№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Волегова Ульяна Владимировна

студент МГТУ им. Г.И. Носова.
Научный руководитель:
доктор технических наук,
профессор В.С. Федосихин,
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»,
г. Магнитогорск, Россия

ИССЛЕДОВИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНЫХ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ НА БАЗЕ УНИВЕРСИТЕТОВ


УДК: 72.01

В статье представлены обобщенные материалы исследований, посвященных вопросам истории возникновения, организации и функционирования университетских научно-инновационных комплексов.

Ключевые слова: учебные научно-инновационные комплексы, технополисы


Университетские научно-инновационные комплексы являются новой перспективной формой интеграции науки, образования и производственных сил на региональном уровне.

В 2000 году правительством РФ было принято решение о передаче фундаментальной науки университетам. В стране развернулась кампания по созданию инновационных структур, занимающихся внедрением новейших достижений в производство на постоянной основе. Вышел закон, разрешающий университетам создавать малые предприятия для внедрения и коммерциализации своих разработок и развития наукоемкого бизнеса.

По мере усиления всех связей в системе «наука - производство - подготовка кадров» возникает необходимость в территориальной близости учебных и научных учреждений, в создании единых научно-образовательных производственных комплексов. Базой для формирования учебно-научного центра может служить крупное учебное многопрофильное заведение, исследовательский институт, имеющий разнообразные многопрофильные научные связи, или предприятие наукоемкого производства. В странах Европы и Америке большинство исследований проводятся в рамках крупных университетов и промышленных фирм. Для нашей страны была характерна институтская форма организации научно-исследовательских работ. Высшие учебные заведения также вели научные исследования по согласованным с производством программам. В настоящее время высшие учебные заведения остаются важнейшими центрами научных исследований и подготовки кадров. Учебно-научные комплексы возникают в результате кооперирования деятельности и пространственного объединения учебных заведений, научно-исследовательских институтов с их экспериментальной, учебной и производственной базой.

Итак, с целью внедрения передового зарубежного опыта в отечественную практику обратимся к материалам об организации и функционировании университетских комплексов в западноевропейских странах. С точки зрения хронологии появления университетских комплексов страны, можно разделить на четыре группы (табл. 1).

Таблица 1.
Хронология организации университетских комплексов в странах Европы

Группа Страны группы Временной период возникновения УНИКов Характеристика группы
1 группа Великобритания,
Франция,
Бельгия,
США
Первая половина
70-х гг. ХХ в.
«Пионеры», создавшие хоть и немногочисленные, но полностью сформированные действующие университетские комплексы.
2 группа Германия,
Нидерланды,
Швеция,
Финляндия
После 1980 г.
ХХ в.
Эта группа стран активно включилась в процесс организации комплексов и стала энергично догонять первую, так что к середине 90-х прошлого века они сравнялись по показателям функционирования.
3 группа Швейцария,
Австрия,
Норвегия,
Испания, Португалия,
Дания,
Италия
Начало 90-х гг.
ХХ в.
Инновационные комплексы создаются интенсивно и по сей день, а уже функционирующие имеют колоссальный потенциал для развития при проведении инновационно-ориентированной политики государства.
4 группа Россия,
Украина,
Казахстан
С 2000 г. Внедрение передового опыта Европы в практику. Создаются первые действующие комплексы.

Наиболее типичным для большинства стран являются комплексы, которые часто называют инновационными центрами. Они значительно различаются по размерам, составу фирм-клиентов, степенью привязки к базовым исследовательским институтам или учебным заведениям. Во всех случаях цель создания комплекса состоит в ускорении реализации научных разработок, оживлении экономической активности, создании новых рабочих мест.

Как правило, создаются УНИКи главным образом за счет капитальных вложений центрального, регионального или местного правительства (чаще всего усилия объединены), а в ряде случаев – с помощью дотаций из централизованных фондов Европейского союза. В России финансирование инновационных центров будет производиться из федерального бюджета в части содействия развитию инфраструктуры, разработки проектной документации по некоммерческим объектам, а также научной инфраструктуры. Остальные объекты, большинство из которых будет относиться к коммерческой инфраструктуре, однако, в том числе, включающей и ряд социальных объектов, будут обеспечиваться в рамках софинансирования.

