№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Потапова Анастасия Васильевна

аспирант ИрГТУ.
Научный руководитель:
доктор исторических наук,
кандидат архитектуры,
профессор М.Г. Меерович,
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет», 
г. Иркутск, Россия

ПАРАМЕТРЫ РЕГЛАМЕНТА ПО СОХРАНЕНИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОНТЕКСТА ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ГОРОДА ИРКУТСКА


УДК: 72.01

В статье рассматривается немецкий опыт регенерации исторической среды. На примере исторического центра города Иркутска сделаны предложения по введению регламента по сохранению градостроительного контекста, включая структуру и параметры регламента.

Ключевые слова: градостроительный регламент, пространственная структура, градостроительный контекст


В настоящий момент регулирование градостроительства в России имеет много проблемных мест, как теоретических, так и практических. Жилищный вопрос, правила землепользования и застройки, правовое зонирование, градостроительные регламенты – все это самые острые темы, обсуждающиеся в контексте реформы отечественного градостроительного законодательства уже более 10 лет. Это новые инструменты градостроительного регулирования, на которые возлагаются значительные надежды, в том числе, и в обеспечении сохранения и развития исторических городов в условиях рыночной экономики.

Иркутск обладает уникальной архитектурно-пространственной средой и представляет большую ценность как исторический город России. Памятники федерального, регионального и местного значения составляют одну из важнейших частей города.

Территория центра Иркутска состоит из трех исторических планировочных фрагментов. Фрагментация проводилась по следующим морфологическим признакам: общей однородности пространственной решетки; устойчивому характеру направляющих решетки; постоянству принципа квартальной разбивки (ячеек решетки) и внутриквартального усадебного деления (парцелляции); наличию выраженных границ, центров, планировочных осей, узлов. Как объект историко-культурного наследия, градостроительная структура имеет самостоятельное значение1.

При фрагментарной охране определенных участков невозможно сохранить целостность градостроительной среды, шаг за шагом, при вторжении объектов новой архитектуры, без учета уже существующих пространственных элементов, мы потеряем пространственную целостность города. Поэтому нельзя искусственно разделять городскую застройку на исторически ценную (памятники), старую рядовую и новую (современную). Нельзя ограничивать отношение к исторической застройке ее музефикацией и консервацией, также как нельзя обеспечивать размещение новой застройки за счет сноса старой.

Рис. 1. Объекты культурного значения г. Иркутска

Каким образом можно изменить ситуацию? Что необходимо для полноценного развития, укрепления города, как жизнеспособного организма, представляющего собой устойчивую систему, которая не только будет осуществлять полноценное градостроительное развитие, но будет представлять новый уровень качества жизни для населения города, развивая новейшие технологии и сохраняя историческое единство? Для всего вышеперечисленного необходимо создание регламента по сохранению градостроительного контекста.

Градостроительный регламент, определяется как совокупность параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны2.

Градостроительный регламент квартала утверждается как закон органа местного самоуправления и в дальнейшем обеспечивает градорегулирование в границах квартала, гарантируя постоянство его функционального использования в соответствии с исходным проектом, а также неизменность внешнего облика строений. Градостроительные регламенты в новой редакции Градостроительного кодекса РФ 2004 г. получили универсальный правовой статус, чем и отличаются принципиально от практики предшествующих десятилетий. Наличие такого статуса означает наделение регламентов законодательной силой и влечет за собой обязательность их соблюдения представителями всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) и всех других субъектов хозяйственной деятельности, независимо от их ведомственной подчиненности. Наряду с этим устанавливается необходимость соблюдения регламентов рядовыми участниками градостроительной деятельности. Сформированные регламенты значительно расширяют возможности градостроительной деятельности, позволяя управлять развитием территории экономическими (стимулирующими), а не директивными методами, в полном соответствии с ее реальными проблемами. В этом случае развитие территории может происходить независимо и от политической, и от административной конъюнктуры3.

Для разработки регламента по сохранению градостроительного контекста был проведен анализ документации, разработанной для осуществления программы регенерации исторической среды г. Дрездена. На основе выявленных особенностей определены рекомендации по совершенствованию системы управления градостроительной деятельностью и территориальным развитием применительно к историческим городам России. Регламент по сохранению градостроительного контекста включает в себя не только виды использования земельных участков, но и детальную информацию по обращению с параметрами объектов, т. н. «разделение по уровням».

 

Рис. 2. Регламент по сохранению градостроительного контекста района Нойштадт (Дрезден, Германия)

Каждый уровень устанавливает свои ограничения и правила для использования объектов и пространственной среды. Слои представлены в иерархии, согласно масштабу.

