№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Цорик Алёна Вячеславовна

магистрант УралГАХА.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, доцент М. И. Канарская,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
г. Екатеринбург, Россия
 

ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ: СЕРЫЙ ГОРОД


УДК: 72.01

Попытка выявить преобладающие цвета в нашем городе Екатеринбурге привела к вопросу о проблеме восприятия цвета в городском пространстве. Опрос горожан показал, что они ощущают катастрофическую нехватку цвета. Кроме того, анализ результатов позволил сделать вывод, что в нашем городе очень мало зелёных зон. Отсутствие визуального комфорта, неудовлетворение эстетических потребностей – вот лишь некоторые проблемы, которые кроет в себе серый город. Попробуем определить некоторые бюджетные способы решения этой проблемы.

Ключевые слова: цвет, город, пространство, эстетические потребности, визуальный комфорт


Полевые исследования

Когда перед тобой встаёт задача изучить пространство города с точки зрения цвета, первое и, как поначалу кажется, единственное, что нужно сделать – это объехать весь город и посчитать, сколько зданий какого цвета в городе больше. Когда такая работа была проделана, выяснилось, что рекордсменами оказались три цвета: серый (все оттенки от серо-голубых до серо-зелёных), земляные тона (разные оттенки коричневого, серо-коричневого, коричнево-зелёные и т.п.) и жёлтый во всех его проявлениях. Причём все три цвета – примерно в равных пропорциях, чуть убывая в перечисленном порядке.

Теперь необходимо выяснить их влияние на людей. Что касается серого, который идёт у нас на первом месте по повторяемости, его можно охарактеризовать как спокойный и нейтральный.

Большинству из нас серый цвет неизбежно напоминает о тех днях, когда мы оказывались запертыми дома. Прижавшись носом к холодному мокрому стеклу, мы с завистью смотрели на улицу, с нетерпением ожидая, когда пасмурная погода сменится ярким солнечным светом. Мы дождаться не могли магических слов: «Теперь можно играть на улице!»

Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения. Серый – это нейтралитет, он не внешний и не внутренний, не напряжение и не расслабление. Серый – это граница. Его положительные характеристики: информированность, здравомыслие, реализм, соединение противоположностей. Его негативные характеристики: боязнь утраты, меланхолия, болезнь, печаль, депрессия.

Коричневый, занимающий второе место по повторяемости, можно охарактеризовать как земной и реальный. Как могучий дуб, коричневый цвет связывается с корнями, с надёжным источником безопасности, комфорта и «нормальности». Его положительные характеристики: надёжность и здравый смысл. Его отрицательные характеристики: депрессия и разочарование.

Жёлтый, хоть и третий, но отстаёт ненамного, его характеристика – энергия и жизнь. Жёлтый цвет чаще всего ассоциируется с такими эпитетами, как весёлый, жизнерадостный и солнечный. Порой его называют возбуждающим и стимулирующим, но никогда унылым, меланхоличным или несчастным. Это замечательный цвет для поднятия настроения и создания радостной, солнечной атмосферы. Жёлтый производит очень тёплое, приятное впечатление. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться, символизирует интуицию и сообразительность.

Подводя итоги по этому этапу, приходишь к выводу, что в нашем городе много разных цветов. А доминирующий серый, с его непростыми и неоднозначными характеристиками, явно неблагоприятными для преобладания в городском пространстве, должен вроде бы с лихвой компенсироваться его соперниками – коричневым и жёлтым, такими замечательными по своим характеристикам.

Но что же это такое? Кажется, что все эти сухие подсчёты и умозаключения совсем не соответствуют внутренним ощущениям. Возникает вопрос о восприятии. Пространство города воспринимается целиком, и ощущение цвета создаётся целиком, а не только через цвет застройки. В таком случае простыми расчётами не обойдёшься – необходимо спрашивать людей.

Мнения горожан

Опрос жителей города дал просто ошеломляющий результат: подавляющее большинство людей (практически 100% ответивших) на просьбу охарактеризовать наш город одним цветом отвечали: серый! Некоторые ещё называли его однообразным (хотя вопрос был о цвете). Причём, когда тех же людей просили попробовать назвать доминирующие цвета, то некоторые также называли только серый, но, всё же, примерно половина, подумав, указывали тот же набор, что составился в результате полевых исследований: серый, коричневый, жёлтый. А город всё равно… серый.

Интересно также было выяснить, какого цвета, по мнению горожан, в нашем городе не хватает. Ответы были разные, но в общих чертах многие говорили, что просто не хватает цвета вообще, любого цветного, если можно так сказать. Немалую группу составили ответы касательно светлых, тёплых тонов. Но самый часто встречающийся ответ оказался совершенно неожиданным: большая часть ответивших заявила, что в городе не хватает зелёного цвета.

После опроса горожан сформировалось три значимых вопроса:

1. Почему город воспринимается серым?

2. Почему при наличии зданий самых разнообразных цветов горожане, тем не менее, ощущают острую нехватку цвета?