Это свидетельствует о том, что создание инновационных комплексов – не стихийный процесс, а одна из составляющих планомерной государственной научно-технической политики, направленной на ускорение и облегчение структурной перестройки экономической системы на наукоемкую основу.

Рассмотрим более подробно функционирования South Bank Polytechnic в Великобритании. South Bank Polytechnic относится к числу высших технических учебных заведений, целая группа которых была создана в Британии в конце 50-х – первой половине 60-х годов ХХ века.

Политехникумы ни значительной территории, ни капиталов не имеют, существуют на государственные дотации и плату, вносимую студентами за обучение. Из этого следует, что самостоятельно организовывать исследовательские центры им негде и не на что, они могут выступить лишь в качестве энтузиаста-инициатора, партнера, но не владельца комплекса. Именно так обстояло дело с технопарком на южном берегу. Инициативу проявил директор политехникума, профессор Бисон, который до назначения на этот пост в 1980 году несколько лет работал профессором в одном из университетов Калифорнии и вернулся оттуда с множеством идей по поводу использования опыта американских вузов на британской почве. Одной из таких идей было создание при политехникуме технопарка. Бисона поддержали правительство и одна из самых крупных страховых компаний страны Prudential Insurance Co, технопарк был включен в программу преодоления проблем центров больших городов, где не хватает рабочих мест и наблюдается отток населения в связи с неблагоприятной экологической обстановкой.

Результат получился не совсем тот, на который рассчитывали организаторы: комплекс за год-полтора был заполнен фирмами-клиентами, часть из них значительно выросла, и вышел на одно из первых мест в стране по суммарному обороту и доходам размещенных здесь высокотехнологичных компаний. К 1989 году их было 50, причем 10 компаний занимали около половины всех площадей. SBР попал в число лидирующих комплексов страны, но превратился по существу просто в обычное арендуемое производственное здание. Конвейера не получилось. Клиенты преуспевали, однако никуда не выезжали, а связи их с политехникумом довольно быстро ослабли: освоив свой бизнес, фирмы не испытывали потребности в дальнейшей помощи со стороны вуза.

Для устранения данной проблемы современное правление South Bank Polytechnic разработало и утвердило схему прохождения фирм-клиентов через технопарк, рассчитанную на 3–4 года.

Данная схема предусматривает несколько этапов.

  1. Отбор нового клиента из числа претендентов. Критерии отбора – новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заключается договор на аренду помещения, но этот договор требует ежемесячного подтверждения сторон и может быть расторгнут по желанию одной из них. Тогда клиент обязан в месячный срок освободить занимаемую площадь.
  2. Вселение и первый год работы в условиях технопарка. Здесь клиент получает финансовую, техническую, технологическую и прочую помощь на льготных условиях. «SBР» имеет контракты с 35 консультантами по разным аспектам деятельности малых фирм из числа преподавателей университета.
  3. Становление и рост фирмы (2-3 года), увеличение количества ее работников. Если начинают обычно 1–2 человека, то в случае удачного хода дел количество их возрастает до 5, а затем и до 10–20 человек. По мере укрепления положения клиента, технопарк постепенно сокращает свою помощь: арендная плата увеличивается почти до уровня общепринятого в данном районе, возрастает плата за услуги, и условия деятельности клиента приближаются к тем, что существуют во «внешнем мире».
  4. Выход фирмы из технопарка. Администрация последнего помогает «созревшему» клиенту подыскать новое помещение и переехать. Поскольку SBР приобретает часть акций успешно развивающихся в стенах парка компаний, ее связи с ними будут сохраняться и после переезда, но уже на иных условиях, не предусматривающих каких-либо официальных льгот.

