№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 38 - Приложение Июль 2012

Архитектура


 Гарипова Карина Эриковна

магистрант УралГАХА.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
профессор С.А. Дектерев,
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»,
г. Екатеринбург, Россия

АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ


В статье сформулирована актуальность проблем связанных с образованием в России, описано сегодняшнее экономическое положение страны в целом, рассмотрены проекты современных зарубежных и отечественных учебных заведений (в том числе кампус УрФУ), сформулированы основные принципы проектирования современного научно-образовательного центра.

Ключевые слова: архитектурное пространство, принципы проектирования НОЦ, университеты, Уральский федеральный университет


С самого своего возникновения университеты были призваны преобразовывать наш мир и даже в те эпохи, когда университеты всячески старались воспроизводить университетский корпоративный консерватизм – религиозный или академический. Статистика научных биографий показывает, что даже в период подъема академий в XVII – XVIII вв. ведущие ученые Европы работали в университетах. А благодаря тому, что университет всегда занят формированием нового поколения образованных людей, он все время толкает время вперед. Как итог, университеты создают наше будущее.

Сегодня каждое новое поколение наследует мир, грандиозно отличающийся от мира предыдущего поколения.

К сожалению, сегодня экономика России характеризуется низким уровнем инновационной активности. В экономике России сегодня используется не более 2% создаваемых научных знаний. А ВВП на долю знаний, воплощенных в технологиях, товарных продуктах и образовании в России не превышает 30-40% , в то время как в развитых станах этот показатель составляет 80-95%. [1]

В настоящее время в России делается ставка на инновационное развитие страны, реализацию человеческого потенциала, умение людей постоянно улучшать технологию промышленного производства для повышения экономических результатов. Осуществление этих аспектов позволит улучшить жизнь общества в целом, что является, пожалуй, главной целью страны на сегодняшний день. В России начался этап создания особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, реализация крупных инвестиционных проектов в сфере науки и образования. В последнее входит формирование федеральных и национальных исследовательских университетов, например, Уральский федеральный университет (УрФУ) в Екатеринбурге (рис.1).

Рис.1. Уральский федеральный университет (УрФУ) в Екатеринбурге

Целью создания УрФУ является формирование в Уральском федеральном округе научно-образовательного и инвестиционного кластера, ядром которого станет новый Университетский комплекс. Уральский федеральный университет позиционируется как один из системообразующих лидеров ВПО, который должен обеспечить расширенное воспроизводство кадрового и интеллектуального состава специалистов в условиях реализации инновационного сценария.

В 2010 году был разработан эскизный проект застройки нового Университетского кампуса, включающего в себя научно-образовательные центры, бизнес-школы, высшую инженерную школу, технопарк, объекты социально-культурного назначения, общежитие для студентов и аспирантов, жилья для ППС и сотрудников, административный и общественный центры, библиотеку, конференц-центр, спортивный и культурно-досуговый центры, медицинский и общественно-торговый центры, гостиницу.

Стоит сделать акцент, что кампус УрФУ не единственный проект, реализуемый в рамках программы, еще один хороший пример – проект организации Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ на базе факультета менеджмента СПбГУ. Для размещение загородного кампуса отведена территория дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача», расположенного под С.-Петербургом, между Петергофом и Стрельной. «Михайловская дача» – объект исторического и культурного наследия федерального значения (рис.2) [2].

Рис. 2. Проект организации Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ

Одним из основных достоинств этого проекта является объемно-пространственная композиция зоны нового строительства, которая наследует принцип сочетания регулярной и живописной планировки, заложенный еще создателями великокняжеской усадьбы.

Еще один интересный проект – московская школа управления Сколково, воплощающий в себе уникальную архитектурную задумку. (рис.3) Основной концепт проекта – создание многофункциональной площадки, которая должна демонстрировать инновационный характер школы и основываться на идеях, возникших в России и получивших всемирное признание. Именно поэтому в основу архитектурного проекта кампуса Сколково легла картина «Супрематизм» Казимира Малевича.

Рис. 3. Московская школа управления Сколково

Философия школы: создание благоприятной атмосферы для общения, коммуникации людей, гармонии и баланса души и бизнеса. Архитектор Дэвид Аджайе спроектировал некий диск, служащий основанием кампуса, в котором находятся учебные кластеры, конгресс-холл, кафе и т.д. Из него можно попасть в любой учебный корпус, не выходя на улицу, что очень удобно для нашего климата. Уникальное здание Кампуса и окружающая его территория представляют собой единый законченный ансамбль, создавая впечатление целостности и важности каждой детали – будь то скамейка на пруду или профессорский коттедж. Проект ландшафта разработан таким образом, чтобы стать логичным связующим звеном между внешним обликом здания и его интерьером. В перспективе зеленые насаждения будут занимать порядка 15 гектаров [3]. Для поиска современных архитектурных решений федеральных университетов России, придания им оригинальности и новизны, необходимо ознакомиться с интересным опытом проектирования учебных центров зарубежных стран. Хотелось бы рассмотреть 2 ярких зарубежных проекта, построенных в последние 2 года: это новый учебный корпус Колледжа Купер-Юнион в Нью-Йорке и учебный центр Роллекс Федеральной политехнической школы Лозанны.