3. Почему именно зелёный цвет оказался таким необходимым, по мнению наших горожан? И на эти вопросы нужно отвечать.

Поиски ответов

Итак, начнём по порядку. Первый и второй вопросы можно объединить, ведь причины, должно быть, одни. Отчего же город воспринимается серым? Для начала стоит определить, из каких больших составляющий, помимо застройки, складывается цветовой образ города: это транспортная инфраструктура, сам транспорт, людские массы и, конечно же, небо.

Небо, пожалуй, играет большую роль в этом вопросе. Учитывая наш климат, небо часто пасмурное, что откладывает отпечаток на восприятии города. Дорожные сети также серые, автомобили цветные, но зачастую – грязные, одежда горожан – разная, но в общей массе тоже воспринимается бледно. Это то, что можно сказать навскидку, задумавшись о каждой из составляющих цвет города частей.

Было решено опять обратиться к людям для выяснения вопроса такого восприятия. Ответы были разные, но во многом совпадали с перечисленными выше причинами. Но наиболее интересными оказались два ответа, которые изначально, до обращения к горожанам, в голову не приходили:

1. «В городе много стекла. Стекло не обладает собственным цветом – оно отражает всё, что вокруг, преумножает его. Больше всего оно отражает пасмурное небо. И его, и без того серого, становится ещё больше».

2. «В городе много пыли. Может быть, она оседает на зданиях и съедает весь их цвет? А может быть, её просто столько в воздухе, что она нам глаза затуманивает, и мы видим всё сквозь серую поволоку?».

А вот для того, чтобы ответить на третий вопрос, необходимо определиться с характеристикам зелёного цвета.

Абсолютный зелёный – самый спокойный цвет из существующих. В зелёном всегда заложена жизненная возможность, он не обладает действующей вовне энергией, но содержит в себе потенциальную энергию – не покоится, а отражает внутреннее напряжённое состояние.

Зелёный соответствует стабильности, прочности, постоянству, настойчивости, силе воли, а что касается восприятия – чувству собственной значимости.

Зелёный нейтрализует действие основных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции. Он приносит спокойствие и умиротворённость, помогает сконцентрироваться и принять решение.. Зелёный цвет – это цвет природы, в нем есть романтика.

Зелёный цвет неразрывно связан с ростом. Именно поэтому зелень символизирует все, что растёт. Зелёный цвет – это цвет обновления и вечной жизни.

Зелёный цвет оказывает очень благоприятное действие на человека. Умиротворение и спокойствие, которое он приносит, так необходимы в городской среде. Ассоциации зелёного с природой наталкивают на мысль, что дело не только или даже не столько в нехватке зелёного цвета, как такового. Эта потребность выводит на совершенно новый вопрос.

Выходит, горожанам катастрофически не хватает зелени как таковой, а также зон рекреации. Получается, что человек, находясь в городе, не может реализовать свои эстетические потребности. Возможно, поэтому, некоторые люди так любят путешествовать; в том числе и для реализации именно эстетических потребностей.

Выходит, не реализуя эти потребности, человек не может выходить на новый уровень потребностей – потребности в самореализации.

Получается, что люди ищут самые разные способы, чтобы реализовать эти потребности, хотя могли бы удовлетворять их, просто прогулявшись пешком по городу с работы домой, например.

Предложения от автора

Что же можно предложить, чтобы исправить эту катастрофическую ситуацию эстетической неудовлетворённости горожан, учитывая условия нашего непростого климата?

В первую очередь, это, конечно же, увеличение зон рекреации, зелёных зон. Становится очевидным, что люди нуждаются в этаких оазисах, которых катастрофически не хватает. Опять же, возникает вопрос: а как быть с тем преобладающим в нашем городе временем года, когда деревья теряют свою листву? Первое решение, которое приходит на ум – конечно же! – вечнозелёные хвойные растения. Но кроме них, например, хорошо подойдут и вечнозелёные лиственные кустарники и полукустарники.

Помимо этого можно предложить:
1) цветные элементы благоустройства (рис 1, 2);

Рис.1,2

2) цветная городская скульптура (рис. 3);

Рис.3
3) цветное остекление (рис. 4);

Рис.4
4) цветное мощение и покрытия (рис. 5);

Рис.5
 

5) граффити и аэрография (рис. 6);

Рис.6

6) ярнбомбинг (yarnbombing) – это граффити из пряжи, то есть вязаная «одежда» для деревьев, скамеек, скульптур и других элементов городского ландшафта (рис. 7,8);

Рис.7,8

7) накладные элементы на фасадах (рис. 9);

Рис. 9
8) цветные фасады (рис. 10).

Рис.10

Проблема эта в нашем городе, к сожалению, никак не решается. А ведь так хочется, чтобы горожане испытывали визуальный комфорт, гуляя по городу. Чтобы каждый мог с гордостью сказать: «Да, у нас красивый и яркий город!»


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017