Таким образом, технопарк на южном берегу, преуспевая в коммерческом плане, отклонился от выполнения первоначальных задач и в настоящее время реализует классическую концепцию «инкубатора».

Интересен опыт создания научно-исследовательского комплекса Кильского университета в г. Сток-он-Трент. Комплекс официально открылся в 1987 году. Площадь отведенного для него участка составляет 15 акров. Инициативу проявил университет, рассматривая строительство парка в качестве решительного шага в направлении интеграции вуза с промышленностью, установления тесных и долгосрочных связей с ней. Основные расходы, связанные с созданием комплекса, легли на университет. Расположен он в сельской местности, крупных промышленных центров в непосредственной близости нет. Сток-он-Трент – небольшой провинциальный город, вернее, конгломерат из трех «сросшихся» городков. Местные власти участвуют только в административном руководстве комплексом, и финансовые средства не выделяют.

Наплыва клиентов не наблюдается (возможно, из-за особенностей расположения), поэтому и отбора практически нет. Стараются принять в комплекс фирмы, прочно стоящие на ногах или с очень четкой и близкой перспективой. Договоры с арендаторами заключаются на длительные сроки, до 21 года, иначе их привлечь не удается. Университет предоставляет стандартный для научного комплекса набор услуг, как консультативных, так и бытовых (столовая, библиотека), однако клиенты пока слабо используют возможности, связанные с научным потенциалом вуза.

Технологический центр г. Лафборо был открыт в 1984 году. Он построен на земле, принадлежащей муниципальному совету графства Лестершир, и на его средства, является собственностью совета и управляется одним из его отделов. Территория центра примыкает к кампусу Лафборского технологического университета и к участку, занимаемому Лафборским колледжем искусства и архитектуры. Технологический университет в Лафборо – один из крупнейших технических вузов и центров фундаментальных и прикладных исследований страны в области естественных наук. Строя технологический центр, муниципалитет Лестершира ориентировался на тесное сотрудничество с университетом. Организацию такого сотрудничества взяла на себя фирма Loughborough Consultants Ltd, а в самом университете за кооперацию с технологическим центром отвечает специальная группа, возглавляемая одним из профессоров.

Технопарк располагает 34 модулями и сдает их в аренду на три года. Университет предоставляет (за плату) консультантов, возможность пользоваться лабораторным оборудованием, испытательными стендами, мастерскими, компьютерным центром, средствами коммуникаций. Кроме того, клиенты центра могут использовать спортивные площадки, бассейн и прочие рекреационные сооружения университета на тех же условиях, что и сотрудники последнего.

Как показывает практика, «отпочковываются» от университета, в основном, фирмы, основанные бывшими преподавателями.

В 1983 году начал свою работу Научный комплекс Брадфордского университета, г. Брадфорд. Он был создан по совместной инициативе местных властей и университета. Основной причиной создания данного комплекса послужила модернизация традиционной промышленности, проводимая в то время.

Город и его округа входили в число районов, наиболее сильно пострадавших от процессов модернизации и объявленных правительством своего рода зоной бедствия. Для помощи таким районам правительство развернуло несколько крупных программ развития и оздоровления экономики.

Университет обязался оказывать научно-техническую помощь, а также дать возможность клиентам комплекса пользоваться университетской библиотекой, столовой, спортивными сооружениями, конференц-залами и т.д.

Учитывая, что Россия в активную стадию инновационного развития вступила только в начале 2000-х годов, формы организации отечественных УНИКов будут отличаться от тех, которые создавались в европейских странах первой и второй групп, но для эффективного функционирования этих объектов инновационной инфраструктуры необходимо учитывать опыт функционирования аналогичных структур за рубежом.

В настоящее время в России создано 24 особые экономические зоны четырех типов: 4 технико-внедренческие (ОЭЗ ТВТ), 4 промышленно-производственные, 13 туристско-рекреационных, 3 портовые.

