№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Лойко Анна Сергеевна

аспирант ВоГТУ.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор И.К. Белоярская,
ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет»,
г. Вологда, Россия

ТИПОЛОГИЯ И СВОЕОБРАЗИЕ РЕГУЛЯРНЫХ ПЛАНОВ ГОРОДОВ


УДК: 72.03

Для древнерусского города характерна трехчастность структуры – кремль, торг, посад. Города увеличивались в размерах, менялась и структура городов. В конце XVIII в. по указу императрицы для русских городов разрабатываются регулярные планы. Белозерск, Кириллов, Вытегра, Вологда первыми начали реализовывать новую планировку. В статье изложены результаты анализа и систематизации регулярных планов конца XVIII века городов Вологодского края.

Ключевые слова: поселения, кремль, посад, древнерусские города, города Вологодского края, регулярный план


Суровый лесной край Севера был освоен людьми намного позже юга. Первые поселения возникали по берегам рек и озер, которые являлись источником жизни и были основными транспортными путями, и уже в X-XIII вв. в Вологодском крае появляется огромное количество поселений.

Древние поселения не являлись застывшими и неизменными, их возникновение и исчезновение носило стихийный характер и в наиболее благоприятных для жизни и торговли местах некоторые из них превращались в города. Надо заметить, что только те поселения, которые имели крепостные стены, могли называться городами.

Древнерусские города в первую очередь являлись сосредоточием ремесла и торговли, а также были административными центрами. Для древнего города характерна трехчастность структуры – кремль, торг, посад. Ядром города являлся укрепленный «детинец». Внутри крепости формировался центр управления и культовый центр, располагались усадьбы феодальной аристократии. Крепость на период опасности могла укрыть в своих стенах жителей города – внутри нее располагались осадные дворы и запас продовольствия. У главного сухопутного или водного пути в городскую крепость у ее стен находился главный городской торг, который служил связующим звеном между крепостью и посадом [1]. Посад или посады окружали крепость, именно здесь жила основная часть населения города. Посад частично или полностью мог иметь свои укрепления и называться окольным городом. Конструкцией ограды выступал острог или еще более легкие укрепления, функционально не предназначавшиеся для обороны, а скорее служившие защитой от диких зверей и воровских шаек разбойников.

Застройка древнерусских городов была полностью деревянной, за исключением отдельных сооружений. Большую роль в архитектурно-планировочной композиции плана города играли доминанты – православные храмы, которые служили четкими ориентирами, необходимыми при движении в городской застройке. Концентрация таких вертикалей выделяла центр города, особенно при панорамном обзоре. Кремль, храмы, монастыри составляли своеобразный каркас композиции древнерусского города [2].

Важным элементом древнерусского города являлись улицы. Вся уличная сеть стягивалась к крепостному ядру и торгу. Трассировка главных улиц-дорог не менялась столетиями, о чем свидетельствуют раскопки археологов. Улицы связывали концы города с центром и являлись сложными архитектурными и градостроительными комплексами, построенными по определенным законам, и определяли рисунок плана города.

Вторая половина XVIII в. – время больших преобразований межгосударственного характера. Старые города перестают удовлетворять потребностям общества, к этому времени многие из них приходят в упадок.

Усиливается внимание правящей верхушки к городам, теперь они не только центры ремесла, промышленности и торговли, теперь они становятся опорными пунктами абсолютной монархии и должны отражать усиление мощи государства, рост его престижа на международной арене. Поэтому разрабатываются новые принципы планировки городов, отличные от средневековой модели. Планы городов приобретают более геометричные формы, выпрямляются улицы, регламентируется постановка дома на участке, задается общее направление развития застройки. Новая сеть кварталов накладывается на средневековый рисунок застройки, с сохранением основных градостроительных узлов города, основных улиц и принципов формирования плана.

Регулирование застройки городов России осуществлялось «Комиссией о каменном строении Петербурга и Москвы», которая просуществовала с 1762 г. по 1796 г.