Том Мейн запроектировал здание колледжа Купер-Юнион в Нью-Йорке сознательно «неконтекстуально» по отношению к окружающей застройке, что позволило сделать акцент на постройке, выделить как уникальную единицу. (рис. 4) Серебристая сетка-экран, состоящая из терморегулирующих панелей, кажется то светлой и почти прозрачной, то напоминает «броню носорога», непроницаемую стальную кольчугу, в зависимости от погодных условий. В его облике сочетается открытость и неприступность, рвущаяся наружу энергия и сдержанность, пластика и геометрия, легкость и тяжесть. Основной принцип архитектуры нового Купер-Юниона – это двойственность и противоречивость.

Рис. 4. Здание колледжа Купер-Юнион в Нью-Йорке

Интерьер нового Купер-Юниона заслуживает отдельного внимания. В нем создано единое пространство (вместо отдельных этажей, где по сторонам коридоров располагаются офисные и учебные помещения), которое в своем разнообразии планов, подвижности и пластичности служит метафорой мысли. «Вертикальный кампус» внутреннего пространства – это основной концепт здания. [4] Объединяющий элемент – это лестница, которая ведет с первого до четвертого этажа, из одного конца здания в другое. Она служит местом встреч, общения и отдыха, создавая динамичное пространство. (рис. 4) Здание также обладает рядом «зеленых» свойств, благодаря чему оно получило платиновый экологический сертификат LEED. Другой яркий реализованный проект – учебный центр Роллекс Федеральной политехнической школы Лозанны. Архитекторам Кадзуо Сейджиме и Рю Нишидзаве, проектировавшим учебный центр, после завершения строительства присвоили Притцкеровскую премию.

По замыслу заказчиков, новый учебный центр должен был стать «центром будущего» и воплотить в себе новые задачи и философию образования, создать условия для разнообразных коллективных и междисциплинарных исследований, которые представляются сегодня необходимым для прогресса науки и технологии. Здание поражает несомненной смелостью замысла, новизной конструкций, изысканностью минималистического дизайна (рис. 5). Белое здание Ролекс-Центра сверху напоминает ломтик дырчатого швейцарского сыра или фрагмент лунного дизайна. Его волнистые колеблющиеся формы прорезаны насквозь округлыми дворами-патио разных размеров и очертаний. Здание занимает прямоугольный участок в 20 тыс. кв.м , но при этом создает впечатление прозрачности и собранности. [5] Лишенное стен и почти не имеющее заметных глазу функциональных опор, это обширное сооружение стелется и зависает над землей.

Его интерьер – сплошное, не разделенное стенами пространство внутреннего ландшафта. Полы и стены, вертикали и горизонтали были упразднены. Сам Кадзуо Сейджима говорит про концепцию здания: «Мы задумывали создать одну очень большую комнату, где разные люди могли бы встречаться, взаимодействовать и образовывать новые связи. Это скорее напоминает парк». [5] (рис. 5).

Рис. 5. Учебный центр Роллекс Федеральной политехнической школы Лозанны

Пространство в Ролекс-центре, как в природе, анти-иерархическое и анти-дидактическое, оно не задает определенного направленного движения. Каждый сам выбирает путь, а также место для индивидуальных занятий и отдыха. Свобода передвижения здесь становится метафорой интеллектуальной свободы и свободой выбора. В Ролекс-центре естественным образом соединяются технология, наука, природа и искусство, что наверняка вдохновит кого-то своим примером на новые мысли и раскрепощенное творчество. «Зеленые качества» Ролекс-центра были признаны соответствующими высокому швейцарскому стандарту MINERGIE.

Итак, на основе рассмотренного опыта зарубежных и отечественных примеров обозначим важные принципы проектирования современного научно-образовательного центра. (рис. 6).

Рис. 6. Основные принципы проектирования современного НОЦ

Заключение

Главный акцент в проектирования современного научно-образовательного центра должен ставиться именно на создание среды, обеспечивающей максимальную коммуникацию студентов с преподавателями, а также друг с другом. Это должно повысить общую работоспособность, творческую активность студентов, способствовать позитивному мышлению и неформальному общению между ними.

Проектирование НОЦ, согласно предложенным принципам, позволит создать такие условия, которые вывели бы российское образование на уровень, соответствующий международным стандартам, тем самым привлекая новых студентов и преподавателей. В свою очередь, это будет способствовать сценарию построения инновационной экономики в России.

 


Библиография

  1. Программа развития Уральского Федерального Университета имени первого президента России Б.Н.Ельцина на период до 2020 года – Екатеринбург, 2010.
  2. Агентство архитектурных новостей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agency.archi.ru/object_current.html?id=4404
  3. Сколково. Московская школа управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.skolkovo.ru/public/campus-general/#
  4. Проектinternational. – М.: Проект медиа/project media, 2010. №24
  5. Проектinternational. – М.: Проект медиа/project media, 2010. №26/27


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017