Технико-внедренческие ОЭЗ действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, а также в Московской области. Они являются инструментом создания инновационной инфраструктуры, направленным на поддержку развития научно-технического потенциала регионов.

Рассмотрим подробнее инновационный центр «Сколково» (Инноград (Город инноваций)). Окончательные параметры Иннограда не определены. Есть общая идея и финансирование. Есть осознание «догоняющего» характера проекта и необходимости учесть лучшие зарубежные практики. При этом уже сейчас ясно, что создается не очередной технопарк или наукоград (таких попыток было предпринято уже множество без очевидной отдачи), а многофункциональный научно-инновационный комплекс. Он должен включать в себя университеты, предприятия и бизнес-инкубаторы, образуя целую экосистему получения, передачи и коммерциализации инновационных технологий. Конечная цель – производить высокотехнологичные товары и услуги с высокой добавленной стоимостью, востребованные на глобальных рынках.

Согласно концепции Urbanvillages, для сохранения экологии предполагается использовать «возобновляемую модель» обеспечения ресурсов: отходы не уходят из города, а утилизируются прямо там. Кроме того, планируют широко использовать возобновляемые источники энергии – от энергии солнечных батарей и очистки дождевой воды до геотермальных источников

В составе фонда «Сколково» существует пять кластеров, соответствующих пяти направлениям развития инновационных технологий: кластер биомедицинских технологий, кластер энергоэффективных технологий, кластер информационных и компьютерных технологий, кластер космических технологий и кластер ядерных технологий.

1. ИТ
Команда кластера развивает стратегические направления информационных технологий – от поисковых систем до облачных вычислений. Он объединяет свыше 100 компаний.

2. Энергоэффективные технологии
В рамках кластера поддерживаются инновации и прорывные технологии, нацеленные на сокращение энергопотребления объектами промышленности, ЖКХ и муниципальной инфраструктуры. В него входит свыше 80 компаний.

3. Ядерные технологии
Главная цель – инновационное развитие ядерных технологий

4. Биомедицинские технологии
Эксперты кластера поддерживают и развивают инновации в области биомедицинских технологий. В кластер входит свыше 90 компаний.

5. Космические технологии и телекоммуникации
Компании кластера занимаются космическими проектами и развитием телекоммуникационных технологий. Тем самым затрагивается множество сфер деятельности – от космического туризма до систем спутниковой навигации.

В связи со вступлением в ВТО России крайне необходимо ускорить и расширить освоение новых инновационных технологий. В своей дипломной работе автор представляет инновационный комплекс МГТУ им. Г.И. Носова, где будут реализованы следующие направления:

  • Производство специальных сталей и сплавов для повышения конкурентноспособности в машиностроении.
  • Разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий.
  • Разработка новых технологий по охране окружающей среды, безопасности жизнедеятельности, технологий мониторинга и прогнозирования атмосферы и гидросферы.

Чтобы решить сформулированные выше задачи, необходимо учесть важнейшее требования к проектированию УНИК – такие как гибкость планировки, способность к трансформированию комплекса зданий, самого здания и его частей, также высокий уровень комфортности и сложность инженерного оборудования.

Создание в Магнитогорске учебного научно-инновационного комплекса позволит расширить производство с целью привлечения инвестиций, создать новые рабочие места, освоить новые территории.


Библиография

  1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. – М.: ИНИОН РАН, 2005
  2. Зарубежный опыт работы технопарков [Электронный ресурс] Эксперт Ра. – URL: http://www.raexpert.ru/researches/technopark/part2/ (Дата обращения 04.03 2012)
  3. Ситников А. Кремниевая долина в Сколково: за и против [Электронный ресурс] / А. Ситников // Forbes. – URL: http://www.forbes.ru/mneniya/opyty/46581-kremnievaya-dolina-v-skolkovo-z... (Дата обращения 2.04 2012)
  4. Кластеры [Электронный ресурс] / Сколково. – URL: http://www.sk.ru/Model/AboutFund/Clusters.aspx (Дата обращения 2.04.2012 )


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017