Первый регулярный план в Вологодской области получил город Белозерск в 1766 году, однако он не был утвержден. Окончательным проектом генерального плана города стал проект 1778 года (рис.1), автором которого считается петербургский архитектор Чичерин, в этом плане были исправлены все недостатки первого проекта [3]. Белозерск можно назвать традиционным древнерусским городом, который прошел все стадии развития, несмотря на неоднократное перенесение своего местоположения. Дорегулярный план Белозерска представлял собой систему улиц, расходившихся преимущественно в восточном направлении от укрепленного ядра города, а вдоль береговой полосы в перпендикулярном направлении к реке также проходили трассы дорог, связывающие веерно расходившиеся улицы от кремля. Таким образом, уличная сеть древнего Белозерска представляла собой ветвистую систему. Регулярный план Чичерина, который с большой точностью в дальнейшем был перенесен в натуру, представлял собой прямоугольную сетку кварталов, развернутых перпендикулярно Белому озеру, и не учитывал пространственную ориентацию улиц – дорог, за исключением главной Мостовой улицы (современный Советский проспект), которая сохранила свое историческое направление и была выпрямлена

Планом 1778 года выделено сложившееся ядро города как композиционный центр, через который параллельно Белому озеру проходят главной композиционной осью Мостовая и Большая Ильинская улица, которая не существовала ранее, так как территория, располагающаяся восточнее ядра города, была мало заселена, здесь находились обширные луговые пространства и Солдатская слободка. Главенствующая роль этих двух улиц в системе планировки нового регулярного города подчеркнута формированием двух обширных площадей при въезде в город со стороны Вологды и Санкт-Петербурга. Новым регулярным планом были сохранены многие исторические церковные площади, и главная торговая площадь у стен кремля также получила свое оформление на новом регулярном плане Белозерска.

Город Кириллов сформировался как подмонастырская слобода при Кирилло-Белозерском монастыре. И только в 1776 году поселение, выросшее вокруг монастыря, получило статус уездного города. Регулярный план города Кириллова 1777 года так же, как и план Белозерска, был также составлен архитектором Чичериным (рис. 2). Сравнивая эти два плана, мы можем проследить закономерность построения архитектурно-пространственной модели города. И в том, и другом случае центром композиции выступает улица-ось, которая замыкается главным торгом у стен городского ядра. Регулярным планом Кириллова определена как центральная – улица Большая Вологодская (современная ул. Победы), которая замыкается с одной стороны главной торговой площадью у главных ворот Кирилло-Белозерского монастыря, являющимся ядром города, а с другой стороны – еще одной площадью при въезде в город со стороны Вологды. Тот же принцип построения композиции городского плана применен в городе Белозерске. Архитектор, составлявший генеральный план, не ставил перед собой цели проработать его детально. Схема построения плана проста – прямоугольная сеть кварталов перпендикулярно Сиверскому озеру наложена на местность без учета ее топографии, и чтобы как-то разбавить эту скучную монотонность многочисленных кварталов, были предусмотрены еще две общественные площади. Генеральный план Кириллова менее проработан и более схематичен по сравнению с проектным планом Белозерска. Здесь нет скошенных углов кварталов и церковных площадей, которые придают живописность регулярному городу.

 

Вытегра – город, образованный на месте Вянгинской пристани в 1773 г. Свой регулярный план получил в 1776 г. (рис. 3). Население, проживающее на пристани, было очень малочисленно, поселение не имело развитой уличной сети, поэтому разбивка нового регулярного плана города осуществлялась, в основном, на необжитой земле, покрытой лесом и кустарником. Осью композиции генерального плана являлась река, на противоположных берегах которой на некотором расстоянии друг от друга были запроектированы две парадные площади – торговая и административная. Площади были разной конфигурации, но общая пространственная схема их одинакова – по периметру они застраивались различными каменными зданиями, а в центре располагалась церковь – высотная доминанта. Обе площади были раскрыты к реке и хорошо просматривались при движении по ней. Особый ритм задавали многочисленные амбары, поставленные по разным сторонам реки.

 

Въезды в город оформлялись четырьмя воротами, трое из которых ориентированы на церкви.

Схема плана города представляла собой квадрат, заключающий в себе сеть прямоугольных кварталов, разбитых в одном направлении. Некоторое своеобразие генеральному плану придавали кварталы трапециевидной формы административной площади. С помощью этой площади был удачно обыгран поворот реки, где геометрически правильная линия застройки каменных «казенных строений» повторяла более мягкую линию береговой полосы.

Все ранее рассмотренные в данной статье регулярные планы, утвержденные Екатериной II в разные годы, представляли собой прямоугольную сетку кварталов, разбитых в одном направлении относительно озера или реки, без каких либо изломов и изменений направления ориентации координатной сетки улиц. Эти города имели небольшую численность населения, в связи с чем и несложную дорегулярную трассировку улиц, которая в большинстве случаев была проигнорирована проектами регулярной планировки. Такой принцип проектирования плана был характерен для небольших городов.

