№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Якушенко Александра Андреевна

магистрант ТОГУ
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
профессор В.И. Лучкова,
Тихоокеанский государственный университет,
г. Хабаровск, Россия

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЛОЙ АРХИТЕКТУРЕ


УДК: 728.03

Статья посвящена роли национальных архитектурных традиций в современной архитектуре. Для исследования были выбраны две страны, представляющие различные культуры Востока и Запада. На примерах современных частных резиденций Японии и Голландии были выявлены основные черты преемственности и интерпретации исторических традиций. В то же время интересным оказалось значительное сходство в строительных принципах, например, использование камня в качестве фундамента и параллели в каркасных конструктивных системах Японии и Голландии.

Ключевые слова: жилая архитектура, традиция в архитектуре, интерпретация в архитектуре


Архитектурные традиции определяют лицо и неповторимый облик каждой страны. На примере двух стран Японии и Голландии был произведен анализ особенностей применения традиционных элементов в архитектуре жилья. Выбор коснулся этих стран, так как интерес представляет диаметральность их культур и одновременно общие конструктивные архитектурные принципы. Основной связующий фактор – применение ярко выраженных каркасных систем в историческом строительстве этих двух стран. Каркасное строительство было распространено на Востоке в Китае, Вьетнаме, Корее и других странах, а в Европе – в Германии, Бельгии, Люксембурге и др.

1. Восток. Традиции в архитектуре Японии

Традиционный принцип возведения дома в Японии, как и в большинстве стран Востока, это возведение деревянного каркаса и устройство кровли. На каменные подушки устанавливаются опорные столбы, формируется каркас. Затем сооружается крыша. Стены носят мобильный характер [1]. Такой подход принципиально отличается от строительных традиций большинства западных стран (мощные несущие стены).

В солнечную погоду выставляют легкие перегородки сёдзи (shouji ), обклеенные рисовой бумагой, в дождливую погоду или зимой перед ними выставляют ряды деревянных щитов «амадо», защищающих от холода и влаги [4].

Духовно-эстетических принципы синтоизма повлияли на открытость японского жилья природной среде и включение элементов природы в интерьер [7]. Внутреннее пространство традиционно было едино, что позволяло легко разделять его на необходимое количество помещений с помощью легких передвижных перегородок «фасума» (fusuma)

Современное жилое строительство в Японии разнообразно. Наряду с индивидуальными домами в больших городах существуют и многоквартирные комплексы данчи (danchi, ) или маншон (manshon).

Для анализа было выбрано несколько индивидуальных домов, построенных в последние 10-15 лет. Эти постройки показательны с точки зрения использования основных традиционных элементов и принципов в современной жилой архитектуре.

В образах современных домов в Японии можно увидеть такие элементы как решетки. Мелкую обрешетку могут использовать в оформлении фасадов, ограждений и ворот. Исторически решетки в различных вариациях использовались в итерьерах и экстерьерах японской архитектуры. В Киото сохранилось множество «матий» с подобным оформлением фасадов [5]. Днем такого рода ставни свободно пропускают деликатный свет, но защищают от посторонних глаз. Традиционно деревянные решетки устанавливали в качестве защиты от воровства. Для домов самураев было характерно сплошное оформление фасада решетками и наличие небольшого зарешеченного эркера для наблюдения за посетителем. Пример интерпретации этого элемента наглядно представлен в оформление фасада дома в Инокашира от студии «NOA» (табл.1, рис.2). Фасад в уровне второго и третьего этажей закрыт решеткой из кедровой планки, текстура и метрический ряд которой обращают к образам архитектуры прошлого. Таким же приемом воспользовались архитекторы при строительстве частного дома в Киото – «Дом–Т» (табл.1, рис.1), где ограждением из мелкой решетки было закрыто пространство внутреннего дворика. Внешняя отделка выполнена из металлического сайдинга с порошковым покрытием, имитирующим состаренную древесину.

Каркас традиционного дома устанавливался на опорные камни либо на крупный гравий, равномерно распределеный под приподнятой на 50 см конструкцией пола. Также мелким гравием оформляли территорию вокруг веранды «эпгава» 1. В двух приведенных примерах придомовая территория отсыпана камнем различных размеров. Таким образом оформлен участок у дома в Бузене (табл.1, рис.5), а в Акриловом доме (табл.1, рис.4) мелкими камешками отсыпана кухня-веранда, выходящая во внутренний двор.

В проекте дома в Будзене плиты, образующие подход к дому, свободно расположенны менжду гравием подобно традиционной каменной дорожке «тоби-иши»2 (tobi-ishi) [4,5]. Такой же прием использован в «Доме-О» в Киото (таб1, рис.6), где пять камней ведут к входу через небольшой песчаный дворик.