Первый уровень – планировочная структура, в которой выделяется общая однородность пространственной решетки; наличие выраженных границ, центров, планировочных осей, узлов, плотности застройки, характер направляющих решетки, принцип квартальной разбивки и внутриквартального усадебного деления (парцелляции); застройка по красным линиям. При проектировании в историческом квартале, согласно первому уровню регламента, необходимо: на базе существующих документов, отражающих сохраненные исторические постройки, восстановленные и объекты новой архитектуры:
1) провести анализ градостроительного контекста, осуществить восстановление пространственных визуальных связей между площадями, улицами и переулками, согласно историческим данным, в соответствии с новой градостроительной ситуацией;
2) сопоставить существовавшие ранее красные линии с нынешним положением и внести изменение в соответствии с утвержденной градоформирующей структурой;
3) при наличии пространственных нарушений поставить задачу на реорганизацию градостроительного контекста (сопоставление по всем параметрам планировочной структуры);
4) выявить здания-доминанты в качестве объектов градоформирующей структуры (определение исторических доминант, формирующих площади, парадные пространства, территории особого назначения, что позволит произвести иерархию пространственной организации, а также определить ограничение объектов по высоте, находящихся в зоне регламента) [1].

Второй уровень регламента по сохранению градостроительного контекста – объем, который предусматривает следующие действия:
1) выявление масштаба (этажность / высотность застройки). Для градостроительного и архитектурного формообразования определяют: доминанты исторического центра, храмы, здания культуры и другие исторические постройки, в соответствии с этим устанавливается допустимая высотность застройки; определяется роль объекта в характере силуэта уличного фронта;
2) определение архитектурной проработки объемов и поверхностей (пропорций, формы крыш, заверший, соотношений оконных проемов, композиционной плотности деталей, цветового решения);
3) ориентирование при выполнении реконструкции, реновации и реорганизации на образцовые проекты по каждому из кварталов с установленными градостроительными акцентами для каждого из объектов;
4) степень реконструкции устанавливается согласно документации. В основе лежат две категории: полная реставрация фасадов и основной структуры здания, полное восстановление градостроительного ансамбля по документации.
5) Определение параметров фасада: построение, пропорции, фронт уличной застройки, выявление стиля, декоративное оформление [1]: численность и размер оконных проемов должны соответствовать традиционной структуре фасадов, ориентированных на данные кварталы; выявление стиля для объектов реорганизации, и объектов новой архитектуры проводится на основе комплексного изучения существующих объектов рассматриваемой зоны; реклама допустима только на первом этаже, при соблюдении пропорций фасада и цветового решения, нуждается в согласовании с администрацией города, в фазе подготовительного процесса строительства; установка световой рекламы допускается только в белых и желтых цветах, рекламные сооружения с меняющимся светом запрещены 4.
6) Параметры кровли включают конфигурацию кровли и материал покрытия крыши, который определяется согласно исторически значимым объектам, расположенным в данной зоне; установка антенн и групп антенн возможна только на закрытой части крыши;
7) Виды отделочных работ включают материал стен, цветовое решение, отделочный материал: а) отдается предпочтение традиционным материалам, типичным для региона; б) декорированное, современное оштукатуривание, цветовое сочетание и обкладка с нетипичными для исторической зоны материалами запрещены; в) цветовые решения принимаются согласно цветовой палитре; (приложению, утвержденному к данному регламенту) 5.

Третий уровень градостроительного регламента – элементы ансамбля:
1) ворота и ограждения: устанавливаются согласно историческим чертежам;
2) надворные постройки: определение местоположения существующих и утраченных построек, выявление степени градостроительной значимости – восстановление, реконструкция или реорганизация проводится, согласно оценке местоположения в общей планировочной структуре и пространственной значимости объекта в общем контексте;
3) благоустройство территории: материал покрытия дорог, фурнитура, малые архитектурные формы, участки природного ландшафта, озелененные фрагменты (исторические ландшафтные элементы и комплексы) состав, местоположение: сохранение, дополнение и реставрация старых тротуаров; принятие решения о введении дополнительного городского освещения, согласно историческим данным и анализу использования старого освещения [2].

Четвертый уровень градостроительного регламента посвящен функции:
1) концентрация исторических построек общественного пользования и культурных зданий, галерей (выставочные здания, музеи и т.д.);
2) реорганизация некоторых зон в качестве сосредоточения общественно-развлекательного пространства для проведения городских праздников, выставок и фестивалей, строительство новых объектов для общественного и культурного назначения;
3)концентрация ремесленных учреждений, таких как небольшие торговые зоны, торжественные, парадные пространства, рестораны со специальным стилем, мастерские по ручной работе;
4) небольшие отели преимущественно средней ценовой оплаты;
5) использование площадей под бюро;
6) закрытые пространства под бюро должны составлять 300 кв.м., по правилам не превышая данную норму;
7) жилая часть – неотъемлемая составляющая данной зоны, использование в среднем 20-25% всего здания от общей площади относится к данной функции, не включая первый этаж;
8) допустимы небольшие гостиницы;
9) в новостройках функция определяется согласно существующей в данном районе;
10) торговая зона должна включать наружное благоустройство, соподчиненное общей структуре улицы.