В отличие от малых городов Вологодской области, Вологда с XIV века была одним из крупнейших городов не только Вологодского края, но и Русского Севера.

Город Вологда – традиционный русский город, с интересной историей, прошедший сложный путь своего развития, что отразилось на его дорегулярном плане, в котором переплетаются несколько различных типов уличной сети. Регулярный план города Вологды был утвержден в 1781 году (рис. 4). Ядром города служил каменно-деревянный детинец, с планом в форме неправильного четырехугольника, близкого к ромбу, который задал общую композицию городского плана с прилегающими к нему с каждой сторон посадами. Так как одной из сторон этого детинца являлась набережная, то Заречный посад развивался более свободно, его уличная сеть была в большей степени привязана к противоположному от детинца берегу реки. Композиционной осью Заречья, определяющей направление развития генерального плана, являлась улица Большая Архангельская (ныне ул. Чернышевского) – бывший тракт на Архангельск. Въездная полукруглая площадь подчеркивает значимость этой трассы, является важным градоформирующим узлом, задающим направления трем основным улицам, которые формируют трехлучевую композицию на данном участке городского плана. Ориентация одной из боковых улиц подчинена местоположению Антипиевской церкви, которая является ее замыкающим элементом. Третья улица этого трехлучия подчеркивает значение набережной реки, фактически повторяет ее очертания в регулярном исполнении. При этом, вновь проектируемая общественная площадь в центральной части рассматриваемой улицы совпадает с осями координат церковной площади Георгиевской церкви, подчиненной направлению набережной реки Вологда.

 

Примыкая к юго-восточной и юго-западной стенам детинца, раскинулся Нижний посад, который имел двухчастное деление. Юго-западная часть Нижнего посада ограничена новыми проектировочными осями – улицами Петербургской и Глинковской набережной, а юго- восточная часть заключена между набережной реки Вологда и той же Глинковской улицей, ориентация которой подчинена руслу речки Золотухи.

В наиболее древней части города, примыкая к северо-западной стене детинца, находится Верхний посад, живописная система дорегулярных улиц которого не была увязана с новым регулярным планом, сохранившим лишь местоположение культовых сооружений на своих исторических местах.

Главной композиционной осью, закреплявшей историческую трассу – главный путь на Москву, являлась Рощенская улица, переходившая в Гостиннодворскую, далее это направление подхватывалось Константиновской улицей, выводившей путника на дорогу в Кириллов. Именно на этой оси у стен детица располагалась торговая площадь.

Рассматривая генеральный план 1781 года, можно выделить пять направляющих осей, которым подчиняется вся композиционная схема проектируемого города – это улицы Большая Архангельская, Рощенская – Гостиннодворская – Константиновская, Петербургская, Глинковская Набережная, Предтеченская. Необходимо также выделить улицы закрепившие сформировавшуюся исторически дорегулярную планировку трасс – это Калашная, Рощенская, Гостиннодворская, Большая Козленская, Зосимовская улицы, Глинковская, Сретенская, Златоустинская, Дмитриевская, Никольская, Пречистенская, Воскресенская, Ильинская набережные.

Перепланировка старых городов была важным и своевременным явлением, которое открывает новую эпоху в развитии русского государства. Несмотря на геометризацию и скучность планировки, города сохранили традиционную живописность, достаточно посмотреть на их панорамы. Большую роль на индивидуальность каждого города влияет ландшафт и его связь с вертикалями, которыми выступают церкви и колокольни. Их нерегулярная постановка на рельефе местности и ориентация в пространстве относительно друг друга сглаживают строгую геометризацию и однообразие планировочной структуры городов. Кроме того, объемные доминанты закрепляют общую схему дорегулярной планировки, но приобретают новое значение, остаются на своих исторических местах, тем самым возрождая память о дорегулярном городе.


Библиография

  1. Щенков А.С. Структура русских городов XVI-XVII века и их эстетическое восприятие /А.С. Щенков // Архитектурное наследство. – 1984. – №32. – С. 3.
  2. Гуляницкий Н.Ф. Русский регулярный город на традиционной основе. / Н.Ф. Гуляницкий // Архитектурное наследство. – 1985. – №33. – С.5.
  3. Полное собрание законов Российской империи: Собр. первое : Книга чертежей и рисунков. (Планы городов).  – СПб . : Тип. II отд-ния собств. Его Имп. Вел. Канцелярии, 1839. – 416 л.: ил.

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017