Традицинно пол в жилых помещениях был поднят над уровнем земли на 50 см [1,2,3,4]. Проект дома в Хидака (табл.1, рис.9) представляет интерпретацию этого приема. Первоначально создается впечатление высоко приподнятого на больших опорных камнях дома. На самом деле за камнями располагается первый этаж, по всему периметру которого устроено панорамное остекление.Таким образом, сохраняется принцип включенности в окружающую природу.

«Дом-мост» Bridge House (табл.1, рис.3) напоминает о домах Киото. Цвет и текстура фасада, обшитого горизонтальными досками темного дерева, создает образ традиционного для Японии дома. Традиционные решетки интерпретированы в форме перголы над пространством между двумя объемами дома.

Исторически сложилось так, что жилье в Японии не мыслится без сада. Бережное отношение к природе вышло из религии синто, которая обожествляла все предметы живой природы [7]. Поэтому при каждом доме был сад, пусть даже самых малых размеров. Современные проекты зачастую несколько минималистичны, но основные принципы, например, наличие каменных элементов наряду с растениями, соблюдаются. «Дом-сад» (табл.1, рис.11) воплощает идею значимости природы в жизни японца. Несмотря на ограниченность жилых площадей, дом был спроектирован таким образом, что главное место и большую площадь занимает внутренний двор-сад. Жилые помещения располагаются по периметру и все открыты во внутренний двор.

В доме «Гейбл» (табл.1, рис.12) пространство сада создано благодаря мощному бетонному забору. Вход в дом и сад закрыты от посторонних глаз, что создает камерную атмосферу. Пространство перед входом отсыпано мелкими камнями.

В «Доме Глубины» (табл.1, рис.10), напротив, сад раскрыт на проезжую часть. Собственно, в этом случае садом является единственное дерево на крошечном участке, отсыпанном камнем. «Сад» огорожен декоративной стенкой, скрывающей вход в дом. Дом выглядит как абсолютно минималистичная композиция, но этот элемент вносит частичку живой природы.

«Эпгава» в японской архитектуре – это своеобразное связующее звено между внутренним пространством и природой [4]. В проекте дома в Вакаура (табл.1, рис.13) веранды «эпгава» сооружены во всех многочисленных внутренних двориках. Традиционно они сделаны из деревянных досок. В облицовке дома применены местный кедр и кипарис. Такие же примеры создания подобных веранд можно увидеть в резиденции «Дом со стеной» (табл.1, рис.14) и в доме у моря – так называемом «Доме С» (табл.1, рис.15).

«Дом С» является очень интересным примером, здесь «эпгава» трансформируется в широкую дощатую веранду, открывающуюся на пляж. Дом максимально открыт в окружение, обе продольные стены выполнены в качестве стеклянных откатывающихся панно, на плоской кровле, покрытой слоем грунта, организована естественная лужайка. Можно сказать что этот дом воплощает в себе все основные принципы организации жилого пространства в японской традиции.

 Таблица 1.
Традиции в современной архитектуре Японии

2. Запад. Традиции в архитектуре Голландии

Архитектура Европы на протяжении веков меняла свой облик, проходила через влияние различных стилей. Но в данной статье рассматривается тип жилья, который у каждого ассоциируется с Европой. Фахверк появился в Германии и распространился на территории Нидерландов, современных территориях Бельгии, Голландии, Люксембурга.

Конструктивная система фахверка – это несущий каркас, состоящий из стоек, балок и раскосов. Деревянный каркас преимущественно строился из дуба на каменном основании. Стены служили лишь ограждающими конструкциями и практически не несли нагрузки, пространство между каркасом заполнялось различными материалами: глиняный саман3, дерево, кирпич и т.д. В силу особенностей материала, а также недостатка освещения появились такие элементы как эркеры, консольные нависающие верхние этажи.

Современный фахверк впервые появился в 70-х годах ХХ в. и стал переосмыслением старых архитектурных приемов с позиции принципов функционализма. Появление клееной древесины позволило перенести принципы новой архитектуры, использовавшиеся в строительстве из стали и железобетона, в деревянное строительство. Современный фахверк имеет не так много общего с традиционным. Из классических составляющих остался преимущественно каркас, хотя для его изготовления уже не применяют брус. Сегодня для этих целей используют клееную древесину.

Клееный брус является более совершенным конструкционным материалом, чем выточенный из ствола брус. Клееные брусья и балки могут иметь большое сечение, а также длину до 12-18 м. В качестве заполнителя применяют минераловатные панели из кварцевого или базальтового волокна, газобетон, кирпич, и другие. Также ушли в прошлое и маленькие средневековые окошки, в современном фахверке есть возможность применять панорамное остекление.