Пятый уровень градостроительного регламента – новая архитектура:
1) возведение новых зданий возможно только после градостроительного анализа пространственной среды квартала и определения допустимых границ зоны застройки;
2) дальнейшее развитие улиц и площадей допустимо только при интеграции существующей исторической структуры и новых архитектурных элементов;
3) новые элементы архитектуры должны соответствовать требованиям существующих зданий квартала, в пропорциях и по отношению новых зданий – к соответствующей структуре улицы;
4) все новостройки и территории, окружающие объекты в планируемом районе, должны быть расположены и установлены в соответствии с иерархией исторических доминант;
5) все новые постройки должны быть ориентированы на историческую застройку, в проектном положении утверждены: участок для объекта, направление улиц, состав фасадных элементов, форма окон;
6) необходимо проверить параметры фасадов существовавших до этого, определить осевые размеры, высоту этажа, высоту уступа – все это является базой для архитектурного облика здания 6.

В Иркутске разработка таких регламентов необходима для каждого из фрагментов опорного каркаса исторической застройки – кварталов или групп исторических домостроений, что обеспечит:

1) сохранение исторической среды, в том числе сложившейся планировочной структуры, ландшафта, характера застройки и благоустройства территории;
2) ориентирование изменения планировочной структуры, ландшафта, застройки, благоустройства территорий на восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и характеристик исторической среды;
3) прекращение строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разработки градостроительных мероприятий, направленных на улучшение обеспеченности и (или) доступности для населения социально значимых объектов;
4) утверждение параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны;
5) регламенты зададут вертикальное зонирование каждого отдельного здания;
6) регламенты зафиксируют распределение профильных функций зданий;
7) введение, исходя из общей функциональной нагрузки квартала, дополнительных функций – торговых, развлекательных, обслуживающих и проч.;
8) обеспечение осуществления функции, заданной регламентом, самовольное изменение функции невозможно;
9) провести интеграцию объектов наследия и градостроительного контекста в экономический оборот и их капитализацию;
10) создание механизма привлечения средств на восстановление градостроительного контекста из внебюджетных источников. В первую очередь – создание условий, при которых частным инвесторам (девелоперам, покупателям или арендаторам объектов градостроительного контекста или наследия) было бы выгодно заниматься их сохранением, реставрацией и содержанием.

Немецкая система обеспечивает четкое разделение функций между законодательными документами [3]. Её применение возможно для исторических городов России и, в частности, для сохранения и развития исторического центра города Иркутска. Для этого необходимо разработать и ввести для г. Иркутска градостроительный регламент по сохранению градостроительного контекста в границах достопримечательного места. В данном документе, по аналогии с немецким опытом, необходимо последовательно выстроить параметры регламента на всех уровнях – от градостроительного до уровня формообразующих элементов здания. Это обеспечит введение последовательной системы законодательных действий, направленных на сохранение и развитие застройки исторического центра.

При введении регламента по сохранению градостроительного контекста для кварталов исторической застройки будет укреплен экономический потенциал, развиты новые зоны исторического центра, согласовано возможное введение объектов новой архитектуры и реорганизованы не только объекты культурного значения, но и средовой застройки. Историко-культурное наследие центральной части г. Иркутска, включающее памятники археологии, культурный слой, памятники истории и архитектуры, историческую планировочную структуру, что представляет также уникальный градостроительный контекст, исторические ландшафтные элементы и комплексы, обретет новое значение, а город получит новый импульс для градостроительного развития.


1 Пояснительная записка. Проектно-регулятивный раздел. Проект охранных зон, зон регулирования застройки, хозяйственной деятельности и охраняемого природного ландшафта города Иркутска. Генеральный директор ОАО «Иркутскгражданпроект» – А. Ю. Макаров. Главный архитектор ОАО «Иркутскгражданпроект» – В. В. Распутин Руководитель проекта, начальник НИПРМ – Красная Н. Н., архитекторы – Прокудин А. Н., Калинина И. В., Ладейщикова Е. Р., Басина Л. В.; консультант – архитектор Шаров С. А., историки – Попова Р. В., Торшина Н. Г.

2 Э. А. Шевченко НИИТАГ РААСН, кандидат архитектуры, советник РААСН

3 Анисимов А.П., Донцов Д.Г., Юшкова Н.Г. Научно-практический комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный), Москва – 2005.

4 Die Werbe-und Gestaltungssatzung für den Neumarkt, Landeshauptstadt Dresden, 2008

5 Die Farbkonzeption für den Dresdner Neumarkt, Landeshauptstadt Dresden, 2008

6 Ideen für ein neues Zentrum, Landeshauptstadt Dresden


Библиография

  1. Erhaltungssatzung für die Dresdener Äußere Neustadt (24.03.1994 /12.01.1995), 1994. – 1-27 p.
  2. Erneuerungskonzept für die Äußere Neustadt, Landeshauptstadt Dresden Geschäftsbereich Stadtentwicklung Stadtplanungsamt, STESAD GmbH, 1999. – 1-28 p.
  3. Dresden-Planungsleitbild Innenstadt 2008, Landeshauptstadt Dresden, Prof. Dr. Franz Pesch, Anna Sendliewska, Timan Sperle, Juri Goebel, Philip Schmal, cand. Arch. Anna Hofheinz, Frank Dippold, Herbert Feßenmayr, Andreas Wuff, Dr. Barbara Engel, Anja Heckmann, Mattias Flörke-Kempe, Heidi Geiler, Holger Everz, Doris Fischer-Pesch, Landeshauptstadt Dresden, 2008. – 1-76 p.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017