные украшения, также называемые «гефахом».

4 Дхаджи девари (dhajji dewari) – строительная техника, подобная фахверковой, из горных районов Южной Азии. Представляет собой деревянный каркас с каменным или земляным заполнением. Подобная техника строительства распространена во всём мире под различными названиями: «хымыш» в Турции, “gaiola pombalina” в Португалии, в Италии “casa baraccata”,в Центральной и Западной Европе «фахверк».

Библиография

1. Гавриков Д.С. Терминологическое уточнение понятия «фахверк» / Д.С. Гавриков // В мире научных открытий. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2010. – № 6.3 (12). – С. 115-117.

2. Гавриков Д.С. Фахверковая архитектура: этапы развития и потенциал исторического наследия / Д.С. Гавриков. – Саарбрюккен: LAP, 2012. – С. 95-107.

3. Langenbach R. From “Opus Craticium” to the “Chicago Frame”: Earthquake-Resistant Traditional Construction /R. Langenbach // International Journal of Architectural Heritage: Conservation, Analysis and Restoration. No 1. – P. 29-59.

4. Stiewe H. Fachwerkhäuser in Deutschland. Konstruktion, Gestalt und Nutzung von Mittelalter bis heute / H. Stiewe. – Darmstadt: DWG, 2007. – S. 118-126.

5. Гавриков Д.С. Москва фахверковая: к вопросу изучения деревянно-каменной архитектуры [Электронный ресурс] / Д.С. Гавриков // Архитектон: известия вузов. – Екатеринбург, 2011. – № 36. – Режим доступа: http://archvuz.ru/2011_4/6

6. Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты / М.В. Нащокина. – М.: Жираф, 2005. – С. 247.

7. Разгонов С.Н. Поленово. Памятники Отечества. Музеи России. Иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры / С.Н. Разгонов, и др. – М.: Памятники Отечества, 2001. – № 52. – С. 61, 63.

8. Нащокина М.В. Московский модерн / М.В. Нащокина. – М.: Жираф, 2003. – С.403.

9. Журнал «Зодчий» XXXIV-1905. – лист № 31.

10. Нащокина М.В. Московский модерн. 3-е издание, пересмотренное, исправленное и дополненное. Санкт-Петербург: «Коло», 2011. – С. 339-340.

11. Корозин В.Б. Памятники архитектуры Костромской области. / В.Б. Корозин. – Кострома: Комитет по делам культуры и искусства Костромской обл., 2001. – Вып. 3. – С. 90-91.

12. Нащокина, М.В. Московский модерн. Москва: «Жираф», 2003. – С. 93.

13. Нащокина, М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. Москва: «Жираф», 2005. – С. 298.

14. Graf О.А. Otto Wagner. Band 1. Das Werk des Architekten 1860-1902. / O.A. Graf. – Wien, Köln, Graz: Hermann Böhlaus Nachfolge, 1985. – S. 62-65.

15. Semmering UNESCO Weltkulturerbe. Denkmalpflege in Niederösterreich. Band 29. – Wien: Eigenverlag, 2003. – S. 10-12.

16. Дэвидсон Крейго К. Как читать архитектуру. Интенсивный курс по архитектурным стилям / Пер. с англ. А.П. Романова.– М.: Рипол классик, 2011. – С. 44, 45, 195, 197.

17. Ивянская И.С. Мир жилища. Архитектура, дизайн, строительство, история, традиции, тенденции / И.С. Ивянская. – М.: Дограф, 2000. – С. 264.

18. Les Très Riches Heures du Duc de Berry. – Folio 195 recto.

19. Прайс У. Архитектура в дереве / У. Прайс. – М.: БММ, 2006. – С. 107.

Ссылка для цитирования статьи

Гавриков Д.С. МЕЖДУ ЧУЖЕРОДНОСТЬЮ И ИДЕНТИЧНОСТЬЮ: К ВОПРОСУ ОСВОЕНИЯ МОТИВОВ ФАХВЕРКОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ В ЭПОХУ МОДЕРНА[Электронный ресурс] / Д.С. Гавриков //Архитектон: известия вузов. – 2012. – №2(38). – URL: http://archvuz.ru/2012_2/8 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 30.12.2012
Просмотров: 101