Для анализа выбраны четыре индивидуальных дома, построенных в Голландии в последние годы. «Вилла ван Липциг» (табл.2, рис.1) выглядит очень современно, с некоторыми чертами конструктивистского стиля, тем не менее, имеет две характерных для традиционного фахверка особенности.

Первая – это не скрытые, выступающие на фасад плиты перекрытия, которые также несут декоративную функцию. И вторая особенность – технология, способ оформления стен. Участки между выступающими конструктивными элементами заполнены каменной кладкой и деревянными панелями. Стилистически этот прием отсылает нас к традиции фахверка как к первоисточнику [8,9].

Дом в Эльдервольде (табл.2, рис.4) представляет собой вытянутый объем со свободным планировочным решением и доминирующей ролью кровли. Дом имеет каркасную конструктивную систему, а форма крыши является самым показательным элементом, заимствованным из архитектуры прошлого. В интерьере элементы стропильной системы не скрываются и являются основной декоративной чертой. «Дом с дымоходами» (табл.2, рис.5) воплощает образ старой Европы. Это обусловлено традиционной формой кровли, «украшенной» несколькими дымоходами. Причем, это не просто декоративные элементы – в доме устроена система печного отопления, что довольно редко в настоящее время. Дымоход, как технологический элемент домов, в XXI веке практически исчез из силуэтов новых построек. Использование натурального дерева в качестве облицовочного материала всех наружных поверхностей, упрощение формы за счет исключения мелких деталей переносит акцент на силуэт здания.

«Вилла Роттердам» (табл.2, рис.3) – воплощение современного видения в архитектуре. Но, тем не менее, ломаные формы оболочки, очертания световых проемов напоминают узор фахверкового фасада [8]. При этом форма кровли вполне традиционна. Таким образом, на стыке традиций и авангарда создается характерный образ.

Таблица 2.
Традиции в современной архитектуре Голландии

Заключение

На основании анализа рассмотренных примеров можно говорить о том, что для обеих культур характерно обращение к архитектурным национальным традициям прошлого. Преемственность характерна для каждой из этих двух стран. И неправомерно говорить о большем или меньшем влиянии традиций в той или иной стране. Тем не менее, существует качественная разница: для Запада более характерна интерпретация классической формы или образа, в то время как для Японии наиболее важным аспектом является архитектурная деталь. Причем деталь воспринимается не только как конструктивный или декоративный элемент, а как носитель философии жизни.


1 Эпгава – пространство между седзи и амада, веранда с полом, выложенным из деревянных досок
2 Тоби-иши – дословно «камни, выложенные для перехода» через что либо. Ключевой элемент в оформлении сада – дорожка из отдельно расположенных камней
3 Саман –   строительный материал из глинистого грунта, высушенного на открытом воздухе.

Библиография

  1. Kazuo N. What is Japanese Architecture / N. Kazuo, H. Kazuo /Tokyo: Kodansha International Ltd. 1985. – 142с.
  2. Cram R. A., Impressions of Japanese Architecture / R. A. Cram, foreword by M. Locher, Tokyo: Tuttle Publishing, 2010. – 159 c.
  3. Young D. Michiko Young, The Art of Japanese Architecture / D. Young, M. Young / Tokyo: Tuttle Publishing, 2007. – 176 c.
  4. Yagi K. Japanise touch for your home / K. Yagi, R. Hata / Tokyo: Kodansha International Ltd, 1992. – 84 c.
  5. Tada K. Japan style: Architecture Interiors Design / K. Tada, G. Mehta / Tokyo: Tuttle Publishing, 2005. – 84 c.
  6. Drexler A. The Architecture of Japan / A. Drexler / New York: The Museum of Modern Art, 1954. – 286 c.
  7. Сидоров В.А. Архитектура жилища Японии канонического типа. Перспективы сохранения и развития / В.А. Сидоров / дис. на соискание степени докт. искусствовед, Б., 2010. – 402с.
  8. Valentin J. L., Le colombage mode d’emploi / J. L.Valentin / Paris: Groupe Eyrolles, 2007. – 72 c.
  9. Jackson A. W., The half-timber house / A. W. Jackson / New York: McBride, Nast & Company, 1912. – 115 c.
  10. Якушекно А.А. Анализ архитектурных форм традиционного сельского жилища Японии / А. А. Якушекно, В. И. Лучкова // Новые идеи нового века: сб. тр. науч.-практ. конф. – т. I. (Хабаровск, 22-24 февраля, 2011 г.). – Хабаровск, 2011.– С. 436-440


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017